Глава первая. Краткая история культурно-досуговой деятельности

Современный период в развитии отечественной исторической нау­ки отмечен стремлением ученых переосмыслить социальные явления и факты прошлого, дать им наиболее объективную оценку. Все с большей настоятельностью подчеркивается необходимость изучения истори­ческой реальности во всей ее комплексности и многообразии, с исполь­зованием методов, средств и результатов других наук, расширения в связи с этим проблематики научных исследований и обновления поня­тийного аппарата. Особое значение придается культурному аспекту человеческой жизнедеятельности. Культура в наибольшей степени, чем какая-либо другая сфера, отражает динамику жизни человеческого со­общества в ее целостности, дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, при­частности к важнейшим историческим событиям. Восприятие жизнедея­тельности людей как культурно-исторического процесса ставит в центр внимания человека с его мыслями, чувствами, стремлениями, идеала­ми, верой, деятельностью, творца своей собственной и общественной жизни.

В связи с этим не вызывает удивления тот факт, что в последние годы культурно-досуговая деятельность, являющаяся одной из граней культурного процесса, привлекает к себе все большее внимание уче­ных. Исследование ее исторических истоков не только служит задачам наиболее полного воспроизведения картины человеческого общества, но имеет и самостоятельное значение, дает возможность лучше разоб­раться в современных проблемах, связанных с организацией досуга людей.

Изучение культурно-досуговой деятельности в ее динамичном раз­витии способствует более глубокому проникновению в сущность данно­го явления, помогает увидеть события современности как закономерный результат движения человеческого общества от низших форм к выс­шим. Исторический подход позволяет обнаружить в культурно-досуговой деятельности общее, главное, присутствующее во все исторические эпохи, и особенное, специфическое, характерное для каждого конкретного отрезка времени.

Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накопленного многими поколениями в организации своего досуга, эле­менты которого могут быть с успехом использованы в сегодняшней ре­альной практике. Освоение истории культурно-досуговой деятельности - неотъемлемой части культуры общества - имеет огромное воспитатель­ное значение. Оно формирует в человеке гражданские качества, про­буждает чувство уважения к культурным традициям своего народа, со­действует развитию исторической памяти. В предлагаемой главе рас­крываются специфические особенности развития культурно-досуговой деятельности и способы ее общественной организации в России с мо­мента возникновения государства до наших дней.

§1. Зарождение досуговых форм деятельности увосточных славян и их дальнейшее развитие в X - XVII вв.

Досуг как социальное явление имеет глубокие исторические корни. Своими истоками он восходит к периоду каменного века, когда возвра­щение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками как большой праздник. Он отмечался родственниками и друзьями удач­ливых добытчиков бурно, песнями и плясками, позволявшими выразить радость людей по поводу совершившегося события, выплеснуть эмо­ции, поднять настроение. С течением времени совершаемые во время праздника действа приобрели магический, религиозный характер.

Переход племен к оседлому образу жизни и занятие земледелием сопровождались становлением целой системы праздников. Это было обусловлено особенностью сельскохозяйственного труда: сменой вре­мен года, продолжительностью дня, фиксированными сроками начала и окончания земледельческих работ. Праздники наполнялись новым со­держанием, освящались новыми религиозными представлениями, адек­ватными потребностям земледельческого населения. Результаты ар­хеологических и этнографических исследований, свидетельства древ­них ученых, произведения устного народного творчества: мифы и ле­генды, былины, песни, сказания, пословицы, поговорки и т.п. служат Доказательством того, что праздники были всеобщим явлением для всех народов, населяющих земной шар. Несмотря на то, что праздники органически вплетались в ткань повседневной жизни людей и имели для них, в первую очередь, культовое значение, именно праздники, по мнению многих ученых, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности.

