Культурно-досуговая деятельность в 1917 -1941 гг.

Второе и третье десятилетие двадцатого века в России отмечены крупнейшими событиями. Революционные события, гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой деятельности, изменили ее содержание. Первые шаги новой государственной власти были направлены на лишение имущих слоев общества богатства и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произве­дений искусства, Третьяковская галерея, Эрмитаж и многие другие бы­ли переданы государству. Были объявлены народным достоянием и преобразованы в музеи историко-художественные ценности Троице-Сергиевой лавры и другие исторические и художественные памятники. Церковь была отделена от государства, школа - от церкви, были упразднены сословия, сословные объединения, в том числе Российское Благородное собрание, Московское купеческое собрание, а также дво­рянские, купеческие и другие сословные клубы. С конца 1918 г. нача­лась работа по регистрации, приему на учет и охране памятников ис­кусства и старины, находящихся во владении богатых слоев общества.

Новые государственные органы придавали важное значение про­свещению и образованию людей. Внешкольный отдел, созданный в 1918 г. при Наркомпросе, а также территориальные и местные органы народного образования осуществляли руководство деятельностью мас­совых культурно-досуговых учреждений, поддерживали идею создания различных общественно-организованных форм досуга, оказывали со­действие в налаживании культурной работы. Государство контролиро­вало содержание деятельности учреждений культуры, выделяло необ­ходимые ассигнования. Государственными органами были сформули­рованы основные принципы деятельности культурно-досуговых учреж­дений, намечены главные направления их работы. Большая роль отво­дилась учреждениям культуры в деле народного просвещения, пропа­ганде новой идеологии, антирелигиозной и производственной пропаган­де, борьбе за здоровый образ жизни, созданию новой обрядности, раз­витию народного художественного творчества. В ряде государственных и партийных документов подчеркивалась необходимость планомерно­сти и согласованности в их работе, приветствовалась инициатива и самодеятельность трудящихся, объявлялась свобода от религиозного влияния; культурные мероприятия рекомендовалось проводить на род­ном для каждой этнической общности языке.

Культурно-просветительные учреждения активно включились в ра­боту по обучению людей, не получивших начального образования. В библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах созда­вались пункты ликвидации неграмотности. Контингент обучающихся включал в себя людей от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать. Для усвоения начальных знаний, разъяснения политической обстановки устраивались читки государственных декретов, а также журналов, газет и т.д.

В учреждениях культуры стали внедряться формы работы, отве­чающие требованиям нового политического строя. Так, например, в целях расширения политической пропаганды в клубах проводились ми­тинги, митинги-концерты, политические доклады, лекции, вечера вопро­сов и ответов, диспуты на политические и религиозные темы. В начале 20-х годов были популярны такие формы работы, как "политигры", "политбои", "политсуды" и др. Идее политического воспитания служили и такие формы наглядной агитации и пропаганды, как диаграммы, пла­каты, карикатуры; устраивались театральные инсценировки на истори­ческие темы. При клубах создавались политкружки. В эти же годы в стране начала интенсивно развиваться художественная самодеятель­ность. Художественные кружки создавались в воинских частях, в клуб­ных учреждениях, народных домах. Наиболее приоритетным жанром была театральная самодеятельность. В выборе репертуара театраль­ные кружки ориентировались в основном на классические пьесы рево­люционного содержания, агитпьесы, написанные на острые злободнев­ные темы. С переходом к новой экономической политике (нэпу) возник особый вид эстрадного театра - "Синяя блуза". Репертуар таких теат­ров, острие их сатиры было направлено против "нэпманов", популярны были интермедии, сатирические сценки, песни, частушки, танцы. Вслед за театральными самодеятельными коллективами стали появляться хоровые и хореографические. Развитие сети культурно-досуговых уч­реждений в стране происходило неравномерно. В годы гражданской войны для проведения просветительной работы в воинских частях были созданы передвижные типы культурно-просветительных учреждений: агитпоезда, агиттеплоходы, На железнодорожных станциях, в людных местах, в воинских частях работали агитпункты.

В связи с экономической разрухой, явившейся следствием граж­данской войны и начавшегося после неурожая 1921 г. голода, государ­ево вынуждено было перевести культурно-досуговые учреждения на местный бюджет. Эти меры привели к резкому сокращению учреждений культуры, особенно в сельской местности. Однако уже в 1922 г. губернские власти вновь стали финансировать культурно-досуговые учрежде­ния. Результатом явилось постепенное восстановление их сети и ее дальнейшее развитие. В конце 20-х г. в городах были созданы первые Дома культуры, в начале 30-х гг. - Дворцы культуры, в сельской мест­ности - колхозные и совхозные клубы и библиотеки; с 1929 г. стали по­являться первые районные Дома культуры и районные библиотеки.

