Культурно-досуговая деятельность в 1917 -1941 гг.
Второе и третье десятилетие двадцатого века в России отмечены крупнейшими событиями. Революционные события, гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой деятельности, изменили ее содержание. Первые шаги новой государственной власти были направлены на лишение имущих слоев общества богатства и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства, Третьяковская галерея, Эрмитаж и многие другие были переданы государству. Были объявлены народным достоянием и преобразованы в музеи историко-художественные ценности Троице-Сергиевой лавры и другие исторические и художественные памятники. Церковь была отделена от государства, школа - от церкви, были упразднены сословия, сословные объединения, в том числе Российское Благородное собрание, Московское купеческое собрание, а также дворянские, купеческие и другие сословные клубы. С конца 1918 г. началась работа по регистрации, приему на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении богатых слоев общества.
Новые государственные органы придавали важное значение просвещению и образованию людей. Внешкольный отдел, созданный в 1918 г. при Наркомпросе, а также территориальные и местные органы народного образования осуществляли руководство деятельностью массовых культурно-досуговых учреждений, поддерживали идею создания различных общественно-организованных форм досуга, оказывали содействие в налаживании культурной работы. Государство контролировало содержание деятельности учреждений культуры, выделяло необходимые ассигнования. Государственными органами были сформулированы основные принципы деятельности культурно-досуговых учреждений, намечены главные направления их работы. Большая роль отводилась учреждениям культуры в деле народного просвещения, пропаганде новой идеологии, антирелигиозной и производственной пропаганде, борьбе за здоровый образ жизни, созданию новой обрядности, развитию народного художественного творчества. В ряде государственных и партийных документов подчеркивалась необходимость планомерности и согласованности в их работе, приветствовалась инициатива и самодеятельность трудящихся, объявлялась свобода от религиозного влияния; культурные мероприятия рекомендовалось проводить на родном для каждой этнической общности языке.
Культурно-просветительные учреждения активно включились в работу по обучению людей, не получивших начального образования. В библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах создавались пункты ликвидации неграмотности. Контингент обучающихся включал в себя людей от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать. Для усвоения начальных знаний, разъяснения политической обстановки устраивались читки государственных декретов, а также журналов, газет и т.д.
В учреждениях культуры стали внедряться формы работы, отвечающие требованиям нового политического строя. Так, например, в целях расширения политической пропаганды в клубах проводились митинги, митинги-концерты, политические доклады, лекции, вечера вопросов и ответов, диспуты на политические и религиозные темы. В начале 20-х годов были популярны такие формы работы, как "политигры", "политбои", "политсуды" и др. Идее политического воспитания служили и такие формы наглядной агитации и пропаганды, как диаграммы, плакаты, карикатуры; устраивались театральные инсценировки на исторические темы. При клубах создавались политкружки. В эти же годы в стране начала интенсивно развиваться художественная самодеятельность. Художественные кружки создавались в воинских частях, в клубных учреждениях, народных домах. Наиболее приоритетным жанром была театральная самодеятельность. В выборе репертуара театральные кружки ориентировались в основном на классические пьесы революционного содержания, агитпьесы, написанные на острые злободневные темы. С переходом к новой экономической политике (нэпу) возник особый вид эстрадного театра - "Синяя блуза". Репертуар таких театров, острие их сатиры было направлено против "нэпманов", популярны были интермедии, сатирические сценки, песни, частушки, танцы. Вслед за театральными самодеятельными коллективами стали появляться хоровые и хореографические. Развитие сети культурно-досуговых учреждений в стране происходило неравномерно. В годы гражданской войны для проведения просветительной работы в воинских частях были созданы передвижные типы культурно-просветительных учреждений: агитпоезда, агиттеплоходы, На железнодорожных станциях, в людных местах, в воинских частях работали агитпункты.
В связи с экономической разрухой, явившейся следствием гражданской войны и начавшегося после неурожая 1921 г. голода, государево вынуждено было перевести культурно-досуговые учреждения на местный бюджет. Эти меры привели к резкому сокращению учреждений культуры, особенно в сельской местности. Однако уже в 1922 г. губернские власти вновь стали финансировать культурно-досуговые учреждения. Результатом явилось постепенное восстановление их сети и ее дальнейшее развитие. В конце 20-х г. в городах были созданы первые Дома культуры, в начале 30-х гг. - Дворцы культуры, в сельской местности - колхозные и совхозные клубы и библиотеки; с 1929 г. стали появляться первые районные Дома культуры и районные библиотеки.
