Особенности развития индустрии делового туризма: мировой и российский опыт
Деловой туризм является одним из самых высокодоходных и перспективных видов туризма, характеризующихся стабильным ростом и устойчивостью к воздействию экономических, социальных, климатических, политических и других факторов. Рынок делового туризма недостаточно известен в кругах специалистов туристического бизнеса, которые занимаются традиционными массовыми направлениями. Вместе с тем, деловой туризм имеет достаточно высокую обширную клиентуру, приносит крупные денежные потоки и имеет особую организацию продаж, являясь одной из наиболее рентабельных отраслей экономики. Деловой туризм занимает ведущее место в государственных программах развития экономики большинства стран и является частью комплексного плана социально-экономического развития вместе с таким экономическими секторами экономики как образование, промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и т.д.
Индустрия делового туризма зародилась на Западе, став перспективным сектором экономики. На сегодняшний день крупнейшие зарубежные организации тратят на деловые поощрительные путешествия своих сотрудников более 1 миллиона долларов США в год.
Затраты на деловые путешествия находятся в числе главных статей расходов после налогов, кадрового обеспечения, информационных технологий и средств связи, аренды и т.д., что стимулирует быстрый рост отрасли. Мировыми лидерами индустрии делового туризма выступают Соединенные Штаты Америки, Австралия, Франция, Великобритания, Германия, Австрия, Испания – на Западе, Япония, Китай и Южная Корея – на Востоке.
В Российской Федерации индустрия делового туризма зародилась относительно недавно и интенсивно развивается. Высокие стандарты обслуживания в данной области были обеспечены деловыми туристами, въезжающими в нашу страну и привыкшими к отличному обслуживанию в своей стране.[6]
Количество международных деловых мероприятий, проведенных в Российской Федерации в 2013, представлено в таблице, из данных которой следует, что наибольшее количество международных деловых мероприятий в 2013 году было проведено в Москве, второе место по количеству международных деловых мероприятий занимает Санкт-Петербург, что составило 45% и 40,8% от общего количества проведенных деловых встреч соответственно. Третье место в рейтинге занял Краснодарский край (2,7%), что напрямую связано с организацией международных деловых мероприятий, прошедших в Сочи благодаря зимней олимпиаде в 2014 году.[7]
Таблица. Количество международных деловых мероприятий, проведенных в Российской Федерации в 2013 году по экономическим зонам
Экономические зоны | Форумы | Конгрессы | Конференции | Выставки | Итого | |||||
К-во, ед. | % | К-во, ед. | % | К-во, ед. | % | К-во, ед. | % | К-во, ед. | % | |
Москва | 34,6 | 29,2 | 45,7 | 45,0 | ||||||
Санкт-Петербург | 46,2 | 37,4 | 40,9 | 40,8 | ||||||
Краснодарский край | 7,7 | 12,5 | 2,4 | 2,7 | ||||||
Воронежская область | - | - | - | - | 1,8 | 1,9 | ||||
Нижегородская область | - | - | 4,2 | 1,9 | 1,9 | |||||
Новосибирская область | 7,7 | 12,5 | 1,8 | 2,2 | ||||||
Кемеровская область | - | - | - | - | - | - | 1,5 | 1,4 | ||
Красноярский край | 3,8 | 4,2 | 1,2 | 1,3 | ||||||
Свердловская область | - | - | - | - | 1,7 | 1,7 | ||||
Омская область | - | - | - | - | 1,1 | 1,1 | ||||
Всего |
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ в прошлом году число российских граждан, выехавших за границу с деловыми целями, составило 1,3 миллиона человек. Данный показатель увеличивается с каждый годом, что определяется ростом инвестиционной привлекательность Российской Федерации и ее активностью в развитии MICE-индустрии. Наиболее большие потоки туристов, въехавших в Российскую Федерацию с деловыми целями от общего потока, составляют следующие страны: Финляндия (21%), Китай (8%), Германия (2%), США (2%), Польша (1%), Италия (1%), Франция (1%).
