Личная гигиена и здоровье человека
Личная гигиена включает широкий круг вопросов. Мы уже вкратце коснулись части из них, а именно: рационального поведения человека в его труде, отдыхе, питании. Очень важным является и вопрос ухода за телом, так как здоровье человека, его сопротивляемость неблагоприятным условиям во многом зависит от состояния коже и её производных образований, полости рта и зубов, органов слуха, зрения, обоняния, половых органов, выполняющих многообразные физиологические функции, в том числе и защитную. Все они предохраняют внутренние органы от проникновения механических примесей, микроорганизмов.
Уже только отсюда должна быть понятна необходимость соблюдения гигиены тела, впрочем, как и гигиенических требований к постели, одежде, обуви. Эти гигиенические правила широко популярны. Здесь лишь стоит подчеркнуть тот факт, что человек, который постоянно использует в качестве одежды, обуви искусственные, синтетические материалы, наружного энергетического пространства, создаёт тенденцию к ослаблению своего здоровья.
Ещё одним архиважным правилом личной гигиены является отказ от привычек, которые, прогрессивно разрушая здоровье, несут в себе прямую угрозу самой жизни человека.
Теперь разговор пойдёт о психогигиене, как о мощном личном оружии по профилактике своего психического здоровья. Возрастающий темп производственной деятельности и урбанизации требуют от человека всё больше интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий и сокращают одновременно возможности физической деятельности.
Это перенапряжение психической деятельности при физической пассивности может послужить объективной первопричиной всевозможных заболеваний внутренних органов.
Но сюда могут добавиться и причины субъективного характера.
Ибо человек вольно, или невольно, преднамеренно, или бессознательно взваливает на себя дополнительный груз бесполезных забот, переживаний и огорчений, находясь всегда в напряжении,
не умея дать себе отдых, спеша и, в конце концов, становясь обузой для себя и своего окружения. То есть человек начинает испытывать во многих жизненных ситуациях чрезмерный стресс, могущий привести к дистрессу.Рано или поздно описанный выше образ жизни – путь к нервным расстройствам, ведущие к «болезням века» – гипертонии, стенокардии и т.п. Чтобы избежать подобного пути, необходимо владеть способами саморегуляции психических состояний. Так, постоянно создавая у себя состояние внимания, человек может стать внимательным; сохраняя оптимизм и бодрость в подавляющем большинстве ситуаций – стать жизнерадостным; часто преодолевать препятствия, находясь в волевом состоянии – стать волевым; сохраняя спокойствие, уравновешенность и ясность ума в разнообразных жизненных ситуациях – сформировать самообладание.
Конечно, это наивысший эффект, какого можно достичь на пути саморегулирования своих состояний, выражающийся в выработке или изменении черт характера. Мы же должны научиться использовать саморегуляцию, то есть создание требуемых или желаемых состояний для оперативной цели профилактики дистресса. Можно выделить 4 группы способов саморегуляции психических состояний:
- Отключение – переключение. Это контроль и изменение всего того, что человек видит, слышит, обоняет, то есть того, что определяет чувствования и переживания в процессе восприятия окружающего мира. Этот способ – самый простой, распространённый и универсальный. Суть его состоит в удержании сознания в русле, далеком от травмирующей ситуации. Чтобы отдохнуть или избежать негативного влияния навязчиво образа и мыслей, полезно переключаться на какое-либо интересное дело.
- Контроль и регуляция тонуса мимических мышц и скелетной мускулатуры, темпа движений и речи, специальные дыхательные упражнения, разрядка. Это контроль и изменение своего тела. Известно, что эмоции есть отражение человеком своих отношений к окружающей действительности в виде разнообразных переживаний. Оказывается, что элементарный контроль за телесными и вегетативными проявлениями эмоций ведёт к их самокоррекции.
- Сюжетные представления и воображения, самовыражения - самоубеждения. Это контроль и изменение образов, представлений, понятий, сопровождающих их переживания и волевые усилия. Этот способ саморегуляции можно назвать отвлечением. Оно хорошо знакомо любому человеку, когда сидя на занятии, он присутствует на нём только внешне, а сам витает среди своих образов и мыслей. Особенно часто это случается, когда материал урока неинтересен и труден, и человек стремится уйти в приятную ситуацию, хотя бы иллюзорно созданную. Эта особенность отвлечения может быть с успехом использована в саморегуляции психических состояний. Ведь представьте себе дольку лимона на языке – и вот вы уже проглотили слюну.
- Варьирование целеполаганием, создание забаррикадированной системы ценностных ориентаций; предоставление себе права на ошибку; оптимизация реакции на критику; объективное соотнесение задач деятельности и своих возможностей.
Скажем, спортсмен в этом случае накануне старта убеждает себя, что ему вовсе не обязательно занять первое место, достаточно попасть в призёры предстоящих соревнований, хотя задолго до них ставилась чемпионская цель. Видим, что этот способ, как и другие из этого пункта, построен на принципе регуляции исходной значимости.