Культурно-досуговая деятельность в 1946 -1997 годах

В послевоенный период наметились изменения в культурных по­требностях людей, способах проведения ими своего свободного време­ни. Это было обусловлено целым комплексом факторов: постепенным сокращением трудового дня для рабочих и служащих на государствен­ных предприятиях, в учреждениях и организациях, способствующем увеличению количества свободного времени; повышением образова­тельного уровня населения, улучшением его жилищных условий, рос­том доходов; процессами урбанизации, развитием средств массовой информации и, особенно, появлением и распространением телевиде­ния.

В период 1946 - 1970 гг. возросли временные затраты людей на осуществление культурно-досуговой деятельности. Происходило рас­ширение ее общественно организованных форм. В структуре досуга повысилась доля занятий интеллектуального содержания. По сравне­нию с предшествующими десятилетиями больше времени стало уде­ляться людьми чтению газет, журналов, художественной литературы, прослушиванию радио, просмотру телепередач, посещению кино, теат­ров, концертных и выставочных залов, и это было особенностью, свой­ственной всем категориям населения. Новым явлением было повыше­ние интереса людей к разного рода любительским занятиям. Эта тен­денция обнаружила себя с середины 50-х гг. и в дальнейшем постепен­но набирала темпы.

В структуре досуга людей большее место стали занимать занятия, имеющие целью самообразование, чему в значительной степени спо­собствовало появление в сфере досуга различных образовательных учреждений: университетов культуры научно-педагогических, техниче­ских, сельскохозяйственных знаний. Увеличилось число людей, зани­мающихся в свободное время общественной деятельностью.

Сокращение рабочего дня, начатое государством с 50-х гг., стиму­лировало развитие традиционных форм внесемейного общения в сфе­ре досуга, принимавшего формы "гостевания", а также "мужских", "женских" "молодежных" компаний, собиравшихся на дому и за его пре­делами: на улицах, близ мест проживания, в парках, садах, скверах. Люди стали затрачивать больше времени на активные формы отдыха. Увеличились масштабы туристской деятельности как в виде самодея­тельного туризма, так и в его организованных.формах. Среди жителей особенно крупных городов приобретали популярность загородные про­гулки, разнообразные виды семейного отдыха.

В период 1946 - 1970 гг. значительно расширилась сеть культурно-досуговых учреждений. Первые послевоенные годы характеризовались усиленной работой по восстановлению разрушенных в ходе войны уч­реждений культуры, а при наличии финансовых средств осуществля­лось строительство новых объектов. В восстановлении и строительстве культурно-досуговых учреждений государство опиралось на безвоз­мездную помощь населения, особенно молодежи. В ходе восстанови­тельных работ ремонтировались разрушенные здания, приводились в порядок пустующие помещения, в которых открывались клубы, читаль­ни, красные уголки. К началу 50-х гг. восстановительные работы в основном были завершены, а с середины 50-х гг. строительство учреж­дений культуры приняло массовый характер.

С середины 50-х г, в строительство объектов культуры активно включались колхозы. Сельскохозяйственными предприятиями выделя­лись финансовые средства, создавались строительные бригады, ста­вился вопрос о передаче на их баланс части сельских учреждений куль­туры с последующим их содержанием.

Дополнительным стимулом к строительству объектов культуры явилось развернувшееся в стране с 1956 г. движение по благоуст­ройству сел, смысл которого заключался в создании на селе целого комплекса культурно-воспитательных и бытовых учреждений: клубов, библиотек, школ, детских садов, бань, колодцев; озеленении улиц.

В 1965 г. было положено начало преобразованию сельских клубов, расположенных на центральных усадьбах колхозов, совхозов, сельсо­ветов в сельские Дома культуры с приданием им статуса головного клубного учреждения.

В 60-е гг. была выдвинута задача создания в пределах сельского районного центра комплекса учреждений культуры. Это предполагало иметь в районных центрах районный Дом культуры, широкоэкранный кинотеатр, детскую музыкальную школу, музей, районную библиотеку, народную филармонию, парк культуры и отдыха, художественно- офор­мительскую мастерскую, автоклубы.

