Частные методики в культурно-досуговой деятельности

К частным методикам культурно-досуговой деятельности относится
методика массовых, групповых форм и индивидуального воздействия.
Деятельность учреждений культуры осуществляется различными фор'-'
мами. В этих формах работы учреждения__.кулыуры имеют дело с об-.
ширной аудиторией, которая, как правило, не является однородной по
евоёиухоставу." Смешанная аудитория представляет собой массу лю­
дей с пестрым спектром разнообразных личностных характеристик,
разным уровнем развития общей культуры, сознания и возрастных осо­
бенностей, системы взглядов и убеждении. Следовательно, профессио­
налу необходимо обладать знаниями специфики работы со смешанной
массовой аудиторией. _______^

Овладение методикой подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности определяет уровень творческих и организаторских способностей специалистов учреждений культуры, по­зволяет проверить правильность технологического процесса, ибо _мас-совые формы культурно-досуговой деятельности являются, пожалуй, самыми трудоемкими и сложными в организации и проведении.

Многофункциональный, комплексный характер технологического процесса подготовки массовых форм культурно-досуговой деятельности определяется сложностью, многослойностью, зависимостью от мно­жества внешних объективных и субъективных факторов: перемен в об­щественной, социальной, экономической жизни и психологии людей. Массовые формы культурно-досуговой деятельности носят активный

преобразовательный характер, выступают как необходимая предпосыл­ка общественного, социального и художественного творчества людей.

Сложность и многоплановость массовых форм культурно-досуговой деятельности требуют от специалистов глубокого понимания механизма их действия. Исходной точкой технологического процесса является определение цели, то есть ради чего создается массовая форма куль­турно-досуговой деятельности. Здесь следует помнить, что массовые формы культурно-досуговой деятельности являются эффективным спо­собом формирования общественного мнения.

Методика подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности включает в себя систему знаний: о формирова­нии содержательной насыщенности мероприятия, о характере, специ­фике, приемах эмоционального воздействия и способах их применения в сочетании общей, типовой и частной методик. Здесь можно выделить два критерия: содержание и художественность. Если в массовых фор­мах культурно-досуговой деятельности нет жизненной и художествен­ной правды, то она попросту бесцельна. Но она бесполезна и в том слу­чае, если в ней нет выразительности в передаче содержания. "Содержание, - писал Гегель, - есть не что иное, как переход в содержа-ние^и_дэорма есть не что иное, как переход содержания в форму .

В каждой массовой форме культурно-досуговой деятельности име-
/ются четыре основных компонента методики: содержание; композиция,
набор средств художественного воздействия, аудитория и ее располо­
жение в пространстве. ______—-—"

Среди массовых форм наиболее популярными являются лраздни-

С

ки, зрелища, представления, обряды, тематические вечера, ярмарки, шоу-программы и т.д. Каждая из этих форм в отдельности, или их цикл, несет огромный смысловой и эмоциональный заряд. В крупномасштаб­ных формах, таких, например, как праздники, поднимаются темы истин­но народные. В силу этого в них используются свои, присущие только им средства, способы и методы сценической выразительности. ^ „ Согласно действующему законодательству в настоящее время в России отмечается восемь праздников: 1 и 2 января - Новый Год, 7 ян­варя - Рождество Христово, 8 Марта - международный женский день, 1 -2 мая - Праздник весны и труда, 9 мая - День Победы, 12 июня - День принятия Декларации о государственном суверенитете РФ, 7 ноября -День национального согласия и примирения, 12 декабря - День Консти­туции РФ.

Данные праздники связаны с массовостью, большим количеством людей.] В основе этих крупномасштабных форм присутствует торже­ственная, патетическая тема, действие протекает в воображаемых про­странственных и временных категориях.

