Имитационно-игровая модель смены

Решаются проблемы профессионального обучения и общего социального развития воспитанников, путем таких средств и методов, которые обеспечивают развитие личности и формируют у человека способности исследовательского и творчески-преобразующего отношения к окружающей действительности.

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.

Игровая модель является фактически способом описания работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.

Дидактические цели закрепление системы знаний в области конструирования ДИ; выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры; обмен опытом создания ДИ; совершенствование навыков принятия коллективных решений; развитие коммуникативных умений разного рода.

Воспитательные цели:

порождение творческого мышления; выработка установки на практическое использование ДИ:

воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми; преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения.

Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающий предмет реальной профессиональной деятельности.

Сценарий – это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности.

Под сценарием ДИ понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.

Роли и функции игроков должны адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.

Правила игры отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом в правилах игры должно найти отражение то, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.

Система оценки должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой – способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности.

Система оценки выполняет функции не только контроля, но и самоконтроля квазипрофессиональной деятельности, обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников ДИ.

Требования к проектированию

Целостность имитации профессиональной сферы. Игра должна иметь общий сюжет или основную тему. Сюжет и тема определяются типом профессиональной деятельности и стоящими перед участниками будущей игры организационно-управленческими задачами и проблемами.

Направленность на самоорганизацию. Участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Они могут приходить из различных специализированных предметных областей, могут иметь любые концептуальные и мировоззренческие представления, не совпадающие социальные установки. Для того чтобы организовать их действия в единой коллективной деятельности, необходимо выявить способы действий участников, направлять их рефлексию и анализ на кооперативную деятельность и продуктивное взаимодействие.Функцию координации действий всех участников осуществляют организатор и специально выделенная группа организации.

Проблемность обучения. Цели профессионального и социального обучения могут быть достигнуты, если учащиеся овладеют разнообразными способами решения проблем, как в профессиональной области, так и в области социального взаимодействия.

Методологическое обеспечение. Группа специалистов, владеющих способами и методами решения проблем, аналогичных возникающим в игре, или профессионально ориентированных на разработку таких способов.

Соответственно в нужных проблемных ситуациях служба методологического обеспечения предлагает средства работы или же направляет деятельность участников на активный поиск и творческую разработку способов в случаях, когда никто не может предложить готовых решений.

Психологическое обеспечение. Имитационная игровая модель – это всегда сложный комплекс развивающихся интеллектуальных и социальных взаимодействий участников игры между собой и с представителями различных организационных служб. Для этого психологическая служба и представители соответствующих групп осуществляют оперативную помощь организации в целях поддержания положительного психологического климата, если необходимо осуществление психологической коррекции. Кроме того, специалисты психологической службы осуществляют изучение основных процессов игры и особенности коллективных взаимодействий.

Техническое обеспечение. Для успешной организации имитационных игр требуется множество средств технического характера. Сюда относятся и средства отображения информации и действий участников, средства представления результатов их работы и, наконец, системы регистрации всех рабочих процессов игры.

Для того чтобы имитационная игра обеспечила подлинное развивающее обучение, в ней должна осуществляться имитация полного цикла развития деятельности – от подхода к решению какой-либо задачи до обобщенной оценки найденного способа решения. Таким образом, игра является специально организованной моделью "шага" социального развития личности. Основная структура этого "шага" соответствует общей структуре и психологическому строению интеллектуальной деятельности, которая включает в себя:

1) анализ ситуации и выявление основных проблемных точек;

2) определение ведущей стратегии действия и определение целей и

плана деятельности;

3) выбор способов и средств деятельности и реализация решения;

4) получение результатов в ходе решения и оценка эффективности.

Основные звенья структуры мыслительной деятельности обусловливают выделение основных шести этапов игры:

этап введения и адаптации к игровым условиям, четыре этапа по структуре деятельности, этап подведения итогов и оценки.

Каждый дневной цикл игры организуется в четыре этапа:

Первый этап: продуктивная работа самостоятельного мыслительного поиска участников игры. Работа осуществляется по основной сюжетной теме игры в режиме анализа ситуации и проблематизации, либо самостоятельно в группах по ролям, либо при участии и под руководством представителя группы организации.

Второй этап: общее критическое обсуждение результатов работы функциональных групп. Этот этап организуется как обязательная критика и оценка результатов и решений, как между группами участников, так и со стороны, прежде всего, организационной службы проблематизации.

Третий этап: рефлексивный анализ процессов игры и действий участников. Участники игры опять имеют возможность сравнить собственные оценки с внешними оценками и суждениями. Внимание перемещается на понимание точек зрения, адекватного представления своих концепций и обоснованности оценок альтернативных решений. Участники определяют стратегию своих действий на следующий цикл и продолжают практически организовывать формы коллективного взаимодействия и осуществления совместной мыслительной деятельности.

