Характеристика средств и методов развития гибкости гимнастов младшего школьного возраста

Методика развития гибкости основывается на педагогических принципах физического воспитания и, конечно, на физиологических особенностях каждой возрастной группы.

Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями спортом. Поэтому рациональное постановление процесса развития того или иного качества невозможно осуществить без учета индивидуальных особенностей.

Для детей и подростков характерен гетерохронизм в развитии отдельных частей тела и созревании физиологических систем организма.

В 10 лет период полового созревания у девочек. В этот период наблюдается гормональный взрыв, неустойчивость в психических процессах.

В подростковом возрасте отмечаются высокие темпы роста в длину, увеличивается вес тела и мышечная масса. Отношение веса мышц к весу тела в 12-ти летнем возрасте составляет около 30% [13, с. 39].

Позвоночный столб - основная часть опорного аппарата туловища. Идет активное формирование изгибов: грудного, поясничного, однако полное срастание костных эпифизарных дисков с телом позвонка продолжается до 25 лет. Поэтому нагрузки необходимо давать равномерно на правую и левую стороны, так как физические упражнения с односторонней нагрузкой способствуют деформации позвоночных изгибов, боковым искривлениям или сутулой спине.

Уровень гибкости зависит так же от пола спортсмена (у девушек она больше, чем у юношей).

Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата -высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба - способствуют повышению эффективности специальных упражнений для развития гибкости.

В 10 лет идет активный прирост скоростно-силовых качеств, большое внимание уделяется развитию активной гибкости. В последующие годы рост гибкости замедляется.

«Наибольшая подвижность в суставах наблюдается у детей 10 лет. В этом возрасте работа над развитием гибкости оказывается в 2 раза более эффективной, чем в старшем школьном возрасте» [20, с. 58].

Базой для развития активной гибкости в этом возрасте служит приобретенный запас пассивной гибкости в возрасте 7-10 лет, что и отвечает принципам развития физических качеств.

Основные принципы развития физических качеств: принцип соответствия педагогических воздействий возрастным особенностям, принцип развивающего эффекта, принцип сопряженного воздействия и принцип вариативности решения двигательных задач.

Индивидуализация процесса - одно из важнейших требований принципа соответствия педагогических воздействий. Особенно велико ее значение при формировании личностных особенностей школьника.

На практике проблема индивидуализации решается на основе органического сочетания двух направлений: общеподготовительного и специализированного.

Ориентация на персональные различия позволяет осуществить личностный подход, а общие свойства, присущие разным индивидуумам, дают возможность направленно проводить тренировку (групповое занятие). Однако преподаватель индивидуально дозирует одно и то же упражнение, создаю разные условия для его выполнения (шпагат с пола, со скамейки, со стула), задает домашнее задание индивидуально.

Соблюдая принцип развивающего эффекта педагогических воздействий при развитии гибкости, использую метод повторяемости и постепенности [17, с. 47].

Повторяемость предполагает чередование работы и отдыха в отдельном занятии и в системе занятий (цикличность), постепенное увеличение амплитуды растяжки и других элементов на гибкость, так же постепенное увеличение дозировки элементов на гибкость.

Выполняя принцип вариативности, необходимо видоизменять содержание занятий, менять условия их выполнения.

В качестве средств развития гибкости я использую упражнения, которые выполняются с максимальной амплитудой - упражнения на растягивание.

Задача - растянуть мышцы антагонисты, препятствующие этому движению, сделать их податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту).

Различают активные, пассивные и статические упражнения.

Активные движения - (махи, рывки, наклоны, вращательные движения с предметами и без) развивают активную гибкость.

Пассивные (включают в себя упражнения, выполняемые с помощью партнера; с отягощениями; пассивные движения с использованием собственной силы - притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.) развивают пассивную гибкость.

Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса Тела или силы, требуют сохранения подвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени (6-9 секунд). После этого следует расслабиться, а затем повторить упражнение.

Упражнения для развития суставов рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой [14, с. 50].