Свойственная этой форме воздействия коллективная эмоциональ­ность вызывает большой заряд коллективной созидательной энергии, которую необходимо умело направлять. ^4ГпрЪ~цесс"общения является исходной предпосылкой построения "технологического процесса во всех массовых формах культурно-досуговой деятельности. Общение как своеобразное проявление соци­альной активности людей вызывается к жизни всей совокупностью че­ловеческих связей.

Общение людей с различными интересами - сложный и многогран­
ный процесс, способствующий сопереживанию, а следовательно, и вза­
имопониманию людей. Общение является важнейшим инструментом
создания условий, которые позволяют в массовых формах культурно-
досуговой деятельности наращивать эмоциональные переживания и
сопереживания, влиять на настроения и чувства людей. Процесс обще­
ния следует программировать в сценарии массовой формы культурно-
досуговой программы, с учетом художественных и материальных-воз­
можностей. ^\)

Подготовительная организационно-методическая работа включает:
определение формы будущей массовой культурно-досуговой програм­
мы (театрализованное представление, зрелища, тематический вечер,
обряд и т.п.) с ориентацией на определенную аудиторию; специфику
режиссуры. Следующий шаг: написание режиссерского сценария,
утверждение и уточнение программы на художественном совете и рас­
пределение функции каждого специалиста в целях обеспечения четкой
организации технологического процесса подготовки и проведения про­
граммы в учреждении культуры. —--------------

Не следует забывать о смет-расходов на подготовку и проведение массовой формы культурно-досуговой программы, которая контролиру­ется членами совета учреждения культуры.

Частные методики в культурно-досуговой деятельности - student2.ru Успех программы во многом зависит от того, насколько точно в тех­
нологическом процессе учитываются социально-психологические меха­
низмы работы с людьми, эмоциональный и деловой настрой ее органи­
заторов.. ^-*™*—.—-—-------------- ■""■ —-------------------- —----------

Все более важную роль в методике подготовки массовых форм культурно-досуговой деятельности стала играть группа технического и экономического обеспечения, которая осуществляет звуковое и свето-

вое оформление, транспортное обеспечение, и группа материально-хозяйственного снабжения, которая организует питание, торговое об­служивание, охрану порядка и мед обслуживание.

Р с

Частные методики в культурно-досуговой деятельности - student2.ru Частные методики в культурно-досуговой деятельности - student2.ru Массовые формы культурно-досуговой деятельности классифици­руются по двум признакам: содержанию и драматургической организа­ции материала. Многолетняя практика передовых учреждений культуры Российской Федерации показывает, что(1наШблее популярными и дей­твенными являются следующие типы вечеров: вечер отдыха, вечер-встреча, вечер-конкурс, традиционный новогодний праздник, кинове-^ер, выпускной вечор", вечер поэзии, семейный вечер, вечер песни, му­зыкальный вечер, /вечера-комментарии, вечера вопросов и ответов: "Что нового, госаодин директор?", "Что дали нам реформы?", "Формула рабочего дня" и др. В общей сложности подобных типов вечеров насчи­тывается свыше тридцати.

Q£ каждого типа вечеров своя специфика и методика подготовки и проведения.^ Если понятие "вечер" употребляется в привычном, бук­вальном значении, то его определяющей характеристикой является вторая часть термина - "митинг", "смотр", "отчет" и т.п. Это, по сути де­ла, и обусловливает наполнение содержания, указывает на приемы и способы достижения цели.

Для частной методики подготовки и проведения тематических ве­черов, кроме точного определения формы, не менее важно определить его жанр. Достаточно сказать, что только, например, вечер-митинг мо­жет быть и торжественный, и траурный, и митинг протеста, и митинг поддержки, и митинг солидарности и т.д.

Игнорирование жанрового определения тематического вечера ре­
шающим образом сказывается на его качестве. На практике, как прави­
ло, не удается реализовать все жанровое многообразие вечеров, что, в
свою очередь, зачастую снижает смысл программы. При этом никакая
концентрация выразительных средств сама по себе не гарантирует ка­
чества. Дело не столько в обилии разнообразных художественных при­
емов, сколько в умелом и оправданном их использовании в раскрытии
содержания_____________ .

