Предваряя обзор В.М. Гуслиной
Сланцы
Газета «Ударник сланца»
СЛАНЦЕВСКАЯ ОБЬЕДИНЕННАЯ РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Культурно-нравственная перестройка на Гдовских сланцах в 1935 году
По материалам газеты «Ударник сланца»
Составитель обзора В.М. Гуслина
Сланцы
История закладки первых сланцевых шахт и строительства нашего города широко и неоднократно освещалась на страницах местной печати. Библиография этих публикаций подробно представлена в рекомендательных указателях, подготовленных Сланцевской районной библиотекой: «Город Кировской мечты».: Настоящее и будущее г. Сланцы и Сланцевского района. / Сост. Т.Е. Краюшкина, Л.А. Шарыпина. – Сланцы: ОРБ, 1967 и «Что читать о Сланцевском районе» / Сост. С.А. Шипова. – Сланцы: ОРБ, 1988 . Кроме того, эта славная глава истории нашего края нашла своё отражение в книгах серии: «Города Ленинградской области»: Афонский Н.М. Сланцы.- Л.: Лениздат, 1964.-139 с., библиогр.; Иванов В.В. Сланцы: Историко-краеведческий очерк.- Л.: Лениздат, 1988.-160 с.
Цель данного обзора – нарисовать культурно – бытовую панораму стройки периода 1935 года. Объектом исследования стал один из самых интересных экспонатов краеведческого музея – подшивка газеты «Ударник сланца» за 1935 год. Благодаря этому, мы получили прекрасную возможность проиллюстрировать «культурную революцию», свершавшуюся на тот момент в СССР, материалами краеведческого характера. Цитируемый материал позволит нам более отчётливо и зримо представить ту эпоху, прочувствовать дух времени.
Отправной точкой обзора послужит передовица газеты «Ударник сланца» от 15 апреля под названием «Слёт мастеров культуры», положившая начало большой акции по культурно – бытовым преобразованиям на стройке // Ударник сланца. – 1935. – 15 апр. – С.1. Колонка: «Слёт мастеров культуры»: «…Две трети суток, когда рабочий не работает, надо провести культурно, с толком, интересно. Но свободное время мы используем варварски. Вот поэтому проводимая комитетом комсомола и редакцией нашей газеты первая комсомольско-рабкоровская культурно-бытовая конференция имеет огромное значение. Готовясь к конференции комсомольские цеховые организации, редколлегии стенных газет должны вплотную включиться в борьбу за культурный досуг, за культурный быт, объявить борьбу бескультурью, неряшливости, нежеланию работать над собой. Пора от разговоров «вообще» перейти к работе с каждым человеком в его семье, общежитии и бараке, помогать ему расти, заботиться о его воспитании.
На конференции будет работать 7 секций:
- бытовая (вопросы быта, досуга, семьи, этики, чистоты и опрятности)
- литературная (знакомство с лучшими произведениями классиков и советских писателей, создание истории сланцев,
литработа)
- музыкальная (ознакомление с золотым фондом музыки, самодеятельности и музыкальная учёба молодёжи)
- культуры производства (внедрение новых революц. методов в производство)
- благоустройства (борьба за социалистический город сланцев)
- кино (ознакомление с лучшими советскими кинофильмами, написание киносценария о сланцах, кинообслуживаниие) и
физкультурная (вопросы физкультурной работы).
Сергей Миронович Киров среди комсомольцев Гдовских сланцевых рудников.
Июнь 1934 года.
Портрет и высказывание С.М. Кирова в одном из номеров газеты «Ударник сланца» за 1935.
Из фондов Сланцевского ИКМ.
Здесь же красочно обрисована ситуация, сложившаяся в одном из отстающих бараков. «Помогите старосте Покотовой», так озаглавлено письмо в редакцию от группы жильцов. В нём содержалась жалоба на дебошира Черепанова и его жену Ратникову, а также на отсутствие решительных мер со стороны коммунально-бытового отдела. Выяснилось, что в бараке имеются факты неряшливости и даже воровства, не проводится культурно-массовой работы. Староста Женя Покотова пробовала организовать коллективные читки и обсуждения газет, но её не поддержали. Уже давно следовало разрешить эти проблемы. И в этом должен помочь рудком: предоставить газеты, книги, шашки, шахматы, домино, игры и материал для лозунгов. «Мы больше не хотим жить некультурно!» – заявили жильцы неблагополучного барака.