В городах и поселках городского типа строительство массовых уч­реждений культуры производилось за счет государственных средств, фондов предприятий, отчислений местных бюджетов. По данным офи­циальной статистики, общее количество массовых учреждений в тече­ние 1946-1970 гг. увеличилось. Так, если в РСФСР имелось в 1940 г. 56,1 тыс. библиотек, то в 1970 г. этот показатель равнялся уже 61,1 тыс., клубных учреждений в 1940 г. было 74,1 тыс., то в 1970 г. - 78,7 тыс., киноустановок в 1940 г. насчитывалось 17,6 тыс., а в 1970 г. - 96,7 тыс[23]. С 60-х гг. интенсивнее стало развертываться строительство теат­ров. Так в 1960 г. количество театров равнялось 288, а в 1970 г. - 310[24]. К концу 50-х - началу 60-х гг. относится возникновение первых обще­ственных учреждений культуры: общественных клубов, библиотек, би­блиотек-читален, народных музеев. На общественных началах стали создаваться самодеятельные театры, симфонические оркестры, хоры, оперные, вокальные и балетные студии, областные народные филар­монии и т.п. В общественных учреждениях культуры и администра­тивное руководство, и организация различных направлений деятель­ности осуществлялись силами активистов.

С развитием сети учреждений культуры остро встал вопрос о под­готовке кадров. В 1949 гг. в двух функционирующих в России библио­течных институтах были созданы факультеты культурно-просветительной работы, а с 1959 г. институты начали вести подготовку специалистов по художественным специализациям. В 1964 г. библио­течные институты были переименованы в институты культуры. К 1971 г. их общее число в России составляло 8. Развивалась система среднего специального образования в сфере досуга. Функционирующие в стране в послевоенное время культпросветшколы с конца 50-х гг. постепенно стали заменяться культурно-просветительными училищами. Примерно в это же время подготовка специалистов для сферы досуга стала прово­диться не только в специализированных учебных заведениях, но и на базе некоторых средних общеобразовательных школ и вузов страны, не связанных впрямую с культурой. В сельскохозяйственных, педагогиче­ских и других вузах начали функционировать факультеты обществен­ных профессий (ФОПы), осуществляющие подготовку руководителей художественной самодеятельности. В массовые досуговые учреждения начиная с 60-х гг. направлялась часть выпускников специальных учеб­ных заведений, готовивших специалистов для сферы профессиональ­ного искусства: консерваторий, театральных институтов, музыкальных училищ и музыкальных школ. Государственные учебные заведения обеспечивали кадрами не только государственные учреждения культу­ры, но также профсоюзные и другие ведомства.

В течение 1945-1970 гг. деятельность культурно-досуговых учреж­дений обогатилась новым содержанием по всем направлениям. Стала развиваться лекционная работа. Тематика лекций охватывала вопросы политики, экономики, науки, искусства, морали и т.п. В значительной степени оживлению лекционной работы способствовало возникновение в 1947 г. Общества политических и научных знаний. Со второй полови­ны 50-х гг. в клубных учреждениях активно стала использоваться такая форма работы, как "тематический вечер". Это были вечера-встречи, вечера-чествования, вечера-портреты, вечера боевой и трудовой сла­вы, вечера-митинги, вечера-репортажи, вечера вопросов и ответов. По­лучили распространение "устные журналы", "световые газеты", а с кон­ца 50-х гг. возродились "воскресные чтения".

В целях пропаганды научно-технического прогресса клубы часто выступали в качестве инициаторов проведения "дней техники", "технических декад", "недель технического прогресса" и т.п.

Новым явлением было развитие любительского движения. При Дворцах, Домах культуры, клубах стали создаваться устойчивые группы людей, объединенных общим интересом к какому-либо виду деятель­ности. Это были "любительские клубы" и "клубы по интересам". Возник­ли клубы любителей музыки, поэзии, литературы, клубы кинолюбите­лей, радиолюбителей, фотолюбителей, любителей науки, техники, при­роды, спорта, туризма, клубы коллекционеров. Под влиянием клубных программ КВН (одним из первых руководителей такого клуба веселых и находчивых был А. Сухорадо во Дворце культуры "Родина" г. Химки), появились телевизионные передачи "клубы веселых и находчивых".

