Детское чтение :философско-культурологические аспекты 5

От составителей

Наше библиографическое пособие — попытка информации о литературе, освещающей проблемы чтения детей и подростков в разных аспектах: с точки зрения философии и культурологии, литературоведения и книгоиздания, психологии и социологии, педагогики (семейной, школьной, библиотечной). В каждой области науки свой подход к этому важному виду деятельности формирующегося человека; есть немало интересных наработок, открытий. Именно поэтому, на наш взгляд, давно назрела необходимость во взаимоинформированности специалистов.

Для подготовки пособия использовались информационные ресурсы Российской государственной детской библиотеки, издания Российской книжной палаты, Российской государственной библиотеки, Российской государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского.

В указатель включены отдельные издания, статьи из научных сборников и профессиональной периодики, в том числе и региональные публикации. Это литература проблемного и обзорного характера, материалы научных конференций, авторефераты диссертаций, учебные и методические пособия, библиографические списки.

В пособие вошла литература, изданная в России на русском языке в 1994–2000 гг. Библиографический отбор закончен в III кв. 2000 г.

Библиографическое пособие не претендует на исчерпывающий характер. Предполагаем, что ряд материалов был опубликован малыми тиражами, не прошел государственную регистрацию и оказался вне зоны нашего внимания.

Мы видим необходимость в периодическом издании такого рода пособия, поэтому планируем продолжить работу вместе со всеми специалистами. Просим присылать в Рос. гос. дет. б-ку Ваши публикации, предложения по совершенствованию структуры пособия, предметного рубрикатора, отбору материала. Только общими усилиями мы сможем создать более полную картину изучения проблем детского чтения.

Содержание

От составителей.. 2

ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ :ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5

1.1.Детское чтение как ценность культуры... 5

Чтение и процессы социализации подрастающих поколений.. 6

1.1.2. Межпоколенные проблемы читательской культуры... 8

Дети и книжная культура. Литература для детей и подростков.. 9

1.2.1. Образ мира, нормы и ценности, транслируемые произведениями, входящими в круг детского чтения... 9

Состояние современной литературы для детей и подростков.. 10

1.2.3. Периодические издания для детей и подростков.. 12

1.2.4. Сетевая литература для детей и подростков.. 13

1.3. Дети и образование. 14

1.3.1. Современные концепции совершенствования читательской деятельности, литературного образования, формирования информационного поведения 15

Социокультурный контекст чтения детей и подростков в конце XX столетия 16

Детская и подростковая субкультура.. 17

Чтение детей в условиях развития новейших информационных технологий 20

1.4.3. Чтение детей и СМИ... 20

Издание и распространение книг для детей и подростков.. 21

Фонды библиотек, обслуживающих детей и подростков. Проблемы формирования.. 23

2. ДЕТИ И ПОДРОСТКИ КАК ЧИТАТЕЛИ... 24

Социологические аспекты чтения детей и подростков.. 26

Социальный портрет юного читателя.. 26

Возрастные и гендерные различия в читательских характеристиках детей и подростков.. 27

Чтение в структуре учебной деятельности и свободного времени школьников 29

Мотивация и функции чтения у детей и подростков Виды чтения. «Обязательное» («деловое») и «свободное» («досуговое») чтение. 30

Круг чтения детей и подростков. Читательские предпочтения.. 30

Психологические особенности чтения и читателей — детей и подростков 32

Читательское развитие детей и подростков: уровни, этапы, закономерности 32

Диагностика уровней читательского развития.. 33

Читательские состояния и свойства: потребности, интересы, установки, ожидания, мнения, привычки, оценки и т. п. 33

Структура читательской деятельности ребенка/подростка: мотивационная, процессуальная и результативная фазы чтения.. 35

Психологические механизмы и закономерности восприятия литературы разных видов детьми и подростками: воображение, сопереживание, осмысление прочитанного.. 36

Литературно-художественное творчество детей/подростков и читательская деятельность.. 37

Типология читателей — детей и подростков. Индивидуальные стили восприятия информации читателями разных типов.. 38

Опыт России.. 73

Зарубежный опыт. 74

Приложение. 83

Дети и книжная культура. Литература для детей и подростков

Акимова А. Н. Мировая детская литература и субкультура детства // Детское чтение: Феномен и традиция в конце XX столетия: Материалы Междунар. конференции. Санкт-Петербург, 12–14 мая 1999 г. Ч. I. — СПб., 1999. — С. 46–49.

Головин В. В. Детская литература, детская субкультура, детская мифология. (К постановке проблемы взаимосвязи) // Детское чтение: Феномен и традиция в конце XX столетия: Материалы Междунар. конференции. Санкт-Петербург, 12–14 мая 1999 г. Ч. I. — СПб., 1999. — С. 7–17.

Дети и подростки в мире книжной культуры: Сб. науч. тр. / Сост. А. И. Лебедева; Рос. гос. б-ка. — М., 1993. — 125 с.

Петрова М. С. Читающий ребенок и традиционная русская культура: (Тезисы выступления) // Детское чтение: Феномен и традиция в конце XX столетия: Материалы Междунар. конференции. Санкт-Петербург, 12–14 мая 1999 г. Ч. I. — СПб., 1999. — С. 55–56.