Далее следовала заметка врача Кривнева «Что показала проверка» // Ударник сланца. – 1935. – 26 февр. - С.3: «Санитарная проверка бараков центрального посёлка показала что не всё благополучно…: антисанитария, плохая уборка , не меняется постельное бельё, жильцы нерегулярно посещают баню и парикмахерскую. Появилась вшивость! Требуется активное участие жильцов, старост и уборщиц».
Несмотря на столь критическое положение, первые шаги в вопросах благоустройства были уже сделаны в бараке № 15 электростанции. Недавно здесь прошёл коллективный вечер, в программе которого значилось:
- читка писателя Ал. Авдеенко,
- танцы,
- теа-джаз под управлением Моти Орлова,
- пьеса-комедия.
Соревнование между 12 бараком и 7 рубленым домом скоро принесло свои положительные плоды. Вот что предприняли комсомольцы электростанции, живущие в третьей половине (?- В.Б.) 7 рубленого дома в обустройстве своего быта: отгородили у двери два гардероба, убрали зеленью комнату, начали сами («поскольку уборщица Землянская относится к работе спустя рукава») регулярно подметать пол. «Здесь некогда скучать» // Ударник сланца. – 1935. – 20 марта. – С.2: «…Быт и досуг у комсомольцев организован неплохо…
После обеда в столовой начинается игра в шашки, читка книг и подготовка к занятиям в школе. Беллетристику читают почти все. На днях Данилов кончил читать «Железный поток» и ему эта книга очень понравилась. Яша Магалиф, редактор барачной стенгазеты, организует коллективные читки газет. За последнее время стали коллективно читать и художественные произведения. «Некогда скучать у нас в бараке» - говорят ребята и они правы…».
А вот отчёт ударника Большакова «Так мы и живём»: о своей семье, чистоте и порядке в квартире // Ударник сланца. – 1935. – 24 марта. – С.2. Материал проходит под заглавием «Соревнование на лучший барак, общежитие и рабочую квартиру»: «Пять лет назад я начал работать на шахте им. Кирова. Тогда ещё бараков и домов не строили. Пришлось мне поселиться в деревне Гостицы у тёщи. Жить там было скверно. Кончились мои бытовые неурядицы только тогда, когда я получил комнату в горняцком доме…
Детей своих очень люблю (Лида, Витя и Нина Большаковы – примеч. автора обзора). Большую часть своего свободного времени провожу с ними…
Изо всех сил я стараюсь, чтобы мои дети имели бы все возможности для учёбы и отдыха… сам я на старости лет тоже начал учиться. Недавно прочёл книгу «Стальные рёбра». Очень понравилась…»
1935.
Из фондов Сланцевского ИКМ.
Не раз проявляла пресса свою обеспокоенность по поводу неэтичного поведения некоторых граждан, пьянства, брани и драк. Поступали сигналы и от общественности с призывом одёрнуть хулиганов и воздать им по заслугам. Чего стоят, например, «Весёлые похождения Волкова»! По этому и другим инцидентам давал пояснения начальник пикета милиции тов. Плугатарь.
Конкурс на лучшее общежитие продолжался. Итоги его были подведены по следующим параметрам:
- чистота
- соблюдение правил внутреннего распорядка
- культурно – массовая работа.
Победители премированы.
В 1935 г. проблема образования и самообразования на сланцевых шахтах оставалась одной из самых злободневных. Большой процент участников строительства составляли абсолютно безграмотные люди. Некоторые просто не желали учиться. Вот красноречивый пример: «Кириллова не хочет учиться»: заметка от культармейца Анискиной // Ударник сланца. – 1935. – 24 марта. – С.4: «Кириллова неграмотная. Она комсомолка. Но учиться не хочет. Кириллова живёт в комсомольском доме, где имеются все возможности для учёбы. Как это ни странно, но то, что комсомолка Кириллова не учится, комсомольскую организацию строительства не интересует».
И всё же под неусыпным контролем парткома, рудкома и газеты, в сфере организации образования произошли существенные сдвиги. Ряд, казалось бы, неразрешимых проблем был вынесен на страницы печатного органа: Светлова И. «Разговор с директором» // Ударник сланца.-1935.- 21янв.
«Школа среднего образования для взрослых начала «заниматься» с ноября. Прошло полтора месяца, а школа всё «начинает и начинает» учёбу. В чём дело товарищ Блусянков?»
Далее автор корреспонденции активно вскрывает недостатки: освещение помещений, расписание занятий, режим работы библиотеки, процедура приема учащихся.