Для работы в культурно-досуговых учреждениях требовались профессиональные кадры. Уже с 1918 г. стали организовываться краткосрочные одно-двухмесячные курсы внешкольных работников в Москве, Петрограде, в губернских городах. В 1918 г. в Петрограде был основан Институт внешкольного образования; его возглавил выдающийся педагог В.А. Зеленко (ныне это Санкт-Петербургская государственная академия культуры). Институт готовил специалистов для культурно-досуговых учреждений, руководителей художественной самодеятельности, работников государственных органов.
В ходе жесткой борьбы по вопросам развития культуры, ее роли и месте в обществе культурно-досуговые учреждения попали под непосредственный контроль государства. В 1920 г. Внешкольный отдел при Наркомпросе был преобразован в Главный политико-просветительный комитет. Смысл его создания заключался в усилении связи культурно-просветительной работы с политикой государства, организации и проведении культурно-просветительной и политико-просветительной работы на основе единого плана. Усиление политического содержания в культурно-просветительной работе сказалось и на ее названии. Она стала чаще именоваться политико-просветительной работой, а массовые учреждения культуры - политико-просветительными.
В 30-е г. культурно-просветительные учреждения стали проводниками идей индустриализации и коллективизации, выполнения пятилетних планов, организовывали предвыборные компании, пропагандировали социалистическое соревнование, распространяли производственные, технические, сельскохозяйственные знания, коллективные методы труда на предприятиях, в колхозах и совхозах, организовывали техническую и сельскохозяйственную учебу и т.д. Новые требования вызвали к жизни и новые формы работы культурно-досутовых учреждений. В клубах, Домах и Дворцах культуры проводились вечера обмена опытом, "рабочей смекалки".
Более разнообразными стали формы коллективного отдыха трудящихся, организуемого работниками культурно-досуговых учреждений. Клубы устраивали походы в театры, музеи, экскурсии на предприятия, загородные прогулки и т.д. С появлением колхозов и совхозов в быт крестьян начали входить новые формы массовых праздников: "первой борозды", "урожая" и др. Расширились жанры художественной самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми, танцевальными коллективами стали появляться изостудии, музыкальные коллективы, первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Происходил рост числа участников самодеятельных кружков. В 30-е г. получило распространение шефство профессиональных творческих коллективов над самодеятельностью. Застрельщиком в этом деле выступил театр им. Е. Вахтангова. Самодеятельным коллективам оказывали помощь великие артисты - К.С. Станиславский, В.И. Качалов, А.Л. Яблочкина и др. В 1935 г. в Москве был открыт первый в стране театр народного творчества. Его директором был назначен Б.М. Филиппов, художественными руководителями - Н.П. Охлопков и И.А. Моисеев.
Начиная с 1932 г. в стране стали регулярно проводиться олимпиады и смотры народного творчества. В числе лучших коллективов тех лет были капелла Юго-Западной железной дороги, хор бандуристов-гусляров ленинградских строителей и др.
В 30-е г. происходило дальнейшее развитие сети культурно-досуговых учреждений. Кроме государства средства на строительство и содержание учреждений культуры стали выделять предприятия, колхозы и совхозы. В городах росло количество Дворцов и Домов культуры. С конца 30-х г. началась реорганизация изб-читален в колхозные клубы. В колхозах и совхозах возводились для них новые здания. В 1937 г. было принято решение о передаче всех сельских учреждений культуры в ведение колхозов при условии взятия последними на себя обязательств по их содержанию. В городах и сельской местности увеличилось число киноустановок и массовых библиотек. В 1928 г. в Москве был заложен Центральный парк культуры и отдыха (ныне ЦПКО им. A.M. Горького), и таким образом было положено начало созданию новых типов учреждений культуры.
Со второй половины 30-х г. расширились средства распространения культуры: книгоиздательство, радио. Вошли в жизнь новые типы культурно-досуговых учреждений: передвижные библиотеки, кино- и радиопередвижки, передвижные выставки, агитповозки, агитмашины. Они обслуживали населенные пункты, не имеющие стационарных учреждений культуры, а также тех крестьян, которые работали летом в поле, на фермах.