Торопцев А. Дядя Петя, ты дурак?: Какая же книга нужна ребенку // Литературная газета. — 1996. — № 47. — С. 4.

1.2.1. Образ мира, нормы и ценности, транслируемые произведениями, входящими в круг детского чтения

Валькова В. Г. Кому нужны эти чудовища?: [Материалы XXX конф. Междунар. ин-та дет. и юнош. лит. и исслед. чтения «Зло и ужас в детской литературе». Вена, 14–19 авг. 1994 г.] // Калейдоскоп. Вып. 1(9) / Рос. гос. дет. б-ка; Сост. Андреева О. В. — М., 1995. — С. 19–21.

Вульфов Б. Художественная литература как педагогика // Мир образования. — 1997. — № 5. — С. 25–29.

Дементьева И. С. Художественная литература — средство гуманизации педагогического процесса в дошкольном учреждении // Гуманизация педагогического процесса дошкольного учреждения: Межвуз. сб. науч. тр. / Магнитогорский пед. ин-т. — Магнитогорск, 1995. — С. 78–88.

Звонарева Л. У. Освоение духовного пространства читателем—ребенком: [Литературная сказка] // Детское чтение: Феномен и традиция в конце XX столетия: Материалы Междунар. конференции. Санкт-Петербург, 12–14 мая 1999 г. Ч. I. — СПб., 1999. — С. 166–171.

Крупин В. От ушастика к ужастикам: [Взгляд на воспитательную роль детской литературы в современном обществе] // Библиотековедение. — 1999. — № 2. — С. 86–87.

Медведева И., Шишова Т. Страсти-мордасти и манная каша: [Психологи о литературе и телевидении в воспитании детей] // Юность. — 1995. — № 2. — С. 64–66.

Мызникова Н. Откровения словесника: [О современной детской книге] // Библиотека. — 1997. — № 8. — С. 59.

Ратнер-Кирнос Д. И. Вдохновение и откровение. — М.: ИНТОР, 1995. — В содерж.: Нравственное и эстетическое воспитание средствами художественной литературы. — С. 15I–159.

Чтение детей и СМИ

Иванова Г. А., Чудинова В. П. Библиотечная работа с детьми за рубежом. — М.: МГУКИ, 1999. — В содерж.: Гл. III: Ребенок в мире информации. — С. 81–102. Библиогр.

Одетях, лете и газете, а также обо всем на свете. — М.: Юнпресс, 1997. — 192 с.: ил.

Полуэхтова И. А. Телевидение в развитии художественной культуры школьников // Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся: Сб. науч. тр. / Рос. акад. образ. — М., 1998. — С. 65–84.

Сатушева Л. Что смотрят дети: [Исследования телевизионной аудитории в России] // Педология / Новый век. — 2000. — № 1. — С. 61–65. — Табл.: Десять самых популярных телепередач среди детей.

Соболев Г. Просвещение со взломом: [Средства массовой информации и безопасность жизнедеятельности детей и молодежи в России] // Социальная защита. — 1996. — № 6–7. — С. 23–26. — (Информационная безопасность).

Средства массовой информации и развитие личности ребенка. — М., 1994.

Цымбаленко С. Б. и др. Российские подростки в информационном мире: По результатам социологического исследования / Unisef. Детский фонд ООН. — М.: Юнпресс, 1998. — 44 с.: ил.

Щеглова С. Н. Российские подростки в мире информации: сегодняшние реалии и векторы научного поиска: [По материалам социологического исслед. «Подростки в информационном мире», проведенного в I997–I998 г.г. при поддержке ЮНИСЕФ] // Социолог и психолог в детской и юношеской библиотеке: Сб. материалов Всерос. рабочей встречи 27–28 апр. 1999 г. Ч.I. — М., 1999. — С. 39–42.

Издание и распространение книг для детей и подростков

Авербух В. Схватка Айболита с попугаем Кешей: Издательства конкурируют на рынке детской литературы // Известия. — 1998. — 16 янв. — С. 8.

Андреева О. В. Внукам доктора Шнека: [О немецкоязычном детском книгоиздании: По материалам 33-й конф. Междунар. ин-та дет. и юнош. лит. и исслед. чтения. Вена. 25–30 авг. 1997 г.] // Калейдоскоп. — Вып. 2(16) / Рос. гос. дет. б-ка. — М., 1997. — С. 20–26.

Антонова С. Г. Книга для детей: Вопросы типологии и издания: Учеб. пособие. — М.: Мир книги, 1995. — 97 с.

Бигильдинская О. Слепой ребенок видит…: [Проект издания книг, осуществляемый Мин. образ. РФ и Фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей»] // Учительская газета. — 1996. — 5 марта. — С. 5.

Васильева Ж. Картинки с «наворотом» и выигрыш в банке: [О содержании и издании переводных познавательных книг] // Детская литература. — 1997. — № 2. — С. 24–28.

Волгин А. Все лучшее детям. У кого они есть…: [Тенденции в отечественном издании художественной и научно-популярной литературы для детей] // Витрина. — 1996. — № 9. — С. 10–11.

