Частные методики в культурно-досуговой деятельности
К частным методикам культурно-досуговой деятельности относится
методика массовых, групповых форм и индивидуального воздействия.
Деятельность учреждений культуры осуществляется различными фор'-'
мами. В этих формах работы учреждения__.кулыуры имеют дело с об-.
ширной аудиторией, которая, как правило, не является однородной по
евоёиухоставу." Смешанная аудитория представляет собой массу лю
дей с пестрым спектром разнообразных личностных характеристик,
разным уровнем развития общей культуры, сознания и возрастных осо
бенностей, системы взглядов и убеждении. Следовательно, профессио
налу необходимо обладать знаниями специфики работы со смешанной
массовой аудиторией. _______^
Овладение методикой подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности определяет уровень творческих и организаторских способностей специалистов учреждений культуры, позволяет проверить правильность технологического процесса, ибо _мас-совые формы культурно-досуговой деятельности являются, пожалуй, самыми трудоемкими и сложными в организации и проведении.
Многофункциональный, комплексный характер технологического процесса подготовки массовых форм культурно-досуговой деятельности определяется сложностью, многослойностью, зависимостью от множества внешних объективных и субъективных факторов: перемен в общественной, социальной, экономической жизни и психологии людей. Массовые формы культурно-досуговой деятельности носят активный
преобразовательный характер, выступают как необходимая предпосылка общественного, социального и художественного творчества людей.
Сложность и многоплановость массовых форм культурно-досуговой деятельности требуют от специалистов глубокого понимания механизма их действия. Исходной точкой технологического процесса является определение цели, то есть ради чего создается массовая форма культурно-досуговой деятельности. Здесь следует помнить, что массовые формы культурно-досуговой деятельности являются эффективным способом формирования общественного мнения.
Методика подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности включает в себя систему знаний: о формировании содержательной насыщенности мероприятия, о характере, специфике, приемах эмоционального воздействия и способах их применения в сочетании общей, типовой и частной методик. Здесь можно выделить два критерия: содержание и художественность. Если в массовых формах культурно-досуговой деятельности нет жизненной и художественной правды, то она попросту бесцельна. Но она бесполезна и в том случае, если в ней нет выразительности в передаче содержания. "Содержание, - писал Гегель, - есть не что иное, как переход в содержа-ние^и_дэорма есть не что иное, как переход содержания в форму .
В каждой массовой форме культурно-досуговой деятельности име-
/ются четыре основных компонента методики: содержание; композиция,
набор средств художественного воздействия, аудитория и ее располо
жение в пространстве. ______—-—"
Среди массовых форм наиболее популярными являются лраздни-
С |
ки, зрелища, представления, обряды, тематические вечера, ярмарки, шоу-программы и т.д. Каждая из этих форм в отдельности, или их цикл, несет огромный смысловой и эмоциональный заряд. В крупномасштабных формах, таких, например, как праздники, поднимаются темы истинно народные. В силу этого в них используются свои, присущие только им средства, способы и методы сценической выразительности. ^ „ Согласно действующему законодательству в настоящее время в России отмечается восемь праздников: 1 и 2 января - Новый Год, 7 января - Рождество Христово, 8 Марта - международный женский день, 1 -2 мая - Праздник весны и труда, 9 мая - День Победы, 12 июня - День принятия Декларации о государственном суверенитете РФ, 7 ноября -День национального согласия и примирения, 12 декабря - День Конституции РФ.
Данные праздники связаны с массовостью, большим количеством людей.] В основе этих крупномасштабных форм присутствует торжественная, патетическая тема, действие протекает в воображаемых пространственных и временных категориях.
Свойственная этой форме воздействия коллективная эмоциональность вызывает большой заряд коллективной созидательной энергии, которую необходимо умело направлять. ^4ГпрЪ~цесс"общения является исходной предпосылкой построения "технологического процесса во всех массовых формах культурно-досуговой деятельности. Общение как своеобразное проявление социальной активности людей вызывается к жизни всей совокупностью человеческих связей.
