Разработка методических материалов для воспитания гражданина
На уроке истории
Предлагаемая методическая разработка предназначена для оказания помощи учителю в проведении уроков по Второй мировой войне и Великой Отечественной войне с учащимися 11 классов по курсам «История Отечества XX века» и «Новейшая история». Методическая разработка направлена на личностно-ориентированное образование учащихся старших классов.
Цель методической разработки - представить сложный материал по Второй мировой войне и Великой Отечественной войне в простой и доступной форме для восприятия и усвоения учащимися.
Материал каждого параграфа представлен в тексто-графической форме в виде логически завершенных, дозированных количественно (без избыточности), функционально связанных, наиболее существенных исторических событий, составляющих его содержание, с обеспечением достижения целей уроков.
В основу представления материала положена его визуализация, т.е. наглядное представление для зрительного восприятия с устным объяснением, что обеспечивает активизацию наиболее эффективных форм памяти и развитие интеллекта.
Методика преподавания материала на уроке включает следующее:
· на уроке осуществляется многократное объяснение материала c его тексто-графическим изображением на экране, с показом на карте и рассказом о функциональных и логических взаимосвязях его наиболее важных элементов, их анализом и синтезом;
· по ходу объяснения учащиеся переносят тексто-графическое изображение материала в свои тетради, которые они используют при самостоятельной подготовке домашнего задания;
· для активизации личностно-ориентированного образования учащихся на уроке и дома осуществляется практическая работа в виде составления схем, планов – проспектов, тезисов, конспектов, а также докладов и сообщений на тему «Моя семья в Великой Отечественной войне»;
· на уроках проводятся дискуссии, сопоставление различных точек зрения с аргументацией и обоснованием своих позиций;
· широко практикуется просмотр видеоматериалов по Второй мировой войне и Великой Отечественной войне.
Таким образом, обеспечивается высокая активность учащихся на уроках и достигаются цели уроков.
Особое место занимает внеклассная работа, которая углубляет знания учащихся о Великой Отечественной войне и включает:
· посещение музеев (музей Истории Великой Отечественной войны на Поклонной горе; в Кубинке - Военно–исторический музей бронетанкового вооружения и техники; в Монино - музей Военно-Воздушных сил);
· посещение мест боевой славы (Волоколамск – место подвига 28 панфиловцев, место гибели Зои Космодемьянской, памятник погибшим советским воинам в г. Истра и др.).
Посещение музеев и мест боевой славы подключает эмоциональное восприятие учащимися исторических событий, подвигов защитников Отечества прошлых поколений, на конкретных исторических примерах воспитывает патриотизм и любовь к Родине.
Данная методическая разработка в основном предназначена для проведения занятий в 11 классах на уроках истории России и Всеобщей истории при изучении Второй мировой войны 1939–1945 гг. и Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг. Однако ее основные элементы можно также использовать и при проведении занятий в 9 классе при изучении данных тем.
Поурочное планирование
Урок 1. Начало Второй мировой войны (сентябрь 1939г. - 22 июня 1941г.).
Урок 2. Начало Великой Отечественной войны и развертывание боевых действий на тихом океане (июнь 1941г. - осень 1942г.).
Урок 3. Коренной перелом в войне (конец 1942г- 1943г.).
Урок 4. Завершающий этап войны (1944г. - 2 сентября 1945г.).
Урок 5. Причины и цена Победы. Итоги войны (индивидуальные сообщения).
Цели уроков:
· сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, ее участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом;
· воспитание патриотизма и любви к Родине;
· развитие интеллекта учащихся.
Основные понятия: блицкриг, стратегические планы, коалиция, коренной перелом, милитаризация, капитуляция.
Используемые технические средства обучения и другое оборудование уроков
Технические средства: ПК с операционной системой Windows XP с материалами, набранными в Microsoft Office Word 2002, проектор, телевизор для демонстрации выдержек из видеофильмов.
Карта «Великой Отечественной войны».
Карта «Второй мировой войны».
Специальные условия применения и требования организационного, технического и технологического характера
К специальным требованиям организационного, технического и технологического характера относятся:
· проектор с возможностью сопряжения с ПК, а также возможностью работы в режиме презентации;
· телевизор с большим экраном и с DVD плеером или видеомагнитофоном с заготовленными выдержками из видеофильмов.
Заключение
История – это проявление души народа, его золотой запас. История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Если мы обратим свой взор к истории государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Поэтому изучение исторического прошлого нашей страны способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения. Каждый урок истории России – это урок любви к своей Родине, урок патриотизма.