Чередование будней и праздников характеризовало и быт восточ­ных славян, занимавших обширную территорию - от побережья Финско­го залива, Ладожского и Онежского озер до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. К моменту возникновения государственности в конце IX- начале X вв. славяне имели достаточно развитую празднич­ную культуру. Праздниками отмечалось начало весны и наступление осени, важные для крестьян виды сельскохозяйственных работ: сев, сенокос, жатва, сбор ягод и плодов. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, в течение кото­рых крестьянин получал некоторую передышку от тяжелого напря­женного труда. Праздники посвящались языческим божествам, которые, по мнению древних славян, должны были оказывать помощь людям во всех жизненных обстоятельствах и, прежде всего в земледелии. Са­мыми раздольными и разгульными праздниками были дошедшие до нас святки (конец декабря-начало января), масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня).

Праздники давали возможность славянину-земледельцу освобо­диться на время от всех необходимых дел и предаться веселью, радо­сти, почувствовать себя свободным и счастливым. Праздник был для крестьян самым ранним способом коллективного проведения досуга. Состояние, в котором находился человек во время праздника, нашло отражение в языковых символах, обозначивших данное явление. В рус­ском языке слово "праздник" произошло от прилагательного "праздный", что означает "незанятый", "пустой", "порожний» (если речь идет о месте) и "праздное время" - период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным, если речь идет о времени.[1] Слово "досуг" также содер­жит указание на свободу человека от непреложных занятий. В. Даль раскрывает значение "досуга" как свободного, незанятого времени, гу­лянки, простора отдела.

Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршество за общим столом, получившее название "братчины". "Братчины", как и праздники в целом, не только помогали людям вос­становить физические и психические силы, но выполняли и другую важную для древнего социума функцию - единения. Славяне жили небольшими общинами, в рамках которых каждая семья самостоятельно обрабатывала землю и вела свое хозяйство на принадлежащей ей тер­ритории. Постоянная опасность набегов со стороны соседних племен заставляла славян быть готовыми в любой момент дать отпор против­никам. Общие коллективные праздники и застолья поддерживали у сла­вян чувство единства, содействовали сплочению их сил для противо­стояния врагам.

По мере своего развития праздники обогащались культурным со­держанием. Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлече­ния сделались их неотъемлемыми элементами. Такие музыкальные инструменты, как гудок, дудка, волынка, гусли, были уже известны древним славянам. "Ряженье", сопровождавшее святки, масленицу, обладало характерными чертами, присущими театральному действу. Широко распространенным развлечением на праздниках были игры, особенно борьба, кулачный бой, беганье взапуски, метание копья. Они демонстрировали стойкость и силу мужской части славянского населе­ния и в то же время свидетельствовали о способности использовать их в любой момент в военной схватке с неприятелем. В течение многих последующих веков праздники с присущей им атрибутикой, закреплен­ной в традициях, являлись для российского народа одной из главных и любимых форм досугового времяпрепровождения.

Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после обра­зования государства, обусловили появление первых различий в органи­зации отдыха и развлечений. Так, например, при княжеском дворе устраивались пышные пиры не только по поводу больших праздников, но и по случаю удачных сражений и других, значимых для князя и его окружения событий. Таким событием, в частности, мог стать приезд в княжеский дворец "гостей" (купцов).

Обилие кушаний и большое число крепких напитков составляли главную особенность пиршественного стола. Накормить присутствую­щих всевозможными яствами и напоить допьяна считалось высшим показателем княжеской щедрости и гостеприимства. Н. Хлебников при­водит выдержки из послания митрополита Никифора к Владимиру Мо­номаху (умер Владимир Мономах в возрасте 70 лет в 1125 г.), рисующие картину нравов и обычаев того времени. Митрополит Никифор пишет: "Я знаю, что ты для гостей готовишь великолепные обеды, где всем дают всевозможные... ради княжеского величия, как для правых, так и беззаконных; где ты сам служишь и разносишь кушанья, делая все это, конечно, для утверждения своей княжеской власти. Когда иные упиваются и объедаются, ты сам сидишь спокойно и только смотришь на пьяных и пьющих, лишь для примера немного вкушая сам. Так ты угож­даешь подданным и терпишь, чтобы они напивались перед твоими гла­зами, и тем по истине угождаешь им и покоряешь их"[2].