Основные правила применения упражнений на растягивание не допускают болевые ощущения, однако в художественной гимнастике растяжка сопровождается определенными болевыми ощущениями. Здесь очень важно учитывать индивидуальные психологические возможности «терпеть боль» у каждой гимнастки. Тем более что в 10 лет дети сами ставят перед собой задачу развить данное качество, и осознают перспективу их работы над собой. Этому, конечно, предшествует формирование мотива и определение перспектив для дальнейшего развития гибкости. Я провожу много теоретических занятий с показом видео и киноматериала с выступлением ведущих спортсменок.

Выбирая средства и методы для развития гибкости, необходимо параллельно воздействовать и на интенсивно развивающиеся органы и на структуры, которые временно отстают в своем развитии.

Так, растягивая мышцы правой ноги (стопы, руки и т.п.), необходимо и в одинаковой степени растягивать и мышцы левой. Без развития силовых качеств не будет эффективного развития активной гибкости. Но здесь уже можно наблюдать и обратный эффект: чрезмерное развитие функций одних органов угнетает последующее развитие других, а, следовательно, тормозит и развитие соответствующих физических способностей.

Так чрезмерное развитие силы препятствует развитию гибкости. Из чего можно сделать вывод: в упражнениях на развитие гибкости важно сочетать упражнения силового характера с упражнениями на расслабление (растягивание напряженной мышцы).

Комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата. Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности, в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки [5, с. 77].

Для развития и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а так же правильную дозировку нагрузок.

Если требуется достижение заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3-4 месяца, я рекомендую следующие соотношения: 40% -активные, 40% - пассивные и 20% статические. Чем меньше возраст, тем больше в общем объеме должна быть доля активных упражнений и меньше - статических.

Тренер разрабатывает примерные рекомендации по количеству повторений, темпу движений и времени "выдержек" в статических положениях.

На первых занятиях число повторений составляет 8-10 раз и постепенно доводится до величин, приведенных в таблице 2 (см. Приложение). При тренировке гибкости следует использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность во всех суставах, поскольку здесь не наблюдается положительный перенос тренировок подвижности одних суставов на другие.

При планировании работы над развитием гибкости необходимо помнить, что активная гибкость развивается в 1,5-2 раза медленнее пассивной. Разное время требуется и на развитие подвижности в различных суставах. Приведенная в таблице 3 продолжительность работы может служить лишь приблизительным ориентиром, так как зависит от многих факторов, в частности от структуры сустава и мышечной ткани, возраста спортсмена и, самое главное, от построения тренировочного процесса [18, с. 113].

Занятия, направленные на увеличение подвижности в суставах, должны проводиться ежедневно, два раза в день, поэтому я даю домашнее задание на растягивание. Для поддержания гибкости на достигнутом уровне достаточно одного занятия в день. Время, затраченное на развитие гибкости, каждый день можно варьировать от 30 до 60 минут. Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от пола, возраста и физической подготовленности занимающихся, количество повторений упражнения в серии дифференцируется. Число повторений для спортсменов 8-10 лет должно быть в два раза меньше, чем для взрослых спортсменов. Для достижения одного и того же тренировочного эффекта продолжительность работы у девочек должна быть на 10-15% меньше, чем у мальчиков.

Требования к повторному (серийному) методу развития гибкости:

1. Вначале следует разогреть мышцы, то есть размяться (общие и специальные подготовительные упражнения).

2. Амплитуду движений увеличивать постепенно (до легкого ощущения боли).

3. Между сериями - упражнения на расслабление.

В процессе выполнения (повторения) тех либо других двигательных действий на гибкость ученик стремится повысить амплитуду до максимальной величины. Однако при повторном выполнении упражнения все же наступает утомление, которое внешне проявляется в снижении амплитуды движения. А это служит первым сигналом к прекращению работы над повышением гибкости в данном уроке [4, с. 74].

Характеристика повторного (серийного метода) тренировки.

1.Упражнения на растягивание выполняются сериями по 10-12 повторений в каждой. (Лучше всего здесь использовать упражнения скоростно-силового характера: пружинные движения, махи с последующим удержанием ног).

2.Интервалы отдыха между отдельными упражнениями должны обеспечивать восстановление работоспособности. Вполне естественно, что продолжительность пауз колеблется в широком диапазоне от 10-15 секунд до 2-3 минут. Это зависит от характера упражнений, их продолжительности, объема мышц, вовлеченных в работу.