Общение людей с различными интересами - сложный и многогран
ный процесс, способствующий сопереживанию, а следовательно, и вза
имопониманию людей. Общение является важнейшим инструментом
создания условий, которые позволяют в массовых формах культурно-
досуговой деятельности наращивать эмоциональные переживания и
сопереживания, влиять на настроения и чувства людей. Процесс обще
ния следует программировать в сценарии массовой формы культурно-
досуговой программы, с учетом художественных и материальных-воз
можностей. ^\)
Подготовительная организационно-методическая работа включает:
определение формы будущей массовой культурно-досуговой програм
мы (театрализованное представление, зрелища, тематический вечер,
обряд и т.п.) с ориентацией на определенную аудиторию; специфику
режиссуры. Следующий шаг: написание режиссерского сценария,
утверждение и уточнение программы на художественном совете и рас
пределение функции каждого специалиста в целях обеспечения четкой
организации технологического процесса подготовки и проведения про
граммы в учреждении культуры. —--------------
Не следует забывать о смет-расходов на подготовку и проведение массовой формы культурно-досуговой программы, которая контролируется членами совета учреждения культуры.
Успех программы во многом зависит от того, насколько точно в тех
нологическом процессе учитываются социально-психологические меха
низмы работы с людьми, эмоциональный и деловой настрой ее органи
заторов.. ^-*™*—.—-—-------------- ■""■ —-------------------- —----------
Все более важную роль в методике подготовки массовых форм культурно-досуговой деятельности стала играть группа технического и экономического обеспечения, которая осуществляет звуковое и свето-
вое оформление, транспортное обеспечение, и группа материально-хозяйственного снабжения, которая организует питание, торговое обслуживание, охрану порядка и мед обслуживание.
Р с |
Массовые формы культурно-досуговой деятельности классифицируются по двум признакам: содержанию и драматургической организации материала. Многолетняя практика передовых учреждений культуры Российской Федерации показывает, что(1наШблее популярными и дейтвенными являются следующие типы вечеров: вечер отдыха, вечер-встреча, вечер-конкурс, традиционный новогодний праздник, кинове-^ер, выпускной вечор", вечер поэзии, семейный вечер, вечер песни, музыкальный вечер, /вечера-комментарии, вечера вопросов и ответов: "Что нового, госаодин директор?", "Что дали нам реформы?", "Формула рабочего дня" и др. В общей сложности подобных типов вечеров насчитывается свыше тридцати.
Q£ каждого типа вечеров своя специфика и методика подготовки и проведения.^ Если понятие "вечер" употребляется в привычном, буквальном значении, то его определяющей характеристикой является вторая часть термина - "митинг", "смотр", "отчет" и т.п. Это, по сути дела, и обусловливает наполнение содержания, указывает на приемы и способы достижения цели.
Для частной методики подготовки и проведения тематических вечеров, кроме точного определения формы, не менее важно определить его жанр. Достаточно сказать, что только, например, вечер-митинг может быть и торжественный, и траурный, и митинг протеста, и митинг поддержки, и митинг солидарности и т.д.
Игнорирование жанрового определения тематического вечера ре
шающим образом сказывается на его качестве. На практике, как прави
ло, не удается реализовать все жанровое многообразие вечеров, что, в
свою очередь, зачастую снижает смысл программы. При этом никакая
концентрация выразительных средств сама по себе не гарантирует ка
чества. Дело не столько в обилии разнообразных художественных при
емов, сколько в умелом и оправданном их использовании в раскрытии
содержания_____________ .
Итак, методика массовых форм культурно-досуговых программ <лючает:
- четкое осмысление и понимание цели всеми участниками;
- анализ вида, типа и жанра массовой формы;
- создание организационно-педагогических условий для осущест
вления сценарного и режиссерского замыслов программы;
- определение содержания, соответствующего цели программы;
- органическое соединение всех средств и приемов, обеспечи
вающих единый познавательный, ценностно- ориентационный, комму
никативный процесс;
- выбор рациональных методов и приемов организации аудитории,
для которой оно проводится, обеспечение максимальной активности
зрителей, слушателей. *------- —----- ^-—
К групповым формам культурно-досуговых программ любительские "объединения, клубы по интересам, коллективы художественного и технического творчества. Кроме этого, сюда же можно отнести деятельность учреждения культуры, носящую камерный характер: клубная гостиная, музыкальный салон, литературный салон, деловше цп5ы7 ау кци о н ы и т.д., что создает свою особую доверительную и комфортную обстановку для межличностного общения.