В 30-е г. была продолжена работа по подготовке организаторов досуга В 1930 г. был открыт Московский библиотечный институт. Библиотечные работники получали квалификацию также в библиотечных техникумах и на библиотечных отделениях в педучилищах. Для подготовки клубных работников были открыты специальные трех- и шестимесячные курсы во всех областных центрах.
Произошли изменения в системе управления культурно- просветительной работой. В 1930 г. был упразднен Главполитпросвет и вместо него в наркомпросах РСФСР и других союзных республик были созданы сектора массовой политико-просветительной и школьной работы, которые ведали политико-просветительными учреждениями государственной сети. С осени 1933 г. в наркомпросах союзных республик произошла новая реорганизация: возникли управления и отделы, отвечающие за отдельные направления культурно-просветительной работы: библиотечные управления, отделы изб-читален, клубов, ДК и парков культуры и отдыха, отделы музейной сети, отдел школ и курсов для взрослых.
Социальные потрясения, которые пережило российское общество на протяжении 1917 - 1941 гг., новая культурная политика государства оказали огромное влияние на досуговую деятельность населения. Такие факторы, как принадлежность к тому или иному сословию, наличие у человека богатства или его отсутствие, перестали определять способы проведения свободного времени. Решающими моментами стали: уровень образования человека, его возраст, характер трудовой деятельности, место проживания (город или сельская местность), семейное положение, наличие детей, жилищные условия и др.
В течение 20 - 30-х гг. сфера досуга характеризовалась действием новых тенденций. Получили большее развитие общественные формы досуга. Возросла посещаемость клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек, театров. Увеличилось количество просмотров кинокартин. Это отличало в основном те слои населения, которые до октября 1917 г. составляли низшие сословия российского общества. Именно на них была ориентирована культурная политика государства, в частности работа по развитию сети массовых учреждений культуры и организация их деятельности. Расширению аудитории культурно-досуговых учреждений способствовало и введение в стране в 1927 г. семичасового рабочего дня для рабочих с предоставлением им выходных дней по графику в течение всей недели. В условиях нового трудового режима учреждения культуры проводили мероприятия не только по субботним и воскресным дням, но и в будни.
Досуговая деятельность рабочих и крестьян обогащалась культурным содержанием. Реальным основанием для этого явилось повышение их образованности, чему способствовало введение в стране всеобщего, бесплатного начального образования, работа по ликвидации неграмотности, расширение, особенно в 30-е гг., форм среднего специального и высшего образования. Значительно возросло число читателей газет и журналов. Об этом свидетельствовали массовые опросы, проводившиеся редакциями ряда центральных и местных газет в 20-е гг. Читательский интерес стимулировался развитием книгоиздательского дела. Развивались художественные формы деятельности в сфере досуга. Росло число участников художественной самодеятельности.
Наряду с этим стала заметна тенденция к уменьшению форм досу-гового времяпрепровождения, характерных для быта российского населения в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое государственная система культурно-досуговых учреждений?
2. Какова динамика развития культурно-досуговых учреждений в городе и деревне в 20-30-е гг. ?
3. В чем заключалось содержание работы культурно-
досуговых учреждений в 20-30-е гг. ?
4. Какова была художественно-творческая деятельность культурно-досуговых учреждений в 20-30-е гг. ?
Рекомендуемая литература
1. Галин С.А. Исторический опыт культурного строи
тельства в первые годы советской власти (1917-1925
г.г.). - М,: Высшая школа, 1990.
2. Куманев В.А. Судьбы советской интеллигенции (в 30-е
г.) //История СССР.-1990. -№1.- С. 23.
3. Крупская Н.К. Чем должен быть рабочий клуб. Что такое клуб. О клубе//Педагогические сочинения. - Т. 8. - С. 7-12, 17-18, 128-131.
4. Всероссийский съезд Пролеткульта. Проект революции съезда "О пролетарской культуре"//Ленин В.И. Полное собрание сочинений - Т.31 - С. 291-292.