Точная оценка процентного соотношения деловых и неделовых поездок российских путешественников в другие страны является невозможной, так как практически все отечественные деловые туристы выезжают за границу по туристическим, а не по деловым визам. А командировки российских граждан внутри страны фактически не отслеживаются. Несмотря на это, можно утверждать, что деловой туризм охватывает все больше жителей Российской Федерации с каждый годом.
Уровень развития Российской Федерации в области делового туризма можно оценить с помощью следующего показателя: объем внутреннего рынка делового туризма оценивается специалистами на сумму 90 миллиардов в год, а по приблизительным оценкам ежегодно объемы бизнес-туризма в Российской Федерации возрастают на 20-25%. На сегодняшний день основной проблемой внутреннего и въездного делового туризма в Российской Федерации выступает неразвитость рынка специализированных услуг. Частичное отсутствие необходимой инфраструктуры для реализации делового туризма замедляет деятельность российских профессиональных компаний в данной области, усложняет взаимодействие с международными и государственными структурами и затрудняет грамотную организацию деловых путешествий.
Мировой опыт показывает, что успешность развития туризма в большей степени зависит от восприятия этой отрасли государственными структурами, от того, насколько эффективно проведена организация делового туризма в стране и насколько она пользуется государственной поддержкой. Формирование имиджа России как страны, наиболее благоприятной для ведения бизнеса, является одним из условий развития въездного делового туризма в будущем.
Деловой туризм в Российской Федерации напрямую зависит от развития внутреннего туризма, поэтому государство должно быть заинтересовано в его развитии. Конечно, трудно утверждать, что Российская Федерация сможет получать от туризма доходы, сопоставимые с доходами от туризма, например, европейских стран. В то же время необходимо еще раз отметить, что возможности для развития туризма в России огромны, но, тем не менее, в значительной степени не использованы.
До недавнего времени туристская индустрия рассматривалась в России как второстепенная отрасль. Неразвитость туристской инфраструктуры, неудобный визовый режим, а также несоответствие цены качеству являются главными факторами, которые формируют негативный образ Российской Федерации как страны и сдерживают прибытие иностранных туристов из стран дальнего зарубежья.
Поэтому необходимо рассмотреть роль российских центров бизнес-туризма, Москвы и Санкт-Петербурга, в развитии индустрии рассматриваемого вида туризма. На сегодняшний день около 80% рынка делового туризма приходится именно на Москву и Санкт-Петербург, соответственно, участники рынка делового туризма – туристские фирмы и их клиенты − сосредотачивают свое внимание в основном в наших двух столицах. Выгоды от организации и проведения крупных деловых мероприятий очевидны для гостиниц, транспортных компаний и для государства в целом.[8]
Тенденция роста делового туризма является очевидной. По мнению зарубежных экспертов к 2020 году количество международных деловых поездок возрастет в три раза − с 564 миллионов до 1,6 миллиардов, при этом оборот сектора делового туризма увеличится в пять раз − с 400 миллиардов до 2 триллионов долларов США. По информации американской организации «Круглый стол делового туризма» увеличение оборота в данной сфере на один миллиард долларов США приведет к созданию ста тысяч рабочих мест. Таким образом, индустрия делового туризма зародилась на Западе, став одним из перспективных сектором экономики. Среди особенностей состояния и развития российского делового туризма можно выделить проблему неразвитости рынка внутреннего и въездного делового туризма и специализированных услуг в данном области, что усложняет взаимодействие с государственными и международными структурами, поэтому деловой туризм, как одна из ведущих отраслей экономики России, должен быть направлен на расширение сферы деловых контактов и развитие экономического потенциала России. Быстрыми темпами развивается деловой туризм на европейском и американском континентах за счет огромного количества поездок с бизнес-целями – участием в конгрессах, выставках, ярмарках, съездах, симпозиумах.
ГЛАВА II АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)