Среди молодежи началось движение за создание молодежных клу­бов, вызванных к жизни VI Всемирным фестивалем молодежи и студен­тов и Всесоюзным фестивалем советской молодежи. Популярными сре­ди молодежи были "Клубы любознательных", "Клубы интересных встреч", "Клубы занимательных встреч". С середины 60-х гг. молодежь стала создавать клубы с широкой познавательной программой, напри­мер, "Глобус", "Горизонт", "Кругозор". В клубных учреждениях к работе любительских объединений привлекались учащиеся школ. Организовы­вались клубы по интересам, объединявшие старшеклассников, подрост­ковые и детские клубы. В художественной самодеятельности начали пробивать себе дорогу новые тенденции. На базе высших учебных за­ведений стали возникать самодеятельные студенческие театры с соб­ственным репертуаром, эстетической платформой, оригинальными ре­жиссерскими решениями.

С середины 50-х гг. получили распространение агитационно-художественные бригады. Развитие на рубеже 50-х - 60-х гг. "авторской песни" дало толчок возникновению в 1970 г. первых клубов самодея­тельной песни. Со второй половины 50-х гг., в рамках художественной самодеятельности стали появляться эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, кружки, сочетающие спортивные элементы с музыкальным искусством: акробатические, художественной гимнастики, в 60-е гг. - ансамбли бального танца, вокально-инструментальные ан­самбли, эстрадно-цирковые ансамбли. Развитие технического твор­чества способствовало появлению новых видов самодеятельного худо­жественного творчества: фотокружков, фотостудий, киностудий. Расши­рились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного само­деятельного искусства. В произведениях народных мастеров появилось больше самобытности, ощутимее стала связь с традиционной народной культурой, фольклором. Стимулом для развития самодеятельного ху­дожественного творчества служили проводимые в стране государствен­ными органами совместно с общественными организациями смотры, конкурсы, фестивали художественной самодеятельности.

Активизировалась работа клубных учреждений по проведению массовых праздников. С начала 50-х гг. в стране начинает складываться традиция отмечать дни, посвященные различным профессиям. Клубы включались в работу по подготовке трудовых праздников: "Дня шахте­ра", "Дня строителя", "Дня железнодорожника", "Дня животновода", "Дня механизатора" и т.п. В эти же годы наиболее популярными стали празд­ники, связанные с важными для человека природными циклами, этапа­ми в трудовой деятельности: "Праздник весны", "Праздник русской зи­мы", "Праздник первой борозды", "День сева", "День урожая" и т.п. В клубных учреждениях в праздничной обстановке отмечались поворот­ные в жизни конкретного человека события: "Дни совершеннолетия", "Вручение паспорта", "Посвящение в рабочие", "Посвящение в хлеборо­бы", бракосочетание молодых людей и т.д.

В период 1945-1970 гг. значительно расширили свою деятельность по организации досуга населения и другие массовые учреждения куль­туры: библиотеки, музеи, парки культуры и отдыха, кинотеатры. Прове­дение тематических вечеров, устных журналов становилось все более частым явлением в практике работников этих учреждений. При них ста­ли возникать любительские объединения. Они чаще включались в про­ведение массовых праздников.

Музеи и кинотеатры открыли для себя новые возможности увели­чения контингента посетителей. Начавшееся в 50-е г. туристское дви­жение, возрастание интереса людей к отечественной истории, культуре подтолкнуло музеи к расширению форм культурно-массовой работы. К концу 50-х гг. музеи стали проводить "дни открытых дверей", "дни" диф­ференцированного обслуживания населения, организовывали пере­движные выставки, передвижные лектории и передвижные музеи, осо­бенно для обслуживания сельских жителей.

В конце 50-х гг. в сфере досуга возродилась такая форма самооб­разования, как народные университеты. Первыми из них были универ­ситеты культуры и эстетических знаний. В последующие годы количе­ство народных университетов постепенно увеличилось, расширялся профиль их деятельности: появились университеты по отраслям зна­ний, университеты здоровья, университеты повышения квалификации работников промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Университеты создавались в городской и сельской местности на базе куль­турно-просветительных учреждений, на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, в научно-исследовательских институтах, учебных заведени­ях, в творческих коллективах и т.д.