Детская познавательная и развивающая литература, выпущенная российскими издательствами в I997–I998 годах: [Список] / Сведения представлены Российской книжной палатой // Книжное дело. — 1998. — № 3–4. — С. 87–88.

Мавлютова Н. Р. Современное состояние потока книг-игрушек // Детская библиотека. — Н.Новгород, 1999. — № 4(24). — С. 63–73.

Майсурадзе Ю. Старт Российского книгоиздания: Книгоиздание в I993–I995 г.г. в т.ч. для детей и юношества по данным Рос. кн. палаты // Витрина. — 1995. — Сентябрь. (№ 15). — С. 47. — Таблица.

Максимов А. «Детская, учебная и развивающая литература-99»: [Книжная ярмарка «ММКЯ»] // Книжное дело. — 1999. — № 1–2. — С. 11–12.

Мартовицкая А. Буратино на «мыло»: Детская литература — тоже бизнес // Культура. — 2000. — 20–26 июля. — С. 4.

Морозовский М. Самые издаваемые книги 1998 года: [В т. ч. — детская литература в переплете, детская литература в обложке] // Книжное дело. — 1999. — № 1–2. — С. 50–53.

Мяэотс О. Ярмарка по-гетеборгски: [Международная книжная ярмарка-98 «Дети, молодежь и культурное наследство», прошедшая под девизом «Книги и библиотеки»] // Библиотека. — 1999. — № 9. — С. 74–75.

Никитина О. Кто нарисует время?: Детская книга брошена на произвол судьбы: [Проблемы оформления и издания] // Книжное обозрение. — 2000. — 17 июля. — С. 21.

Отечественная детская книга: Цифры… цифры: [I990–I994 г. г.] // Витрина. — 1996. — № 9. — С. 14.

Санников Ю. Международная издательская статистика [в т. ч. изданий для детей, шк. учебников] // Читающая Россия. — 1996. — № 2. — С. 18–21.

Сбитнева Г И., Мартынова Е. В. Рынок справочной литературы для детей и юношества // Библиотечная жизнь Кузбасса. — Кемерово, 1998. — Вып. 1(18). — С. 6–8.

Седова Э. П. Кто покупает книги в России: Покупательский спрос на книги [в т.ч. детские] различных слоев населения РФ // Книжное дело. — 1997. — № 2–3. — С. 63–72. — По результатам опроса Института книги и социальных программ (ИКСП) в I995–I996 г.г.

100 крупнейших издательств России: [Издание книг, в т.ч. детских] / Материал подготовил М. Морозовский // Книжное дело. — 1997. — № 2–3. — С. 3, 36–41. — Таблица.

Сухнева И. «Здравствуй, волшебная книга!»: [О создании иллюстрированных книг и игрушек для детей со слабым зрением] // Дошкольное воспитание. — 1996. — № 5. — С. 30–33.

Текшева Л. «В последние годы… книга становится визуально-агрессивной средой». [С 1996 г. проводится техническая сертификация детских книг] // Книжное обозрение. — 1996. — № 50. — С. 21.

Тушевская И. А. Новации и инновации в книгоиздании познавательной литературы для детей: культурологический аспект // Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками в условиях детской библиотеки. Вып. 2. — М., 1999. — С. 60–67.

Педагогика семейного чтения

Гарбузов В. И. Воспитание ребенка. — СПб.: Дельта, 1997. — 432 с. — Гл. 15: Детская книга [В семье]. — С. 343–366.

Добрынина И. Читать трудно…: [Приобщение к самостоятельному чтению] // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 10. — С. 95–98.

Кабачек О. Спутник культуры, или Что делать с этими родителями?: [Проблемы культуры чтения в семье] // Библиотека в школе. Прилож. к газ. Первое сентября. — 2000. — № 5. — С. 7.

Олзоева Г. К. Влияние семьи на чтение старшеклассников // Библиотековедение. — 1994. — № 1. — С. 80–83.

Павлова А. С. Акмеологическое направление в организации семейного чтения // Акмеология чтения: Идеи и решения: Материалы научно-практического семинара 21 апр. 1999 г. — СПб., 1999. — С. 40.

Полозова Т. Д. К общению и духовной близости // Библиотека. — 1994. — № 6. — С. 26–28.

Сокольская Л. Помогите малышу: [Материнское чтение для чтения детей] // Библиотека. — 2000. — № 10. — С. 48–51.

Холт Д. Залог детских успехов / Пер. с англ. А. С. Юрчука., А. С. Альбова. — СПб.: Дельта, 1996. — 480 с. — (Семейный альбом). — Чтение. — С. 152–190. — В содерж: Чтение. — С. 152–190.

Чудинова В. П. «Семейная грамотность»: американский подход // Библиотека. — 1994. — № 7. — С. 8–12.

Вместе с книжкой и игрушкой / Авт.- сост. Н. А. Барташева, Е. М. Кузьменкова; Худож. Г. В. Александрова, А. Б. Скориков. — М.: Либерея, 1995. — 38 с.: ил. — (Прилож. к журн. «Библиотека»).