В пирах нередко принимали участие и женщины, представительни­цы княжеских родов, наравне с мужчинами вели беседы, стараясь блеснуть умом и другими достойными внимания качествами[3].

Любимой забавой высшей знати становилась звериная и птичья охота. Из "Поучений Мономаха", помещенных в древнейшей русской летописи "Повести временных лет"(Лаврентьевский список), в которых князь Владимир Мономах рассказывает о своих охотничьих успехах, видно, что охота в древности велась на туров, оленей, лосей, медведей, кабанов и других животных.

В перерывах между сражениями на княжеском дворе проводились военные игры. Воины князя упражнялись в разных боевых искусствах, готовя себя к предстоящим походам. Распространение христианства среди славян, начавшееся еще в IX в. и официально введенное в

Киевской Руси в 988 г., оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Борясь с языческой верой, блюстители христианской церкви с особым ожесточением обрушились на народные праздники, называя проявляемое на них "буйство" в поведении людей и совершаемые древние обряды "бесовством". С принятием христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям но­вой религии. Вместе с тем, поскольку христианская религия шла в гущи народных масс "сверху", от князя и его окружения, представителей феодальной верхушки, она лишь постепенно, в течение не одного сто­летия овладевала умами людей древнего российского общества. Хрис­тианская церковь не смогла полностью искоренить народные традиции, приверженность к языческим верованиям, проявлявшимся, в том числе и в праздничной культуре. Многие отмеченные крестьянские праздники и "замечательные дни" в честь старых божеств нашли свою нишу в хрис­тианском календаре. Однако чтобы устранить из сознания народа язы­ческие представления, христианская церковь подвела праздники, свя­занные с древними богами, под имена святых православной церкви. Так, славянскому богу грозы и огня Перуну был придан образ пророка Ильи, проезжающего по небу на огненной колеснице в период летних гроз (конец мюля); богу скота Велесу было дано имя Власия, покровите­ля домашних животных (обряды в честь его совершались по окончании жатвы) и т.п. Церковь вынуждена была смириться и с самим характером проведения праздников, отличающихся всплеском народного веселья и бурным выражением эмоций.

Упорядочив систему календарных праздников, христианская цер­ковь стремилась ввести жесткую регламентацию в жизнь крестьян. В проповедях и молениях служители церкви в соответствии с христиан­скими заповедями подчеркивали необходимость отдыха в воскресные и праздничные дни. Особым грехом считалось выполнять земледельче­ские работы, так как, по мнению духовенства, это могло вызвать боже­ственную кару. Только отправление религиозного культа, понимавшееся как служение богу, могло иметь место в отведенные для отдыха дни. Церковные праздники, таким образом, как бы гарантировали крестьянам право на отдых, проводя более четкую грань между трудовой и досуговой деятельностью.

Несмотря на варварские методы, используемые часто церковника­ми для насаждения и укрепления на Руси новой веры, распространение христианства несло в себе и прогрессивные начала. Оно способствова­ло развитию просвещения и образования, проникновению элементов западной культуры в российское общество, хотя это коснулось пре­имущественно его высших слоев, Вместе с христианством Древняя Русь обрела и письменность. Появление первых книг относится к нача­лу Х1 в. Они имели религиозное содержание и в основном являлись переводами с греческих оригиналов. При монастырях, возникновение которых относится ко второй половине XI-XII вв., собирались библиоте­ки. Есть свидетельства о существовании библиотек при Софийском соборе в Киеве, Киево-Печерском монастыре, где имелись не только русские, но и греческие книги. Библиотеки создавались и в других рус­ских городах, например в Софийском соборе Великого Новгорода. Воз­никали библиотеки при княжеских дворах. Книги переписывались для боярских семей. Например, один из древнейших русских памятников письменности - "Остромирово евангелие", датированное 1057 г., было написано для новгородского посадника Остромира[4].