Четвертый этап: организационные решения. Здесь участники имеют возможность получения консультативной помощи от организаторов и групп обеспечения по возникающим в ходе работы вопросам. В это время возможны организация коррекционной психологической работы, осуществление прямых суггестивных воздействий на участников в различных формах.

Содержательная модель смены

Содержательная модель смены – это представление о содержании деятельности во взаимосвязи с формированием эмоционально-нравственной атмосферы лагеря, тематикой смены и познавательной сферой деятельности воспитанников.

Во временном детском коллективе в целях максимального использования его потенциалов для развития каждого ребенка важно обращаться к чувствам, эмоциям, целенаправленно развивать эмоциональные потенциалы, эмоциональный фон жизнедеятельности.

Законы жизнедеятельности. Одним из важных средств формирования положительной эмоционально-нравственной атмосферы в лагере являются законы жизнедеятельности. Они регулируют взаимоотношения, помогают в решении конфликтных ситуаций, воспитывают у детей чувство ответственности.

Чтобы законы были действенными и всеми выполнялись, необходимо, чтобы дети принимали участие в их создании. Ибо люди придерживаются только тех законов, которые сами создают.

Законы могут быть разные:

- законы-запреты (закон территории, закон реки);

- законы-наставления (закон доброго отношения к природе, закон доброго отношения к песне, закон доброго отношения друг к другу);

- режимные законы (закон ночного порядка, закон «ноль-ноль»);

- законы предписания (закон «орлятского круга», закон творчества: «каждое дело творчески, иначе зачем», закон здорового образа жизни);

- организационные законы (закон правой поднятой руки).

Законы — это отражение лагерной жизни. Многие из них передаются от смены к смене, многие появляются в процессе жизнедеятельности и бывают продиктованы сюжетом смены, реальными событиями. У законов появляются свои авторы, которые остаются в истории лагеря. Не важно, какое количество законов будет в вашем лагере, и как они будут сформулированы, главное, чтобы они были одинаково восприняты и выполнимы всеми — и детьми, и взрослыми (членами педагогического отряда и административно-хозяйственного коллектива). Только тогда станут действительным регулятором жизни лагерного коллектива.

Традиции

Традиция – передача и сохранение значимых элементов социального культурного наследия от поколения к поколению. Традиция должна быть наполнена глубоким смыслом, гражданским опытом и практикой коллектива, понятна и доступна каждому без разъяснения. При помощи традиций утверждается эстетическая и нравственная атмосфера жизни коллектива.

В литературе выделяются следующие признаки традиций:

1. Длительность, повторяемость, привычность в восприятии

коллектива.

2. Наличие неизменной идеи, стабильность неизменных элементов, передающихся от поколения к поколению. В любой традиции есть передача какого-то устоявшегося передового опыта. Традиции должны быть богаты элементами романтики, красоты, эмоциональности.

3. Своеобразие — пафос традиции. Традиции не признают канонов. Они открывают дорогу к творчеству в любом деле. Традиция может превратиться в догму, если в нее не вносить изменения в соответствии со временем и обстоятельствами.

Традиции — это многогранная жизнь лагеря. Выражая что-то специфическое, они не противопоставляются остальной деятельности, поискам нового, а помогают поступательному движению любого отряда, лагеря. Происходит взаимосвязанный процесс: жизнь совершенствует традиции, традиции совершенствуют жизнь. Формы одной и той же традиции обогащаются, становятся более разнообразными, отражая полноту и разнообразие творчества коллектива. Когда мы говорим о «лице» лагеря, мы имеем в виду и ту систему традиций, которые присущи именно ему. Сохранение традиций — дело нелегкое. Традиция становится нежизненной, если коллектив не опирается на нее в своей работе, если она творчески не обновляется, не углубляется. Накопление традиций создает в отряде и лагере свой неповторимый стиль жизни.

Можно ли традиции искусственно переносить из одного коллектива в другой? Не всегда! Традиции искусственно не переносятся. Они не приживаются, если не соответствуют насущным потребностям коллектива.

Взятые безоглядно из других коллективов, они становятся лишь красивой фразой.

Не все традиции долговечны. Иногда полезно и отказаться от традиции, если она потеряла всякий смысл (нужно отказаться от традиции мазать пастой друг друга в последнюю ночь, вырезать инициалы на деревьях, скамьях).

Существует много способов передачи традиций – дневники, летописи, стенды, фотовыставки. Задача воспитателей не только в сохранении традиций, но и в их осмыслении (углублении), повышении их эмоциональности Кроме перечисленных способов создания эмоционально-нравственной атмосферы существует множество ситуаций, способных с разной силой актуализировать эмоциональное состояние людей. Актуализировать - это значит вызывать нужные в данный момент состояния, реализовывать на практике заложенные в них потенциальные возможности. О ситуации актуализации эмоциональных состояний писал в своих книгах А.Н.Лутошкин.