Вместе с книжкой и игрушкой. Вып. 2: В любое время года, в любое время дня: для детей 3–7 лет / Авт.- сост. Н. А. Барташева, Е. М. Кузьменкова; Худож. Г. В. Александрова, А. Б. Скориков. — М.: Либерея, 1997. — 63 с.: ил. — (Прилож. к журн. «Библиотека»).

Интерактивные книги-спектакли для вашего ребенка // Няня. — 1999. — № 1. — С. 39.

Невский В., Невская Е. Приобщаясь к миру взрослых: Цикл бесед [Для занятий групп «Семейные/домашние чтения» для детей от 3–5 до 12–14 лет] // Библиотека. — 1997. — № 2. С. 48–51; № 9 — С.81–83; № 11. — С. 70–73; 1998. — № 1. — С. 62–64; № 3. — С. 67–69; № 4. — С. 71–73.

Ступени: Программа семейных чтений для детей и взрослых, желающих читать вместе хорошие детские книги и рассматривать в них картинки / Упр. культуры адм. Пермской обл.; Обл. дет. б-ка. — Пермь, 1997. — 67 с.

Токмакова И. П. Вместе почитаем. Вместе поиграем: [Пособие для начинающей мамы и продвинутого малыша] / И. Токмакова, В. Токмаков. — М.: Олма-Пресс, 1999. — 139 с.: ил. — (Учебники для мамы).

Детская библиотека и семья

Боева Л. Время доброго общения: [Липецкая обл. дет. б-ка возрождает традиции семейного чтения] // Библиотека. — 1999. — № 10. — С. 47.

Валитова Г. А. Читатели библиотеки — вся семья // Чтение в тверских библиотеках: Сб. докл. науч.- практ. конф. (1–3 июня 1998 года). — Тверь, 2000. — С. 84–89.

Гелевер Л. Ю. Семейные клубы в детской библиотеке: Из опыта работы Кудымкарской ЦДБ Коми-пермяцкого автономного округа // Детская библиотека. — Н. Новгород, 1999. — № 2. — С. 46–50.

Голубева Н. Л. Деятельность детской библиотеки по подготовке родителей к семейному чтению как межличностному общению (научно-методические аспекты): Автореф. дис. канд. пед. наук / Моск. гос. ун-т культуры. — М., 1994. — 16 с.

Жаркова Л. М. Возвращение домой: [Рос. гос. дет. б-ка — семье] // Библиотека. — 1994. — № 8. — С. 6–9.

Жаркова Л. М., Голубева Е. И. Детская библиотека и семья: [Деятельность Рос. гос. дет. б-ки и детских библиотек России] // Библиотековедение. — 1995. — № 1. — С. 109–115.

Иванова Г. А., Чудинова В. П. Библиотечная работа с детьми за рубежом. — М.: МГУКИ, 1999. — В содерж.: «Семейная грамотность» и библиотеки; Работа библиотек с семьей: (На примере США). — С. 43–57, 130–133.

Казаченкова Л. Последний бастион: Как его отстоять: [По материалам «круглого стола» на тему «Семья. Книга. Библиотека»] // Библиотека. — 1994. — № 4. — С. 2–5, 7.

Корчинская И. Чтение детей: Проблемы сотрудничества семьи и библиотеки: [Исследование б-ки г. Тарту, Эстония (I992–I993 гг.)] // Библиография. — 1995. — № 3. — С. 29–33.

Мусина О. Л. Библиотечный комплекс «СемьЯ» // Мир библиотек сегодня: Науч.- информ. сб. — М., I998. — Вып. 4. — С. 103–110.

От кубиков и матрешки к книжкам и компьютеру: [По материалам межрегионального семинара «Детская библиотека и мир семьи» на базе Пермской обл. дет. б-ки с участием РГДБ] // Библиотека. — 1998. — № 7. — С. 41.

Темнова В. Библиотека семейного чтения: «за» и «против»: Опыт разработки концепции развития библиотеки семейного чтения в Ленинградской обл. // Библиотека. — 1995.— №1.— С. 24–27. — Программа-проект Ленинградской обл. дет. б-ки «Детская библиотека как духовное пространство для ребенка и его семьи» вошла в число соискателей-финалистов международной премии IBBY АСАХИ «За вклад в развитие детского чтения». — См. Просалкова Ю. Кому достались премии АСАХИ? (Библиотека. — 1995. — № 3. — С. 54).

Тимофеева Н. А. Библиотека и семья: По итогам социсследования «Библиотека и общество» в [Пермской обл.] // Детская библиотека. — Н.Новгород, 1998. — № 2(18). — С. 38–44.

Трофимова Р. А. Библиотека и семья: Библиосоциальный контекст // Проблемы научно-исследовательской работы библиотек Алтая-97: Сб. ст. / Алт. краев. ун-т; Науч. б-ка им. В. Я. Шишкова. — Барнаул, 1998. — С. 17–25. — Библиогр.