На протяжении XI-XIII вв. количество переводной литературы увеличилось, наряду с церковной появилась и гражданская литература. Это способствовало повышению интереса к чтению. Книжное чтение становилось одним из занятий образованных людей Древней Руси. Круг этих людей постепенно расширялся, включая в себя не только предста­вителей высшей знати, духовенства, но и выходцев из торговой и ре­месленной среды крупных городов, среди которых грамотность получа­ла все большее распространение. О том, что чтение воспринималось на Руси не только как учение, но как вид досуговой деятельности, можно судить по некоторым письменным источникам, дошедшим до нас с той поры, в частности, по литературе нравственно-поучительного характе­ра, которая возникла в XI-XIII вв. и имела свое продолжение в после­дующие времена. Так, в "Слове о наказании" говорится, что от чтения книг нельзя отказываться ни под какими предлогами. "Человек не дол­жен ссылаться на то, что у него жена и дети, что он поглощен трудами при исполнении какой-либо должности или занимается ремеслом. Нельзя отнекиваться от чтения книг словами: "это ведь не наше дело книги читать, а монашеское". Каждому человеку следует читать книги, чтобы отгонять печали и искать в них спасения. "Многие, ведь, невегла­сы великую пользу получили от почитания книжного", - замечает пропо­ведник[5].

Княжеские междоусобицы, усилившиеся со второй половины XII в., и последовавшее затем татарское нашествие (первая половина XIII в.) привели к падению Киевской Руси, но традиции народной жизни сохра­нялись и продолжали развиваться в новых феодальных центрах - Галицко - Волынском и Владимиро-Суздальском княжествах, в Новгород­ской земле - а в период татарского владычества - на тех территориях, куда татары не смогли проникнуть: в Великом Новгороде, Пскове, Смо­ленске, в землях к северу от Волги, к югу от Оки и др. Задачу "собирания русских земель" взяло на себя Московское княжество. Пер­вая половина XIV в. - первая половина XVI в. были периодом формиро­вания российского государства. Признанной столицей его с конца XIV в. по XVII в. являлась Москва.

С XIV в. Русь начала понемногу оправляться от постигших ее бедствий. Создавались условия для мирного хлебопашества, воз­рождались ремесла и торговля, развивалось зодчество. Увеличилось число каменных строений на Руси. Особенно интенсивно шел процесс возведения церквей, как в городах, так и в селах. В сельских общинах -" мирах" - крестьяне на свои средства возводили "мирские церкви", кото­рые начинали играть существенную роль в жизни сельского населения.

В сельском приходе церковная трапезная нередко становилась местом, куда крестьяне собирались для проведения общинных сходок; в ней совершались праздничные церемонии. Регулярное посещение церквей в воскресные и праздничные дни постепенно входило в быт русского народа и служило способом заполнения свободного времени. При этом присутствие на богослужении воспринималось людьми не только как христианская обязанность, связанная с отправлением религиозного культа, но и как возможность пообщаться с друзьями и знакомыми. В XIV-XV в. звучало требование покаяться за "шепоты", которые доноси­лись от молящихся в церкви, за громкие разговоры прихожан, рассказывание "неполезных повестей", смех - то есть за то, что мешало богослужению. Особенно резкой критике подвергались "глумы", под которыми церковь понимала беседы людей по волнующим их социаль­ным вопросам[6].