«В школе нет хозяина»,- заявлял рабкор И. Зорин в заметке «Пора научиться учиться» // Ударник сланца .- 1935.- 15 фев.- С.4. Вот факты безответственности: в школе нет читальни, комнаты отдыха, буфета. Учебный процесс организован плохо. Для группы № 8 нет учебников и наглядных пособий. В классе не хватает посадочных мест, часто гаснет электричество. Из-за отсутствия вешалки, учащиеся вынуждены сидеть в пальто. Случается, что многие из них тут же курят. Преподавание предметов бывает низкого качества. Например, историк тов. Серов сократил тему «Московское государство» и поспешил объявить перекур.
Активно содействовали повышению общеобразовательного уровня людей кружки по изучению истории большевизма. Занимались в них коммунисты, имеющие разный политический и общеобразовательный уровень. Неоднородный состав кружка требовал от руководителя умение интересно и понятно ставить и разъяснять вопросы. В арсенале способов и средств должны быть наглядные пособия: карты, диаграммы, фактические документы. Одобрялось использование примеров из художественной литературы. Как правило, пропагандистами становились люди эрудированные, без труда находившие подход к слушателям. Но случались и недоработки, связанные в первую очередь с неопытностью и низким образовательным уровнем. Пример тому публикация «У пропагандиста Титова скучно на занятиях» // Ударник сланца.- 1935.- 15 фев.- С.3.
Терриконы.
Из фондов Сланцевского ИКМ.
От редакции: «Т. Антонова несомненно сделала многое для приведения библиотеки в порядок, по упорядочению выдачи. Это ее заслуга. Однако, библиотека еще плохо организует работу с читателями, работу с книгой, в общежитии, не развернуто книгоношество. На этот участок работы следует обратить самое серьезное внимание».
Рудком заботился о новых поступлениях в библиотеку. По специальному решению были отпущены средства. Закупка литературы произведена в Пскове. Большую помощь оказал облпрофсовет: «Новые книги для библиотеки» // Ударник сланца.- 1935.- 15 авг.- С.4.- (Хроника): «За последние три месяца книжный фонд библиотеки значительно пополнился, но все же не может полностью удовлетворить запросы рабочих».
Возникла и процветала на сланцах литературная учеба и творчество. Молодые поэты и прозаики группировались вокруг газеты, многие являлись ее сотрудниками. Вся вторая страница газетного номера от 6 мая была посвящена их профессиональному празднику и открывалась колонкой под названием «День большевисткой печати». В первых ее абзацах рассказывалось о роли печати в строительстве бесклассового социалистического общества и подводились итоги борьбы рабкоров за выполнение планов строительства комбината. Хорошие отзывы получила работа низовой печати, т.е. стенных газет. К созданию газет приглашались все желающие. Став сотрудниками печатного органа, им предстояло научиться писать «точно, четко, кратко»: «Надо будет придать широкой гласности опыт работы лучших рабкоров: Кроликова, Шабанова, Копрова и др. и привлечь к участию в газетах новые сотни лучших ударников – производственников. Перед редколлегией стенных газет и перед редакцией нашей газеты стоят ответственейшие задачи. Мы должны стать подлинными командирами общественного мнения, организаторами и пропагандистами большевистких побед».
Далее следовали мнения, рекомендации и наказы читателей своей газете:
1. Создать свою типографию (С. Абакумов).
2. Больше внимания молодежи (бурильщик Г. Новиков).
3. Помещать беседы о науке (горняк Шишлаков).
4. Показать опыт передовиков (комсорг Московский).
5. Бить прямо в цель (А. Томишин).
Горев И. «Бригада и ее стенгазета» // Ударник сланца.- 1935.- 6 мая.- С.3: «Никогда второй рудник не видел такого множества стенгазет. Выпускаются стенгазеты цехами, комсогруппами, бригадами. …Вот стенгазета «Проходчик», выпущенная комсомольской бригадой Шишанова. В недалеком прошлом эта бригада на комсомольском стволе была одной из недисциплинированных. Теперь эта бригада стала одной из передовых. И показателем этого роста является выпущенный бригадой газета «Проходчик» № 2. Газета пишет о своих успехах, обсуждает свои внутрибригадные вопросы. Бичует недостатки…».
Из фондов Сланцевского ИКМ.
Будько В.И. Праздничные демонстрации трудящихся\Будько В.И. Сланцы. Праздничные демонстрации трудящихся города.doc
Будько В.И. Праздничные демонстрации трудящихся\Будько В.И. Сланцы. Праздничные демонстрации трудящихся города. II.doc
Событием непреходящего значения стал первый литературный выпуск «Ударника сланца». К участию в нем приглашались все, кто проявлял какие-либо литературные таланты. Он предварялся поздравлением от Правления Ленинградского отделения Союза Советских писателей. В приветствии говорилось, что литературный «Ударник сланца» - несомненное свидетельство гигантского культурного роста рабочих и колхозников. Это свидетельство интереса к художественной литературе. Рабочий читатель должен быть знаком с новинками театра, кино, музыки и живописи.