5. О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР (декрет СНКот 26 декабря 1919 г.)//Декреты СНК РСФСР. - Г. IV- М.. 1968. - С.194-19в
§ 4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны 1941 -1945 гг.
Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений.
С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, уменьшилась их сеть. Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.
Перестройка жизни страны на военный лад под лозунгом "Все для фронта? Все для победы!" коснулась и учреждений культуры. Деятельность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Родины и решению насущных народнохозяйственных задач военного времени.
Работа культурно-досуговых учреждений осуществлялась в соответствии с требованиями военного времени, которые были конкретизированы в приказе Наркомпроса РСФСР: "О работе политико-просветительных учреждений в военное время».
Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема советского патриотизма стала ведущей в их деятельности.
Несмотря на все трудности военного времени, значительно расширилась сфера влияния клубов, библиотек и музеев. Их работа была перенесена в цеха, красные уголки, полевые станы, бомбоубежища, на станции метро, агитпункты вокзалов, на платформы железнодорожных станций, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства.
С началом войны изменился режим работы культурно-досуговых учреждений, проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению. Были созданы разнообразные передвижные учреждения культуры - походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитпункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны.
Основными направлениями деятельности клубов, библиотек и других учреждений культуры в тылу в годы войны стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, проведение широкой справочной работы, участие учреждений культуры в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий в условиях, когда мужчин на производстве заменили женщины и подростки; развитие художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха людей в условиях тяжелого труда.
С июня 1941 г. сводки Совинформбюро широко использовались клубами и библиотеками для разъяснительной работы. Кроме того, культработники шли в цеха, в поле, на фермы и там разъясняли людям смысл военных событий. Проводились также беседы и доклады о текущем моменте, о международном и внутреннем положении страны, а также чтение газетных статей и очерков. Особой любовью у народа пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов, И. Оренбург и др. Большое впечатление оказывали на тружеников тыла встречи с фронтовиками, которые организовывались клубными работниками.
Культурно-досуговые учреждения широко использовали наглядные материалы, в том числе карты, плакаты, отражающие ход военных действий, фотовитрины; специально выпускаемые "листовки-молнии", "боевые листки" освещали успехи на фронте, трудовые достижения в тылу. Работники учреждений культуры писали письма на фронт за малограмотных, наводили справки о судьбе близких и родных, пропавших без вести.
Значительную работу с населением проводили музеи, Государственный исторический музей (Москва) организовал в 1941 г. 38 выставок-передвижек в рабочих клубах и красных уголках предприятий, в Доме Союзов, в Парке культуры и отдыха им. М. Горького, во многих музеях страны. Музейные сотрудники Свердловска в 1941-42 г.г. провели 180 лекций, на которых присутствовало около 200 тыс. слушателей.
Бесценным делом работников культуры было спасение культурных ценностей, исторических, художественных и литературных памятников. Работники библиотек, картинных галерей и музеев организовывали эвакуацию культурных ценностей, порой рискуя жизнью. Работая днем и ночью, они отбирали, тщательно упаковывали и отправляли в глубокий тыл все, что представляло ценность. Так были вывезены почти полностью экспозиции ряда музеев, около 700 тыс. единиц фондов рукописей и книг Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, свыше 18 тыс. экспонатов Третьяковской галереи. Шла огромная и кропотливая работа по спасению и эвакуации памятников культуры Ростова, Киева , Севастополя и других городов.
Следует особо сказать о работе культработников в госпиталях. Они проводили концерты для раненых, читали им книги и газеты, проводили беседы, обзоры литературы, писали письма родным и близким.
Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, устраивали вечера, на которых женщины пряли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов.
В суровое военное время особое место в деятельности культурно-досуговых учреждений занимала художественная самодеятельность. Военные условия требовали создания мобильных групп, фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла. Изменился репертуар, в нем преобладала патриотическая тема: концертные номера и одноактные пьесы посвящались героической борьбе армии, флота, трудовым подвигам в тылу, действиям партизан и подполья в тылу врага.
В условиях удлиненного рабочего дня и изнурительного труда художественная самодеятельность являлась неизменным средством организации отдыха миллионов людей. Характерные процессы военного времени естественно повлекли за собой сокращение коллективов художественной самодеятельности, кадров профессиональных руководителей. Самыми распространенными видами художественных коллективов были агитбригады, концертные бригады.