- Следовательно, ^методика подготовки групповых форм культурно-
досуговой деятельности характеризуется прежде всего особой непри
нужденностью атмосферы общения друг с другом, а это залог эффек
тивности культурно-досуговой программы. '
При определении замысла культурно-досуговой программы следует стремиться к тому, чтобы в его обсуждении участвовали активисты учреждения культуры.
При составлении плана необходимо предусмотреть и такие вопросы, как подготовка помещения и интерьера по тематике проводимой программы, музыкальное и световое оформление, звуковое обеспечение, транспортное обслуживание, питание.
- При подготовке намеченной программы важно добиться соответствия ее содержания и формы реальным возможностям учреждения культуры, поскольку методика групповых форм требует точного учета помещения, оборудования, инвентаря, наличия материальных средств для приглашения лекторов, "артистов, спортсменов, наличие кинофильмов, печатание рекламных и информационных материалов и т.д. Ответственные за проведение программы регулярно информируют администрацию о ходе ее подготовки. Одним из существенных факторов, от которого зависит успешная подготовка, является вопрос взаимодействия и кооперации деятельности ответственных за отдельные участки работы и контроль за ходом подготовки программы на всех этапах. Содержание любой групповой формы может служить источником для самых различных чувств - радости, восхищения, восторга, печали, возмущения, гнева, страха. Являясь разнообразными видами эмоциональных переживаний людей, эти чувства повышают активность процесса восприятия, способствуют созданию его необходимой эмоциональной на
правленности; коллективное переживание оказывает сильное воздействие на человека, помогая ему выработать свое отношение к тем явлениям, которые он наблюдает. Восприятие в данном случае - это отражение в сознании участников всего происходящего, явлений, предметов, оказывающих свое влияние на органы чувств человека.
Методика подготовки групповых форм кульГурно-досуговых программ предполагает изучение закономерностей творческого процесса в самодеятельных коллективах, любительских объединениях и их деятельности в рамках учреждения культуры. Процесс этот сложный, мно-гоплано^ь7й;-п^6т11воречивь1йг который можно раскрыть лишь при сочетании общей, типовой и частной методик. Это позволяет организовать систематический, последовательный, активный технологический процесс, специфику которого составляет целевая установка на объединение всех видов деятельности участников: познавательной, преобразовательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, творческой. На основе реализации этой установки можно сформулировать мотивы, интересы, потребности участников коллектива.
Методика групповых форм культурно-досуговой деятельности имеет структуру, которая, соединяя общественные и личные интересы, создает оптимальный культурно-нравственный микроклимат, способствует воспитанию участников коллективов; позволяет обеспечить общую направленность содержания деятельности участников коллектива художественного творчества, любительских объединений и неформальных групп, а также разовых и цикловых программ.
Психологами установлено, что у человека активно-действенное положительное отношение к жизни возникает и устойчиво проявляется только тогда, -кохдалзьиглубоко осознает социальную ценность своей 1еЯ1ельдосш. Через мотив участия в тех или иных групповых формах культурно-досуговой деятельности наиболее четко виден внутренний мир человека, его жизненная позиция. В результате общения у человека формируется, изменяется или утверждается собственное мнение и отношение к различным проблемам. Мнения отдельных личностей, сталкиваясь, взаимно добавляя и отрицая что-то, создают мнение груп-
")бщее мнение, в свою очередь, формирует сознание этой группы,
- Групповые аудитории, как правило, возникают на основе профессиональных или возрастных интересов людей./Порой имеет значение и специфика местных условий в том или ином районе.\Поэтому при организации работы в таких аудиториях' прежде всего учитываются их национальные, возрастные, профессиональные особенности, которые в значительной мере определяют систему образов, ассоциаций. Учет этих
особенностей позволяет специалистам вносить коррективы как в со
держание, так и в форму подачи материала, в характер общения ауди
тории. . ...__ ._____ I --«■
.-В*~коллективах художественного творчества и любительских обт»
единениях участники реализовывают свои творческие возможности.,*^
рез совместную творческую и общественно полезную деятельности: пу
бличные отчёты о результатах своего труда и возможность хщетл его
зрителями. Диапазон форм, средств и методов работы в таких коллек
тивах чрезвычайно широк. Сочетание учебных, творческих и социаль
ных задач способствует созданию "своей" психологической атмосферы
в коллективе. ... ——^^^
Значительное место в деятельности таких коллективов занимает проведение концертов, фестивалей самодеятельного искусства. Наиболее распространенными формами их участия стали вечера-концерты (концерт-митинг, концерт-интервью, гала-концерт, зонг-митинг), концер-
ты рок-групп, деятельность которых выражает не только музыкальную,
но и смысловую и культурную ориентацию значительной части молоде
жи.------------------ '--------------------------------------- ш~тт """■"■—~—-^
Анализ деятельности любительских объединений показывает, что уровень содержания проводимых занятий у них значительно высок, существенна и роль участников данного коллектива как субъектов технологического процесса. Многие любительские объединения создавались на основе самофинансирования и хозрасчета, участие в них обусловлено уже самим фактом добровольного согласия людей платить деньги за получение ими учебно-методической и практической помощи в овладении знаниями и практическими навыками в той или иной предметной деятельности (радиолюбительство, техническое моделирование, дель-топланы, спортяхты, музыкальное исполнительство, танцевальные, театральные навыки и т.д.).
