Итак, вернёмся к древнейшему периоду истории.
Арктическая теория
В течение многих тысячелетий Земля периодически покрывалась ледниками. Последний ледник отступил с суши около 13 тысяч лет тому назад. Начался период, именуемый голоценом, в котором живём и мы. Основные сведения об этом можно почерпнуть из открытых учёными памятников письменности и находок материальных предметов, то есть, остатков жилищ, утвари, украшений и т.п.
Но ведь письменность, если верить историкам, появилась так поздно, что самые её древние памятники не прослеживаются дальше IV тысячелетия до н.э. (как, например, первые египетские иероглифы), а материальные вещи, находимые археологами, всегда безмолвны, и учёным приходится гадать, часто меняя собственные выводы, какими именно народами эти вещи были созданы. Обычно присваивают той или иной группе вещей, по признаку взаимного сходства и территориальной близости, название какой-то культуры, чаще всего, выбирая это название по месту находок (дьяковская культура – по селу Дьяково или андроновская – по селу Андроново и т.п.)
«Многие писали историю России, но как она несовершенна! – сколько событий необъяснённых, сколько искажённых! Большей частью один списывал у другого, никто не хотел рыться в источниках, потому что изыскание сопряжено с большой утратой времени и трудом. Переписчики старались только в том, чтобы блеснуть витиеватостью, смелостию лжи и даже дерзостию клеветы на своих праотцев!..»
Так характеризовал труд «учёных» Зубрицкий в «Истории Червоной Руси» два столетия назад. Н.А. Морозов писал, что профессор Саламанкского университета де Арсилла ещё в XIX веке в своих трудах доказывал, что древняя история сочинена в средние века. Иезуитский историк и археолог Жан Гардуин (1646-1724) считал классическую литературу за произведения монахов предшествовавшего века. Немецкий приват-доцент Роберт Балдауф написал в 1902-1903 годах свою книгу «История и критика», где на основании чисто филологических соображений доказывал, что не только древняя, но даже и ранняя средневековая история – фальсификация Эпохи Возрождения.
Подобная критика (весьма аргументированная!) встречается в трудах серьёзных историков, в частности, Эдвина Джонсона (1842-1901) и многих наших соотечественников, начиная с М.В. Ломоносова.
«Познания человека увеличились, книжная мудрость распространилась, с ними возросла самоуверенность учёных. Они начали презирать мысли, предания, «догадки невежд»; они стали верить, безусловно, своим догадкам, своим мыслям, своим знаниям. В безконечном множестве подробностей пропало всякое единство... Многоучёность Византии затемнила историю древнюю, а книжничество германское наводнило мир ложными системами. В наше время факты собираются с тщанием и добросовестностью, системы падают от прикосновения анализа. Но верить существованию антиподов или отвергать древность книг ветхозаветных, верить рассказам о Франке и Брите или тому, что все десятки миллионов Славян вышли из одного уголка Придунайской земли, – равно смешно!..»
Так писал Алексей Степанович Хомяков (1804-1860).
Попытаемся в данной статье выяснить возраст, местонахождение исконных земель и зон расселения древнейших предков Арьев и Славян, причём в тот период, когда они уже существовали, как группы племён, каждая из которых была обобщена своим языком или близкородственными диалектами, своей бытовой культурой и вероисповеданием. Здесь следует уточнить значение слова Арья (ар’я, ария), которое стало неправомерно, а иногда и спекулятивно употребляться в нашей публицистике. Это название условно относится к группе племён индо-ирано-европейской группы, говорящих на близкородственных диалектах и создавших некогда сходные формы культуры. Это же слово более 60 раз встречается в Индийских Ведах.
Из всей обширной семьи индоевропейских народов мы останавливаемся здесь на Славянах и Арьях, ввиду их двух основных сходств:
а) максимальная из числа всех индоевропейцев взаимная близость с санскритом;
б) сходство Ведического Культа Славян с Индуизмом.
Знаменитый автор «Хождения за три моря» тверской купец Афанасий Никитин, не зная языка, обычаев, нравов отправился в далёкую Индию без переводчиков и не пользовался их услугами. Он просто знал старославянский, о близости которого к санскриту написано немало трудов. Где и в каких условиях могла сложиться такая близость? Наиболее убедительный ответ на этот вопрос даёт полярная теория. Зародилась она в умах исследователей XIX века, когда один за другим знатоки санскрита – «языка индийской культуры» – стали обращать внимание на содержащиеся в древнейших памятниках литературы Индии, таких как Веды и эпос, описания природных явлений, совершенно не соответствующих Индии.