Первые в стране фронтовые бригады самодеятельных артистов Дворца культуры Московского автозавода (директор ДК Л.А. Хайло) и Московского Дома культуры им. Горького (директор ДК В.В. Симбуховский) стали действовать уже в 1941 г. Особый интерес в их программах проявлялся к произведениям малых форм: коротким сценкам, стихам, песням, частушкам. Из классических произведений использовались главным образом те, в которых отражалось героическое прошлое русского народа.
В коллективах художественной самодеятельности увеличилось количество" концертных выступлений. В 1942 г. силами художественной самодеятельности профсоюзов было проведено около 20 тыс. спектаклей и концертов, а в 1944 г. - около 50 тыс. концертов и спектаклей, которые посмотрело 12.467.966 человек.
Фронтовые концертные бригады были сформированы из артистов Малого, Художественного театров, театра им. Е. Вахтангова. Артисты В. Пашенная, В. Рыжова, И. Москвин, А. Тарасова, В. Качалов, певицы Л. Русланова, К. Новикова, К. Шульженко провели тысячи выступлений в тылу и на фронте.
В партизанских отрядах также создавалась своя художественная самодеятельность. Искусство помогало патриотическому воспитанию народа, подъему его морального духа. В 1943-44 гг. российский смотр сельской художественной самодеятельности, в котором участвовало 500 тыс. человек. В репертуаре сельских коллективов были частушки, любимые народные песни, такие как "Катюша", "Вечер на рейде" В. Захарова, "В лесу прифронтовом" Б. Мокроусова, "Землянка" К. Листова и другие. А в 1945 г. был уже второй Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, в нем участвовало около 900 тыс. человек. С успехом прошли смотры в областях, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков: Брянской, Курской, Ленинградской, Новгородской, Псковской и др. Большую культурную работу среди воинов проводили армейские учреждения культуры. Еще до войны в армии сложилась сеть культурно-досуговых учреждений. В высшем звене имелись: Центральный Дом Красной Армии, театр Красной Армии, студия им. Грекова, армейский ансамбль песни и пляски им, Александрова, в среднем - окружные, флотские, армейские дома Красной Армии; в низшем - клубы соединений, частей, кораблей 1-го и 2-го рангов военно-морских баз.
В начале Отечественной войны на фронте были созданы фронтовые и армейские дома Красной Армии, которые находились при политуправлениях фронтов и политотделах армий. При политотделах дивизий имелись дивизионные клубы, в частях отдельных родов войск - клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки, полевые агитземлянки. Руководили воинскими клубами, как правило, политработники, а иногда и командиры частей. Для работы во фронтовых и армейских учреждениях культуры направлялись призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов и ученые-обществоведы. На Волховском фронте, например, в домах культуры Армии служили: полковник Чагин - профессор, доктор философских наук, капитан Базанов - кандидат исторических наук, поэт Всеволод Рождественский и др[19].
При Главном политуправлении для обслуживания фронтов был создан специальный агитпоезд; такие поезда были организованы и на отдельных фронтах. Агитмашины были включены в штаты фронтовых и армейских домов культуры, во главе коллектива агитмашины находился лектор. Машина была специально оборудована, в ней имелась киноустановка, радиоприемник, библиотечка художественной, военной литературы, музыкальные инструменты, средства наглядной агитации. Часто при агитмашине был коллектив художественной самодеятельности, иногда в очередную поездку направлялась на фронт фронтовая бригада артистов-профессионалов. Армейские передвижные учреждения культуры в перерывах между боями, на привалах, в госпиталях проводили разные мероприятия. Так, например, после освобождения г. Солнечногорска туда приехала агитмашина № 3 (руководитель - Г. Ба-делин). На улицах еще слышалась стрельба, а коллектив агитмашины во главе с батальонным комиссаром П. Рожковым разместился в двух километрах от переднего края и в течение нескольких часов непрерывно выступал перед выходившими из боя подразделениями 44 кавалерийской дивизии[20].
Фронтовые армейские ансамбли песни и пляски наряду с концертными выступлениями оказывали методическую помощь армейской художественной самодеятельности. Они проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров художественной самодеятельности. В задачи культурно-досуговых учреждений фронта входила популяризация опыта освободительной войны, разъяснение воинских уставов и наставлений, боевых традиций армии, авиации и флота, пропаганда русской культуры и русского военного искусства, организация отдыха личного состава.