Итак, методика массовых форм культурно-досуговых программ <лючает:

- четкое осмысление и понимание цели всеми участниками;

- анализ вида, типа и жанра массовой формы;

- создание организационно-педагогических условий для осущест­
вления сценарного и режиссерского замыслов программы;

- определение содержания, соответствующего цели программы;

- органическое соединение всех средств и приемов, обеспечи­
вающих единый познавательный, ценностно- ориентационный, комму­
никативный процесс;

- выбор рациональных методов и приемов организации аудитории,
для которой оно проводится, обеспечение максимальной активности
зрителей, слушателей. *------- —----- ^-—

К групповым формам культурно-досуговых программ любительские "объединения, клубы по интересам, коллективы художе­ственного и технического творчества. Кроме этого, сюда же можно от­нести деятельность учреждения культуры, носящую камерный характер: клубная гостиная, музыкальный салон, литературный салон, деловше цп5ы7 ау кци о н ы и т.д., что создает свою особую доверительную и ком­фортную обстановку для межличностного общения.

- Следовательно, ^методика подготовки групповых форм культурно-
досуговой деятельности характеризуется прежде всего особой непри­
нужденностью атмосферы общения друг с другом, а это залог эффек­
тивности культурно-досуговой программы. '

При определении замысла культурно-досуговой программы следу­ет стремиться к тому, чтобы в его обсуждении участвовали активисты учреждения культуры.

При составлении плана необходимо предусмотреть и такие вопро­сы, как подготовка помещения и интерьера по тематике проводимой программы, музыкальное и световое оформление, звуковое обеспече­ние, транспортное обслуживание, питание.

- При подготовке намеченной программы важно добиться соответ­ствия ее содержания и формы реальным возможностям учреждения культуры, поскольку методика групповых форм требует точного учета помещения, оборудования, инвентаря, наличия материальных средств для приглашения лекторов, "артистов, спортсменов, наличие кинофиль­мов, печатание рекламных и информационных материалов и т.д. Ответ­ственные за проведение программы регулярно информируют админи­страцию о ходе ее подготовки. Одним из существенных факторов, от ко­торого зависит успешная подготовка, является вопрос взаимодействия и кооперации деятельности ответственных за отдельные участки рабо­ты и контроль за ходом подготовки программы на всех этапах. Содер­жание любой групповой формы может служить источником для самых различных чувств - радости, восхищения, восторга, печали, возмуще­ния, гнева, страха. Являясь разнообразными видами эмоциональных переживаний людей, эти чувства повышают активность процесса вос­приятия, способствуют созданию его необходимой эмоциональной на

правленности; коллективное переживание оказывает сильное воздей­ствие на человека, помогая ему выработать свое отношение к тем яв­лениям, которые он наблюдает. Восприятие в данном случае - это от­ражение в сознании участников всего происходящего, явлений, предме­тов, оказывающих свое влияние на органы чувств человека.

Методика подготовки групповых форм кульГурно-досуговых про­грамм предполагает изучение закономерностей творческого процесса в самодеятельных коллективах, любительских объединениях и их дея­тельности в рамках учреждения культуры. Процесс этот сложный, мно-гоплано^ь7й;-п^6т11воречивь1йг который можно раскрыть лишь при соче­тании общей, типовой и частной методик. Это позволяет организовать систематический, последовательный, активный технологический про­цесс, специфику которого составляет целевая установка на объедине­ние всех видов деятельности участников: познавательной, преобразо­вательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, творческой. На основе реализации этой установки можно сформулировать мотивы, интересы, потребности участников коллектива.

Методика групповых форм культурно-досуговой деятельности имеет структуру, которая, соединяя общественные и личные интересы, создает оптимальный культурно-нравственный микроклимат, способ­ствует воспитанию участников коллективов; позволяет обеспечить об­щую направленность содержания деятельности участников коллектива художественного творчества, любительских объединений и неформаль­ных групп, а также разовых и цикловых программ.