Церковь выступала для средневекового человека и в качестве своеобразного культурного центра. Она давала городским и сельским жителям возможность (а сельским, пожалуй, единственную) приобщить­ся к лучшим для того времени образцам зодчества, живописи (настенные росписи, культовые предметы), музыки, пения, познако­миться с печатным словом (через чтение церковных книг во время бого­служения). Служители церкви по сравнению с общей массой были до­статочно образованными людьми и иногда являлись первыми учителя­ми грамоты для прихожан и их детей. В средние века появляются неко­торые новые виды досугового времяпрепровождения. Они были связа­ны с развитием народной зрелищной культуры. В городах, больших и малых селениях можно было увидеть бродячих артистов-скоморохов, забавлявших публику песнями, танцами, цирковыми номерами, шутками и прибаутками. К 30-м годам XVII в. относится первое упоминание о "медвежьей потехе" и кукольном представлении, сделанное в описани­ях своего путешествия в Московию, как тогда нередко называли ино­странцы русское государство, секретарем голштинского посольства Адамом Олеарием. Но, как отмечают исследователи, подобные потехи были известны на Руси гораздо раньше. Вожаки ученых медведей и Разыгрываемые ими комедии и в более давние времена составляли одно из развлечений русского народа[7]. Зрелища, или "позоры", как их называли в древности, несмотря на резко отрицательное к ним отноше­ние со стороны церкви, пользовались неизменным вниманием публики и всегда собирали большое количество народа. П. Милюков, например, приводит такие слова средневекового проповедника: "Когда надо идти в церковь, - говорит проповедник в одном памятнике, написанном около 1400 г., - мы "позевываем, и почесываемся, и потягиваемся, дремлем и говорим: холодно или дождь идет... А когда плясуны или музыканты, или иной, какой игрец позовет на игрище или сборище идольское, то все туда бегут с удовольствием... и весь день стоят там, глазеют, хотя и нет крыши, ни какой-либо зашиты от дождя и вьюги"[8].

На протяжении XIV в. в Русском государстве создавались условия для расширения форм культурной деятельности в сфере досуга. Укреп­ление могущества Российского государства содействовало развитию духовной культуры общества. Возрождались книжные традиции Киев­ской Руси. В XIV- XV в.в. увеличилось количество переписываемых книг в разных городах: Москве, Твери, Нижнем Новгороде и других. Этот процесс был ускорен появлением в XIV в. бумаги, заменившей перга­мент. Во второй половине XV в. в Москве уже имелась книжная торгов­ля. Но главным стимулятором развития книжности явилось книгопеча­тание, введенное на Руси по почину царя Ивана Грозного и митрополи­та Макария. В 1564 г. вышла первая печатная книга "Апостол", выпу­щенная построенным в Москве на казенные деньги печатным двором. Возросло количество книг, написанных отечественными авторами, и среди них произведений светского характера. В XIV-XVI в.в. была про­должена зародившаяся в предыдущие столетия традиция написания "учительной" литературы. В ней поднимались вопросы просвещения, нравственности, семейных взаимоотношений, воспитания детей и т. п. Тексты всевозможных "Поучений" и "Слов" помещались в сборниках под названием "Измарагд", "Златая цепь" и др. Она адресовалась не только духовенству как вспомогательный материал для проповедей, но и ми­рянам. В середине XVI в. увидел свет знаменитый "Домострой" - свод правил и советов по организации домашнего быта и ведению хозяйства, рассчитанный на непосредственное практическое использование в по­вседневной жизни. В XVII в. в Москве делаются переводы латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями ино­странных сочинений при посольском приказе, в церковных учреждениях, в домах богатых вельмож.

