Эмоциональные ритмы лагерной смены
Разработка структурной модели смены осуществляется с учетом закономерностей эмоционального развития временного коллектива, определенных в работах А.Н. Лутошкина. В эмоциональном развитии коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний. Это явление получило название «маятникового эффекта».
Раскачивание эмоционального маятника происходит с определенной периодичностью, создавая эмоциональный ритм жизни коллектива.
Эмоциональные подъемы большой силы не задерживаются долго в крайней точке, за ними следует спад настроения. Попытки удержать состояние подъема за счет эмоционально насыщенных дел приводят к самопроизвольному включению механизма «маятника». В свою очередь задержка эмоциональных состояний в положении «спад» вызывает симптомы «эмоционального голода».
В течение смены имеет место общий эмоциональный ритм, который характеризуется единым циклом с четко просматриваемыми тремя фазами (подъем – спад – подъем). Первая и третья фазы характеризуются высокой тональностью и большой динамичностью эмоциональных состояний; вторая фаза характеризуется снижением частоты эмоциональных состояний.
Преобладает уравновешенный спокойный тон настроения.
Учет закономерностей эмоционального развития дает возможность сознательно конструировать эмоциональный ритм жизни коллектива, располагая в плане работы дела в зависимости от их «эмоциогенности».
При составлении планов работы на день учитывается чувствительность детей к определенным видам деятельности в разное время дня.
Время дня | Вид деятельности |
Утро | Познавательная |
День | Физическая |
Вечер | Ценностно-ориентационная |
При разработке содержания важно учитывать соотношение общелагерной и отрядной деятельности в разные периоды смены.
Периоды смены | Общелагерные дела | Отрядные дела |
Орг. период | 30% | 70% |
Основной период | 50% | 50% |
Итоговый период | 30% | 70% |
Игровая модель смены
Преимущества игровой деятельности в ДОЛ.
Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество – порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее несущественно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство.
Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.
Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности.
Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир – антипод.
Игра дает физическое совершенствование.
Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики.
Игра дает развитие психологической пластичности. Игра дает радость общения с единомышленниками.
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Игровая модель смены – это модель, в основании которой лежит игра, и прежде всего игра ролевая, через которую подросток познает важнейшие социальные формы поведения, перенося свои жизненные наблюдения в игру, а игровые – в жизнь. При разработке игровой модели смены необходимо помнить о ее разновидностях: сюжетно-ролевых моделях и имитационных (деловых) игровых моделях.