Психологами установлено, что у человека активно-действенное положительное отношение к жизни возникает и устойчиво проявляется только тогда, -кохдалзьиглубоко осознает социальную ценность своей 1еЯ1ельдосш. Через мотив участия в тех или иных групповых формах культурно-досуговой деятельности наиболее четко виден внутренний мир человека, его жизненная позиция. В результате общения у челове­ка формируется, изменяется или утверждается собственное мнение и отношение к различным проблемам. Мнения отдельных личностей, сталкиваясь, взаимно добавляя и отрицая что-то, создают мнение груп-

")бщее мнение, в свою очередь, формирует сознание этой группы,

- Групповые аудитории, как правило, возникают на основе профес­сиональных или возрастных интересов людей./Порой имеет значение и специфика местных условий в том или ином районе.\Поэтому при орга­низации работы в таких аудиториях' прежде всего учитываются их на­циональные, возрастные, профессиональные особенности, которые в значительной мере определяют систему образов, ассоциаций. Учет этих

особенностей позволяет специалистам вносить коррективы как в со­
держание, так и в форму подачи материала, в характер общения ауди­
тории. . ...__ ._____ I --«■

.-В*~коллективах художественного творчества и любительских обт»
единениях участники реализовывают свои творческие возможности.,*^
рез совместную творческую и общественно полезную деятельности: пу­
бличные отчёты о результатах своего труда и возможность хщетл его
зрителями. Диапазон форм, средств и методов работы в таких коллек­
тивах чрезвычайно широк. Сочетание учебных, творческих и социаль­
ных задач способствует созданию "своей" психологической атмосферы
в коллективе. ... ——^^^

Значительное место в деятельности таких коллективов занимает проведение концертов, фестивалей самодеятельного искусства. Наибо­лее распространенными формами их участия стали вечера-концерты (концерт-митинг, концерт-интервью, гала-концерт, зонг-митинг), концер-

ты рок-групп, деятельность которых выражает не только музыкальную,
но и смысловую и культурную ориентацию значительной части молоде­
жи.------------------ '--------------------------------------- ш~тт """■"■—~—-^

Анализ деятельности любительских объединений показывает, что уровень содержания проводимых занятий у них значительно высок, су­щественна и роль участников данного коллектива как субъектов техно­логического процесса. Многие любительские объединения создавались на основе самофинансирования и хозрасчета, участие в них обусловле­но уже самим фактом добровольного согласия людей платить деньги за получение ими учебно-методической и практической помощи в овладе­нии знаниями и практическими навыками в той или иной предметной деятельности (радиолюбительство, техническое моделирование, дель-топланы, спортяхты, музыкальное исполнительство, танцевальные, те­атральные навыки и т.д.).

Прикладной, прагматический подход участников этого движения к избранному виду любительского увлечения вроде бы исключает какую-либо необходимость стимулирования их активности. Но это не так. Опыт лучших учреждений культуры показывает, что,[посетителей плат­ных любительских объединений и клубов по интересам можно вовлечь в масштабные социально значимые программы, что уже само по себе способствует росту их гражданской активности. Как правило, этого мож­но добиться организационными мерами, то есть путем привлечения их к проведению культурно-досуговых программ, посвященных знамена­тельным датам или праздникам.

