Наиболее характерные жесты в невербальном общении.
1.Карьеру мы делаем не только головой, но и телом. Мимика и жесты каждый день помогают или мешают нашему профессиональному росту, выдавая посторонние «нерабочие» мысли, должностную некомпетентность или личную неуверенность.
Психолог А. Мехрабион в своей книге «Немое сообщение» указывает, что информация, переданная словами, составляет только 7% из всего воспринятого собеседником, переданная посредством голоса – 38%, языком жестов – 55%.
Содержание человеческих отношений немыслимо вне формы их выражения, а восприятие и понимание этого содержания зависит от средств и способов его отображения людьми.
Речь человека неизбежно связана с экспрессивными движениями, которые при формальной фиксации лингвистического процесса в расчет не берутся. Но в реальном акте коммуникации, особенно с незнакомыми или особо значимыми людьми, люди внимательно изучают друг друга.
Для того чтобы лучше узнать человека, необходимо научиться наблюдать – значит видеть главное в действиях людей, обнаружить их мотивы. Наблюдать – значит отчетливо видеть сильные и слабые стороны собеседника.
Выделяют следующие функции невербальных средств общения:
1. Функция «усиления»– невербальные средства могут подчеркивать, усиливать, регулировать или даже извращать смысл сопровождаемого или слова. Учет этого аспекта позволяет более точно и полно расшифровать смысл получаемой информации.
2. Функция «замены» – жесты могут заменить слова, числа, знаки препинания, действия, характер расположения или показ предметов.
3. Функция «верификации» – проверка невербальными средствами словесной информации.
К невербальным (неречевым) средствам общения относятся:
1. Паралингвистика – интонация, паузы, темп речи, сила звука, которые обогащают речь и привлекают внимание публики.
2. Кинесика – совокупность мимики, жестов, поз и движений.
К этой классификации часто добавляют в качестве специфических средств общения зрительный контакт и предметно организованное пространство (внешность, одежда и т.д.).
2. Руки – это одно из наиболее выразительных средств невербальной коммуникации. Плавные жесты характерны для установки на открытую передачу информации, прикрывание рта или дерганье себя за ухо – часто свидетельствует о волнении, также как манипулирование предметом (ключами, монетами…). Постукивание пальцами по какому либо предмету указывает на утомление, нетерпение. Соединение рук таким образом, что они касаются друг друга лишь кончиками пальцев, часто показывает уверенность.
То, как человек сидит при разговоре, показывает его отношение к другому, так же как и к теме разговора. Люди обычно подаются вперед, когда они эмоционально вовлечены или заинтересованы. Они, как правило, отклоняются назад или отодвигаются, когда этого нет. Сидение бодро (прямо, с поднятой головой), но без напряжения, указывает на доверие; сутулая поза – предполагает внутреннюю установку на самозащиту.
То, как один человек смотрит на другого, важная составляющая невербальной коммуникации.
Зрительный контакт может указывать на интерес, восхищение, благожелательное отношение или, напротив, на скептицизм, агрессию. Существуют неписаные правила зрительного контакта. Во время разговора надо смотреть на человека, к которому обращаешься. Слушая, также следует смотреть на говорящего. Когда вы замечаете, что партнер смотрит искоса, украдкой, подумайте, что это может говорить о его подозрительности и сомнении. Если вы видите пустой, отсутствующий взгляд, это, возможно, указывает на утомление.
С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо.
Когда человек радуется, переживает, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сокращаться.
Если человек нечестен или скрывает что-то, его глаза встречаются с вашими менее 1/3 части всего времени общения.
В деловом общении важно, на какую часть лица направлен ваш взгляд.
Деловой взгляд. Представьте себе, что на лбу вашего собеседника находится треугольник. Его основание находится на уровне глаз, а вершина – в центре лба. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете серьезную атмосферу, и другой человек чувствует, что вы настроены по-деловому.
Тембр вашего голоса, ритм, интонация, паузы нередко говорят общающимся больше, чем содержание фраз. Вокальное сопровождение слов может много рассказать внимательному слушателю о состоянии говорящего, ибо оно отвечает за 30 – 40% смысловой информации. Чрезмерно высокий, пронзительный голос, громкий, дрожащий – часто расценивается как признак беспокойства. Неожиданные спазмы, изменения ритма, скорости речи, утрата пауз, разрыв слов, учащенное дыхание также часто рассматриваются как симптом напряженности.
Смысловое ударение может много дать для понимания сообщения. Таким образом, можно сделать свою речь более выразительной, наиболее верно донести информацию до собеседника..
Несколько слов об улыбке. Улыбчивые люди гораздо приятнее и симпатичнее тех, которые не улыбаются. Улыбка во время беседы или выступления очень важна. Собеседники быстрее поверят вам и проникнутся к вам симпатией.