Проследить эти описания вниз по ступеням эпох было хоть и трудно, но возможно, так как в гимнах Вед веками свято сохранялся каждый звук, каждое слово. Удалось установить место и время завершения главной из Вед – Ригведы (правильно Ричведа или Рек-веда, буквально: «Ведение речи» – слова-синонимы «риг-рек-рич» сохраняются и сейчас в старорусском в известной всем форме «реку, речешь» и др.). Из Вед многие описания перешли в связанные с ними памятники ведической литературы.
В знаменитой эпической поэме «Махабхарата», начало сложения которой теряется во тьме веков, содержится ряд описаний загадочных природных явлений, которые далеки от реалий Индии. Так в чём же дело? Эти описания имеют значительное сходство с имеющимися древнейшими по своему происхождению преданиями, сказаниями, поверьями, мифами всех Славян. В какой же глубокой древности могло возникнуть такое сходство? И где?
Многие из описаний, содержащихся в древнеиндийской литературе, которые принято считать загадочными, совсем не кажутся таковыми Славянам, даже живущим в наше время. Их предки в течение тысячелетий наблюдали на крайнем севере эти «загадочные» явления природы (к примеру – «северное сияние»), а поэтому не только русским, но и другим славянским народам вполне знакомо то, что в Индии считается мифами или поэтическими аллегориями.
Итак, в XIX веке историки в поисках прародины индоевропейских народов обратили свои взоры на Приполярье. Заметное воздействие на них оказала книга американского историка Уоррена «Найденный рай, или колыбель человечества на Северном полюсе», выдержавшая десять изданий (последнее – в Бостоне в 1893 году). В Арктике начали искать предков Славян и Арьев ещё и потому, что внимание историков привлекла книга известного индийского учёного, знатока санскрита Б. Тилака (1856-1920). Этот труд – «Арктическая родина в Ведах» был впервые издан в 1903 году, а затем неоднократно переиздавался на разных языках (к сожалению, в нашей стране эта книга впервые издана только в 2001 году).
Исследователями было выявлено сходство многих слов индоевропейских языков, а также ряд совпадений в их грамматическом строе и некоторая близость верований и обычаев этих народов, что абсолютно не вписывалось в рамки христианских представлений об истории. Впервые стали возникать споры о происхождении слова «история». Сторонники Ведического мировоззрения утверждают, что «история» произошла от словосочетания «из-торы-я», т.е. из устных преданий (вспомните «торить» – прокладывать путь, говорить, «тараторить» – быстро говорить). Христианские же идеологи утверждают «из-Торы-я» (где «Тора» – Пятикнижие Ветхого Завета).
В поисках путей прародины и праязыка, некоторые учёные пришли даже к заключению, что в древности была общая арийская раса. В XX веке договорились до нелепого утверждения об «арийстве» немцев и «неарийстве» других народов, в том числе Славян. Всем известно, какой трагедией завершилось это отчисление Славян от «арийской расы», каким мучениям и издевательствам подвергались славянские народы за своё «неарийство», и до какой нелепости доводили германские национал-социалисты свои «арийские достоинства». Подобные взгляды относятся к геополитическим спекуляциям.
Напоминаем, что слово «Арья» (ар'я, ария) относилось к большой группе племён, родственных по языку и культуре. В древнеарийском «Ар» – Земля, поверхность земли, возвышенность, гора – сохранилось в индоевропейских языках, как мера поверхности (площади) земли. «Ар-и-я» – означает одно основное понятие – «Земляне»; хотя иногда встречается и производное понятие «земледельцы».
Славяне – это не национальность, а вероисповедание, образ жизни. Славянин – дословно – Славящий «Ян», т.е. Отчий аспект Всевышнего и «Ин», т.е. Его Материнский аспект. Наши Пращуры славили Всевышнего Прародителя, Его ипостаси, славили божественный мир Прави, отсюда – Славяне и Православные. Зазвучали эти слова в обиходе, когда возникла необходимость отличать себе подобных от иноплеменников, иноверцев, инородцев и раскольников, в основном, в связи с насильственным приходом на Русь христианства.