Философско-правовые аспекты анархизма: М.А.Бакунин, П.А. Кропоткин.

М.А. Бакунин (1814—1876) «Кнуто-германская империя и социальная революция», «Государственность и анархия».

Первый человеческий закон - солидарность. Второй закон общества — свобода.

Свобода человека состоит в познании и признании естественных законов. Она осуществляется лишь в обществе, которое не ограничивает, но создает свободу человеческих индивидов. Человек свободен постольку, поскольку он признает равенство, свободу и человечность всех людей, окружающих его, которые, в свою очередь, признают его свободу и человечность.

Независимо от формы любое государство стремится поработить народ насилием и обманом. Оно развращает и тех, кто облечен властью, делая их честолюбивыми и корыстолюбивыми деспотами, и тех, кто принужден подчиняться власти, делая их рабами. В любом человеке обладание властью воспитывает презрение к народным массам и преувеличение своих собственных заслуг.

Интернациональная анархическая социальная революция уничтожит капитализм и государство. Задача революции - открыть дорогу осуществлению народного идеала, создать общую свободу и общее человеческое братство на развалинах всех существующих государств.

Будущее общество - вольная организация рабочих масс снизу вверх, федерация самоуправляющихся трудовых общин и артелей без центральной власти и управления.

Подробного и конкретного описания идеала анархии Бакунин не излагал, поскольку, по его глубокому убеждению, никакой ученый не способен определить, как народ будет жить на другой день после социальной революции.

П.А. Кропоткин (1842—1921) «Хлеб и воля», «Записки революционера», «Государство, его роль в истории», «Нравственные принципы анархизма».

В основе общества лежат всеобщее равенство, солидарность и свобода.

Государство – «общество взаимного страхования, заключенного между землевладельцем, воином, судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над народом и эксплуатацию бедноты». Смысл государства – подавление личности.

Великая социальная революция- освобождение работника от ига капитала и организация общества на принципах коммунизма. Идеал - коммунизм, основанный на всеобщем труде и коммунальном производстве, свободном потреблении продуктов совместной работы, на свободной федеративной группировке от простого к сложному. Коммунистическое общество будет освобождено от религиозной морали. Отношения между людьми будет определять "свободная мораль, без принуждения и санкции, развивающаяся из самой жизни общества и переходящая в состояние обычая".

Золотое правило морали - основа общежития.

Строительство нового общества не может быть поручено каким-либо государственным учреждениям. Коммунистическое общество "должно быть делом всех, оно должно быть создано творческим умом самого народа.

Особенностью концепции Кропоткина было признание промежуточных ступеней между государством и анархо-коммунизмом. Преданархическая фаза - эпоха государственного федерализма — включает распад больших централизованных государств, развитие общественных организаций, служащих разрушению монополии церкви и государства, кооперативное движение, создающее предпосылки перехода к коммунизму.

Монтескье о духе законов

«О духе законов» - итоговый философский труд Монтескье. Исследует различные формы общественной жизни, не прибегая к теологии. Позиция - антропоцентризм. Сказывается прежняя профессиональная деятельность - все рассматривается сквозь призму законов. Законы определяют все процессы в обществе. Законы естественные и законы социальные. Естественные законы - законы, которым подчиняются отношения людей друг к другу как биологических существ. Регулируют жизнь в естественном состоянии (Гоббс), касаются удовлетворения людьми своих биологических потребностей. Отвергает тезис Гоббса, что естественное состояние - война всех против всех. Человек - достаточно слабое существо, не может в одиночку выжить. Живет в сообществах. Общественное состояние является изначальным. Несмотря на то, что люди живут сообществами, признает наличие борьбы - войны между различными обществами, войны внутри общества - борьба людей за извлечение выгод за счет других людей. Из-за наличия двух типов войн возникают законы. Возникновение права и государства объясняется обусловленностью социальными конфликтами. Возникает международное право, гражданское право и политическое право. Гражданское право регулирует отношения между гражданами одного и того же государства. Отношения между правителями и управляемыми регулируются политическим правом.

Выделяет три типа государственного правления:

· республиканское государство

· монархическое государство

· деспотическое государство.