Для работы в культурно-досуговых учреждениях требовались про­фессиональные кадры. Уже с 1918 г. стали организовываться кратко­срочные одно-двухмесячные курсы внешкольных работников в Москве, Петрограде, в губернских городах. В 1918 г. в Петрограде был основан Институт внешкольного образования; его возглавил выдающийся педа­гог В.А. Зеленко (ныне это Санкт-Петербургская государственная ака­демия культуры). Институт готовил специалистов для культурно-досуговых учреждений, руководителей художественной самодеятель­ности, работников государственных органов.

В ходе жесткой борьбы по вопросам развития культуры, ее роли и месте в обществе культурно-досуговые учреждения попали под непо­средственный контроль государства. В 1920 г. Внешкольный отдел при Наркомпросе был преобразован в Главный политико-просветительный комитет. Смысл его создания заключался в усилении связи культурно-просветительной работы с политикой государства, организации и про­ведении культурно-просветительной и политико-просветительной рабо­ты на основе единого плана. Усиление политического содержания в культурно-просветительной работе сказалось и на ее названии. Она стала чаще именоваться политико-просветительной работой, а массо­вые учреждения культуры - политико-просветительными.

В 30-е г. культурно-просветительные учреждения стали проводни­ками идей индустриализации и коллективизации, выполнения пятилет­них планов, организовывали предвыборные компании, пропагандирова­ли социалистическое соревнование, распространяли производствен­ные, технические, сельскохозяйственные знания, коллективные методы труда на предприятиях, в колхозах и совхозах, организовывали техни­ческую и сельскохозяйственную учебу и т.д. Новые требования вызвали к жизни и новые формы работы культурно-досутовых учреждений. В клубах, Домах и Дворцах культуры проводились вечера обмена опы­том, "рабочей смекалки".

Более разнообразными стали формы коллективного отдыха трудя­щихся, организуемого работниками культурно-досуговых учреждений. Клубы устраивали походы в театры, музеи, экскурсии на предприятия, загородные прогулки и т.д. С появлением колхозов и совхозов в быт крестьян начали входить новые формы массовых праздников: "первой борозды", "урожая" и др. Расширились жанры художественной самодея­тельности. Наряду с драматическими, хоровыми, танцевальными кол­лективами стали появляться изостудии, музыкальные коллективы, пер­вые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Происходил рост числа участников самодеятельных круж­ков. В 30-е г. получило распространение шефство профессиональных творческих коллективов над самодеятельностью. Застрельщиком в этом деле выступил театр им. Е. Вахтангова. Самодеятельным коллективам оказывали помощь великие артисты - К.С. Станиславский, В.И. Качалов, А.Л. Яблочкина и др. В 1935 г. в Москве был открыт первый в стране театр народного творчества. Его директором был назначен Б.М. Фи­липпов, художественными руководителями - Н.П. Охлопков и И.А. Мои­сеев.

Начиная с 1932 г. в стране стали регулярно проводиться олимпиа­ды и смотры народного творчества. В числе лучших коллективов тех лет были капелла Юго-Западной железной дороги, хор бандуристов-гусляров ленинградских строителей и др.

В 30-е г. происходило дальнейшее развитие сети культурно-досуговых учреждений. Кроме государства средства на строительство и содержание учреждений культуры стали выделять предприятия, кол­хозы и совхозы. В городах росло количество Дворцов и Домов культуры. С конца 30-х г. началась реорганизация изб-читален в колхозные клубы. В колхозах и совхозах возводились для них новые здания. В 1937 г. было принято решение о передаче всех сельских учреждений культуры в ведение колхозов при условии взятия последними на себя обяза­тельств по их содержанию. В городах и сельской местности увеличи­лось число киноустановок и массовых библиотек. В 1928 г. в Москве был заложен Центральный парк культуры и отдыха (ныне ЦПКО им. A.M. Горького), и таким образом было положено начало созданию новых типов учреждений культуры.

Со второй половины 30-х г. расширились средства распростране­ния культуры: книгоиздательство, радио. Вошли в жизнь новые типы культурно-досуговых учреждений: передвижные библиотеки, кино- и радиопередвижки, передвижные выставки, агитповозки, агитмашины. Они обслуживали населенные пункты, не имеющие стационарных уч­реждений культуры, а также тех крестьян, которые работали летом в поле, на фермах.

