Глава 2. Практическое изучение процесса развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста
2.1 Методика определения уровня развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста
Для измерения подвижности в суставах пользуются условными и линейными мерами. Берутся показатели максимальной амплитуды. При использовании линейных мер на результат измерения могут сказаться индивидуальные особенности испытуемых, например длина рук или ширина плеч при наклонах вперед или при выполнении выкрута с палкой. Поэтому во всех случаях надо стремиться устранить влияние индивидуальных особенностей спортсменов на результаты измерения подвижности в суставах при помощи линейных мер. Например. При выполнении выкрута с палкой следует определить индекс гибкости, который представляет собой отношение ширины хвата к ширине плеч (в сантиметрах).
При подборе контрольных упражнений, используемых для определения подвижности в суставах, необходимо следить за тем, чтобы они по структуре были близки к соревновательному упражнению, вовлекая в работу мышечно-суставные группы, несущие основную нагрузку в данном виде спорта. Тестирование следует проводить в утренние часы, желательно в одно и то же время. Накануне дня обследования напряженные тренировочные занятия проводить не рекомендуется. Перед измерением гибкости следует выполнить специальную разминку, включающую упражнения с большой амплитудой движений.
На показатели гибкости существенно влияют следующие факторы:
1) время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером);
2) температура воздуха (при 20-30 градусах Цельсия гибкость выше, чем при 5-10 градусах);
3) анатомическое строение суставов;
4) проведена ли разминка (после разминки, продолжительностью 20 минут, гибкость выше, чем до нее);
5) разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 минут нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 градусов или после 10 минут пребывания в сауне);
6) от эластичности (податливости связок и мышц);
7) от регуляции ЦНС (от степени совершенствования межмышечной координации, то есть способность произвольно расслаблять растягиваемую мышцу и напрягать мышцы, производящие движение);
8) от общего функционального состояния организма (под влиянием утомления активная гибкость уменьшается, а пассивная увеличивается за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).
Постоянный контроль гибкости обеспечивает информацию о правильности планирования нагрузки.
Амплитуду движения можно измерить механическим, механоэлектрическим, оптическим и рентгенографическим способами. Но все эти 4 способа достаточно сложны и в массовой практике распространения не получили. В учебных программах рекомендуют ряд контрольных нормативов для определения гибкости, но они достаточно общего характера.
Тесты где, прежде всего, учитываются возрастные особенности и уровень технической подготовки учащихся - эти тесты определяют специальную физическую подготовку.
Можно разработать тесты, оценивающие уровень гибкости, которые зависят от цели данного норматива, подготовки спортсмена, его возраста и, поэтому, могут носить как общий, так и глубоко специальный, индивидуальный характер. Сегодня большое разнообразие тестов, определяющих гибкость. Тренер-преподаватель вправе выбирать из этого разнообразия тесты, которые наиболее всего подходят для его вида спорта, возраста учеников, их подготовленности.
Основными тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упражнения:
1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.
2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки — знаком «плюс» (+).
3. «Мостик». Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.
4. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.
5. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.
6. Подвижность в голеностопных суставах. Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на подвижность в суставах.
Тесты на гибкость.
№ | Упражнение | Подвижность в суставах | Меры измерения | Оценка тем выше чем: | Методические указания |
Выкрут с палкой (или верёвкой) | Плечевой состав | см | Меньше расстояние между кистями рук | Выполнять прямыми руками и вперёд | |
«Складка» наклон вперёд | Позвоночного столба | см | Меньше расстояние то пола до 3-его пальца рук | Выполнять стоя на полу или на скамейке с прямыми ногами | |
«Мост» | Позвоночного столба | см | Меньше расстояние от пяток до кончика 3-его пальца кистей рук | Руки прямые, ноги и руки как можно выше | |
Шпагат | тазобедренных | баллы | Выше меховая нога | Выполнять: маховая на полу, на скамейке, на стуле; таз прижат к полу, удержать позу 6 секунд | |
Удержания ног (вперёд в сторону, назад) | тазобедренных | баллы | Выше стопа маховой ногой | Выполнять у опоры (без опоры); на всей стопе (на полупальцах); ноги прямые, удержать позу 6 секунд |