«Первый литературный» // Ударник сланца.- 1935.- 9 июня.- C. 1: «Выход первого номера нашей рудничной литературной газеты имеет огромное значение для комбината. Он показывает, как растут рабочие наших рудников, как они вместе со всей страной овладевают культурой.
Литературная газета должна сплотить вокруг себя весь литературный и культурный актив, должна стать его трибуной…
Эта газета должна стать впереди рабочей массы и повести ее в бой за овладение культурой…».
«За овладение литературным мастерством» (от имени райлитгруппы Л. Мелковская ) // Ударник сланца.- 1935.- 9 июня.- C.1: «… Молодые литераторы сланцев упорно учатся и плодотворно работают. И они и их детище - литературная газета имеет огромное будущее… Именно на сланцах литературный поход им. С.М. Кирова может и должен принять наиболее богатые, наиболее массовые формы. Литературная газета – одна из таких форм».
Вторая и третья страницы были заполнены результатами творчества молодых:
- Отрывок из повести И. Мирского «Дед Кузьма»,
- стихотворение слесаря механического цеха Б. Мариинского «Челюскинцы»,
- «Комсомольское слово»: Два отрывка из рассказа Иг. Чудинова «Тревожная ночь»,
- стихотворение А. Томишина «Разговор с отцом»,
- стихотворение И. Ветрова «Клад» (Разговор с дедом. Воспоминания о его трудной судьбе) заканчивалось строками: «…Я клад хороший отыскал.
Моя страна –
Мой клад и радость.
За этот клад и жизнь и кровь
Отдать твой внук готов».
Е годы.
Из фондов Сланцевского ИКМ.
Литературный «Ударник сланца» предполагалось выпускать 2 раза в квартал и включать в него также отрывки из произведений советских и зарубежных авторов, статьи литературоведческого плана, рецензии. Инициаторы литературной газеты призывали собирать, записывать и сдавать в редакцию произведения народного творчества (песни, частушки, легенды).
Очень часто в центре внимания газеты оказывался клуб и события, связанные с ним. Строительство нового клубного помещения пришлось на начало 1935 года, и было отмечено небывалым энтузиазмом, который, к сожалению, не решал всех проблем.
Михайлович И. «Рубка стен закончена и… дела нет. Больше внимания строительству клуба» // Ударник сланца.- 1935.- 10 февр.- С.4: «В январе рубка стен была окончена. Производительность труда в бригаде Ахмака перевалила за 100%. Работа шла при 26 градусах мороза; ни одного прогула. Организовано соцсоревнование. Рубка стен закончена в срок. Однако приступить к настилке полов, потолков и установке стропил невозможно – нет пиломатериалов. Главный инженер строительного цеха тов. Чугунов обязан обеспечить строительство. Однако, к этой стройке он относится как к «пасынку».
Итак, вся стройка с нетерпением ожидала завершения строительства, а между тем, работа нынешнего клуба во главе с тов. Беляевым признана неудовлетворительной. Работает только теа-джаз и драмкружок. Пьеса, подготовленная к Дню Красной Армии и показанная в бараках, безусловно интересна, но этого мало. Завклубом мало изучает запросы комсомольцев, не проводит молодежные вечера, мало фильмов, отсутствует музыкальное сопровождение к к\ф. Следует организовать кружки: музыкальный, хоровой, шахматный, изокружок. (Об этом см. публикацию: Михайлович И. «Не ждать, а работать» // Ударник сланца.- 1935.- 23 февр.- С.3).
Много нареканий у общественности вызывали нарушения порядка во время демонстрации фильмов. Тишина в кино часто нарушается. Случается, зрители курят, дерутся, хулиганят, многие приходят без билетов: «Зачем обижать рабочего зрителя неполадками и неурядицами, которых легко избежать? Неужели трудно установить точное количество зрителей, пронумеровать места и билеты, организовать дежурство актива?.. Рудком должен вмешаться в это дело…» (см.: Яковлев, Курочкин С., Иванов И. «И в тесноте, и в обиде» // Ударник сланца.- 1935.- 23 февр.- C.4).
Взбудоражил строительство приезд бригады КРАМа, положившей начало культурно-шефским связям. Это событие планировалось на первую половину марта. Шефы собирались установить в новом клубе звуковое кино и обучить киномеханика.
Из фондов Сланцевского ИКМ.