Индивидуальная готовность к выполнению очередного упражнения по субъективным ощущениям так же немаловажна. При кратковременных паузах планируется пассивный отдых; длительные интервалы заполняются обычно упражнениями на расслабление, массажем или самомассажем мышц, а так же другой малоинтенсивной работой).

3.Упражнения на развитие активной гибкости следует давать в первой половине основной части занятия (комплекс 1). (Например, маховые движения вперед - вверх - в сторону; то же с удержанием ног в крайнем вернем положении; то же с отягощением не более 2 - 3% от веса тела).

4.Упражнения на развитие пассивной гибкости выполняются в конце основной или в заключительной части занятия на фоне утомления. (Растягивание выполняется парами, с использованием собственной силы, или с отягощениями).

В качестве развития и совершенствования гибкости используют также игровой и соревновательный методы; когда занятия проходят интересно и на высоком эмоциональном уровне.

Особенности игровой деятельности требуют от занимающихся инициативы, смелости, настойчивости, умение подчинить личные интересы интересам команды. В игре, благодаря повышению эмоций, дети преодолевают психологический барьер - "терпят" боль и проявляют большую амплитуду движений.

Игровой метод мне позволяет увеличить нагрузку, дозировку упражнений на гибкость с меньшей психологической нагрузкой. (Например: кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.). Игровая деятельность в основном присуща детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Детям в 10 лет в качестве совершенствования гибкости наиболее эффективен соревновательный метод развития гибкости. Он предполагает специально организованную соревновательную деятельность и предъявляет высокие требования к физическим и психологическим возможностям спортсмена. Вызывает высокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма, тем самым обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовки, в частности гибкости.

Этот метод может осуществляться в сложных и облегченных условиях. (Так юные гимнасты выполняют шпагаты на полу, со скамейки и со стула. Определенное количество махов выполняется за 15 секунд, за 10 секунд, с утяжелениями и без них и т.д.).

Применяя соревновательный метод, необходимо учитывать квалификацию спортсмена, уровень физической и психологической подготовки. Особое значение имеет правильное планирование нагрузки каждого занятия, посильное для занимающихся. Многое зависит от согласованности и последовательности занятий. Применять нужно такие упражнения, которые разносторонне увеличивают амплитуду движений. Тогда спортсмен получает возможность разносторонне использовать приобретенные качества [8, с. 69].

В младшем школьном возрасте тренеры-преподаватели преимущественно развивают активную гибкость, и здесь на помощь воспитанникам приходит биомеханическая стимуляция. Есть такие мышцы, которые спортсмен не в состоянии сам включить в активную работу, для увеличения амплитуды движения. Растянем такую мышцу с посторонней помощью в том направлении, в каком ей предстоит работа в физическом упражнении, простимулируем. Мышца будет непроизвольно вовлечена в интенсивную работу. Увеличиться кровообращение в ней, повыситься её чувствительность и, следовательно, усилиться связь с центральной нервной системой. Как правило, после этого мышца (или группа мышц) поддаётся волевому управлению, а там недалеко и до координации её работы с деятельностью.

«Растяжки» - являются одним из видов глубокого оздоровительного действия на организм. Это новая и оригинальная форма физических упражнений, выполнение которых позволяет быстрее и эффективнее снять мышечное и нервное напряжения, восстановить физическую и эмоциональную энергию. Методика упражнений "растяжек" базируется на глубоком анализе известных систем физических упражнений, приемах массажа и мануальной терапии [7, с. 99].

Непосредственно продолжительность растяжек - не более 7-9 секунд.

1. Минимальная длительность занятия 3 минуты (3-5 растяжек).

2. Средняя -4-6 минут) 5 - 7 растяжек).

3. Максимальная -7-9 минут.

Помимо занятий в школе, ДЮСШ, спортсмены должны заниматься самостоятельно. (Включать упражнения на гибкость в утреннюю гимнастику и выполнять домашнее задание).

Важно, при этом, дать учащимся теоретические знания по методике развития и совершенствования гибкости. Вместе с ребятами составить комплекс упражнений для развития и совершенствования гибкости для самостоятельных заданий.

В физическом воспитании главной является задача обеспечивания такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно-важными действиями (умениями и навыками) и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности - координационные, скоростные, силовые, выносливость. Подвижность в суставах является необходимой основой эффективного технического совершенствования.

Наши рекомендации