4.2.2. Детская библиотека и школа: Практика и проблемы сотрудничества

Библиотеки в помощь повышению квалификации педагогов: Материалы и тез. докл. и выступлений заоч. междунар. науч.- практ. конф., окт.- нояб. 1996 г. / Сост. Зуева Е. М. — М.: ГНПБ, 1997. — 52 с.

Гречко Г. С. Школьные годы — чудесны, если компьютер и книга интересны: [Формы и методы информационной поддержки библиотекой учебного процесса] // Мир библиографии, — 1999. — № 6. — С. 72–76.

Дыбина Н. А. Практическое использование результатов исследований: [Исследования Респ. дет. б-ки Карелии: Чтение подростками научно-популярной литературы (1996). Что ждут школьные библиотеки от Респ. дет. б-ки (1997 г.) // Чтение детей и подростков в конце XX века: По материалам региональных исследований библиотек. — М.: РГДБ, 1999. — С. 122–125.

Егорова Н. Игра — творчество — развитие: [Уроки внеклассного чтения в библиотеке по авторской программе] // Детская литература. — 1997. — № 1. — С. 65–68.

Волкова Н. Пора уж миром браться за организацию межведомственного взаимодействия [детских и школьных библиотек] // Библиотека. — 1995. — № 10. — С. 60–61.

Краснова Е. С. Екатеринбургский вариант: Муниципальные библиотеки и образование // Информационный бюллетень РБА. — 1998. — № 2. — С. 161–167.

Краснова Л. Эхо школьных реформ в библиотечных читальных залах [Челябинской обл.] // Библиотековедение. — 1999. — № 1 — С. 30–33.

Махаева В. П. Информационная поддержка образованию: [Эксперимент Мурманской обл. дет. б-ки] // Что? Где? Как?: (Информационный сб.). Вып. 5 / Рос. гос. дет. б-ка; Сост. Н. Ф. Слайковская — М., 1998. — С. 23–26.

Мишкина Л. М., Ахметзянова Т. Е. Библиотека в помощь образованию и творчеству детей и юношества: [Социологическое исследование Удмуртской реcп. б-ки для детей и юношества] // Мир библиотек сегодня: Науч.-информ. сб. — М., 1998. — Вып. 3. — С. 86–96.

Осипова И. Библиотека и образование: (К постановке проблемы) // Библиотековедение. — 1999. — № 1. — С. 22–29.

Панфилов А. Библиотеки муниципальные, школьные… А если все вместе: [Эксперимент в г. Гулькевичи Краснодарского края] // Первое сентября. — 1998. — 15 сент. — С. 4.

Пескова Е. Палочка-выручалочка… А разве это плохо?: [Реализация программы «Детская библиотека — центр дополнительного образования» в г. Кропоткин, Краснодарского края] // Библиотека. — 1999. — № 3. — С. 25.

Публичная библиотека — центр информации для населения, образования и бизнеса: Материалы рос.- герм. семинара 13–19 сент. 1998 г., Москва-Рязань. — М., 1999. — Из содерж.: Чалисова А. Е., Цесарская Г. Л. Центр информационной поддержки образования: От проекта к внедрению. — С. 62–68.

Райкова Г. А. Библиотеки и образование в России: (информационно-библиографический обзор). // Мир библиотек сегодня: Науч.- информ. сб. — М., 1998. — Вып. 4. — С. 14–41. — Библиогр.

Семенова А., Карпова О. Удивись сам и удиви других: Сотрудничество Волгодонской детской библиотеки со школой //Библиотека. — 1998. — № 11. — С. 54–55.

Соколова В. В союзе со школой: Возможности детской библиотеки // Библиотека. — 1999. — № 4. — С. 34–35.

Соколова В. О внеклассном чтении: [Союз педагога и библиотекаря] // Начальная школа. — 1995. — № 3. — С. 68–69.

Стародумова Г. А. Школьная библиотека в современном библиотечно-информационном пространстве: [Результаты исслед. Кемеровского гос. ин-та искусств и культуры] // Библиотечная жизнь Кузбасса: Сб. — Кемерово, 1998. — Вып. 3. — С. 35–46. — Библиогр.

Темнова В. Игра в одни ворота: [Место библиотеки в образовательном процессе] // Библиотека. — 1998. — № 3. — С. 60.

Хайдукова Г. В. Детская библиотека для успешной образовательной деятельности учителя // Детское чтение: Феномен и традиция в конце XX столетия: Материалы Междунар. конференции. Санкт-Петербург, 12–14 мая 1999 г. Ч. I. — СПб., 1999. — С. 111–114.

Цесарская Г., Чалисова А. Жажда — рядом с источником: Центр информ. поддержки образования. Что это такое? // Библиотека. — 1998. — № 10. — С. 24–26. — В содерж.: ЦИПО в рамках ЦБС «Киевская» Западного адм. окр. г. Москвы: Концепция центра, реализация проектов, информационные ресурсы.

Что? Где? Как?: (Информационный сб.). Вып. 6.: Райкова Г. А. Библиотека и образование в России. Взаимодействие детских и школьных библиотек: История, современность, исследования, опыт: Информационный обзор по страницам периодической печати и обзор деятельности дет. б-к России по взаимодействию и в помощь образованию / Рос. гос. дет. б-ка. — М., 1998. — 49 с.