К 1970 г. расширились границы деятельности профессиональных творческих коллективов. Это было обусловлено не только ростом числа театров и концертных организаций, но и новыми формами общения со зрителями и слушателями. Театры Москвы и Ленинграда, других горо­дов стали формировать творческие бригады для обслуживания сельско­го населения. Выездные концерты и спектакли начали входить в практи­ку работы творческих коллективов практически всех крупных городов. Театральные и концертные организации стали заключать договоры о творческом содружестве с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.

Роль организаторов досуговых мероприятий брали на себя проф­союзные, комсомольские организации, органы общественного само­управления: различные советы, комиссии, комитета и т.д. На многих предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях после окончания работы или занятий проводились лекции, беседы, организовывались экскурсии на выставки, в музеи, коллективные выезды в театры, устраи­вались концерты и вечера отдыха. При промышленных предприятиях действовали спортивные секции, клубы, группы здоровья. В цехах круп­ных предприятий организовывались кружки художественной самодея­тельности.

Развивалась работа по месту жительства, наибольшее значение ей придавалось в городах. При домоуправлениях действовали красные уголки, в которых можно было услышать лекцию, посмотреть концерт художественной самодеятельности. Особую актуальность работа по месту жительства приобрела в связи с развитием с середины 50-х гг. массового жилищного строительства. В новых условиях в целях расши­рения возможностей людей для осуществления досуговых занятий до­моуправления выделяли помещения под различные культурные меро­приятия, занятия спортом, общественные библиотеки и т.п. Использо­вались площадки близ домов для проведения всевозможных зрелищ­ных мероприятий. Уделялось внимание работе с детьми. Во дворах жилых домов создавались детские клубы, кружки художественной са­модеятельности, детские "комнаты". Организацию культурной работы брали на себя женсоветы домоуправлений или домовые комитеты при содействии культурно-досуговых учреждений: Дворцов и Домов культу­ры, библиотек, кинотеатров и др.

В 70 - 80-е гг. в отличие от предыдущего периода в структуре досу­га изменилось соотношение общественно-организованных форм и ин­дивидуальных: прослеживалась тенденция к возрастанию последних. С наибольшей полнотой проявились процессы "одомашнивания" досуга, замедления темпов роста посещаемости учреждений культуры, а по некоторым учреждениям ее резкое снижение. Это коснулось, в част­ности кинотеатров, концертных учреждений, музеев, клубов[25]. Но па­раллельно с этим явлением широкое развитие получила неорганизо­ванная самодеятельность, особенно в молодежной среде. Формы ее проявления были различны: подростково-молодежные компании с ори­ентацией на "уличное" общение, "молодежные вечеринки", "подпольные" рок-группы (российский андеграунд). Начали набирать силу неформальные молодежные объединения: хип-система, панки, рокеры всех оттенков, брейкеры, объединения фанатов (фанов) спор­тивных клубов и др.

И молодежь, и люди более старших возрастов проявляли повы­шенный интерес к неоформленной институционально любительской деятельности. По сравнению с предыдущим периодом масштабы ее расширились, возникали новые виды любительских объединений, на­пример, клубы любителей бега и др. Любительская деятельность не­редко выливалась в художественное творчество, приобретавшее харак­тер домашнего "хобби", реализовывавшееся в кругу семьи, дружеских компаниях.

В 70 - 80-е гг. продолжал интенсивно развиваться туризм. Широкий размах получили его неорганизованные и слабо организованные фор­мы. Надо заметить, что развитию самодеятельного туризма способ­ствовало существенное увеличение транспортных средств, находя­щихся в личной собственности граждан: автомобилей, мотоциклов, мо­тороллеров, велосипедов, средств водного передвижения.

Приметой времени явилось возрастание значимости в глазах насе­ления семейного досуга. Туристические походы, совершаемые всеми членами семьи, посещение учреждений культуры, совместные занятия какими-либо видами деятельности получали все большее распростра­нение.