Частные методики в культурно-досуговой деятельности - student2.ru В любительских объединениях механизм процесса жизнедеятель­
ности функционирует на основе взаимообмена знаниями, умениями,
навыками всех участников. В любительских объединениях осу­
ществляется непосредственное общение и самовыражение их участни­
ков в различных видах предметной деятельности. Это способствует
широкому развитию общественных функций и связей любительского
объед!шения_со_^м!!зве£^ — - "'

г^Внутриколлективная работа складывается из подготовки и прове­дения отдельных программ, организуемых для всех членов клуба: об-/щие собрания, экскурсии, вечера отдыха, поездки за город, культпохо­ды, встречи с людьми интересных судеб и т.п. Здесь закладываются на­выки овладения методами самоуправления (индивидуальные де­журства по клубу, разовые и постоянные поручения внутри клуба, само­стоятельное решение текущих вопросов и т.п.). Это позволяет вырабо­тать ключ к освоению технологии самоуправления, самовоспитания, ответственности и т.д. Поэтому методика групповой деятельности в лю­бительских объединениях и клубах по интересам строится на: планиро­вании и прогнозировании деятельности участников, развитии их позна­вательной активности и интереса к определенному виду предметной деятельности; удовлетворении потребности в общении; привитии навы­ков самоуправления; формировании умений и навыков в подготовке и проведении групповых и крупных программу'

Методика групповых форм-культурно-досуговой деятельности су-

/ щественно обогащается фольклорными играми. Среди них наиболее

\ популярны женские конкурсы кулинаров, молодых хозяек, песенные и

профессиональные конкурсы, мужские состязания в силе, ловкости и

сноровке. Украшают "посиделки" и народные орнаментальные игры: хо-

I роводы, "путаницы", "змейки". Фольклорная игра - непременный атрибут

традиционных народных гуляний: "Проводы русской зимы", "Русская

березка", а также национальные праздники народов нашей страны.

Например, организуемые клубом женщин Челябинского Дворца
культуры железнодорожников "Уральские посиделки" в комнатах отдыха
домоуправлений и общежитий собирают женщин, которые по семейным
и другим обстоятельствам не могут посещать Дворец культуры. Жен­
щины не только рукодельничают, они слушают лекции и беседы на раз­
личные темы. Члены этого клуба встречаются с художниками, дизайне­
рами, модельерами, врачами-косметологами, парикмахерами, кулина­
рами. t/U) bjJ&pwJ>A

Отметим, что даже в небольшом учреждении культуры можно соз­дать любительские объединения, что не потребует больших затрат, а

вместе с тем они значительно обогатят, разнообразят деятельность уч­реждения культуры.

Однако в целом деятельность любительских объединений еще не всегда отвечает современным требованиям. Зачастую объединения ра­ботают непланомерно, плохо организованы. Одни свои программы ор­ганизуют только своими силами, другие - при помощи штатных работни­ков учреждений культуры.

Деятельность любительских объединений и клубов по интересам показывает, что в их работе в центр внимания следует поставить акту­альные, интересующие людей вопросы, чтобы была возможность от­крыть простор для обмена мнениями, для выражения своих суждений. ч

Итак, устная методика групповых форм культурно-досуговой дея­тельности 'значительно отличается от массовой, ибо она пересекается с предметной деятельностью коллективов художественного творчества, любительских объединений, клубов по интересам и осуществляет под; готовку специфических культурно-досуговых программ.

Частная методика индивидуального воздействия в культурно-досуговой деятельности связана с объективными тенденциями истори­ческого развития страны, затрагивающими коренные основы бытия каждого человека. Переход к новым экономическим отношениям вовле­кает индивид в круговорот разнообразных процессов, связей, отноше­ний, ломая сложившиеся стереотипы жизнедеятельности.

В этих условиях со всей остротой встают вопросы о соотношении общественного и индивидуального в сознании личности, о роли индиви­дуального начала в функционировании и развитии общества, его раз­личных институтов воспитания. Здесь следует напомнить, что индиви­дуальность связана с целостным представлением о личности, взятом в единстве всех его свойств и признаков.