Бригада КРАМа (Кино Рабочей молодежи) приехала на рудники 20 марта. Вот репортаж с торжественной встречи Иг. Чудинова: «Фильмы «Чапаев » и «Киров» увидят все» // Ударник сланца.- 1935.- 24 марта.- С.1.:«Бригада КРАМа приехала на рудники 20 марта. И сразу это известие облетело цеха и бараки, всколыхнуло рабочих. Тепло и радостно встречали они ленинградских гостей. Редко бывает наполнен так зал клуба, как случилось это в день встречи. Люди вплотную сидели на скамьях, стояли сплошной стеной так, что нельзя было повернуться… Вообще все торжественное заседание было кратким. Гости решили показать привезенные с собой лучшие советские кинокартины «Чапаев» и «Киров», устроить несколько концертов. Строители ленинградской кочегарки встретили фильмы «Чапаев» и «Киров» восторженно, с истинным энтузиазмом. Целые дни напролет у клуба толпились люди, оживленно обсуждали детали, понравившиеся сцены… Многие ходили не один раз и по выходе хотелось смотреть снова и снова. Недаром по неполным сведениям за 2 дня фильмы «Чапаев» и «Киров» смотрело полторы тысячи человек ».
Всего за время демонстрации эти ленты увидели шесть тысяч человек. Многие делились впечатлениями с любимой газетой. Семенов, столяр.- «Навсегда останется в памяти» // Ударник сланца.- 1935.- 27 марта.- С.2.: «Звуковых к\ф я перевидал немало. Сильное впечатление произвела на меня «Путевка в жизнь» - первая проба советского звукового кино. Хорошо были сделаны «Гроза», «Снайпер», «Великий утешитель». Но «Чапаев» по большой художественности и выразительности превосходит все мною виденное».
Ефимов, вагонщик шахты им. С.М. Кирова.- «Замечательный фильм» // Ударник сланца.- 1935.- 27 марта.- С.2: «Полтора часа я жил вместе с Чапаевым, Фурмановым, Петькой, Анкой, красноармейцами…».
Кириллов, бригадир. «Не забывать о культуре и отдыхе» // Ударник сланца.- 1935.- 3 апр.- C.2: «Хороший это был выходной день – не такой как все. А ведь такие, хорошо и культурно проведенные выходные могут быть чаще. Разве мало есть замечательного и полезного, что можно увидеть, послушать, узнать в выходные? Хорошая лекция, организованный коллективный день отдыха, вечер самодеятельности даст мне и остальным работникам комбината многое. Если молодежь в клубе и общежитиях веселится чаще и лучше, то пожилые рабочие и старички почти забыты. Если нас и собирают иногда, так только на производственные совещания да на конференции. Это, конечно, нужно, очень даже нужно, но ведь нельзя забывать о культуре, об отдыхе…».
Кроме демонстрации кинофильмов, шефы провели два концерта на шахте им. С.М. Кирова. Несколько концертов дали на радиоузле, совершили выезд на первый рудник. Итоги культурной акции были подведены на общем собрании. Перед аудиторией отчитался директор КРАМа тов. Ладухин. Здесь комсомолии сланцевых рудников был подарен обещанный баян. Принимая этот подарок, Миша Александров сказал: «Баян передается первому руднику, но одновременно объявляется соревнование обеих комсомольских стволов. Кто раньше сядет на пласт – тот получит баян!» (см. публикацию: Искров Т. «Начало большой дружбы»// Ударник сланца.- 1935.- 31 марта.- С.3).
А вот заметки, позволяющие судить, насколько была сильна заинтересованность молодых сланцевчан в этом музыкальном инструменте.
Иванов Павел, проходчик. «Организовать кружок гармонистов»// Ударник сланца.- 1935.- 6 мая.- C.3: «У нас на рудниках есть много гармонистов, много желающих учиться играть на гармонике, самостоятельной игре по нотам. Поэтому, при общерудничном клубе должен быть создан кружок гармонистов…».
Михайлов Н., вагонщик шахты им. С.М. Кирова «Я хочу играть на баяне» //Ударник сланца.- 1935.- 16 июля.- C.4: «Газета «Ударник сланца» давно писала об этом, о нашем неумении организовать полноценный культурный отдых. Это было в апреле; но рудком не откликнулся до сих пор. Пора рудкому исправлять ошибку. А комитет комсомола, я думаю, меня поддержит».
Нехватка музыкальных инструментов на руднике ощущалась непрестанно. Но вопреки всему на первом руднике начал работать духовой оркестр. Под руководством капельмейстера Спиридонова занимались 9 человек. В репертуаре музыкантов были русские песни, марши, танцы (почти 36 номеров). (См. «Духовой оркестр на первом руднике» // Ударник сланца.- 1935.- 6 июля.- С.4).