4.2.3. Профессия детского библиотекаря Социолог и психолог в детской библиотеке. Проблемы подготовки кадров

Алексеева М., Смолина А. Дом, который построим мы: [Изучение особенностей профессии детского библиотекаря с точки зрения юных читателей: Исследование дет. б-ки им. С. Я. Маршака Санкт-Петербурга] // Библиотека. — 1996. — № 3. — С. 40–41.

Армадеров Г. Р. Организация психологической службы в Российской государственной детской библиотеке с использованием компьютерной технологии // Научные и технические библиотеки. — 1995. — № 2. — С. 92–100.

Асмолов А. Г. Психолог в библиотеке: Проблемы, ожидания, умения: Сокр. излож. выступл. на Рабочей встрече «Социолог и психолог в детской и юношеской библиотеке» // Юношеские библиотеки России: Информ. вестник. Вып. 4(11). — М., 2000. — С. 7–12.

Бахурина Л. С. Проблемное поле и инструментарий библиотечного социолога // Юношеские библиотеки России: Информ. вестник. — Вып. 4(11). — М., 2000. — С. 12–15.

Дудник О. Ю. О работе психологической службы в Саратовской областной библиотеке для детей и юношества им. Пушкина // Психолог в детской библиотеке /Рос. гос. дет. б-ка; Сост. Крюкова В. Б. — М., 2000. — С. 8–13.

Иванова Г. А., Чудинова В. П. Библиотечная работа с детьми за рубежом. — М.: МГУКИ, 1999. — В содерж.: Гл. VI: Библиотекари, работающие с подрастающим поколением. — С. 222–264. — Библиогр.

Кабачек О. Л. Идеология и развитие профессионального сознания // Библиотековедение. — 1997. — № 5–6. — С. 71–78.

Кабачек О. Л. К портрету детского библиотекаря // Библиотековедение. — 1997. — № 4. — С. 46–58.

Кабачек О. Л. Специфика восприятия библиотечных ценностей разными субъектами библиотечной деятельности: (По материалам комплексного экспериментально-психологического изучения профессиональных установок и ценностей российских библиотекарей) // Что мы читаем? Какие мы?: Сб. науч. тр. / РНБ. — СПб., 1999. — Вып. 3. — С. 136–145. — Библиогр.

Крюкова В. Б. Психолог в детской библиотеке: что? где? как?: (По материалам годовых отчетов детских библиотек России за 1996–1999 г.) // Психолог в детской библиотеке. Вып. 2 / Рос. гос. дет. б-ка; Сост. В. Б. Крюкова — М., 2000. — С. 3–8.

Малахова Н. Г. Некоторые особенности работы практического психолога в детской библиотеке: Из опыта работы отдела психической поддержки читателей РГДБ // Юношеские библиотеки России: Информ. вестник. — Вып. 4(11). — М., 2000. — С. 78–80.

Олзоева Г. На кого похож библиотекарь: [Материалы социологического исследования Восточно-сиб. акад. культуры и искусства: Восприятие подростками личности библиотекаря] // Библиотека. — 1998. — № 6. — С. 68–69.

Профессия: библиотекарь-педагог. Вып. 1.: Изучение профессии; Определение комплекса основных требований к квалификации специалистов / Гос. респ. дет. б-ка; Чудинова В. П. — М., 1994. — 85 с.

Психолог в детской библиотеке: Проблемы, методика, опыт: Сборник методических материалов / Рос. гос. дет. б-ка; Сост. Г. Р. Армадеров — М., 1994. — 42 с.

Психолог в детской библиотеке. Вып. 2 / Рос. гос. дет. б-ка; Сост. В. Б. Крюкова — М., 2000. — 63 с.

Социолог и психолог в детской и юношеской библиотеке: Сборник материалов Всероссийской рабочей встречи 27–28 апр. 1999 года. — В 2-х частях. — М., 1999. — Ч. 1. — 120 с. — Библиогр. — Ч. 2. — 124 с.

Чудинова В. Быть, а не казаться: [Особенности профессии школьного, детского, юношеского библиотекаря (По материалам американской печати)] // Библиотека. — 1995. — № 9. С. 26–29.

Чудинова В. П. Наследие тоталитарного общества: деформация профессиональных ценностей библиотекарей России // Библиотека в контексте истории: Материалы науч. конф. Москва, 8–10 июня 1995 г. — М., 1997. — С. 38–39.

Ганзикова Г. С. Изучение профессии детского библиотекаря в 80–90-е годы и проблемы подготовки кадров для работы с детьми // Формирование региональной системы профессионального библиотечного образования: Сб. статей, тез. и сообщ.: [Материалы обл. науч.- практ. конф. Пермь, 19–22 нояб. 1996 г.] / Перм. гос. ин-т искусства и культуры. — Пермь, 1997. — С. 44–52. — Библиогр.

Гендина Н. И. и др. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-методическое пособие: Часть I / Кемеровская гос. акад. культуры и искусств. — Кемерово, 1999. — В содерж.: Гендина Н. И. Основы информационной культуры: Учебная программа курса для студентов вузов искусств и культуры; Основы информационной культуры: Учебная программа курса для аспирантов и соискателей ученых степеней вузов искусств и культуры. — С. 36–72. — Библиогр.

