Красильников Павел. Воспитание гражданина на уроках истории в современной школе
Красильников Павел. Воспитание гражданина на уроках истории в современной школе
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы исследования. 6
1.1. Понятие патриотического воспитания. 6
1.2. Возможности урока истории в воспитании гражданина. 16
Глава 2. Практические аспекты воспитания гражданина на уроке истории в современной школе. 21
2.1. Духовные истоки гражданско-патриотического воспитания на уроках истории 21
2.2. Разработка методических материалов для воспитания гражданина на уроке истории. 24
Заключение. 38
Список использованной литературы.. 40
Введение
Актуальность исследования. Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и учебного заведения, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».
Современная молодежь растет под влиянием средств массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях — это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Государство продолжает определять общественную роль и социальный статус воспитания в образовательных учреждениях, включая ответственность руководящих и педагогических кадров за развитие и воспитание в системе образования России. Государственный заказ на воспитание личности присутствует в базовых законодательных актах Российской Федерации — Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, Программе развития воспитания в системе образования России.
Вместе с тем гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи не может быть делом только государства, государственной системы воспитания. Важный с точки зрения восстановления социального статуса воспитания поворот государства к ценности патриотизма вряд ли принесет ощутимые результаты, если не станет делом самого общества и его гражданских структур, не будет обеспечен успешной самореализацией молодежи, повышением ее социальной мобильности и востребованности.
Уроки истории и обществознания всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России.
Научить патриотизму невозможно, но преподаватель должен и обязан создать все предпосылки для его формирования. На уроках истории и обществознании есть все возможности для реализации данного требования.
Объект исследования - процесс воспитания гражданина в современной школе.
Предмет исследования - сущность, содержание и особенности воспитания гражданина на уроках истории в современной школе.
Цель исследования – изучить особенности воспитания гражданина на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Систематизировать теоретические основы и историю гражданско-патриотического воспитания школьников.
2. Изучить возможности воспитания гражданина на уроках истории в общеобразовательной школе.
Глава 1. Теоретические основы исследования
Глава 2. Практические аспекты воспитания гражданина на уроке истории в современной школе
На уроке истории
Предлагаемая методическая разработка предназначена для оказания помощи учителю в проведении уроков по Второй мировой войне и Великой Отечественной войне с учащимися 11 классов по курсам «История Отечества XX века» и «Новейшая история». Методическая разработка направлена на личностно-ориентированное образование учащихся старших классов.
Цель методической разработки - представить сложный материал по Второй мировой войне и Великой Отечественной войне в простой и доступной форме для восприятия и усвоения учащимися.
Материал каждого параграфа представлен в тексто-графической форме в виде логически завершенных, дозированных количественно (без избыточности), функционально связанных, наиболее существенных исторических событий, составляющих его содержание, с обеспечением достижения целей уроков.
В основу представления материала положена его визуализация, т.е. наглядное представление для зрительного восприятия с устным объяснением, что обеспечивает активизацию наиболее эффективных форм памяти и развитие интеллекта.
Методика преподавания материала на уроке включает следующее:
· на уроке осуществляется многократное объяснение материала c его тексто-графическим изображением на экране, с показом на карте и рассказом о функциональных и логических взаимосвязях его наиболее важных элементов, их анализом и синтезом;
· по ходу объяснения учащиеся переносят тексто-графическое изображение материала в свои тетради, которые они используют при самостоятельной подготовке домашнего задания;
· для активизации личностно-ориентированного образования учащихся на уроке и дома осуществляется практическая работа в виде составления схем, планов – проспектов, тезисов, конспектов, а также докладов и сообщений на тему «Моя семья в Великой Отечественной войне»;
· на уроках проводятся дискуссии, сопоставление различных точек зрения с аргументацией и обоснованием своих позиций;
· широко практикуется просмотр видеоматериалов по Второй мировой войне и Великой Отечественной войне.
Таким образом, обеспечивается высокая активность учащихся на уроках и достигаются цели уроков.
Особое место занимает внеклассная работа, которая углубляет знания учащихся о Великой Отечественной войне и включает:
· посещение музеев (музей Истории Великой Отечественной войны на Поклонной горе; в Кубинке - Военно–исторический музей бронетанкового вооружения и техники; в Монино - музей Военно-Воздушных сил);
· посещение мест боевой славы (Волоколамск – место подвига 28 панфиловцев, место гибели Зои Космодемьянской, памятник погибшим советским воинам в г. Истра и др.).