Усилилось культурное влияние на Русь зарубежных стран. В XV-XVI в.в. в Москве и других городах проживало много иностранцев: ита­льянцев, немцев, голландцев, англичан, шведов, поляков и др. К мо­сковскому царю приезжали иностранные послы. С XVII в., после изгна­ния из России поляков, установились дипломатические отношения и обмен посольствами между Российским государством и рядом зару­бежных стран: Францией, Испанией, Китаем. По указу царей из-за гра­ницы приглашались художники, архитекторы. Через иностранцев рос­сияне знакомились с бытом и нравами, господствовавшими в западных странах, с более продвинутыми формами досугового времяпрепровож­дения. В Русском государстве начало развиваться искусство, стали проникать новейшие научные знания. Однако благами культуры могла воспользоваться лишь незначительная часть населения, преимуще­ственно представители высшей аристократии, и, прежде всего царь и его приближенные. Так, историк И. Забелин, описывая быт русских ца­рей XVI-XVI! вв., отмечал, что одним из самых любимых их занятий во время отдыха было чтение. Причем, как поборники и хранители право­славия, цари предпочитали чтение духовно-назидательное и церковно-историческое. Именно из таких книг составлялись их библиотеки. Но наряду с ними цари уделяли внимание и отечественным летописям и сказаниям, проявляли интерес к космографическим и политическим сведениям: первые черпались из космографии переводных, вторые преимущественно из посольских записок и рассказов послов. Со времен царя Алексея Михайловича в Россию стали ввозить европейские жур­налы - куранты, которые специально переводились для государя. Цари отдавали предпочтение игре в шахматы. Во дворце в шахматы играли каждый день. При Оружейной палате Дворца служили специальные мастера, главная обязанность которых состояла в изготовлении и по­чинке шахмат, от чего они и получили название "шахматников"[9].

Приобщение к культурным формам досуга отличало и некоторых близких царю вельмож, подражавших государю и перенимавших новые для русского общества обычаи, Но в подавляющем большинстве пред­ставители верхних зажиточных классов, как; впрочем, и весь русский народ, в проведении своего досуга продолжали следовать- патриар­хальным традициям. Несмотря на проникновение в русскую жизнь за­падных образцов в досуговых формах деятельности высших и низших слоев общества оставалось немало общих черт. Так, главным видом проведения свободного времени были пиры и застолья, устраиваемые по случаю различных праздников и знаменательных для семьи событий. С. Герберштейн, немецкий дипломат и путешественник, посетивший Москву при великом князе Василии III в 1517-1526 гг., характеризуя нравы царского двора, писал, что "иногда проводят целый день в пир­шествах и банкетах и расходятся только при наступлении сумерек. Князь часто угощает сотрапезников и блюдами, и напитками"[10]. Н. Костомаров, исследуя домашнюю жизнь и нравы российского общества в XV-XVII вв., также отмечал, что пиры были распространены во всех слоях русского общества. Праздновала ли церковь свое торжество, ра­довалась ли семья или провожала из земного мира своего сочлена, или же Русь разделяла царское веселье или славу победы - пир был выра­жением веселья. Пиром тешились цари; пиром веселились и крестьяне. Желание поддержать о себе доброе мнение у людей побуждало каждо­го порядочного хозяина сделать пир и созвать к себе добрых знако­мых"[11].

Часы досуга богатые и знатные феодалы посвящали и другим за­нятиям, бытовавшим еще в глубокой древности. И. Забелин, например, отмечает, что, кроме чтения, цари любили рассказы бывалых людей о дальних землях, об иностранных обычаях и старине, держали "бахарей", которые пели песни и рассказывали сказки, "домрачеев". Царя и его семейство забавляли разного рода потешники песнями, плясками, музыкой, танцеваньем по канату и другими эквилибристиче­скими "действами". В дворовом штате царя состояли шуты и шутихи, карлы и карлицы. Для всяких веселых представлений во дворце была построена "Потешная палата". В числе царских забав была звериная и соколиная охота, наблюдение за боем охотников с диким медведем[12]. С удовольствием смотрели цари и на всякие "медвежьи потехи". По сви­детельству иностранцев, "бахарей" и "шутов" держали многие знатные семейства. Охота и забавы типа "медвежьи потехи" также пользовались неизменным успехом у богатых бояр и дворян.