Это очень важное положение для методики индивидуального воз­
действия в учреждениях культуры, которая предполагает сознательное
и целенаправленное воздействие на каждого индивида с целью раскры­
тия его внутреннего мира, выявления его духовных потребностей и ин­
тересов. Отсюда, при воздействии на сознание личности необходим г
обязательный учет социальных и национальных особенностей, психо- |
логических и эмоциональных черт, возрастных и демографических дан- \
ных, образовательных и профессиональных качеств личности. -—-J

Методика индивидуального воздействия на сознание личности при­носит наибольшую результативность тогда, когда она опирается на дифференцированный подход к различным типам личности. Начальный этап^этой работы состоит в том, чтобы глубже узнать человека и, не за-

девая его человеческого достоинства, учитывая личные особенности, оказывать на него опосредованное влияние.

Методика индивидуального воздействия в учреждениях культуры очень многообразна по содержанию и формам. Она направлена на ра­боту с детьми и подростками, как примерными, так и с "трудными", не­благополучными семьями, с людьми, нуждающимися в моральной и ма­териальной поддержке.

М ето д и ка__инд и в идуа льного. воздействия в учреждениях культуры во многом "определяется тем, насколько систематически и тщательно изучаются особенности характера, личные увлечения, жилищные усло­вия, отношение к труду, выполнение родительского долга, взаимоотно­шения в семье, товарищеские связи, участие в общественной жизни коллектива. Поэтому специалисты учреждений культуры изучают все стороны жизни людей, с которыми им предстоит вести индивидуальную работу, и тщательно продумывают свои действия.

Необходимым условием методики индивидуального воздействия является также создание в учреждении культуры возможностей для удовлетворения повседневных интересов и запросов посетителей, формирования потребностей в общении, ознакомления с культурными ценностями. Посетитель всегда должен найти в учреждении культуры то, что ему требуется: свежие газеты и журналы, любимые музыкаль­ные произведения, интересные программы по телевидению, консульта­ции и ответы по интересующим вопросам, общении со знакомыми и но­выми людьми.

Особенно._важен индивидуальный подход к неблагополучным се­мьям, знание психологии каждого конкретного члена семьи, его культур­ного уровня, возраста, профессии, быта, условий его трудовой дея­тельности и того, как он проводит свой досуг. Установив первые контак­ты, можно начать индивидуальные беседы в непринужденной обстанов­ке. При этом следует проявить тактичность, не бояться того, что первые беседы не могут дать ожидаемых результатов. Успех приходит только после длительной и систематической работы.

Одной из форм проведения индивидуальной работы является соз­дание справочного или юридического стола, за работу которого отвеча­ет один из работников учреждения культуры. В его обязанности входит составление графика работы, подбор дежурных консультантов-юристов, оформление журнала учета поступающих вопросов и организация отве­тов на них. Для населения дается реклама об оказываемых столом справок.

Лучших результатов в индивидуальной работе достигают, как пра­вило, те специалисты, кто сумел пробудить интерес у человека к полез­ным делам, к каким-то видам занятий. Даже небольшое выполненное поручение, получившее одобрение окружающих, может стать поворот­ным событием в приобщении к активной работе, что очень важно осо­бенно для неблагополучной семьи или "трудного" подростка .

Сегодня многие люди стали нуждаться в помощи по оформлению документов для получения пособий и льгот, по оформлению договоров, заявлений, связанных с разрешением семейно-бытовых конфликтов, приватизации и т. д.

Проводя обследования условий жизни инвалидов и участников Ве­ликой Отечественной воины, инвалидов и ветеранов труда, престаре­лых и одиноких людей, работники учреждений культуры, особенно на селе, выясняют их жилищные условия, потребность в оказании матери­альной помощи, в доставке топлива, проведении ремонта, в выделении кормов для скота, оказании помощи в ведении домашнего хозяйства.

Кроме юристов, в качестве консультантов приглашаются врачи: ра­ботники санэпидстанций, работники государственных органов (военкоматов, отделов социального обеспечения, милиции, прокурату­ры), специалисты в областях науки, техники, промышленного и сельско­хозяйственного производства, учителя и другие специалисты.