Но вернемся к киноискусству, как одному из действенных средств воспитания строителя социализма. Газета отдает целые развороты под материалы, знакомящие трудящихся с новинками советского кино, актерами, режиссерами. Публикует отрывки из сценариев. Например, 8 апреля 2 и 3-я страницы были заполнены статьями по поводу к\ф «Крестьяне» (режиссер Фридрих Эрмлер. В центре действия картины - будни колхозной деревни). Немного ранее, 23 февраля, в рубрике «Мастера советской кинематографии» состоялось знакомство с Б. Чирковым. Актер рассказал о работе над ролью «Юность Максима». Держали данное горнякам обещание КРАМовцы. Их очередной приезд пришелся на 5 июня 1935 г. Пять кинофильмов ожидали зрители: «Новый гулливер», «Веселые ребята», «Летчики», «Дочь партизана». Возглавлял бригаду на этот раз зам. директора тов. Маринчик. Вместе с ним приехал режиссер Зархи. Многим запомнился вечер новой встречи с культурными шефами. Просторный зал нового клуба не вмещал всех желающих. Люди жались на скамьях, стояли, ожидали на улице: «… Какое-то неведомое чувство дружбы и благодарности тянуло каждого рабочего, комсомольца и пионера в новый клуб…».
Быть может, это первые шаги рабочего человека на пути освоения культурного наследия? Или же его мечта уже нашла свое воплощение в социалистической действительности? Например, Ковтун, председатель шахткома «Что я видел в Донбассе: отчет о 2-недельном отпуске» // Ударник сланца.- 1935.: «Большой длинный зал. На сцене выступают артисты. Люди, слушающие их, чисто и опрятно одеты, почти у каждого галстук. Такова одна из многочисленных нарядных Донбасса, нарядная ш. № 22 им. С.М. Кирова. Задолго до гудка приходят сюда шахтеры потому, что тут хорошо и весело, можно сыграть в шахматы, домино, можно и потанцевать. На каждой шахте имеется свой коллектив затейников, который на нарядах выступает перед своими рабочими, и своими частушками метко бьет по производственным неполадкам…».
Продолжим же приводить примеры необычайного творческого потенциала: Калмыков И. «Экзамен выдержан» // Ударник сланца.-1935.- 9 июня.- C. 4. Героями дня стали участники драматического коллектива рудника Ф. Ростовский, К.Н. Семенов, Григорий Савин, В. Масленников, Клава Петрова, Добрякова. Руководит самодеятельным театром – Курочкин. Они чрезвычайно волнуются, поскольку держат серьезный экзамен, ставят пьесу талантливого драматурга Киршона. «Пьесу «Чудесный сплав» драмкружок готовил к постановке полтора месяца. После дневной работы в цехах драмкружковцы тщательно разучивали роли. …В целом спектакль прошел удачно. Он показал, что драмкружок первый экзамен выдержал и способен работать над серьезными вещами».
Активно и интересно работали самодеятельные художники. В.В. Иванов в книге «Сланцы: Историко-краеведческий очерк»(с.69) упоминает знаменательный факт: проходчик Вася Салтанов нарисовал картину «Чапаев у пулемета». Ее подарили ленинградским шефам и она висела в фойе кинотеатра «КРАМ».
К 1 Мая планировалось организовать выставку картин рабочих художников и премировать лучших из них (см. извещение от редакции // Ударник сланца.- 1935.- 31 марта.- C.4).
Однажды на рудники приехал художник-живописец Г.И. Иванов. Целью его приезда являлся сбор материалов и зарисовка этюдов для картины «Киров на сланцах»- «Картина о Кирове» // Ударник сланца.- 1935.-13 июня.- С.4: «Имеется 2 варианта этой картины,- говорит тов. Иванов.- Первый,- это отъезд Кирова с рудников в июне 1934 г., второй – Киров при спуске в шахту. Сейчас я больше склоняюсь ко второму варианту, так как он показывает Сергея Мироновича в совершенно необычной, специфической обстановке. Киров будет нарисован мною выходящим из «клетки» в сопровождении группы рабочих и инженеров. Сейчас я заканчиваю работу над этюдами и зарисовками людей и картину закончу, примерно к середине 1936 г.».
Осенью инициативная группа псковских художников пригласила художественную самодеятельность и художников гдовских сланцевых рудников принять участие в организации выставки в честь 18-й годовщины Октябрьской революции. Картины следовало высылать на адрес Псковской картинной галереи.