Наряду с различными проявлениями внеинституциональной куль­турной активности населения в сфере досуга в описываемые годы по­явились новые общественно-организованные формы культурной дея­тельности. Примерами могут служить создававшиеся с 1972 г. в различных городах - Новосибирске, Салехарде, Москве - фонды и центры молодежной инициативы, молодежные культурные центры, учредите­лями которых выступали местные молодежные организации (впоследствии они были преобразованы.в молодежные центры досуга), различные самодеятельные коллективы при детских и юношеских орга­низациях, учреждениях культуры не клубного типа, самодеятельные дискотеки. С середины 70-х г. начало развиваться самодеятельное фольклорное движение, представленное фольклорными ансамблями, любительскими фольклорными объединениями. Возникнув первона­чально в крупных городах, это движение стало постепенно втягивать в свою орбиту и более мелкие населенные пункты городского типа, а так­же сельские поселения.

В рассматриваемые годы продолжала развиваться сеть культурно-досуговых учреждений. Происходило формирование комплексной си­стемы объектов культуры в районных (сельскохозяйственных) центрах: наряду с районными Домами культуры создавались детские музыкаль­ные школы и школы искусств, народные театры, народные музеи, парки культуры ,и отдыха, художественно-оформительские мастерские т.д. Расширялась сеть передвижных культурно-досуговых учреждений для обслуживания мелких населенных пунктов: автоклубов, плавучих культбаз, кинопередвижек, автобиблиотек, агиткультбригад.

Происходила структурная перестройка сети культурно-досуговых учреждений. Начавшийся во второй половине 60-х гг. процесс преобра­зования сельских клубов, расположенных на центральных усадьбах сельскохозяйственных объединений, на территориях сельсоветов в Дома культуры в основном завершился. Дом культуры стал основным типом сельского клубного учреждения.

В целях улучшения условий культурной деятельности сельских жи­телей, проживающих в малочисленных, удаленных от центральных уса­деб, населенных пунктах с начала 70-х гг. начали создаваться центра­лизованные клубные системы (ЦКС). Сельские Дома культуры наделя­лись руководящими функциями по отношению к клубам, красным угол­кам, расположенным на территории хозяйств, сельсоветов. Работа всех клубных учреждений должна была осуществляться на основании едино­го плана с привлечением других учреждений культуры и общественных организаций. С 1975 г. в селах и городах стали возникать культурные комплексы (КК), объединявшие в своем составе на добровольной осно­ве культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоро­вительные, а иногда и бытовые учреждения. Они именовались сельски­ми или городскими, социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными ком­плексами. Главный смысл подобных объединений заключался в появ­лении возможности для кооперирования сил и средств учреждений и организаций, осуществляющих в пределах единой территории культур­ную работу, исключения дублирования в проведении культурных акций, установлении более тесных контактов между работниками досуговой сферы.

Почти одновременно с созданием культурных комплексов происхо­дила централизация библиотек. В масштабе района или группы райо­нов, области, края, на базе городских, районных и центральных библио­тек создавались централизованные библиотечные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим аппаратом, единым штатом работников. С 1974 г. начался процесс централизации музеев, выразившейся в создании музейных объединений.

Структурные изменения в системе культурно-досуговых учрежде­ний в определенной мере способствовали оживлению культурно-досуговой деятельности: увеличился объем проводимых мероприятий, расширилась кружковая работа, возросло число любительских объеди­нений. Но кардинального поворота к ликвидации существующей дис­пропорции между культурными запросами населения и их удовлетворе­нием через общественные формы организации досуга не произошло. Так, централизованные клубные системы не были обеспечены соответ­ствующими кадрами и транспортными средствами, предусмотренными в Положении о них, в силу ограниченного финансирования сферы культу­ры и отсутствия других источников поступления материальных средств. Это в значительной мере снизило эффективность их работы.