Посещение музеев и мест боевой славы подключает эмоциональное восприятие учащимися исторических событий, подвигов защитников Отечества прошлых поколений, на конкретных исторических примерах воспитывает патриотизм и любовь к Родине.
Данная методическая разработка в основном предназначена для проведения занятий в 11 классах на уроках истории России и Всеобщей истории при изучении Второй мировой войны 1939–1945 гг. и Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг. Однако ее основные элементы можно также использовать и при проведении занятий в 9 классе при изучении данных тем.
Поурочное планирование
Урок 1. Начало Второй мировой войны (сентябрь 1939г. - 22 июня 1941г.).
Урок 2. Начало Великой Отечественной войны и развертывание боевых действий на тихом океане (июнь 1941г. - осень 1942г.).
Урок 3. Коренной перелом в войне (конец 1942г- 1943г.).
Урок 4. Завершающий этап войны (1944г. - 2 сентября 1945г.).
Урок 5. Причины и цена Победы. Итоги войны (индивидуальные сообщения).
Цели уроков:
· сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, ее участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом;
· воспитание патриотизма и любви к Родине;
· развитие интеллекта учащихся.
Основные понятия: блицкриг, стратегические планы, коалиция, коренной перелом, милитаризация, капитуляция.
Используемые технические средства обучения и другое оборудование уроков
Технические средства: ПК с операционной системой Windows XP с материалами, набранными в Microsoft Office Word 2002, проектор, телевизор для демонстрации выдержек из видеофильмов.
Карта «Великой Отечественной войны».
Карта «Второй мировой войны».
Специальные условия применения и требования организационного, технического и технологического характера
К специальным требованиям организационного, технического и технологического характера относятся:
· проектор с возможностью сопряжения с ПК, а также возможностью работы в режиме презентации;
· телевизор с большим экраном и с DVD плеером или видеомагнитофоном с заготовленными выдержками из видеофильмов.
Заключение
История – это проявление души народа, его золотой запас. История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Если мы обратим свой взор к истории государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Поэтому изучение исторического прошлого нашей страны способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения. Каждый урок истории России – это урок любви к своей Родине, урок патриотизма.
Проблема патриотического воспитания актуальна для нашей страны. Только истинные патриоты современной России смогут обеспечить прогрессивное развитие нашего государства. Чем выше духовность, преданность своей стране и своему народу, тем выше человеческий потенциал, обеспечивающий экономический рост Российского государства. Именно духовный потенциал, российские ценности способны стать на современном этапе фактором формирования гражданского общества, развития гражданственности и патриотизма россиян.
В начале третьего тысячелетия в истории России наступила новая эпоха – эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека. И возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него патриотизма, духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной российской ментальности.
Присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общеисторическая память укрепляют единство России. И сегодня в нашем обществе растёт интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, начало нового духовного подъёма.
Каждый урок истории — это возможность воспитать достойного гражданина страны, в этом помогут анализ и обсуждение различных жизненных ситуаций, выбор гуманной, честной, достойной линии человеческого поведения, обсуждение проблем семейной жизни: семейного уюта, теплоты, уважения и доверия в семье, проблем взаимоотношений в коллективе, правил достойного поведения.
Таким образом, патриотическое воспитание в процессе преподавания истории является его неотъемлемой частью, оно должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним. Важно помнить, что каждый урок дает учителю возможность внести посильный вклад в воспитание молодого поколения, ведь за плечами всех самых известных государственных лидеров, самых бесстрашных героев стоял учитель, прививший эти качества.
Список литературы
1. Азарова А.В. К вопросу об истории развития идеологии патриотизма в России [Электронный ресурс] // Вестник Военного университета. 2010. № 6(23). С. 21–25. – http://cyberleninka.ru/article/n/kvoprosu-ob-istorii-razvitiya-ideologii-patriotizma-vrossii#ixzz3NwFTeIgH
2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 4. М.: АН СССР, 1953–1959 (1954).. – с. 213
3. Вырщиков А.Н. Формирование у учащихся общеобразовательных школы готовности к защите Родины: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1991. 21 с.
4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. - М., 1999.
5. Добролюбов Н.А. Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым // Педагогическое наследие: Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. / сост. А.Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1988.
6. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993 [Электронный ресурс] // http:// trc-olhon.ucoz.ru/zamestitelu/karakovskiystatshelovekom.doc.
7. Карамзин Н.М. Избранные сочинения. В 2 т. Т. 2. / сост., подгот. текста и примеч. Г. Макогоненко. М.-Л.: Художественная литература, 1964. – с. 280
8. Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. М.: Современник, 1982. – с. 93
9. Ключникова Е. А., Черняковская Е. А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств детей // Методист. 2004. № 5. С. 57—61.
10. Козлов Э. И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. 2004. № 8. С. 43—51.
11. Кочегаров К. А. Крым в истории России. М. : Русское слово, 2014.
12. Лебедева О.В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников // Воспитание школьников. 2015. № 7. С. 3–11
13. Лихачев Д.С. Раздумья / сост. и общ. ред. Г.А. Дубровский. М.: Детская литература, 1991. – с. 205
14. Лутовинов В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах // Военная мысль. 2000. № 4. С. 38–42.
15. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. / редкол. М.И. Кондаков (гл. ред.) [и др.]. М.: Педагогика, 1983–1986
16. Мудрость воспитания: книга для родителей / сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1989
17. Мурзин А.И. Концептуальные основы российского патриотизма: понятие и сущность [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. 2006. № 6. – http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovyrossiyskogo-patriotizma-ponyatie-i-suschnos
18. Надеева Е.П. Развитие ценностных ориентаций учащихся в процессе исторического образования. Преподавание истории и обществознания в школе, №5, 2005. - C. 47-50.
19. Нестерович И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. 2013. № 6. С. 65–69
20. Парменов А. А. Некоторые аспекты нравственного воспитания школьников // Образование на пороге нового столетия: традиции и современность. Пенза: ИПКиПРО, 2000. Ч. 2. С. 54—62.
21. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. –576 с.
22. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы".
23. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. М. : Владос, 2004.
24. Савченко Е. А. Гражданско-патриотическое воспитание: цели, задачи, сущность / Е. А. Савченко, О. В. Илюшина // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: в 2 ч. – Часть 2. – Москва: МАНПО, 2016. – С. 90–95.
25. Сказание о Мамаевом побоище. Источник: Поле Куликово. Сказание о битве на Дону / сост., подгот. текстов, послеслов. и примеч. Л.А. Дмит риева. М., 1980. С. 110–217
26. Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. - М., 2004.
27. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1975
28. Тихонова Л.М. Духовно-нравственный аспект изучения древнерусской культуры на уроках истории. Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях перехода на новые образовательные стандарты: материалы Всероссийской научно-практической конференции - Самара, 2012. - C. 70-73.
29. Тихонова Л.М. Роль школьного краеведческого музея в патриотическом воспитании школьников. Семья в XXI веке: Международные образовательные Рождественские чтения. Москва – Самара: ГОУ СИПКРО, 2009. - C. 131-138.
30. Филипченко С.Н. Формирование патриотической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2006
31. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. В 2 т. Т. 1.
М.: Госполитиздат, 1950. – с. 256.
30 апреля. Павел, нет титульного листа (а с него надо всегда начинать)! Содержание не поддаётся редактированию, преобразуйте его. Во Ведении и далее я исправила жёлтым. Надо придерживаться единого термина из заголовка – «воспитание гражданина». В конце каждой ссылки надо ставить точку (как в конце предложения). На стр.15 я сделала грамотный образец ссылки, переделайте остальное по этому образцу (если статьи). Каждая глава должна завершаться Выводами. Напишите Новизну и практ. значимость(по образцу в Метод. рекомендациях), а затем – дополните Заключение. Заключение – это отчёт по задачам и новизне. Переоформите Список литературы строго по шаблону! Методическая разработка по истории составлена для школьников Московской области (понятно, что списано Вами откуда-то), но Вы не сделали ссылки, это плагиат. Доработайте! Успехов. Н.С.