Прикладной, прагматический подход участников этого движения к избранному виду любительского увлечения вроде бы исключает какую-либо необходимость стимулирования их активности. Но это не так. Опыт лучших учреждений культуры показывает, что,[посетителей платных любительских объединений и клубов по интересам можно вовлечь в масштабные социально значимые программы, что уже само по себе способствует росту их гражданской активности. Как правило, этого можно добиться организационными мерами, то есть путем привлечения их к проведению культурно-досуговых программ, посвященных знаменательным датам или праздникам.
В любительских объединениях механизм процесса жизнедеятель
ности функционирует на основе взаимообмена знаниями, умениями,
навыками всех участников. В любительских объединениях осу
ществляется непосредственное общение и самовыражение их участни
ков в различных видах предметной деятельности. Это способствует
широкому развитию общественных функций и связей любительского
объед!шения_со_^м!!зве£^ — - "'
г^Внутриколлективная работа складывается из подготовки и проведения отдельных программ, организуемых для всех членов клуба: об-/щие собрания, экскурсии, вечера отдыха, поездки за город, культпоходы, встречи с людьми интересных судеб и т.п. Здесь закладываются навыки овладения методами самоуправления (индивидуальные дежурства по клубу, разовые и постоянные поручения внутри клуба, самостоятельное решение текущих вопросов и т.п.). Это позволяет выработать ключ к освоению технологии самоуправления, самовоспитания, ответственности и т.д. Поэтому методика групповой деятельности в любительских объединениях и клубах по интересам строится на: планировании и прогнозировании деятельности участников, развитии их познавательной активности и интереса к определенному виду предметной деятельности; удовлетворении потребности в общении; привитии навыков самоуправления; формировании умений и навыков в подготовке и проведении групповых и крупных программу'
Методика групповых форм-культурно-досуговой деятельности су-
/ щественно обогащается фольклорными играми. Среди них наиболее
\ популярны женские конкурсы кулинаров, молодых хозяек, песенные и
профессиональные конкурсы, мужские состязания в силе, ловкости и
сноровке. Украшают "посиделки" и народные орнаментальные игры: хо-
I роводы, "путаницы", "змейки". Фольклорная игра - непременный атрибут
традиционных народных гуляний: "Проводы русской зимы", "Русская
березка", а также национальные праздники народов нашей страны.
Например, организуемые клубом женщин Челябинского Дворца
культуры железнодорожников "Уральские посиделки" в комнатах отдыха
домоуправлений и общежитий собирают женщин, которые по семейным
и другим обстоятельствам не могут посещать Дворец культуры. Жен
щины не только рукодельничают, они слушают лекции и беседы на раз
личные темы. Члены этого клуба встречаются с художниками, дизайне
рами, модельерами, врачами-косметологами, парикмахерами, кулина
рами. t/U) bjJ&pwJ>A
Отметим, что даже в небольшом учреждении культуры можно создать любительские объединения, что не потребует больших затрат, а
вместе с тем они значительно обогатят, разнообразят деятельность учреждения культуры.
Однако в целом деятельность любительских объединений еще не всегда отвечает современным требованиям. Зачастую объединения работают непланомерно, плохо организованы. Одни свои программы организуют только своими силами, другие - при помощи штатных работников учреждений культуры.