В 30-е г. была продолжена работа по подготовке организаторов досуга В 1930 г. был открыт Московский библиотечный институт. Библиотечные работники получали квалификацию также в библиотечных тех­никумах и на библиотечных отделениях в педучилищах. Для подготовки клубных работников были открыты специальные трех- и шестимесяч­ные курсы во всех областных центрах.

Произошли изменения в системе управления культурно- просвети­тельной работой. В 1930 г. был упразднен Главполитпросвет и вместо него в наркомпросах РСФСР и других союзных республик были созданы сектора массовой политико-просветительной и школьной работы, кото­рые ведали политико-просветительными учреждениями государствен­ной сети. С осени 1933 г. в наркомпросах союзных республик произо­шла новая реорганизация: возникли управления и отделы, отвечающие за отдельные направления культурно-просветительной работы: библио­течные управления, отделы изб-читален, клубов, ДК и парков культуры и отдыха, отделы музейной сети, отдел школ и курсов для взрослых.

Социальные потрясения, которые пережило российское общество на протяжении 1917 - 1941 гг., новая культурная политика государства оказали огромное влияние на досуговую деятельность населения. Такие факторы, как принадлежность к тому или иному сословию, наличие у человека богатства или его отсутствие, перестали определять способы проведения свободного времени. Решающими моментами стали: уро­вень образования человека, его возраст, характер трудовой деятель­ности, место проживания (город или сельская местность), семейное положение, наличие детей, жилищные условия и др.

В течение 20 - 30-х гг. сфера досуга характеризовалась действием новых тенденций. Получили большее развитие общественные формы досуга. Возросла посещаемость клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек, театров. Увеличилось количество просмотров кинокартин. Это отличало в основном те слои населения, которые до октября 1917 г. составляли низшие сословия российского общества. Именно на них была ориентирована культурная политика государства, в частности ра­бота по развитию сети массовых учреждений культуры и организация их деятельности. Расширению аудитории культурно-досуговых учреждений способствовало и введение в стране в 1927 г. семичасового рабочего дня для рабочих с предоставлением им выходных дней по графику в течение всей недели. В условиях нового трудового режима учреждения культуры проводили мероприятия не только по субботним и воскресным дням, но и в будни.

Досуговая деятельность рабочих и крестьян обогащалась культур­ным содержанием. Реальным основанием для этого явилось повыше­ние их образованности, чему способствовало введение в стране всеобщего, бесплатного начального образования, работа по ликвидации неграмотности, расширение, особенно в 30-е гг., форм среднего специ­ального и высшего образования. Значительно возросло число читате­лей газет и журналов. Об этом свидетельствовали массовые опросы, проводившиеся редакциями ряда центральных и местных газет в 20-е гг. Читательский интерес стимулировался развитием книгоиздательско­го дела. Развивались художественные формы деятельности в сфере досуга. Росло число участников художественной самодеятельности.

Наряду с этим стала заметна тенденция к уменьшению форм досу-гового времяпрепровождения, характерных для быта российского насе­ления в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое государственная система культурно-досуговых учреждений?

2. Какова динамика развития культурно-досуговых учрежде­ний в городе и деревне в 20-30-е гг. ?

3. В чем заключалось содержание работы культурно-
досуговых учреждений в 20-30-е гг. ?

4. Какова была художественно-творческая деятельность культурно-досуговых учреждений в 20-30-е гг. ?

Рекомендуемая литература

1. Галин С.А. Исторический опыт культурного строи­
тельства в первые годы советской власти (1917-1925
г.г.). - М,: Высшая школа, 1990.

2. Куманев В.А. Судьбы советской интеллигенции (в 30-е
г.) //История СССР.-1990. -№1.- С. 23.

3. Крупская Н.К. Чем должен быть рабочий клуб. Что та­кое клуб. О клубе//Педагогические сочинения. - Т. 8. - С. 7-12, 17-18, 128-131.

4. Всероссийский съезд Пролеткульта. Проект револю­ции съезда "О пролетарской культуре"//Ленин В.И. Полное собрание сочинений - Т.31 - С. 291-292.

5. О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР (декрет СНКот 26 декабря 1919 г.)//Декреты СНК РСФСР. - Г. IV- М.. 1968. - С.194-19в

§ 4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны 1941 -1945 гг.

Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений.

С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, уменьшилась их сеть. Уже во вто­рой половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессио­нальных работников учреждений культуры. Многие учреждения культу­ры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.

Перестройка жизни страны на военный лад под лозунгом "Все для фронта? Все для победы!" коснулась и учреждений культуры. Деятель­ность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Ро­дины и решению насущных народнохозяйственных задач военного вре­мени.

Работа культурно-досуговых учреждений осуществлялась в соот­ветствии с требованиями военного времени, которые были конкретизи­рованы в приказе Наркомпроса РСФСР: "О работе политико-просветительных учреждений в военное время».

Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библио­тек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Учреждения культуры пропагандирова­ли героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема со­ветского патриотизма стала ведущей в их деятельности.

Несмотря на все трудности военного времени, значительно расши­рилась сфера влияния клубов, библиотек и музеев. Их работа была перенесена в цеха, красные уголки, полевые станы, бомбоубежища, на станции метро, агитпункты вокзалов, на платформы железнодорожных станций, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкома­тов по месту жительства.

С началом войны изменился режим работы культурно-досуговых учреждений, проводилась групповая и индивидуальная работа с насе­лением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению. Были созданы разнообразные передвижные учреждения культуры - походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агит­пункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы вре­мен гражданской войны.

Основными направлениями деятельности клубов, библиотек и дру­гих учреждений культуры в тылу в годы войны стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, проведение широкой справочной работы, участие учреждений культуры в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий в условиях, когда мужчин на производстве заменили женщины и подростки; развитие ху­дожественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха людей в условиях тяжелого труда.

С июня 1941 г. сводки Совинформбюро широко использовались клубами и библиотеками для разъяснительной работы. Кроме того, культработники шли в цеха, в поле, на фермы и там разъясняли людям смысл военных событий. Проводились также беседы и доклады о теку­щем моменте, о международном и внутреннем положении страны, а также чтение газетных статей и очерков. Особой любовью у народа пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шоло­хов, И. Оренбург и др. Большое впечатление оказывали на тружеников тыла встречи с фронтовиками, которые организовывались клубными работниками.

Культурно-досуговые учреждения широко использовали наглядные материалы, в том числе карты, плакаты, отражающие ход военных дей­ствий, фотовитрины; специально выпускаемые "листовки-молнии", "боевые листки" освещали успехи на фронте, трудовые достижения в тылу. Работники учреждений культуры писали письма на фронт за ма­лограмотных, наводили справки о судьбе близких и родных, пропавших без вести.

Значительную работу с населением проводили музеи, Государ­ственный исторический музей (Москва) организовал в 1941 г. 38 выста­вок-передвижек в рабочих клубах и красных уголках предприятий, в Доме Союзов, в Парке культуры и отдыха им. М. Горького, во многих музеях страны. Музейные сотрудники Свердловска в 1941-42 г.г. прове­ли 180 лекций, на которых присутствовало около 200 тыс. слушателей.

Бесценным делом работников культуры было спасение культурных ценностей, исторических, художественных и литературных памятников. Работники библиотек, картинных галерей и музеев организовывали эва­куацию культурных ценностей, порой рискуя жизнью. Работая днем и ночью, они отбирали, тщательно упаковывали и отправляли в глубокий тыл все, что представляло ценность. Так были вывезены почти полнос­тью экспозиции ряда музеев, около 700 тыс. единиц фондов рукописей и книг Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, свыше 18 тыс. экс­понатов Третьяковской галереи. Шла огромная и кропотливая работа по спасению и эвакуации памятников культуры Ростова, Киева , Севасто­поля и других городов.

Следует особо сказать о работе культработников в госпиталях. Они проводили концерты для раненых, читали им книги и газеты, проводили беседы, обзоры литературы, писали письма родным и близким.

Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, устраивали вечера, на которых женщины пря­ли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов.

В суровое военное время особое место в деятельности культурно-досуговых учреждений занимала художественная самодеятельность. Военные условия требовали создания мобильных групп, фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла. Изме­нился репертуар, в нем преобладала патриотическая тема: концертные номера и одноактные пьесы посвящались героической борьбе армии, флота, трудовым подвигам в тылу, действиям партизан и подполья в тылу врага.

В условиях удлиненного рабочего дня и изнурительного труда ху­дожественная самодеятельность являлась неизменным средством ор­ганизации отдыха миллионов людей. Характерные процессы военного времени естественно повлекли за собой сокращение коллективов худо­жественной самодеятельности, кадров профессиональных руководителей. Самыми распространенными видами художественных коллективов были агитбригады, концертные бригады.