Они способствуют раскрытию эмоциональных ресурсов коллектива, могут усиливать, ускорять или замедлять эмоциональные процессы. Это своеобразные ситуации-катализаторы, спутники основной деятельности коллектива.

1. Ситуации совместных переживаний. Совместные переживания могут значительно увеличивать силу эмоциональных реакций каждого члена группы. Если в зале кинокомедию смотрит один подросток – реакция будет сдержанной. Четыре подростка в разных местах зала устанавливают контакт (поворотами головы, взглядами), их поведение активизируется. Четыре подростка, сидящие рядом, начинают бурно смеяться, двигаться. Если в зале сидит группа детей - происходит дальнейшее повышение активности. Это объясняется действием законов психологического взаимовлияния, в силу которых настроение может быстро передаваться от человека к человеку. Коллектив бывает труднее зажечь, чем отдельную личность, но зато потом эмоции могут вспыхнуть очень ярко.

2. Соревновательные ситуации, которые часто возникают сами по себе, так как стремление к соревновательности - это одна из психологических особенностей детей. Соревновательная ситуация возможна лишь в коллективе, который живет полноценной жизнью. Она исчезает там, где появляется равнодушие. Одна из удивительных особенностей соревновательной ситуации — мгновенный переход от эмоциональной взволнованности к стремлению действовать, добиваться. Соревновательные ситуации привлекают быстротой создания необходимых настроений. Главное условие - чувство меры. Частое использование соревнований может привести к нежелательным явлениям: нездоровому соперничеству, озлобленности и т.д.

3. Ситуации успеха-неуспеха. Эти ситуации порождают широкий диапазон эмоциональных состояний — от восторга до гнева. Например, настроение в отрядах зависит от того, как он участвует в общелагерных мероприятиях, как воспринимает успех и неудачу. Ситуации успеха-неуспеха «лакмусовая бумажка» для определения крепости коллектива.

4. Ситуации новизны. Потребность в новых впечатлениях — одна из важнейших потребностей человека. Новое всегда привлекает внимание, заставляет реагировать на сам факт его появления. Римский философ Сенека говорил: «Для человека естественнее удивляться новому, чем великому». Введение новых элементов, даже небольших, в формы и методы работы, в формы общения, обращения, в оформление помещения создает хорошие возможности для формирования благоприятной психологической атмосферы в лагере.

5. Ситуации внезапности, неожиданности. Это «эмоциональная атака» - атака на эмоциональное состояние, которая может быть достигнута ситуацией неожиданности. Это своеобразная сюрпризная ситуация. Однако нельзя считать, что все сюрпризы хороши. Нужно сочетать длительную работу с искрящейся импровизацией, уметь выбирать ту форму подготовки настроения ребят, которая даст лучший результат в конкретных условиях. Сюда можно отнести ситуацию интриги. Например, в приглашении на вечер напишите «взять с собой дуршлаг». Но помните, любая интрига должна иметь развязку.

Описание условий актуализации эмоциональных состояний нельзя рассматривать изолированно друг от друга и, прежде всего, от содержания той деятельности, в которой ситуации возникают. В жизни они встречаются в самых различных сочетаниях.

Создавая и регулируя эмоционально-нравственную атмосферу лагеря, рекомендуем руководствоваться принципами, определяемыми нами вслед за С.А.Шмаковым, как генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации средств создания эмоционально-нравственной атмосферы:

1. Принцип «золотой середины». В использовании средств эмоционального воздействия всегда должна быть некая «ватерлиния», за которую переходить опасно. Красная линия — это грань риска, грань меры, грань разумного и доступного во всем. За ним панибратство, лжедружба, ложный авторитет, ведущие к излишним эмоциональным перегрузкам, к угрозе жизни детей. Педагог не имеет права играть на эмоциях ребенка;

2. Принцип команды. Для успешного создания эмоционально- нравственной атмосферы нужна «могучая кучка», союз единомышленников, спаянных и вдохновленных сознанием важности выполняемой задачи - организовать насыщенную, интересную, важную для развития детей и самих педагогов смену. Поэтому значительное место занимает психологическая подготовка педагогического отряда и организация его жизнедеятельности;

3. Необходимо продумать приемы создания эмоционально-нравственной атмосферы в педагогическом коллективе и во всем коллективе взрослых, работающих в лагере;

4. Принцип выжидательной тактики. Умение выжидать, иметь выдержку, терпение. Нельзя паниковать и хвататься за какой-то прием создания эмоционально-нравственной атмосферы, когда происходит спад в эмоциональном состоянии детей. Нужно разобраться в его причинах. А, может быть, этот спад нужен? А, может быть, дети сами найдут нужный выход?