Существенные издержки были и в процессе централизации би­блиотек и музеев. Централизация библиотек, например, привела к не­равномерному распределению книжного фонда, сосредоточению боль­шей и лучшей его части в центральных библиотеках, к возникновению трудностей в доступе к ней жителей периферийных территорий, к еди­нообразию форм и методов в их работе, жесткой управленческой иерархии. Централизация музеев также не всегда соответствовала за­думанным планам. Шаблон в подходе к созданию музейных объедине­ний приводил к тому, что централизация нередко осуществлялась без учета конкретных социальных и экономических условий, без предвари­тельной научной проработки.

Несмотря на увеличившиеся масштабы, социально-культурной инфраструктуры к концу 80-х гг. в стране сохранялась значительная ре­гиональная дифференциация в обеспеченности населения учреждениями культуры. Сельские поселения по насыщенности учреждениями культуры значительно отставали от города. Практически были лишены базы культуры микрорайоны больших городов. Тяжелое положение создавалось в районах нового освоения. В невыгодном положении ока­зались небольшие города, как бы выпавшие из поля зрения органов культуры, хотя в них проживало около 1/3 населения страны. В конце 80-х гг. в средствах массовой информации были обнародованы факты, свидетельствующие о кризисном состоянии досуговой сферы. Так, в бывшем СССР, большую территорию которого занимала Россия, 59 крупных административных центров страны с населением, превы­шающем 100 тыс. человек, не имели театров, каждый 5-й театр в стране не имел стационарного помещения, а каждое 3-е театральное здание было непригодно к использованию. Более половины концертных орга­низаций не обладали собственными зданиями. Не было художествен­ных музеев, выставочных залов в 13 городах республиканского и об­ластного подчинения с населением от 100 до 250 тыс. человек. Каждая 4-я библиотека размещалась в тесном помещении площадью до 50 кв.м. Большинство крупных библиотек находились в аварийном состоя­нии, а книгохранилища их были перегружены.

Свыше 17 тыс. сельских населенных пунктов с численностью насе­ления более 300 чел. не имели стационарных клубных учреждений, каждый 3-й государственный клуб работал в неприспособленном зда­нии, а 2,5 тыс. клубов - в аварийных[26].

В течение 70-80-х гг. государство принимало меры по развитию высшего и среднего специального образования для подготовки органи­заторов культуры. К концу 80 гг. в России функционировало 16 вузов культуры и их филиалов. Возросло количество культурно-просветительных училищ, библиотечных техникумов. Продолжала осу­ществляться подготовка специалистов для культурно-досуговой сферы и по линии факультетов общественных профессий (ФОПов), образован­ных в высших учебных заведениях страны.

Остро стояла проблема закрепляемости кадров. Текучесть кадров отличала клубные, библиотечные, музейные учреждения. Особенно плохо закреплялись специалисты на селе, Основными причинами тако­го положения было отсутствие работы, соответствующей квалификации специалистов, плохие жилищные и бытовые условия, низкая оплата труда. Для клубных работников особая трудность заключалась в не­регламентированности работы клубных учреждений, а также в моральном плане - падении престижа этих учреждений в глазах населения. В официальных документах отмечалось, что система специального обра­зования в значительной степени работала на восполнение потерь, свя­занных с текучестью кадров.

События 90-х гг. - изменение политического строя в России, пере­ход к рыночным отношениям - оказали заметное влияние на сферу досуга. Наиболее ощутимыми они стали для системы учреждений куль­туры. В соответствии с новым законодательством учреждения культуры получили большую самостоятельность в организации своей деятель­ности: были сняты идеологические запреты, устранены ограничения в выборе направлений работы, в формировании штата работников. По­явились новые типы досуговых учреждений: Дома ремесел, Народные дома, Национальные культурные центры. Начался отход от жестких централизованных методов руководства культурно-досуговыми учреж­дениями. В аппарате государственного управления больший акцент делался на функциях координации, информации, методического обес­печения работы учреждений культуры. Значительно расширились права в создании сети учреждений культуры и организации их работы местных органов управления. С начала 90-х гг. началась разработка и целевое финансирование федеральных программ, предусматривающих сохра­нение и развитие культуры, организацию досуга населения. В областях, краях, автономных республиках разрабатывались региональные куль­турные программы.