Первые в стране фронтовые бригады самодеятельных артистов Дворца культуры Московского автозавода (директор ДК Л.А. Хайло) и Московского Дома культуры им. Горького (директор ДК В.В. Симбуховский) стали действовать уже в 1941 г. Особый интерес в их программах проявлялся к произведениям малых форм: коротким сценкам, стихам, песням, частушкам. Из классических произведений использовались главным образом те, в которых отражалось героическое прошлое рус­ского народа.

В коллективах художественной самодеятельности увеличилось ко­личество" концертных выступлений. В 1942 г. силами художественной самодеятельности профсоюзов было проведено около 20 тыс. спек­таклей и концертов, а в 1944 г. - около 50 тыс. концертов и спектаклей, которые посмотрело 12.467.966 человек.

Фронтовые концертные бригады были сформированы из артистов Малого, Художественного театров, театра им. Е. Вахтангова. Артисты В. Пашенная, В. Рыжова, И. Москвин, А. Тарасова, В. Качалов, певицы Л. Русланова, К. Новикова, К. Шульженко провели тысячи выступлений в тылу и на фронте.

В партизанских отрядах также создавалась своя художественная самодеятельность. Искусство помогало патриотическому воспитанию народа, подъему его морального духа. В 1943-44 гг. российский смотр сельской художественной самодеятельности, в кото­ром участвовало 500 тыс. человек. В репертуаре сельских коллективов были частушки, любимые народные песни, такие как "Катюша", "Вечер на рейде" В. Захарова, "В лесу прифронтовом" Б. Мокроусова, "Землянка" К. Листова и другие. А в 1945 г. был уже второй Всероссий­ский смотр сельской художественной самодеятельности, в нем участво­вало около 900 тыс. человек. С успехом прошли смотры в областях, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков: Брянской, Кур­ской, Ленинградской, Новгородской, Псковской и др. Большую культур­ную работу среди воинов проводили армейские учреждения культуры. Еще до войны в армии сложилась сеть культурно-досуговых учрежде­ний. В высшем звене имелись: Центральный Дом Красной Армии, театр Красной Армии, студия им. Грекова, армейский ансамбль песни и пляски им, Александрова, в среднем - окружные, флотские, армейские дома Красной Армии; в низшем - клубы соединений, частей, кораблей 1-го и 2-го рангов военно-морских баз.

В начале Отечественной войны на фронте были созданы фронто­вые и армейские дома Красной Армии, которые находились при полит­управлениях фронтов и политотделах армий. При политотделах диви­зий имелись дивизионные клубы, в частях отдельных родов войск - клу­бы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки, полевые агитземлянки. Руководили воинскими клубами, как правило, политработники, а иногда и командиры частей. Для работы во фронто­вых и армейских учреждениях культуры направлялись призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов и ученые-обществоведы. На Волховском фронте, например, в домах культуры Армии служили: пол­ковник Чагин - профессор, доктор философских наук, капитан Базанов - кандидат исторических наук, поэт Всеволод Рождественский и др[19].

При Главном политуправлении для обслуживания фронтов был создан специальный агитпоезд; такие поезда были организованы и на отдельных фронтах. Агитмашины были включены в штаты фронтовых и армейских домов культуры, во главе коллектива агитмашины находился лектор. Машина была специально оборудована, в ней имелась кино­установка, радиоприемник, библиотечка художественной, военной ли­тературы, музыкальные инструменты, средства наглядной агитации. Часто при агитмашине был коллектив художественной самодеятель­ности, иногда в очередную поездку направлялась на фронт фронтовая бригада артистов-профессионалов. Армейские передвижные учрежде­ния культуры в перерывах между боями, на привалах, в госпиталях про­водили разные мероприятия. Так, например, после освобождения г. Солнечногорска туда приехала агитмашина № 3 (руководитель - Г. Ба-делин). На улицах еще слышалась стрельба, а коллектив агитмашины во главе с батальонным комиссаром П. Рожковым разместился в двух километрах от переднего края и в течение нескольких часов непрерыв­но выступал перед выходившими из боя подразделениями 44 кавалерийской дивизии[20].