5. Принцип альпиниста. Постоянное стремление брать новые высоты; овладев одним приемом, стремиться к овладению другим. В каждом приеме находить новое, искать свою изюминку; создавать свою копилку приемов создания эмоционально-нравственной атмосферы;

6. Принцип творческой энергетики. Дерзость выдумки во всех приемах. Пробуждение творческого воображения, умение уйти от стандартов и шаблонов;

7. Принцип основы. Многим покажется, что успех жизнедеятельности в большей степени зависит от приемов создания эмоционально-нравственной атмосферы. Но за ними всегда должна стоять серьезная содержательная работа;

8. Можно написать красивые плакаты, включить музыку, надеть костюмы, но если серьезная подготовка не проведена, то все окажется дешевой мишурой, которой пытаются прикрыть неподготовленность, неорганизованность;

9. Принцип картины. Когда смотришь на картину, образ, запечатленный на ней, может вызывать положительные эмоции, а может быть и наоборот.

Вожатый в лагере — это та «картина», на которую дети смотрят и от настроения которого во многом зависит настроение детей. Поэтому, всегда нужно следить за своим эмоциональным состоянием и помнить, что для вожатого настроение далеко не личное дело.

Система тематических дней

Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Тематический день — это систематизированный день, в основу которого положена определенная идея. Содержание тематических дней определяется: идеей смены; содержанием смены; общечеловеческими ценностями; знаменательными датами, празднование которых предстоит в год проведения смены, а также важными вехами в истории человечества.

Разработка тематического дня осуществляется с учетом следующих моментов:

1. Логики развития ценностных ориентации, определяющей три основных этапа этого процесса — знание о ценности, отношение к ценности, организация поведения в соответствии с этой ценностью. Тематический день, таким образом, должен предусматривать дела, способствующие формированию представлений о той или иной ценности, дела, способствующие формированию положительного отношения к этой ценности, и дела, участвуя в которых, подросток будет оказываться в ситуации выбора способа поведения, причем один из вариантов выбора будет способствовать ориентации на обозначенную ценность;

2. В рамках тематического дня необходимо предусматривать организацию дел различных:

a) по содержанию деятельности: познавательные, экологические, художественно-эстетические, трудовые, спортивные и др.;

b) по направленности: социально и личностно значимые; по форме организации: формы работы, в основе которых лежит организация коммуникативного взаимодействия;

c) игровая деятельность;

d) организация целенаправленного восприятия; создание информационного продукта; соревновательность, конкурсность;

e) познавательная деятельность; организация предметно-практической деятельности;

f) организационно-ритуальная деятельность; наконец, комплексные формы работы, включающие в себя любые предшествующие.

3. Организация тематических дней должна предусматривать логическое включение в их содержание традиционных дел лагеря;

4. Организация тематического дня должна предусматривать проведение не только общелагерных дел, но и отрядных, и межотрядных, определенных тематикой дня;

5. При организации тематического дня важно определить участки работы не только для отряда-организатора, но и для других отрядов.

Разработка тематического дня включает:

1. Определение названия дня;

2. Определение основных общелагерных дел, их планирование и распределение поручений на этапе их подготовки;

3. Методические рекомендации по проведению отрядных дел в рамках тематического дня;

4. Организацию основных режимных моментов в соответствии с темой дня;

5. Разработку модели художественно-эстетического и музыкального оформления основных дел и в целом предметной среды лагеря;

6. Совокупность приемов создания и поддержания эмоционально-нравственной атмосферы в течение дня;

7. Познавательная сфера деятельности воспитанника формируется исходя из профиля смены (экологическая, историческая, экономическая, экологическая и т.п.) и включат в себя описание основных знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок в течение лагерной смены.

Кадровая модель смены

Кадровая модель смены – это организаторы и исполнители программы профильной смены. Это система, обусловливающая отношения между организаторами и исполнителями программы.

В рамках модели мы выделяем ряд групп:

Группа организационно-хозяйственная – решение вопросов, связанных с жизнеобеспечением лагеря (размещением, питанием, медицинским обслуживанием, материальным обеспечением); вопросы, связанные с набором и подготовкой педагогического состава лагеря; вопросы, вязанные с распространением путевок и набором детей в лагерь.

Группа методическая – решение вопросов разработки программы лагерной смены, игр, мероприятий, организация и проведение занятий, оказание консультационно-методической и психологической помощи педагогам работающих в отрядах.

Группа педагогическая – работа с детским коллективом, отрядом, создание эмоционально-нравственной атмосферы в отряде, создание условий для выполнения содержания лагерной смены.

Группа игротехническая – группа подготовки и реализации мероприятий (игр), исполнение ролей в рамках долговременной продуктивной игры, создание эмоциональной атмосферы в лагере, обеспечение работы педагогической группы.

3. Временный детский коллектив

Наши рекомендации