Распространенными формами работы культурно-досуговых учреждений на фронте было проведение бесед на различные темы, с использованием наглядных средств - плакатов, листовок, портретов героев, фотовыставок боевых действий. Для ведения работы с воинами в условиях войны использовались радио и громкоговорящие установки. Передавались сводки Совинформбюро, песни, концерты, грамзаписи. Этими же средствами велась пропаганда и на войска противника. В блиндажах; прямо на боевых позициях, в госпиталях для наших солдат и офицеров работники библиотек проводили читки газет и художественной литературы. Воины слушали и читали статьи и стихи И. Эренбурга, К. Симонова и других писателей и поэтов. За время войны на фронте состоялось свыше 6 млн. киносеансов. Успехом у фронтовиков пользовались кинофильмы "Они защищали Родину", "Зоя", "Радуга", "Чапаев", "Мы из Кронштадта", "Народные мстители", "Валерий Чкалов". Перед киносеансом, как правило, проводились беседы[21].
Война нанесла большой ущерб учреждениям культуры. На оккупированной территории гитлеровцы варварски уничтожили и разграбили 427 музеев, 44 тыс. зданий театров, клубов и других культурно-досуговых учреждений. Пострадали книжные фонды библиотек. Только в массовых библиотеках страны было расхищено и уничтожено 100 млн. книг[22].
О том, насколько за годы войны изменилась сеть учреждений культуры, можно судить по следующим цифрам. С 1941 по 1945 год количество Дворцов, Домов культуры, клубов сократилось с 1 мил. 18 тыс. до 9 тыс. 500; массовых библиотек - с 95.401 до 47.440; книжный фонд - с 185 мил. экз. книг до 109; музеев - с 991 до 787; киноустановок - с 28 тыс. до 14,5 тысячи. Но по мере освобождения территорий от немецкой оккупации в стране развертывалась работа по восстановлению объектов культуры, причем она часто осуществлялась по инициативе самого населения.
В ноябре 1944 г. СНК РСФСР принял постановление "О мерах по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры". Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете клуб, в каждом районном центре - Дом культуры. Постановлением СНК в феврале 1945 г. был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты создавались в союзных республиках. В автономных республиках были образованы управления по делам культурно-просветительных учреждений, а на местах - отделы культпросветработы при исполкомах местных Советов. Все это улучшало государственное руководство системой культурно-досуговых учреждений. Одной из главных задач государственных органов оставалось обеспечение хода работ по восстановлению учреждений культуры. Предстояло также расширить сеть средних и высших учебных заведений, готовящих кадры для клубов, библиотек, музеев и других учреждений культуры.
Годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений. Учреждения культуры выдержали испытания войной, они стали дополнительным оружием в борьбе за победу. Война потребовала от работников культуры большой оперативности, гибкости в работе, использования новых форм и методов работы с людьми. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность - вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отечественной войны, имеет непреходящее значение.
Вопросы для самопроверки
1. Перестройка работы учреждений культуры в условиях военного времени.
2. Основные направления и формы работы культурно-досуговых учреждений в тылу.
3. Фронтовые бригады профессиональных и самодеятельных артистов, их роль в организации досуга личного состава Красной Армии.
4. Героические усилия работников культуры по спасению культурных ценностей.
Рекомендуемая литература
1. Культурно-просветительная работа в Вооруженных
Силах СССР: Учебник для высших военно-политических
училищ, - М., 1984. - С.57-65.
2. Андриченко Ф.П. Учреждения культуры и искусства
Москвы и Подмосковья в годы Великой Отечественной
войны 1941-1945 га. - М., 1996.
3. 50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-
1945 гг. Страницы истории и современность. - М.,
1996.
4. Мазурицкий A.M. Художественная самодеятельность
в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. -
М., 1985. - С. 27.
5. Мазурицкий М.П. Массовые учреждения культуры в
период Великой Отечественной войны. - М.,1992..-
0.119.
6. Савченко A.M. Введение в историю культурно-
просветительной работы в СССР. - М., 1988. - С. 22-
24.