Деятельность любительских объединений и клубов по интересам показывает, что в их работе в центр внимания следует поставить актуальные, интересующие людей вопросы, чтобы была возможность открыть простор для обмена мнениями, для выражения своих суждений. ч
Итак, устная методика групповых форм культурно-досуговой деятельности 'значительно отличается от массовой, ибо она пересекается с предметной деятельностью коллективов художественного творчества, любительских объединений, клубов по интересам и осуществляет под; готовку специфических культурно-досуговых программ.
Частная методика индивидуального воздействия в культурно-досуговой деятельности связана с объективными тенденциями исторического развития страны, затрагивающими коренные основы бытия каждого человека. Переход к новым экономическим отношениям вовлекает индивид в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений, ломая сложившиеся стереотипы жизнедеятельности.
В этих условиях со всей остротой встают вопросы о соотношении общественного и индивидуального в сознании личности, о роли индивидуального начала в функционировании и развитии общества, его различных институтов воспитания. Здесь следует напомнить, что индивидуальность связана с целостным представлением о личности, взятом в единстве всех его свойств и признаков.
Это очень важное положение для методики индивидуального воз
действия в учреждениях культуры, которая предполагает сознательное
и целенаправленное воздействие на каждого индивида с целью раскры
тия его внутреннего мира, выявления его духовных потребностей и ин
тересов. Отсюда, при воздействии на сознание личности необходим г
обязательный учет социальных и национальных особенностей, психо- |
логических и эмоциональных черт, возрастных и демографических дан- \
ных, образовательных и профессиональных качеств личности. -—-J
Методика индивидуального воздействия на сознание личности приносит наибольшую результативность тогда, когда она опирается на дифференцированный подход к различным типам личности. Начальный этап^этой работы состоит в том, чтобы глубже узнать человека и, не за-
девая его человеческого достоинства, учитывая личные особенности, оказывать на него опосредованное влияние.
Методика индивидуального воздействия в учреждениях культуры очень многообразна по содержанию и формам. Она направлена на работу с детьми и подростками, как примерными, так и с "трудными", неблагополучными семьями, с людьми, нуждающимися в моральной и материальной поддержке.
М ето д и ка__инд и в идуа льного. воздействия в учреждениях культуры во многом "определяется тем, насколько систематически и тщательно изучаются особенности характера, личные увлечения, жилищные условия, отношение к труду, выполнение родительского долга, взаимоотношения в семье, товарищеские связи, участие в общественной жизни коллектива. Поэтому специалисты учреждений культуры изучают все стороны жизни людей, с которыми им предстоит вести индивидуальную работу, и тщательно продумывают свои действия.
Необходимым условием методики индивидуального воздействия является также создание в учреждении культуры возможностей для удовлетворения повседневных интересов и запросов посетителей, формирования потребностей в общении, ознакомления с культурными ценностями. Посетитель всегда должен найти в учреждении культуры то, что ему требуется: свежие газеты и журналы, любимые музыкальные произведения, интересные программы по телевидению, консультации и ответы по интересующим вопросам, общении со знакомыми и новыми людьми.
Особенно._важен индивидуальный подход к неблагополучным семьям, знание психологии каждого конкретного члена семьи, его культурного уровня, возраста, профессии, быта, условий его трудовой деятельности и того, как он проводит свой досуг. Установив первые контакты, можно начать индивидуальные беседы в непринужденной обстановке. При этом следует проявить тактичность, не бояться того, что первые беседы не могут дать ожидаемых результатов. Успех приходит только после длительной и систематической работы.
Одной из форм проведения индивидуальной работы является создание справочного или юридического стола, за работу которого отвечает один из работников учреждения культуры. В его обязанности входит составление графика работы, подбор дежурных консультантов-юристов, оформление журнала учета поступающих вопросов и организация ответов на них. Для населения дается реклама об оказываемых столом справок.
Лучших результатов в индивидуальной работе достигают, как правило, те специалисты, кто сумел пробудить интерес у человека к полезным делам, к каким-то видам занятий. Даже небольшое выполненное поручение, получившее одобрение окружающих, может стать поворотным событием в приобщении к активной работе, что очень важно особенно для неблагополучной семьи или "трудного" подростка .
Сегодня многие люди стали нуждаться в помощи по оформлению документов для получения пособий и льгот, по оформлению договоров, заявлений, связанных с разрешением семейно-бытовых конфликтов, приватизации и т. д.