Одна из причин сохранения старых патриархальных привычек в жизни россиян, в том числе и в проведении досуга, крылась в необразо­ванности подавляющего большинства людей. Это отличало и высший аристократический слой общества. Другая причина заключалась в бояз­ни правящей верхушки всяких нововведений, которые могли иметь для класса феодалов неблагоприятные последствия: просвещение умов и, как следствие, восстание против существующих порядков. Я. Рейтен-фельс, будучи послом Рима в Москве с 1670 по 1673 гг., высказывал мнение о том, что в Москве не терпят постоянных послов и не позволя­ют своим долго оставаться при дворах других государей, "дабы те, вследствие слишком долгого постоянного обращения, не изменились бы и не внесли в отечество новые нравы"[13]. Сходное предположение содержится и в записках австрийского дипломата А. Мейерберга, воз­главлявшего посольство в Москве в 1661-1662 г.г, Он писал, что "... москвитяне изгоняют все знания... Это надо приписать, во-первых самим Государям, которые ненавидят их из опасения, что подданные, пожа­луй, наберутся в них духа свободы, да потом и восстанут, чтобы сбро­сить с себя гнетущее их деспотическое иго"[14].

Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было "затворничество" женщин, что сказывалось и на их досуге. Женщины вели крайне замкнутый образ жизни. Сфера их деятельности ограничи­валась домом, а общение допускалось лишь с небольшим кругом род­ственников. Отлучиться из дома женщина могла только с позволения мужа. Отечественные историки, анализируя причины закрепощения женщин на Руси, называют два основных обстоятельства: догмы хрис­тианской религии, предписывающие женщине послушание и покорность мужу, и влияние татарского ига, приведшего к огрублению нравов рос­сийского общества.

Существовало большое неравенство между мужчинами и женщи­нами из богатых семей в проведении досуга. В этом отношении богатые и знатные россиянки были поставлены в более тяжелое положение, чем представительницы крестьянского сословия. На женщину-крестьянку ложилось много забот. Она была задавлена работой по дому и в поле. Но сами условия жизни крестьян давали ей возможность принимать Участие в коллективных праздниках и других формах общественного Досуга. Женщины из боярских, дворянских, купеческих семей ограничивались в своем стремлении проводить свободное время в соответствии со своими желаниями и потребностями. Иностранцы, побывавшие в России, не раз отмечали, что женщины во время празднования каких-либо важных событий сидели в отдельных комнатах и допускались в мужское общество лишь с позволения мужа или отца семейства. Им разрешалось только поприветствовать гостей и поднести вино. Музыка и танцы в их среде не допускались (впрочем, как и у мужчин). Это счи­талось дурным тоном. В лучшем случае они могли развлечься пред­ставлениями шутов и скоморохов. Посещение церкви для женщины было также связано с большими трудностями. Она могла пойти в цер­ковь, только получив согласие мужа, да и то в сопровождении кого-либо из домашних. Впрочем, в этом иногда и не было необходимости, так как в богатых семействах строили домашние церкви.

Особенно суровые правила для женщин были сформулированы в "Домострое". Согласно им женщина должна была постоянно сидеть за работой или распоряжаться работой других, у нее не должно было быть ни одной свободной минуты. Женщина не имела права, ни на какое раз­влечение, ибо, как следовало из "Домостроя", ни одно из них не способствовало сохранению нравственных норм и достойному поведе­нию.

В период развития Русского государства разрастались и крепли го­рода, между ними завязывались более тесные торговые отношения, в городах увеличивалось количество ремесленников. Хотя в образе жизни городского и сельского населения вплоть до конца ХУИ в. особых разли­чий не существовало, условия городской жизни все же давали некото­рые преимущества для жителей в приобщении к духовной культуре и выборе досуговых занятий. В городах строилось больше церквей и дру­гих общественных зданий. Их проектирование и оформление, как пра­вило, поручалось искусным мастерам.