Донина И. А. Формирование готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младших школьников: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук / Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. — Новгород, 1999. — 18 с.

Зиман Л. Я. Роль и место курса детской зарубежной литературы в профессиональной подготовке учащихся в педколледже: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. — М., 1998. — 16 с.

Иванова Г. А. Сохраняя традиции: [Подготовка специалистов по работе с детьми в МГУКе] // Библиотековедение. — 1995. — № 1. — С. 72–79.

Левина Е. P. Искусство понимать искусство: [Курс «Психология детского и юношеского чтения в МГУКе»] // Библиотековедение. — 1995. — № 3. — С. 92–97.

Немчина И. М. Профессионально-педагогическая адаптация студентов и выпускников вузов культуры к работе с читателями-детьми (Теория и практика): Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / МГУК. — М., 1999. — 16 с.

Развитие библиотечного образования в России: Межвуз. сб. науч. тр. / Ред. В. И. Терешин. — М.: МГИК, 1994. — 163 с.

Степанова Л. В. Феномен детства и библиотекарь: [Курс «Педагогика детского и юношеского чтения» в Санкт-Петербургской гос. акад. культуры] // Библиотековедение. — 1995. — № 3. — С. 3–10.

Черниченко В. И. Теоретические и методические основы профессионально-педагогической подготовки специалистов в вузах культуры для библиотечной работы с подрастающим поколением: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. доктора пед. наук / МГИК. — М., 1994. — 32 с.

Чудинова В. П. Современная профессиограмма специалиста детской библиотеки как основа совершенствования подготовки кадров по работе с детьми: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М.: МГУКИ, 1996. — 16 с.

Юный читатель и подготовка библиотечных специалистов в канун третьего тысячелетия: Материалы международной конференции. — М.: МГУКИ, 2000.

4.3. Формирование у подрастающего поколения культуры чтения, информационной культуры в аспекте реализации права детей на доступ к информации

Опыт России

Баханов Е. Как бы не посеять полушарие…: Письмо юным подписчикам: [О подготовке проекта президентской программы «Чтение»] // Книжное обозрение. — 2000. — 12 июня. — С. 17.

Беляков Е. В списке значатся: Подводим итоги конкурса «Детская классика XX века» // Учительская газета. — 1999. — 13 июля. — С. 20.

Белякова С. Четырнадцатилетняя школьница пишет письмо Пушкину: [Творческий конкурс организованный М-вом образования РФ при поддержке Союза писателей России и ЦДБ Геленджика] // Педагогический калейдоскоп. — 1996. — № 28. — С. 2.

Бор А. Конкурс для юных сказочников: [Итоги второго тура постоянно действующего областного конкурса рукописных книг-сказок] // Книжное обозрение. — 1997. — 15 июля. — С. 13.

Веденяпина М. А. «Я люблю читать»: Конкурс детского плаката [организованного в рамках мегапроекта «Пушкинская библиотека: книги для российских библиотек»] / Беседу вела Л. Александрова // Библиотека. — 1999. — № 1. — Обл. С. 3, С. 20–21.

Глыбовская Н. Ф. Программы летнего чтения детей // Мир библиотек сегодня: Науч.- информ. сб. — 1996. — Вып. 2. — С. 66–72.

Голубева Е. И. Гражданин читающий — национальная ценность России: Интересы национальной безопасности России требуют безотлагательной разработки федеральной программы «Чтение» // Книжное обозрение. — 2000. — 10 апр. — С. 5.

Горбунов А. В. Дети называют лучшую книгу: [Конкурс на лучшую детскую книгу в Московском гор. Дворце творчества детей и юношества // Книжное дело. — 1999. — № 1–2. — С. 48–49.

Информ-ДЛ. [Состоялось награждение юных поэтов — победителей Всероссийского конкурса «Я пишу стихи», приуроченного к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина] / М. Яснов // Детская литература. — 2000. — № 1. — С. 95.

Клирманн С. «Не хлебом единым»: Газета «Труд», московские писатели и издатели проводят благотворительную акцию «Книги — детским домам России» // Библиотека. — 2000. — № 10. — С. 13.

Смоляк Г. Л. «Назови свою любимую книгу и ее автора», «Какая книга показалась тебе самой красивой? Кто ее нарисовал?»: Второй Всероссийский конкурс читательских симпатий объявляется открытым // Первое сентября. — 1998. — 24 марта. — С. 3.:

«Счастливое перо»: Наш новый литературный конкурс // Пионерская правда. — 1997. — 21 марта. — С. 1.

Тихомирова И. Листать — не кнопки нажимать: [О необходимости федеральной программы «Чтение»] // Книжное обозрение. — 2000. — 15 мая. — С. 5.

Шеховцева Н., Новикова А. От детских игр — к школьной карьере: [О литературном конкурсе детских писателей, организованном «Радио России» и детским журналом «Колобок и два жирафа»] // Аргументы и факты. — 2000. — № 34. — С. 13.