Проблема патриотического воспитания актуальна для нашей страны. Только истинные патриоты современной России смогут обеспечить прогрессивное развитие нашего государства. Чем выше духовность, преданность своей стране и своему народу, тем выше человеческий потенциал, обеспечивающий экономический рост Российского государства. Именно духовный потенциал, российские ценности способны стать на современном этапе фактором формирования гражданского общества, развития гражданственности и патриотизма россиян.
В начале третьего тысячелетия в истории России наступила новая эпоха – эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека. И возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него патриотизма, духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной российской ментальности.
Присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общеисторическая память укрепляют единство России. И сегодня в нашем обществе растёт интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, начало нового духовного подъёма.
Каждый урок истории — это возможность воспитать достойного гражданина страны, в этом помогут анализ и обсуждение различных жизненных ситуаций, выбор гуманной, честной, достойной линии человеческого поведения, обсуждение проблем семейной жизни: семейного уюта, теплоты, уважения и доверия в семье, проблем взаимоотношений в коллективе, правил достойного поведения.
Таким образом, патриотическое воспитание в процессе преподавания истории является его неотъемлемой частью, оно должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним. Важно помнить, что каждый урок дает учителю возможность внести посильный вклад в воспитание молодого поколения, ведь за плечами всех самых известных государственных лидеров, самых бесстрашных героев стоял учитель, прививший эти качества.
Список литературы
1. Азарова А.В. К вопросу об истории развития идеологии патриотизма в России [Электронный ресурс] // Вестник Военного университета. 2010. № 6(23). С. 21–25. – http://cyberleninka.ru/article/n/kvoprosu-ob-istorii-razvitiya-ideologii-patriotizma-vrossii#ixzz3NwFTeIgH
2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 4. М.: АН СССР, 1953–1959 (1954).. – с. 213
3. Вырщиков А.Н. Формирование у учащихся общеобразовательных школы готовности к защите Родины: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1991. 21 с.
4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. - М., 1999.
5. Добролюбов Н.А. Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым // Педагогическое наследие: Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. / сост. А.Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1988.
6. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993 [Электронный ресурс] // http:// trc-olhon.ucoz.ru/zamestitelu/karakovskiystatshelovekom.doc.
7. Карамзин Н.М. Избранные сочинения. В 2 т. Т. 2. / сост., подгот. текста и примеч. Г. Макогоненко. М.-Л.: Художественная литература, 1964. – с. 280
8. Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. М.: Современник, 1982. – с. 93
9. Ключникова Е. А., Черняковская Е. А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств детей // Методист. 2004. № 5. С. 57—61.
10. Козлов Э. И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. 2004. № 8. С. 43—51.
11. Кочегаров К. А. Крым в истории России. М. : Русское слово, 2014.
12. Лебедева О.В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников // Воспитание школьников. 2015. № 7. С. 3–11
13. Лихачев Д.С. Раздумья / сост. и общ. ред. Г.А. Дубровский. М.: Детская литература, 1991. – с. 205
14. Лутовинов В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах // Военная мысль. 2000. № 4. С. 38–42.
15. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. / редкол. М.И. Кондаков (гл. ред.) [и др.]. М.: Педагогика, 1983–1986
16. Мудрость воспитания: книга для родителей / сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1989
17. Мурзин А.И. Концептуальные основы российского патриотизма: понятие и сущность [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. 2006. № 6. – http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovyrossiyskogo-patriotizma-ponyatie-i-suschnos
18. Надеева Е.П. Развитие ценностных ориентаций учащихся в процессе исторического образования. Преподавание истории и обществознания в школе, №5, 2005. - C. 47-50.
19. Нестерович И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. 2013. № 6. С. 65–69
20. Парменов А. А. Некоторые аспекты нравственного воспитания школьников // Образование на пороге нового столетия: традиции и современность. Пенза: ИПКиПРО, 2000. Ч. 2. С. 54—62.
21. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. –576 с.
22. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы".
23. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. М. : Владос, 2004.
24. Савченко Е. А. Гражданско-патриотическое воспитание: цели, задачи, сущность / Е. А. Савченко, О. В. Илюшина // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: в 2 ч. – Часть 2. – Москва: МАНПО, 2016. – С. 90–95.
25. Сказание о Мамаевом побоище. Источник: Поле Куликово. Сказание о битве на Дону / сост., подгот. текстов, послеслов. и примеч. Л.А. Дмит риева. М., 1980. С. 110–217
26. Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. - М., 2004.
27. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1975
28. Тихонова Л.М. Духовно-нравственный аспект изучения древнерусской культуры на уроках истории. Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях перехода на новые образовательные стандарты: материалы Всероссийской научно-практической конференции - Самара, 2012. - C. 70-73.
29. Тихонова Л.М. Роль школьного краеведческого музея в патриотическом воспитании школьников. Семья в XXI веке: Международные образовательные Рождественские чтения. Москва – Самара: ГОУ СИПКРО, 2009. - C. 131-138.
30. Филипченко С.Н. Формирование патриотической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2006
31. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. В 2 т. Т. 1.
М.: Госполитиздат, 1950. – с. 256.
30 апреля. Павел, нет титульного листа (а с него надо всегда начинать)! Содержание не поддаётся редактированию, преобразуйте его. Во Ведении и далее я исправила жёлтым. Надо придерживаться единого термина из заголовка – «воспитание гражданина». В конце каждой ссылки надо ставить точку (как в конце предложения). На стр.15 я сделала грамотный образец ссылки, переделайте остальное по этому образцу (если статьи). Каждая глава должна завершаться Выводами. Напишите Новизну и практ. значимость(по образцу в Метод. рекомендациях), а затем – дополните Заключение. Заключение – это отчёт по задачам и новизне. Переоформите Список литературы строго по шаблону! Методическая разработка по истории составлена для школьников Московской области (понятно, что списано Вами откуда-то), но Вы не сделали ссылки, это плагиат. Доработайте! Успехов. Н.С.
[1] Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шия- нов; Под ред. В.А. Сластёнина. – Москва : Издательский центр "Академия", 2002. – с. 90
[2] Азарова А.В. К вопросу об истории развития идеологии патриотизма в России [Электронный ресурс] // Вестник Военного университета. 2010. № 6(23). С. 21–25. – http://cyberleninka.ru/article/n/kvoprosu-ob-istorii-razvitiya-ideologii-patriotizma-vrossii#ixzz3NwFTeIgH
[3] Мурзин А.И. Концептуальные основы российского патриотизма: понятие и сущность [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. 2006. № 6. – http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovyrossiyskogo-patriotizma-ponyatie-i-suschnos
[4] Нестерович И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. 2013. № 6. С. 65–69
[5] Филипченко С.Н. Формирование патриотической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2006
[6] Сказание о Мамаевом побоище. Источник: Поле Куликово. Сказание о битве на Дону / сост., подгот. текстов, послеслов. и примеч. Л.А. Дмит риева. М., 1980. С. 110–217
[7] Нестерович И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. 2013. № 6. С. 65–69.
[8] Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. М.: Современник, 1982. – с. 93.
[9] Карамзин Н.М. Избранные сочинения. В 2 т. Т. 2. / сост., подгот. текста и примеч. Г. Макогоненко. М.-Л.: Художественная литература, 1964. – с. 280
[10] Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 4. М.: АН СССР, 1953–1959 (1954).. – с. 213
[11] Мудрость воспитания: книга для родителей / сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1989
[12] Добролюбов Н.А. Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым // Педагогическое наследие: Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. / сост. А.Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1988. – с. 382
[13] Добролюбов Н.А. Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым // Педагогическое наследие: Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. / сост. А.Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1988. – с. 388
[14] Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1950. – с. 256
[15] Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. / редкол. М.И. Кондаков (гл. ред.) [и др.]. М.: Педагогика, 1983–1986
[16] Филипченко С.Н. Формирование патриотической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2006. – с. 130
[17] Нестерович И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. 2013. № 6. С. 67
[18] Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1975
[19] Филипченко С.Н. Формирование патриотической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2006. – с. 93
[20] Вырщиков А.Н. Формирование у учащихся общеобразовательных школы готовности к защите Родины: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1991. 21 с.
[21] Лутовинов В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах // Военная мысль. 2000. № 4. С. 38–42.
[22] Караковский В.А. Стать человеком. Общечелове ческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993 [Электронный ресурс] // http:// trc-olhon.ucoz.ru/zamestitelu/karakovskiystatshelovekom.doc.
[23] Там же
[24] Лихачев Д.С. Раздумья / сост. и общ. ред. Г.А. Дубровский. М.: Детская литература, 1991. – с. 205
[25] Лебедева, О.В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников // Воспитание школьников. - 2015. - № 7. - С. 3–11.