С большим интересом следили комсомольцы Первого рудника за международным шахматным турниром в Москве. Разыгрывали самостоятельно некоторые партии. В конце концов возникла инициатива устроить свой местный шахматный турнир. Первоначально было отобрано 14 игроков. Выделены наборы шахмат и премиальный фонд. (см.: Томишин А. «Проводим шахматный турнир» // Ударник сланца.- 1935.- 20 марта.- C.3). Начало шахматных соревнований пришлось на 26 марта. Участвовать хотелось многим. На опытном руднике им. Кирова записалось 28 человек. В основном это была молодежь. (См.: «Вести с турнира» // Ударник сланца.- 1935.- 3 апр.- С.1).
К лету 1935 г. в поселке возникло движение планеристов. Планерами одинаково увлеклись и старые и молодые, парни и девушки. Каждый день на лугу возле клуба до позднего вечера толпился народ: «Они все одинаково с любовью и интересом глядят на стоящую посреди людского круга сизокрылую птицу – наш планер». Активисты планеризма популяризировали свое увлечение через газету. «Мы – первые!». А. Беляев, А. Гусев, Мясников, Мудров, Акимов, Терешков и др. (14 подписей) // Ударник сланца.- 1935.- 16 июля.- C.2: «…Уже больше месяца продолжаются наши занятия… Каждый комсомолец должен стать планеристом».
Силами молодежи в Сланцах был построен стадион. Первый большой физкультурный праздник открылся футбольным матчем. Вот как передает это событие Трофимов в заметке «Праздник физкультуры» // Ударник сланца.- 1935.- 6 июля.- С.4: «Весело и радостно прошло открытие стадиона, цвели пестрые и разноцветные майки, молодость и упругая сила, залили беговые дорожки, еще не утоптанные площадки стадиона… Я чувствовал: физкультурники сланцев: футболисты, бегуны, волейболисты, прыгуны, готовы не только к труду, они готовы к обороне».
Из фондов Сланцевского ИКМ.
На этом эпизоде пришло время завершить исторический экскурс и перейти к заключению.
О людях 30-х гг., как и об этом периоде отечественной истории, в публицистике и общественном сознании существуют взаимоисключающие представления. Существенный интерес представляет вопрос о степени культурного развития советской страны в то время. Критерии для качественных оценок результатов «культурной революции» многократно обсуждались, но так и не были определены. Прибегнем к помощи пособия: «История Отечества ХХ века в вопросах и ответах. 1900-1939 гг.». – ч. 2-я. 1917-1939 гг. / Под ред. В.С. Волкова.- СПб.: ЛОИУУ, 1993.- 192 с. Авторы пособия отмечают несомненно разрушительный характер административно-командной системы. «Стремительный и резкий разрыв с прошлым создавал культурно-нравственный вакуум, снижал уровень массовой бытовой морали. Уничтожение старых традиций и старых устоев обгоняло складывание новых форм жизни» (С.162).
Но нельзя и недооценивать позитивные сдвиги в мировоззрении и культуре народных масс: «Простейшие же общецивилизованные основы социально-культурного прогресса (приучение народа к школе, газете, врачу, мылу, зубной щетке) успешно крепли»(с.162).
Происходили изменения в быту и образе жизни, менялись ценности, появлялись новые потребности. Наблюдалось стремление расширить кругозор, повысить культурный уровень и грамотность (немало примеров этому приведено в обзоре). Школьная система дополнялась массовым школьным воспитанием и широким послешкольным, высшим и средним специальным образованием. Успехи Советского Союза в сфере народного образования никогда не ставились под сомнение, высоко оценивались и считались одним из бесспорных свидетельств преимуществ социализма.
Создавалась система учреждений, открывавшая доступ к современным формам культурной жизни всему населению. Получили развитие средства массовой информации, среди которых особое место занимали печать и кино. Подтверждение этим фактам мы также находим в обзоре. Возросло количество библиотек и киноустановок. Несмотря на общее ограничение народного потребления в стране, пользование учебными заведениями и достижениями массовой культуры практически не зависело от доходов и социально-профессионального положения граждан. Бесплатность и льготность сделали социально-культурную сеть реально доступной народу и реально улучшили положение народных масс.