Фронтовые армейские ансамбли песни и пляски наряду с концерт­ными выступлениями оказывали методическую помощь армейской ху­дожественной самодеятельности. Они проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров художественной само­деятельности. В задачи культурно-досуговых учреждений фронта вхо­дила популяризация опыта освободительной войны, разъяснение воин­ских уставов и наставлений, боевых традиций армии, авиации и флота, пропаганда русской культуры и русского военного искусства, организа­ция отдыха личного состава.

Распространенными формами работы культурно-досуговых учреж­дений на фронте было проведение бесед на различные темы, с исполь­зованием наглядных средств - плакатов, листовок, портретов героев, фотовыставок боевых действий. Для ведения работы с воинами в усло­виях войны использовались радио и громкоговорящие установки. Пе­редавались сводки Совинформбюро, песни, концерты, грамзаписи. Этими же средствами велась пропаганда и на войска противника. В блиндажах; прямо на боевых позициях, в госпиталях для наших солдат и офицеров работники библиотек проводили читки газет и художествен­ной литературы. Воины слушали и читали статьи и стихи И. Эренбурга, К. Симонова и других писателей и поэтов. За время войны на фронте состоялось свыше 6 млн. киносеансов. Успехом у фронтовиков пользо­вались кинофильмы "Они защищали Родину", "Зоя", "Радуга", "Чапаев", "Мы из Кронштадта", "Народные мстители", "Валерий Чкалов". Перед киносеансом, как правило, проводились беседы[21].

Война нанесла большой ущерб учреждениям культуры. На оккупи­рованной территории гитлеровцы варварски уничтожили и разграбили 427 музеев, 44 тыс. зданий театров, клубов и других культурно-досуговых учреждений. Пострадали книжные фонды библиотек. Только в массовых библиотеках страны было расхищено и уничтожено 100 млн. книг[22].

О том, насколько за годы войны изменилась сеть учреждений куль­туры, можно судить по следующим цифрам. С 1941 по 1945 год количе­ство Дворцов, Домов культуры, клубов сократилось с 1 мил. 18 тыс. до 9 тыс. 500; массовых библиотек - с 95.401 до 47.440; книжный фонд - с 185 мил. экз. книг до 109; музеев - с 991 до 787; киноустановок - с 28 тыс. до 14,5 тысячи. Но по мере освобождения территорий от немецкой оккупации в стране развертывалась работа по восстановлению объек­тов культуры, причем она часто осуществлялась по инициативе самого населения.

В ноябре 1944 г. СНК РСФСР принял постановление "О мерах по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры". Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете клуб, в каждом районном центре - Дом культуры. По­становлением СНК в феврале 1945 г. был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты создавались в союзных республиках. В автономных республи­ках были образованы управления по делам культурно-просветительных учреждений, а на местах - отделы культпросветработы при исполкомах местных Советов. Все это улучшало государственное руководство си­стемой культурно-досуговых учреждений. Одной из главных задач госу­дарственных органов оставалось обеспечение хода работ по восста­новлению учреждений культуры. Предстояло также расширить сеть средних и высших учебных заведений, готовящих кадры для клубов, библиотек, музеев и других учреждений культуры.

Годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений. Учреждения культуры выдержали испытания войной, они стали дополнительным оружием в борьбе за победу. Война потребовала от работников культуры большой оператив­ности, гибкости в работе, использования новых форм и методов работы с людьми. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность - вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, нако­пленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отече­ственной войны, имеет непреходящее значение.

Вопросы для самопроверки

1. Перестройка работы учреждений культуры в усло­виях военного времени.

2. Основные направления и формы работы культурно-досуговых учреждений в тылу.

3. Фронтовые бригады профессиональных и самодея­тельных артистов, их роль в организации досуга личного состава Красной Армии.

4. Героические усилия работников культуры по спасе­нию культурных ценностей.

Рекомендуемая литература

1. Культурно-просветительная работа в Вооруженных
Силах СССР: Учебник для высших военно-политических
училищ, - М., 1984. - С.57-65.

2. Андриченко Ф.П. Учреждения культуры и искусства
Москвы и Подмосковья в годы Великой Отечественной
войны 1941-1945 га. - М., 1996.

3. 50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-
1945 гг. Страницы истории и современность. - М.,
1996.

4. Мазурицкий A.M. Художественная самодеятельность
в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. -
М., 1985. - С. 27.

5. Мазурицкий М.П. Массовые учреждения культуры в
период Великой Отечественной войны. - М.,1992..-
0.119.

6. Савченко A.M. Введение в историю культурно-
просветительной работы в СССР. - М., 1988. - С. 22-
24.

Наши рекомендации