Начинает анализ с деспотического государства. Деспотический правитель вне правил и законов, правит по произволу.

Республика -государство, в котором власть осуществляет часть общества или весь народ на основе законов.

В монархии правит монарх, но на основе законов. Образцом монархического государства Монтескье считает Англию. Подхватывает идею разделения властей Локка.

Концепция детерминированности законов специфическими для каждой формы правления факторами - географическими, психологическими и историческим прошлым. Главный прицип, обеспечивающий устойчивость определенной формы правления и государства - человеческая страсть.

Республика - гражданская добродетель.

Монархия - честь.

Деспотия - страх.

Тот или иной тип правления приходит в упадок, если ослабевает действие принципа. Монтескье закладывает основы психологического подхода в социологии.

Процессы детерминированы географическими факторами, прежде всего климатом. Страны с холодным и жарким климатом. Жаркий климат - лень, расслабленность, пассивность. Холодный климат придает телу и уму особую силу.

Величина территории. Естественная граница территории - горы. В государствах маленького и среднего размера нет основания для сепаратизма и управление не требует жестких мер со стороны власти. В маленьких государствах - республика, в средних - монархия, в больших - деспотия (провинции стремятся к отделению, правитель держит в страхе провинции).

Почва. Почва плодородная - развивается земледелие, скотоводство, формируются богатства, психология людей, которые боятся за богатство, миролюбие. Здесь люди не свободолюбивы. Поэтому деспотия.

Если почва бесплодна, то набеги, авантюрные экспедиции. Республиканский строй. Основатель географического направления в социологии.

Критика: географический фактор не может быть признан определяющим. В странах в тех же климатических условиях могут быть и монархия, и деспотия, и республика.

Право как свобода

Существуют различные виды свободы человека.Свобода — это способность и возможность человека активно действовать в соответствии со своими потребностями, в ходе которой он дости­гает поставленной цели. Джон Локк, видный английский просве­титель (1632—1704 гг.), различал естественную свободу человека и свободу человека в обществе.

Естественная свобода человека заключается в том, что он свободен от власти людей, то есть не подчиняется ни другому человеку, ни закону, а руководствуясь вынужденно только зако­нами природы.

Свобода человека в обществе состоит в том, что он подчиня­ется законодательной власти и может поступать в соответствии со своими желаниями, во всех случаях, когда это не запрещено законом. Это независимость от воли другого человека.

Противоположное свободе человека ~ состояние рабства.Раб­ство — это продолжающееся состояние войны между победителем и побежденным. Это власть одного человека над другим, абсолют­ная, безграничная, включая и власть убить его в любое время.

Рабство в соответствии с Конвенцией относительно рабства (1927 г.), есть состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них. История запрещения рабства в мире такова. Государства в 1889—1890 годах подписали Генеральный акт Брюссельской Кон­ференции о намерении положить конец торговле невольниками в Африке, а затем в 1927 году была подписана Конвенция, впер­вые отразившая во всем мире отношения к рабству, к несвободе человека.

Затем идея равной свободы всех людей определила направ­ления развитием человеческих отношений в последующие деся­тилетия.

Право является формой выражения свободы человека. Люди свободны, так как они признаются равными.

Право устанавливает равенство людей. Это важнейший его принцип, важнейшая его функция, идея, на основе которой строятся все правила поведения.

Чем в большей степени право устанавливает равенство лю­дей, тем в большей степени люди равны, то есть тем в большей степени они свободны.

Равенство людей право закрепляет, как равенство возможно­стей приобрести те или иные блага, на определенный вид пове­дения. Но люди от природы не равны, один сильнее, другой сла­бее, один способнее, другой менее способен и поэтому они по-разному пользуются своими возможностями, своей свободой, своими правами, по-разному исполняют свои обязанности.

Право дает одинаковые права всем людям, но пользуются они ими по-разному и поэтому достигают разных результатов и соответственно живут по-разному.

Право должно максимально ограничить возможности госу­дарства с тем, чтобы оно не могло ограничивать права людей сверх меры, ограничивать их свободу. Этот принцип последова­тельно проводится в законодательстве как международном, так и в национальном.

Наши рекомендации