Организация знакомства детей
Существует множество методик и игр знакомства. Можно предложить следующую. Вместе с детьми организуется круг. При этом каждый ребенок должен назвать свое имя и прилагательное, которое характеризует его и начинается на первую букву имени. Например: Антон - аккуратный, Маша - маленькая, Паша - прыткий и т.д.
Далее каждый ребенок рассказывает о себе, придерживаясь определенного плана, заданного вожатым. План такого рассказа определяется старшим с учетом особенностей ребят и может включать следующие вопросы: в каких лагерях и сколько раз был; чем бы хотел заняться в лагере; что может или умеет делать, круг увлечений и т.д.
В первый день полезно провести ознакомительную экскурсию по лагерю.Обследуются все уголки. Путешествие по лагерю можно организовать в виде игры следопытов: ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться, где найти вторую записку, с кем надо встретиться. Для проведения этой игры необходимо заранее разработать маршрут, спрятать записки, предупредить работников лагеря.
Можно провести игру в виде полета на другую планету. На стартовой площадке пять космических кораблей. Каждый из отряда вытянет билет на один из них (все вытягивают заранее заготовленные билеты пяти разных цветов). Затем каждый занимает свои места по цветам. В ходе этого полета экипажи кораблей выполняют различные задания. После объявления очередного задания следует сказать, сколько времени выделяется на его выполнение. Желательно выбрать жюри, которое в конце игры объявит победителей и вручит призы. Все задания должны быть связаны с исследованием территории новой планеты– учреждения летнего отдыха. Если в отряде есть дети, повторяющие лагерную смену, проводят экскурсию они. Полезно рассказать детям что-нибудь из истории лагеря, чередовать рассказ с играми на знакомство, контакт, легендами про лагерь. После возвращения с экскурсии ребята могут нарисовать, каким они увидели лагерь или понравившееся место.
Далее можно провести первую отрядную игру. Она должна быть веселой и интересной.
Знакомство с лагерем также поможет организовать "разведшкола".Создаются несколько групп по сбору информации. Каждой группе вручается пакет с перечнем вопросов, которые интересуют "центр".
Далее следует объяснение, что на сбор стратегических данных группе дается 30-40 минут, что каждая группа действует автономно, незаметно и быстро, а та группа, которая преуспеет в разведывательной деятельности, будет отмечена особым знаком отличия.
Игра "С днем рождения, наш отряд!"
Цель - структурное оформление отряда, планирование деятельности на смену. Для обсуждения вопросов отряд разбивается на группы по 5-7 человек. Сначала обсуждение ведется внутри группы, затем выступают представители от всех групп. Вожатый фиксирует ответы на ватмане. Что такое отряд? Когда можно считать, что он родился? Какими должны быть отношения в коллективе? Дети знакомятся с законами и традициями лагеря, создают отрядную конституцию (права, обязанности), размышляют над организацией жизни в отряде.
В ходе этой игры необходимо придумать название отряда. Выбор названия может послужить началом увлекательной игры, в которую дети будут играть до конца смены. Название отряда может быть обусловлено какой-либо темой, лагерной смены, исторической и др. Например, первобытные люди, индейцы, викинги, рыцари или древние греки. Тему можно связать с профессией: космонавты, моряки, журналисты, изобретатели. Для выбора темы можно обратиться за помощью к мультфильмам и книгам: "Белоснежка и семь гномов", "Утиные истории", "Приключения барона Мюнхгаузена" и др. В рамках выбранной темы можно оформить отрядный уголок. Если тема историческая, ее можно согласовать со школьным курсом истории, который ребята начнут проходить осенью. Это может помочь их обучению в школе.
До начала обсуждения у вожатого должна быть одна или несколько собственных версий названия, которые детям сразу называть не стоит. Если, на взгляд вожатого, его собственная версия наиболее удачна, то надо постараться сделать так, чтобы дети предложили ее сами, т.е.направлять обсуждение в нужное русло до достижения конечного результата. Дети будут в большей степени гордиться названием отряда, если они сами его придумают.
Проведение первого огонька
В конце дня необходимо провести первый огонек. Нет ничего более необычного, таинственного и загадочного в лагере, чем вечерний огонек. Перед сном ребята вместе с вожатыми собираются вместе у костерка или горящей свечи для того, чтобы поговорить. Создается особая, доверительная атмосфера, и даже обычный разговор звучит проникновенно. Воспитанники обсуждают прожитый день, решают спорные вопросы, разговаривают на интересующие их темы. Даже самый насыщенный день не имеет пользы, если он тщательным образом не оценен, не проанализирован, не сделано обобщающих выводов. В целом, огонек - это сильнейшее средство формирования коллектива, и от того, насколько воспитатель будет владеть
умением вести разговор при свече, зависят взаимоотношения детей в отряде, выполнение целей и задач смены.
Правила вечернего огонька:
1) дети должны быть заранее настроены и готовы к беседе;
2) все присутствующие располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре;
3) дети и вожатые должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности).
Приведем несколько форм проведения огоньков знакомства.
Рассказ-эстафета- передача предмета по кругу (горящей свечи или талисмана, который будет охранять отряд в течение всей смены). Говорит тот, у кого предмет. Высказывается вся группа.
Пакет откровений - необычно оформленный конверт с необычными вопросами. Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы.
Музей любимых вещей - рассказ не о себе, а о предмете, характеризующем хозяина и демонстрируемом на огоньке. В процессе огонька знакомства развивается креативность, абстрактно-образное мышление, ассоциативное внимание ребенка, возможность показать
себя с неожиданной стороны.
Гороскоп. Дети распределяются по группам - знакам зодиака.
Перед высказыванием дается краткая характеристика знака. Производится необычная характеристика детей, форма запоминания личности через выделение оригинальных качеств. Можно сравнивать детей по сезонам года, цвету глаз и т.д.
Подведение итогов дня
С первого дня нужно придумать интересную форму диагностики настроения детей. Исходя из нее, вожатому будет легко делать выводы о психологическом климате отряда. Приведем пример составления детьми карты настроения.
Каждому ребенку вожатый заготавливает карту на все дни смены (на карте обязательно должно быть указано имя ребенка). Она выглядит как таблица из трех столбцов, количество строк соответствует количеству дней смены: посередине вписываются числа смены (можно написать дни недели). С правой стороны от числа ребенок вписывает балл от 0 до 10, который соответствует его настроению на сегодняшний день. А с левой стороны от числа он рисует значок, который отражает причину его настроения. На обороте каждой карты или на отрядном стенде помещается таблица, в которой указаны символы и их значения.
Значения для символов могут быть следующие: узнал что-то новое, чему-то научился, работа по микрогруппам, научил чему-то других, что-то не получилось, сделал что-то хорошее для друзей, сделал что-то хорошее для других, сделал что-то хорошее для себя, общение с друзьями, нашел друга, болезнь, влюбился, что-то личное, проблемы в отряде, кружки, участие в деле, природа, отрядное дело, общелагерное дело, вожатые, столовая, успех отряда, что-то еще и т.д.