Духовный настрой на романтику, подвижничество, чистота идей и помыслов, благородство и доброта. Сочувствие и солидарность встречались у людей этого времени ничуть не реже. Чем равнодушие, себялюбие. Подозрительность, хамство и др. такие качества как коллективизм, военное и трудовое мужество были присущи им в большей мере, чем многим другим поколениям. Высокий жизненный тонус народа, его трудовой энтузиазм длительный период поддерживался благодаря пробужденному чувству хозяина, традиционному русскому патриотизму. Это и побуждало значительную часть народа сознательно идти на материальные жертвы ради создания мощной индустриальной державы, способной отстоять независимость Отечества. Одной из причин такой жертвенности был социальный оптимизм, вера в то, что это временные трудности, преодоление которых гарантирует счастливое будущее. Трудности не пугали молодежь той поры, и нередко бывало, что после напряженного рабочего дня на сланцевом руднике чей-нибудь звонкий голос затягивал «Марш проходчиков», написанный рабочим-активистом Николаем Симченковым:
«Мы с песнями труд начинаем
И с песней с работы идем…».
Преисполненные веры в победу социализма, сланцевчане избрали своим девизом слова любимого литературного героя Александра Голоты (Ал. Авдеенко «Я люблю»: Роман): «Идем в большую жизнь, достойную людей».
Библиография:
1. Русские советские писатели. Прозаики: Библиографич. указат.Т. 1.- Л., 1959.- С.21- 31.
2. Козлов И. О творчестве Александра Авдеенко // Авдеенко А. Собрание11сочинений.-1Т.1.- М., 1982.- С.5-19.
3.Пархоменко М. Мир будущего, мир настоящего: К 70-летию А.Авдеенко// Москва.- 1978.- №8.- С.206-207.
Титульный лист книги Н.М. Афонского «Сланцы».
Ленинград. 1964
…Среди комсомольских вожаков особенно выделялись своей активностью и трудолюбием С. Абакумов, А. Меденко, П. Балашов, А. Яковлева, И. Франтишев, Г. Хаскин, И. Чудинов.
И. Чудинова вскоре назначили редактором первой печатной сланцевской газеты — «Ударник сланца». Газета была небольшой по формату, но боевой, зубастой, напористо воевала против недостатков, горячо призывала работников строительства и шахтеров перевыполнять задания. Молодые сланцевчане любили свою газету и охотно участвовали в ней как рабкоры, распространяли ее.
…Решающим в истории развития Сланцев стал 1934 г., когда на строительство шахт государство отпустило большую сумму — 16,5 млн. рублей. Сразу же расширился фронт работ, ускорились темпы. Потребовались дополнительные материалы, машины, а главное — люди.
Ленинградская комсомольская организация, взявшая шефство над новостройкой, мобилизовала в городе 1200 лучших своих представителей и направила на строительство шахт.
— Наш поезд, — вспоминает Николай Симченков, нынешний старожил нового города, а тогда — один из молодых активистов-ленинградцев, — отходил от Варшавского вокзала. Эшелону предстоял недолгий путь — Ленинград-Луга-Псков-Гдов; ехать мы должны были без малого сутки. Провожали нас тепло, сердечно. На перроне играл духовой оркестр, представители комсомольских организаций города и области выступали с напутственными речами. Мы обещали не посрамить славного имени ленинградцев... Настроение у всех было приподнятое, даже торжественное, и только родители отъезжающих сокрушались: шутка ли, молодые ребята и девушки отправляются в необжитые, почти незаселенные места, как-то они устроятся?
Но сами уезжающие не собирались унывать: в вагонах звенели боевые комсомольские песни времен грджданской войны, звучали тут же сочиненные задорные частушки, раздавались добродушные шутки. Многие комсомольские активисты давно знали друг друга — только 140 человек прислал комсомол Нарвской заставы, с предприятий Васильевского острова в Сланцы ехало 80 человек. Ребята с «Красного путиловца», с Северной верфи, с заводов имени Ленина, «Большевик», с фабрики имени Володарского узнавали друг друга и радостно окликали; остальные быстро знакомились — в молодые годы люди сходятся быстро.
— Все мы тогда были очень молоды, — продолжает свой рассказ Симченков. — Мне, например, было девятнадцать лет, другим столько же или на год-два побольше. Но все мы чувствовали себя взрослыми, самостоятельными людьми, которым по плечу любое дело, все гордились доверием, которое нам оказала партия, и горели желанием это доверие оправдать.
Шахтерскими специальностями никто из направлявшихся в Сланцы не владел: Николай Симченков был рабочим с писчебумажной фабрики имени Горького, Анна Шарандо — операционисткой в коммунальном банке, Семен Овчинников работал грузчиком в морском порту, Василий Сорокин — поваром в столовой Госнардома...
— Ничего, научимся, — говорили ребята. — Шахтером никто не родится, шахтерами становятся.
И они становились шахтерами.
Выйдя из вагонов на том же девятом разъезде, где четыре года назад ступили на сланцевскую землю первые посланцы страны, молодые ленинградцы прямо по топям и болотам, по грязи и лужам направились к деревянному дому барачно