Проводя обследования условий жизни инвалидов и участников Великой Отечественной воины, инвалидов и ветеранов труда, престарелых и одиноких людей, работники учреждений культуры, особенно на селе, выясняют их жилищные условия, потребность в оказании материальной помощи, в доставке топлива, проведении ремонта, в выделении кормов для скота, оказании помощи в ведении домашнего хозяйства.
Кроме юристов, в качестве консультантов приглашаются врачи: работники санэпидстанций, работники государственных органов (военкоматов, отделов социального обеспечения, милиции, прокуратуры), специалисты в областях науки, техники, промышленного и сельскохозяйственного производства, учителя и другие специалисты.
Важную роль в воздействии на сознание людей, в развитии их общественной и трудовой активности, организаторских способностей, формировании определенных интересов играют индивидуальные заказы на выполнение тех или иных видов работы. Так, подростков, бесцельно проводящих досуг, можно уговорить за умеренную плату принять участие в текущем ремонте, изготовлении оформления, декораций, реквизита, в благоустройстве территории, подготовке помещений к программам, в организации детских кинотеатров, в работе по поддержанию
порядка и т.д.
Значительное место в методике культурно-досуговой деятельности занимают индивидуальные занятия, которые проводятся во всех коллективах художественного творчества в целях совершенствования исполнительского мастерства, помощь местным народным умельцам в пропаганде их творчества (резьба, плетение, чеканка, вышивание, вязание и т.п.), организуются встречи с известными мастерами, подбирается специальная литература, оформляются выставки изделий народных умельцев, проводятся консультации.
- Главная причина недостаточного использования индивидуальной методики в работе учреждений культуры состоит в том, что в отличие от
[1] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. - М., 1980.-С. 380-381
[2] Хлебников Н. Общество и государство в домонгольский период русской истории. - СПб., 1872. -С. 33.
[3] Соловьев С. История России с древнейших времен. - М., 1959. Кн. 1. Т. 1. - С.
247.
[4] Тихомиров М.Н. Русская культура. - М., 1968. - С. 23-28, 92-104.
[5] Тихомиров М.Н. Русская культура.-М., 1968.-С. 160. Прим.: «невегласами» в Древней Руси называли людей, не знающих грамоты
[6] Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. Материалы к курсу 'Культура Древней Руси": Пособие для студентов высших учебных заведений. -м-: А.О. Аспект Пресс, 1994.-С. 31.
[7] Некрылова А.Ф. Русские народные праздники, увеселения и зрелища. Конец ХУШ-начало XX века. - Искусство. Лен. отд. 1988. - С. 42-46.
[8] Милюков П. Очерки из истории русской культуры. В 3 т. Париж, 1931. Т. 2. - Ч. I.-С. 289.
[9] Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в ХУ1-ХУИ вв. Т. 1. Домашний быт русских царей. - Ч. 1. Изд. 3-е. - М\: Тип. А.И. Мамонтова, 1895. - С. 372-375.
[10] Герберштейн С. Записки о Московии. - СПб., 1866. - С. 194.
[11] Костомаров Н. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XV-
XVII столетиях. - СПб., 1860. - С. 129-130.
[12] Забелин И.Е. Там же.
[13] Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу Тасканскому Козьме Третьему о Московии. -М., 1905.-С. 105.
[14] Мейерберг А. Путешествие в Московию. - М., 1874. - С. 111.
[15] В России "хороводом" называли весенне-летние молодежные сборища на деревенской улице, сопровождаемые песнями, танцами, играми.
[16] Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М.: Столица, 1990. - С. 109-110.
[17] Устав собрания приказчиков при фабрике Товарищества Измайловской мануфактуры. -Л., 1894.-С. 4.
[19] Подобед И.М., Комский В.Г. Когда гремели бои... - М., 1983. - С. 22.
[20] Там же. - С. 34-35.
[21] Подобед И.М., Комский В.Г. Когда гремели бои... - М., 1983. - С. 120-132.
[22] Сборник сообщений Чрезвычайной государственной комиссии о злодеяниях
немецко-фашистских захватчиков. - м\, 1946. - С. 445, 447, 449.
[23] Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический кжегодник, - М.: Финансы и статистика, 1987. - С. 561, 564, 567, 569.
[24] Народное хозяйство СССР... - С, 568.
[25] Художественная культура и развитие личности. - м\, 1987. - С. 7. 64
[26] Кризис культуры // Советская культура. - 1989. - 16 декабря. - С; 4-5 .