Подготовка кадров организаторов досуга в высших и средних учеб­ных заведениях стала осуществляться с большим учетом особенностей экономического и социального развития общества, изменений, происхо­дивших в культурных интересах и досуговых ориентациях людей. Про­изошли преобразования в системе учебных заведений. Так, например, Московский государственный институт культуры получил статус универ­ситета, Санкт-Петербургский институт культуры - статус академии куль­туры, в академии культуры и искусства были преобразованы некоторые другие вузы культуры и высшие учебные заведения, готовящие специа­листов для сферы профессионального искусства (в частности, ГИТИС стал именоваться Академией театрального искусства и т.д.). В системе среднего образования, наряду с училищами культуры, начали функцио­нировать колледжи культуры. Появились гимназии и лицеи с расширен­ной программой обучения, включающей в себя изучение культурологи­ческих дисциплин.

Изменились источники финансирования учреждений культуры. На­ряду с государственными средствами они могли получать доходы за счет расширения ассортимента платных услуг, осуществления коммер­ческой деятельности, пожертвований от частных лиц, предприятий и организаций. Стали появляться досуговые учреждения, функционирую­щие на основе полной самоокупаемости: театры-студии, многопро­фильные творческие объединения, киноконцертные залы, картинные галереи, клубы, любительские объединения и т.п. Создавались частные досуговые учреждения, ориентированные преимущественно на получе­ние прибыли: казино, ночные клубы, бары и рестораны с разнообраз­ными шоу-программами.

Создавались частные посреднические фирмы, взявшие на себя функции обеспечения контакта самодеятельного и профессионального искусства со зрителями и слушателями, организации отдыха населения в области кинопроката, театрально-концертной деятельности, туризма. Частное предпринимательство внедрялось в средства массовой ин­формации: появились частное кабельное телевидение, частные книго­издательства, частные газеты.

Вместе с тем, наряду с расширением возможностей в организации досуга населения, возникли и трудности, обусловленные особенностя­ми переходного периода. Резкий спад промышленного и сельскохозяй­ственного производства, сокращение поступлений в государственный бюджет обусловили снижение государственных ассигнований на нужды культуры. Вместо закрепленного в законодательном порядке (в соот­ветствии с "Основами законодательства Российской Федерации о куль­туре" от ноября 1992 г.) обязательного финансирования культуры в размере 2% от государственного бюджета на развитие культуры выде­лялось в 90-е гг. менее 1% в год. Вследствие этого государственные учреждения культуры недополучали ежегодно значительное количество денежных средств. В тяжелом положении оказались профсоюзные уч­реждения культуры. Многие предприятия перестали финансировать свои клубы, Дворцы культуры, библиотеки и другие учреждения. Более того, нередки были случаи сдачи предприятиями в обход законодатель­ства учреждений культуры в аренду коммерческим структурам, а то и полной их продажи. Не хватало средств на содержание учреждений культуры у сельскохозяйственных акционерных обществ. На финансо­вом положении культурно-досуговых учреждений сказывалось и отсут­ствие у их работников навыков в развертывании платных услуг. К тому же, в силу ухудшения материального положения подавляющего боль­шинства населения России, многие люди не могли воспользоваться этими услугами. Мало надежд давала и спонсорская деятельность. Ввиду этих обстоятельств материальная база учреждений культуры стала приходить в упадок, количество их сокращаться, снизился уро­вень зарплаты работников культуры. Культурно-досуговые учреждения уменьшили количество бесплатных мероприятий, в том числе и тех, которые были ориентированы на социально не защищенные слои насе­ления: детей и подростков, пенсионеров.

С 90-х гг. все более стала обозначаться дифференциация между отдельными группами населения в способах проведения досуга. Суще­ственное значение приобретал уровень доходов человека. Наиболее обеспеченный слой российского общества располагал большими воз­можностями в приобретении технических средств культуры, книжной и газетной продукции, в выборе форм досуговых занятий, отдыха и раз­влечений. Жизнь выдвинула много новых проблем в создании условий для осуществления населением России культурно-досуговой деятель­ности, решение которых предстоит искать в последующие годы.

Вопросы для самопроверки

1. Какие тенденции отличали развитие культурно-досуговой деятельности в 1946-80-х гг. ?

2. Какова была государственная политика в области
развития сети учреждений культуры и подготовки
кадров?