[1] Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шия- нов; Под ред. В.А. Сластёнина. – Москва : Издательский центр "Академия", 2002. – с. 90
[2] Азарова А.В. К вопросу об истории развития идеологии патриотизма в России [Электронный ресурс] // Вестник Военного университета. 2010. № 6(23). С. 21–25. – http://cyberleninka.ru/article/n/kvoprosu-ob-istorii-razvitiya-ideologii-patriotizma-vrossii#ixzz3NwFTeIgH
[3] Мурзин А.И. Концептуальные основы российского патриотизма: понятие и сущность [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. 2006. № 6. – http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovyrossiyskogo-patriotizma-ponyatie-i-suschnos
[4] Нестерович И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. 2013. № 6. С. 65–69
[5] Филипченко С.Н. Формирование патриотической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2006
[6] Сказание о Мамаевом побоище. Источник: Поле Куликово. Сказание о битве на Дону / сост., подгот. текстов, послеслов. и примеч. Л.А. Дмит риева. М., 1980. С. 110–217
[7] Нестерович И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. 2013. № 6. С. 65–69.
[8] Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. М.: Современник, 1982. – с. 93.
[9] Карамзин Н.М. Избранные сочинения. В 2 т. Т. 2. / сост., подгот. текста и примеч. Г. Макогоненко. М.-Л.: Художественная литература, 1964. – с. 280
[10] Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 4. М.: АН СССР, 1953–1959 (1954).. – с. 213
[11] Мудрость воспитания: книга для родителей / сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1989
[12] Добролюбов Н.А. Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым // Педагогическое наследие: Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. / сост. А.Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1988. – с. 382
[13] Добролюбов Н.А. Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым // Педагогическое наследие: Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. / сост. А.Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1988. – с. 388
[14] Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1950. – с. 256
[15] Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. / редкол. М.И. Кондаков (гл. ред.) [и др.]. М.: Педагогика, 1983–1986
[16] Филипченко С.Н. Формирование патриотической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2006. – с. 130
[17] Нестерович И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. 2013. № 6. С. 67
[18] Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1975
[19] Филипченко С.Н. Формирование патриотической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2006. – с. 93
[20] Вырщиков А.Н. Формирование у учащихся общеобразовательных школы готовности к защите Родины: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1991. 21 с.
[21] Лутовинов В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах // Военная мысль. 2000. № 4. С. 38–42.
[22] Караковский В.А. Стать человеком. Общечелове ческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993 [Электронный ресурс] // http:// trc-olhon.ucoz.ru/zamestitelu/karakovskiystatshelovekom.doc.
[23] Там же
[24] Лихачев Д.С. Раздумья / сост. и общ. ред. Г.А. Дубровский. М.: Детская литература, 1991. – с. 205
[25] Лебедева, О.В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников // Воспитание школьников. - 2015. - № 7. - С. 3–11.
Красильников Павел. Воспитание гражданина на уроках истории в современной школе
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы исследования. 6
1.1. Понятие патриотического воспитания. 6
1.2. Возможности урока истории в воспитании гражданина. 16
Глава 2. Практические аспекты воспитания гражданина на уроке истории в современной школе. 21
2.1. Духовные истоки гражданско-патриотического воспитания на уроках истории 21
2.2. Разработка методических материалов для воспитания гражданина на уроке истории. 24
Заключение. 38
Список использованной литературы.. 40
Введение
Актуальность исследования. Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и учебного заведения, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».
Современная молодежь растет под влиянием средств массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях — это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Государство продолжает определять общественную роль и социальный статус воспитания в образовательных учреждениях, включая ответственность руководящих и педагогических кадров за развитие и воспитание в системе образования России. Государственный заказ на воспитание личности присутствует в базовых законодательных актах Российской Федерации — Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, Программе развития воспитания в системе образования России.
Вместе с тем гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи не может быть делом только государства, государственной системы воспитания. Важный с точки зрения восстановления социального статуса воспитания поворот государства к ценности патриотизма вряд ли принесет ощутимые результаты, если не станет делом самого общества и его гражданских структур, не будет обеспечен успешной самореализацией молодежи, повышением ее социальной мобильности и востребованности.
Уроки истории и обществознания всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России.
Научить патриотизму невозможно, но преподаватель должен и обязан создать все предпосылки для его формирования. На уроках истории и обществознании есть все возможности для реализации данного требования.
Объект исследования - процесс воспитания гражданина в современной школе.
Предмет исследования - сущность, содержание и особенности воспитания гражданина на уроках истории в современной школе.
Цель исследования – изучить особенности воспитания гражданина на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Систематизировать теоретические основы и историю гражданско-патриотического воспитания школьников.
2. Изучить возможности воспитания гражданина на уроках истории в общеобразовательной школе.