Важную роль в воздействии на сознание людей, в развитии их об­щественной и трудовой активности, организаторских способностей, формировании определенных интересов играют индивидуальные зака­зы на выполнение тех или иных видов работы. Так, подростков, бес­цельно проводящих досуг, можно уговорить за умеренную плату при­нять участие в текущем ремонте, изготовлении оформления, декораций, реквизита, в благоустройстве территории, подготовке помещений к про­граммам, в организации детских кинотеатров, в работе по поддержанию

порядка и т.д.

Значительное место в методике культурно-досуговой деятельности занимают индивидуальные занятия, которые проводятся во всех кол­лективах художественного творчества в целях совершенствования ис­полнительского мастерства, помощь местным народным умельцам в пропаганде их творчества (резьба, плетение, чеканка, вышивание, вя­зание и т.п.), организуются встречи с известными мастерами, подби­рается специальная литература, оформляются выставки изделий на­родных умельцев, проводятся консультации.

- Главная причина недостаточного использования индивидуальной методики в работе учреждений культуры состоит в том, что в отличие от

[1] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. - М., 1980.-С. 380-381

[2] Хлебников Н. Общество и государство в домонгольский период русской ис­тории. - СПб., 1872. -С. 33.

[3] Соловьев С. История России с древнейших времен. - М., 1959. Кн. 1. Т. 1. - С.
247.

[4] Тихомиров М.Н. Русская культура. - М., 1968. - С. 23-28, 92-104.

[5] Тихомиров М.Н. Русская культура.-М., 1968.-С. 160. Прим.: «невегласами» в Древней Руси называли людей, не знающих грамоты

[6] Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. Материалы к курсу 'Культура Древней Руси": Пособие для студентов высших учебных заведений. -м-: А.О. Аспект Пресс, 1994.-С. 31.

[7] Некрылова А.Ф. Русские народные праздники, увеселения и зрелища. Конец ХУШ-начало XX века. - Искусство. Лен. отд. 1988. - С. 42-46.

[8] Милюков П. Очерки из истории русской культуры. В 3 т. Париж, 1931. Т. 2. - Ч. I.-С. 289.

[9] Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в ХУ1-ХУИ вв. Т. 1. Домашний быт русских царей. - Ч. 1. Изд. 3-е. - М\: Тип. А.И. Мамонтова, 1895. - С. 372-375.

[10] Герберштейн С. Записки о Московии. - СПб., 1866. - С. 194.

[11] Костомаров Н. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XV-
XVII столетиях. - СПб., 1860. - С. 129-130.

[12] Забелин И.Е. Там же.

[13] Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу Тасканскому Козьме Тре­тьему о Московии. -М., 1905.-С. 105.

[14] Мейерберг А. Путешествие в Московию. - М., 1874. - С. 111.

[15] В России "хороводом" называли весенне-летние молодежные сборища на деревенской улице, сопровождаемые песнями, танцами, играми.

[16] Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М.: Столица, 1990. - С. 109-110.

[17] Устав собрания приказчиков при фабрике Товарищества Измайловской ма­нуфактуры. -Л., 1894.-С. 4.

[19] Подобед И.М., Комский В.Г. Когда гремели бои... - М., 1983. - С. 22.

[20] Там же. - С. 34-35.

[21] Подобед И.М., Комский В.Г. Когда гремели бои... - М., 1983. - С. 120-132.

[22] Сборник сообщений Чрезвычайной государственной комиссии о злодеяниях
немецко-фашистских захватчиков. - м\, 1946. - С. 445, 447, 449.

[23] Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический кжегодник, - М.: Финансы и статистика, 1987. - С. 561, 564, 567, 569.

[24] Народное хозяйство СССР... - С, 568.

[25] Художественная культура и развитие личности. - м\, 1987. - С. 7. 64

[26] Кризис культуры // Советская культура. - 1989. - 16 декабря. - С; 4-5 .

Наши рекомендации