Зарубежный опыт

Андреева Н. М. Чтение подростков в современной культуре: Опыт размышления // Детское чтение: Феномен и традиция в конце XX столетия: Материалы Междунар. конференции. Санкт-Петербург, 12–14 мая 1999 г. Ч. I. — СПб., 1999. — С. 61–63. — В содерж.: Борьба с вторичной неграмотностью за рубежом.

Бутенко И. А. Электронная база данных о чтении детей и подростков: [Обзор базы данных провинции Квебек Канады] // Библиография. — 1997. — № 1. — С. 143–151.

Гелертер Ю. Время — детское!: [Выпуск детских книг издательствами Украины] // Витрина. — 1996. — № 1–2. — С. 58.

[Изание и распространение книг в США]: Взрослые, дети и книги / К. Сухоруков. Американский рынок детских книг / К. Михайлов // Витрина. — 1997. — № 1—2. — С. 42.

Иванова Г. А., Чудинова В. П. Библиотечная работа с детьми за рубежом. — М.: МГУКИ, 1999. — В содерж.: Подходы к организации национальной политики в области чтения Франции, Нидерландов, Германии; Программы защиты и поддержки чтения детей и взрослых. — С. 26–43.

Левандович Г. Свет и тени библиотечного обслуживания детей и молодежи [Польша] // Библиотека. — 1996. — № 12. — Спец. вкл. — С. 18–23.

Мяэотс О. Дети не могут ждать: Государственная политика в области книгоиздания [Норвегии] // Библиотека. — 1997. — № 1. — С. 79–80.

Ринг К. Чтение в информационном обществе // Читающая Россия: Мифы и реальность: По материалам Российской научно-практической конференции. Москва, декабрь. 1996. — М.: Либерея, 1997. — С. 178–183. — Из содерж.: Упр. делами Немецкого Фонда чтения о проблемах детского чтения: О причинах вторичной неграмотности; О роли семьи, детского сада, школы в приобщении детей к чтению, влияние на чтение новых средств информации; Деятельность Фонда.

Рост расходов на книги в США [В т.ч. на издания для детей в I988–I993 г.] и прогнозы на I993–I998 г. // Книжное дело. — 1995. — № 4–5. — С. 22. — Таблица. — По итогам исследования среднегодовых показателей роста расходов населения на книги.

Чан Тхи Нгует. Завтра невозможно без вчера: [Внедрение российского опыта библиотечного обслуживания детей во Вьетнаме] // Библиотека. — 1995. — № 1. — С. 69–71.

Чудинова В. Грамотность и благополучие нации — понятия неразделимые: Организация политики в области чтения за рубежом // Библиотека. — 1999. — № 1. — С. 68–70.

Чудинова В. Если мы хотим остаться «нацией читателей»: [Зарубежный опыт создания и проведения в жизнь программ поддержки детского чтения] // Библиотека. — 1999. — № 2. — С. 65–67.

Чудинова В. П. И снова запад нам в пример: [Чтение за рубежом: Продолжаем обсуждение статьи Е. Голубевой «Гражданин читающий…»] // Книжное обозрение. — 2000. — 22 мая. — С. 5.

Чудинова В. Когда ребенку комфортно: Новый взгляд на детство в Германии и в России: [По материалам московского семинара «Детская библиотека в Германии и России: Обмен опытом»] // Библиотека. — 1995. — № 4. — С. 73–76.

Приложение

Е. Голубева

О разработке рубрикатора в предметной области

«ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ»

Коротко о предметной области

Рассматривая чтение ребенка не только как важный фактор личностного развития, но и как шанс развития человеческой цивилизации, разработчики разделяют мнение о том, что проблемы вхождения подрастающего поколения в книжную культуру имеют стратегическое значение планетарного масштаба.

Нам представляется, что именно сейчас, на рубеже второго и третьего тысячелетий, назрела необходимость интеграции знаний о детском чтении в разных аспектах, накопленных в различных сферах, для перехода на качественно новый уровень рассмотрения и решения проблем в этой области. Параллельное развитие дисциплин и наук, имеющих то или иное отношение к чтению детей, в разной степени плодотворное, достигло этапа, когда нужен и может быть сделан шаг к формированию междисциплинарного знания. Значение его для точной и полной оценки ситуации, для выработки адекватных условиям и задачам методов решения исследовательских, педагогических, административно-организационных, даже финансовых проблем очевидно.

Один из путей формирования междисциплинарного знания — это взаимоинформация, взаимообогащение и взаимокоррекция исследователей и практиков, составление совместных проектов и программ деятельности представителями различных направлений и школ.

О целях и задачах

Группа библиографов и исследователей детского чтения Российской государственной детской библиотеки начала заниматься совершенно конкретной работой — созданием указателя литературы для специалистов «Чтение детей и подростков». И мы сразу утонули в море вопросов. Какого характера публикации должен отражать указатель? Какие аспекты предметной области должны быть представлены? Какие из них более значимы: те, что богаче разработаны или те, что, на взгляд составителей, менее традиционны, более перспективны? Как материал нужно с

Наши рекомендации