3. В чем заключались основные направления деятель­
ности клубных учреждений, библиотек, музеев, пар­
ков культуры и отдыха, кинотеатров в период 1946-
80-х гг. ?

4. Какие изменения произошли в деятельности театров, концертных организаций и других учреждений
культуры, имеющих в своем составе профессиональ­ные творческие коллективы?

5. Как развивалось любительское движение в 50-80-е гг. ?

6. Как организовывался досуг по месту работы и месту
жительства?

7. Каковы были особенности развития досуга в России в
90-е гг. ?

Рекомендуемая литература

1. Библиотеки в контексте истории: Тезисы докладов и
сообщений научной конференции. - М., 1995. - С. 5, 8,
19-20, 27-29.

2. Джаз, рок и медные трубы... // Огонек. -1990. - № 29. -
С. 20-23.

3. Каргин А. С. Поиск пути или смена вывесок? // Клуб. -
1991. - № 12. - С. 2-3.

4. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность.
Словарь-справочник. - Омск, 1992.

5. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени.
-М.:МГИК, 1991.

6. Триодин В.Е. Клубные объединения, клуб, клубные уч­реждения // Культурно-просветительная работа.-1981.-№11.-С. 29-30.

7. Хилтунен В. Дом - это там, где вас поймут: несколь­ко сюжетов из жизни семейных клубов //Культурно-просветительная работа. - 1985. - №5, 8, 10, 11

8. Чем болен клуб // Сов. культура. -1987. - 7 мая. - С. 3.

§ 2. Типовые методики в деятельности учреждений культуры

Рассматривать методики культурно-досуговой деятельности в со­временных условиях чрезвычайно сложно. Поэтому наиболее целесо­образно этот вопрос рассматривать с точки зрения технологии. Этот подход наиболее универсален, так как дает возможность культурно-досуговую деятельность разложить на три основные составляющие: информационно-просветительную, художественно-публицистическую и культурно-развлекательную деятельность.

Эти составляющие взаимосвязаны, тем не менее каждая из них имеет и свою специфику, свои преимущественные родовые методы подготовки и проведения культурно-досуговых программ. Все три типа деятельности имеют не только общие структурные компоненты, но и свою специфику в формах, средствах и методах, что и позволяет гово­рить о типовых методиках.

Информационно-просветительная деятельность базируется на со­временных информационных технологиях и функционально обеспечи­вает наиболее объемные в творческом отношении художественно-публицистическую и культурно-развлекательную деятельность.

Понятие "информация" в буквальном смысле означает "сообщение", "изложение". Информация - это не все знание, которым располагает человечество, а лишь та его часть, которая используется для ориентирования, для активного действия.

Информационно-просветительная деятельность учреждений куль­туры имеет присущие только ей формы, методы и выразительные сред­ства, умелое использование которых помогает посетителям данного уч­реждения проникнуть в суть проблемы.

Средствами, формами и методами информационно-просветительной деятельности учреждения культуры информируют, просвещают, разъясняют, помогают людям на практике удовлетворить их насущные потребности в знаниях. Структурные компоненты инфор­мационно-просветительной деятельности учреждения культуры условно можно разделить на общие: субъект, объект, содержание, средства, коммуникация, управление и видовые: экономика, политика, право, эс-

тетика и т.д. Поэтому учреждения культуры через информационно-просветительную деятельность, используя активность людей, могут вести с ними диалог, готовить программы по злободневным проблемам.

Термин "художественно-публицистическая деятельность" произо­шел от широко используемого в научной литературе термина "художественно-массовая работа". Художественно-массовая работа рассматривалась как область деятельности учреждений культуры, в ор­ганизации которой соединялись средства пропаганды, агитации и ис­кусства. Степень их взаимодействия определялась формами художе­ственно-массовой работы от простейших в иллюстрированных художе­ственно-пропагандистских мероприятиях, проводимых в клубном уч­реждении, до сложных, синтезированных в театрализованных праздни­ках, шествиях и манифестациях.

В современных условиях художественно-массовую работу следует называть "художественно-публицистическая деятельно

Наши рекомендации