В города чаще приезжали купцы, иностранцы. Через них в город­скую среду проникали сведения, в том числе и о жизни людей в разных русских землях и в зарубежных странах. Как уже отмечалось, города являлись центрами книжности. В них было больше грамотных и образо­ванных людей. В городах быстрее внедрялись всякие технические нов­шества.

На протяжении длительного времени для жителей городов, так же как и для крестьян, праздники и гулянья были главным видом развлече­ний. Но в городе раньше, чем на селе, стали меняться взгляды на риту­ально-обрядовую сторону праздников. Религиозные представления о ее связи с божественными силами уже не имели столь важного значения для ремесленников и торговцев в силу специфики их труда: он не был напрямую связан с природно-климатическими условиями и капризами природы, как труд земледельца. Совершение обрядов все больше при­обретало для городского люда характер игрового элемента, вносившего разнообразие и зрелищность в праздничное веселье.

В городах, по сравнению с деревнями и селами, устраивалось больше ярмарок и базаров, на которых городские жители могли пооб­щаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городская пло­щадь, ярмарки и базары привлекали бродячих артистов: музыкантов, плясунов, фокусников, дрессировщиков животных и др. Вследствие этого горожане чаще могли смотреть различные уличные представле­ния.

Уже в XV в. в городах имелись харчевни, корчмы, позднее появи­лись кабаки. Эти заведения выполняли не только свою прямую функцию - предоставить посетителям еду и напитки - но еще и другую: служили местом общения и развлечения для городских жителей. Торговцы и ремесленники, закончив свой трудовой день, приходили в них, чтобы провести свободные часы.

Таким образом, уже в средние века в устройстве городской жизни обозначились тенденции, обусловившие в последующие времена продвинутость городского населения в культурных ориентациях и способах проведения досуга. Характеризуя в целом развитие досуговой деятельности в X-XVII вв., следует заметить, что формы ее не отличались большим разнообразием и дифференцированностью в зависимости от принадлежности субъекта деятельности к той или иной социальной группе. Досуг всех слоев российского общества опирался на народную, традиционную основу. Различия касались по преимущест­ву лишь внешней атрибутики досугового времяпрепровождения, обус­ловленной имущественным положением человека. Слова Д.С. Лихачева о том, что "Древняя Русь знала разграничения между классами не в характере быта, как это стало в послепетровской Руси, а главным обра­зом, в степени накопленных богатств, в наличии слуг и величине хо­зяйства", справедливы и по отношению к досугу как частному проявле­нию бытовой жизни россиян того периода. Так, еда на пиршественном столе знатных и зажиточных россиян была обильнее, наряды на празд­никах роскошнее, охота превращалась в пышное и многолюдное дей­ство и т. д., но суть этих и подобных им видов досуга не менялась. На протяжении обозначенного периода в российском обществе досуг носил в основном коллективный, общественный характер. Индивидуальные формы досуговой деятельности были выражены слабо, находились в зачаточном состоянии: российское общество не достигло еще той сте­пени цивилизованности и образованности, когда человек ощущает са­моценность своей личности и полагается на свой собственный выбор в проведении свободного времени. Этому предстояло состояться уже в последующие столетия.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы были первоначальные формы досуговой деятель­ности у восточных славян?

2. Какое влияние на развитие досуга оказало принятие христианства на Руси?

3. В чем состояло своеобразие досуговой деятельности раз­
личных слоев российского общества в XIV - XVII вв. ?

Рекомендуемая литература

1. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI - XVII
веках. Т. 1. .Домашний быт русских царей. -4,1. Изд. 3-е.
- М,: Тип. А.И. Мамонтова, 1895.

2. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12
т.- Т. 1.-М., 1989.

3. Размышления о России и русских. Штрихи к истории
русского национального характера. Далекие предки I -
XVII вв. -М., 1994.

4. Россия XV - XVII вв. глазами иностранцев. - Л.: Лениздат,
1986.

Наши рекомендации