Этапы создания нового имиджа.
1. Что такое имидж? Это понятие прочно вошло в наш лексикон, но смысл, вкладываемый в него, меняется в зависимости от контекста: имидж кинозвезды, имидж политика, корпоративный имидж. В первом случае имеется в виду, как правило, чисто внешние данные, умело откорректированные фотографом и оператором, во втором случае – манера говорить и жестикулировать, в третьем – выдержанный в едином стиле костюм. Все эти трактовки достаточно односторонне и не раскрывают сути создания образа – пробудить у человека, наблюдающего за данным персонажем, целую цепь ассоциативно взаимосвязанных представлений, которые в конечном итоге приведут к нужному эмоциональному восприятию объекта – восторженному (имидж звезды), уважительному (имидж политика), сдержанному (корпоративный имидж). Этого можно добиться, учитывая внешние данные, выявленные или сглаженные средствами костюма или макияжа, мимику и жестикуляцию, походку и постановку фигуры, а также взгляд и тембр голоса.
Имидж (от англ.image – образ, изображение) – это не просто «социальное Я» человека, это положительный, эмоционально окрашенный образ личности, созданный для достижения определенных целей, сложившийся в сознании людей.
Имиджмейкер (от англ.image – образ, изображение; make – делать, создавать) – специалист по формированию восприятия того или иного образа в общественном сознании. Это может касаться образа (имиджа) как определенного клиента, так и общественно-политической акции или кампании. В задачу имиджмейкинга входит создание благоприятного внешнего облика заказчика, а также изменение его поведения с тем, чтобы клиент не только нравился своей аудитории, но и к самому себе относился иначе.
Мощный стимул развитию имиджмейкерства как особого рода деятельности дают избирательные кампании. Чтобы увеличить привлекательность заказчика в глазах населения, зачастую целые команды имиджмейкеров обслуживают кандидатов в президенты, лидеров политических партий на выборах, кандидатов на посты губернаторов. Потребителями услуг имиджмейкеров являются бизнесмены и люди шоу-бизнеса.
2.Понятие имидж включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально приобретенные. Оно связано как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества. Какими мы предстаем ежедневно перед глазами сослуживцев, как выглядим, держимся и говорим, как ведем себя – не менее важно для успешной карьеры, чем опыт и способности. Непродуманный имидж мешает реализовать наши возможности, препятствует проявлению наших истинных качеств.
Имидж – понятие «многослойное», основывающееся на пяти базовых элементах:
1. Средовой имидж, т.е. окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий (интерьер квартиры, кабинета, машина и т.д.);
2. Вербальный имидж (манера говорить, тембр голоса и т.д.);
3. Невербальный имидж (жесты, походка, осанка, движения и т.д.);
4. Овеществленный имидж, т.е. вещи, которые человек создает для себя сам (визитная карточка, реклама, документы, резюме и т.д.);
5. Визуальный имидж (одежда, обувь, аксессуары, макияж, прическа).
Работа над образом человека включает в себя все перечисленные составляющие, а не выдернутые из контекста произвольно взятые элементы. Специально подготовленный имиджмейкер может свести неясные и порой противоречивые пожелания человека в единую систему, в зависимости от того, какая задача стоит на первом плане – подчеркнуть внешнюю привлекательность, создать видимость надежности, акцентировать принадлежность к тому или иному социальному слою, а может быть, напротив, непохожесть на других, богемность и эксклюзивность облика.
Для этого надо не только подобрать гамму одежды и макияжа, создать подходящую прическу и предложить основной стиль в костюме, но и выбрать манеру держаться, общаться с людьми, смотреть на них, говорить и смеяться, т.е. «подавать себя», производить нужное впечатление.
3. На формирование имиджа влияет не только то, как нас воспринимают другие, но и то, какими мы видим себя. Мы чувствуем себя более уверенно, если хорошо выглядим. Положительный имидж влияет на наше чувство собственного достоинства. Мы начинаем больше ценить и уважать себя и с радостью встречаем одобрение окружающих.
Когда мы начинаем изменять свою внешность, пусть даже слегка, только сменив прическу, купив новые очки или покрасив волосы в модный цвет, то тут же ощущаем, как эти перемены влияют на отношение к нам окружающих. И точно так же они влияют и на нашу самооценку и уверенность в себе. Возникает своего рода «круг успеха», где стремление красиво выглядеть является отправной точкой для долгого путешествия к повышению уверенности новых сторон собственной личности.
Когда мы хорошо выглядим и уверены в этом, то начинаем относиться к себе с большим доверием и оцениваем себя гораздо выше. Подобное отношение к себе приводит к тому, что наше поведение меняется, а следовательно и те, с кем мы общаемся – наши друзья, родственники, коллеги и просто посторонние люди, – начинают относиться к нам по другому, более позитивно, что, в свою очередь, повышает нашу самооценку. Позитивная реакция подтолкнет нас к новым изменениям в собственной внешности – и процесс снова пойдет по кругу.
4.Формирование имиджа – это целенаправленный процесс, связанный, как правило, с ситуацией внутреннего дискомфорта и желанием измениться или необходимостью самопрезентации в важном для человека событии.
Концептуальная проработка образа начинается с поиска ответов на следующие вопросы: «Каков ваш идеальный образ?» и «Каков ваш реальный образ?». При обнаружении разницы необходимо сконцентрироваться на тех моментах, которые можно изменить.
Можно выделить следующие этапы создания имиджа:
1. Идея нового имиджа.
2. Анализ характера нового имиджа.
3. Анализ существующих данных и возможностей (личностных, временных, финансовых).
4. Определение способов и методов коррекции.
5. Процесс формирования имиджа.
6. Освоение (репетиция).
7. Новый имидж.
Поиск и создание нового имиджа – это постоянный анализ того, почему мы выглядим таким образом, какие замечания или комплименты мы получаем от других людей.