Учитывайте индивидуальность и возраст ребенка

Базовых индивидуальных, возрастных и половых различий не так много. Их можно учитывать в воспитании.

К индивидуальным различиям относят:

• темп деятельности ребенка: медленный или быстрый;

• характер утомляемости: быстро делает, быстро устает; быстро делает, долго не устает; медленно делает, быстро устает; медленно делает, долго не устает;

• направленность интересов: на предметы (интроверты) или на людей (экстраверты).

Понять, какими индивидуальными особенностями обладает ребенок, можно просто наблюдая за ним и сравнивая его особенности со своими. Индивидуальные различия часто наследуются, и это наш шанс понять своего ребенка. К индивидуальным различиям лучше приладиться, а не ломать их. Это как с левшами: можно переучивать, травмируя ребенка, а можно обучать с учетом индивидуальной особенности.

Направленность интересов учитывать нужно, но это не повод не расширять их круг. Существует ошибочное мнение, что интроверты интересуются только собой, другие люди им не важны. На самом деле их занимает предметный мир, устройство вещей. Конструирование такому ребенку интереснее, чем ролевая игра или коллективная прогулка. Но даже у самых интровертированных людей есть друзья, знакомые, коллеги. Просто они не находятся в эпицентре их внимания.

Возрастные особенности включают в себя умения, которыми ребенок должен обладать в своем возрасте. Например, к двум годам он должен говорить простыми предложениями, в три – самостоятельно играть, в четыре – играть с другими детьми, в пять – уметь организовать игру, следовать простому сценарию. Пятилетний ребенок должен уметь с первого раза запоминать пять слов, а также запоминать и повторять тексты длиной в четыре-пять предложений.

Из-за того что среда взросления резко изменилась, мы все чаще сталкиваемся с дисинхронией развития. Например, четырехлетний ребенок может ловко орудовать компьютерной мышью, с огромной скоростью проходя уровень за уровнем в игре для десятилеток, но при этом почти не говорить. Очевидно, что новые навыки тормозят развитие тех, которые считались традиционными. Мой совет: никаких экранных технологий до трех лет, когда ребенок начнет осмысленно, а не механически говорить. Иначе мы тренируем его моторные и зрительные навыки за счет смысловых операций, самостоятельного мышления. Лучше ориентироваться как минимум на классические нормы, хотя бы потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка будет проходить в нормированной по традиционному образцу среде.

Помните, что пол ребенка – это не ограничения, а его дополнительные возможности!

В воспитании мы всегда должны ориентироваться на перспективу. А она очевидна: уже сегодня мужские и женские роли смешаны, все больше женщин – за рулем, а мужчин – на кухне.

Половые различия существуют. Но стоит воспринимать их как особенность, преимущество, достоинство и широкие возможности, а не как проклятье и обязательство следовать половым стереотипам.

Половые различия проявятся в характере деятельности, направленности интересов, особенностях одаренности, адаптивности. Учитывать их – это вопрос психологической грамотности воспитателя. Перечислим научно подтвержденные, но не слишком очевидные половые особенности, проявляющиеся в детстве.

• У девочек выше чувствительность – к прикосновениям, шумам, световым раздражителям. Как следствие, они более тревожны и капризны. Они лучше играют и отдыхают в полной тишине.

• Начиная с двух с половиной лет активность мальчиков принимает характер агрессии. Происходит это в том случае, если мальчика ограничивают в движении, просят сидеть на месте или не пускают посмотреть, что происходит в другой комнате.

• Кисть мальчика по сравнению с кистью девочки отстает в развитии на полтора года. Мальчики отстают и в речевой деятельности.

• У мальчиков намного чаще встречается гиперкинетический синдром, они бывают расторможены, невнимательны, плохо спят и едят. Выход – придать этой активности направленность. Мамы мальчиков чаще сталкиваются с такой проблемой, как усталость, поскольку их «женские» потребности в спокойствии и ограниченной активности входят в противоречие с «мужскими» устремлениями их сыновей.

• В ролевых играх мальчиков интересует не процесс игры, не характер отношений между персонажами. Кажется, их задача – захватить все пространство игры, побольше игрушек, территорий. Они также готовы настаивать на своих версиях, проявлять доминантность, перехватывать инициативу, предлагать новые ходы. Мальчики и здесь ведут себя более экспансивно.

• Уже в детском саду обнаруживается, что у мальчиков хуже способность к систематическому обучению. Но зато они поражают своими достижениями в специализированных областях, то есть если уж у мальчика что-то получается, то он превзойдет в этом самую настойчивую девочку.

• Мальчики более равнодушно относятся к общим похвалам («Ты хороший парень!»), но с благодарностью реагируют на похвалы по поводу своих конкретных действий и достижений («Ты это здорово сделал!»). Девочки чувствительны и к количеству комплиментов, и к интонациям, с которыми они произносятся, и к публичности похвал.

Индивидуальные, возрастные и половые различия указывают не на ограничения в развитии детей, а на пока еще существующие ограничения в методиках обучения.

Наши рекомендации