Понятие патриотического воспитания

Стратегические ориентиры воспитания отражены в Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании». Воспитание – это целенаправленная деятельность, ориентированная на создание эффективных условий для формирования духовно-нравственной, гражданско-патриотической культуры, социально активной личности, нацеленной на совершенствование и преобразование современного общества [???].

Создание целостной воспитательной системы, отвечающей современным требованиям, является одним из важнейших составляющих элементов образовательного процесса. В. А. Сластёнин охарактеризовал воспитание как результат воздействия многочисленных факторов, формирующих и развивающих личность человека стихийными действиями или согласно определенным целям данного процесса. Воспитуемый в образовательном процессе не мыслится как пассивное существо, а выступает как субъект формирования и развития своей собственной культуры[1].

Гражданско-патриотическое воспитание, является актуальным и обусловленным в современном образовательном процессе. В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» , Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. №1493 приоритетным направлением является духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое формирование личности с опорой на культурно-историческое наследие города, района, страны.

В связи с этим основной целью в воспитательном процессе школы является воспитание духовно-нравственного, активного, ответственного гражданина-патриота.

Для достижения данной цели необходимо конкретизировать приоритетные задачи, направленные на достижения общенационального воспитательного идеала:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, направленные на уважительного отношения к правам, свободам, обязанностям человека; формирование общечеловеческих ценностей, таких как: любовь к Родине, уважительное отношение к своей истории, долг перед Отечеством и семьей, ответственность и др.

2. Воспитание духовно-нравственных качеств: милосердия, почитания родителей, целомудрия и др.

3. Воспитание ценностного отношения к культурно-историческому наследию страны. Формирование понимания ценности родной земли, культуры, истории и др.

Исследование проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения имеет давнюю традицию в истории отечественной педагогической мысли.

Накоплен теоретический и эмпирический материал, необходимый для уяснения сущности и содержания понятия «патриотизм», способах его воспитания у подрастающего поколения. Решению проблемы формирования гражданина способствует изучение генезиса научных представлений о патриотизме в истории отечественной педагогической мысли.

Российские ученые и педагоги такие, как А.В. Азарова[2], А.И. Мурзин[3], И.Л. Нестерович[4], С.Н. Филипченко[5] и другие, прослеживают генезис развития патриотизма как общественного явления, который берет начало «от любви и уважения к семье, к месту рождения и жительства, общине, соотечественникам и, продолжая развиваться, доходит до государственного патриотизма – любви к государству».

Ученые отмечают, что представления о патриотизме, складывающие в сознании людей, берут начало в устном народном творчестве, в былинах, преданиях Древней Руси. В былинах об Илье Муромце и других богатырях, в «Повести временных лет», «Слове о полку Игореве» и других памятниках древнерусской литературы воспевались чувства любви к Родине, ответственность народа за судьбу родной земли, борьба за ее свободу.

Среди древнерусских источников XI–XIV веков ученые выделяют такие, как: «Слово о Законе и Благодати» митрополита 11 века Илариона, «Поучения Владимира Мономаха», «Задонщину», «Сказание о Мамаевом побоище»[6], где содержатся идеи о необходимости защиты родной земли, воспеты патриотические чувства, отвага, храбрость народа.

В XVII–XVIII веках, в период оформления государственного аппарата, патриотизм, как общественное явление, «перетекает от понятия любви и уважения к семье, общине, племени в понятие любви к родине как государству, его защиты и сохранения предшествующих ценностей, в котором доминировала составляющая защиты от внешнего врага»[7].

М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» сформулировал задачи воспитания сознательных людей, общественных деятелей, способных отстаивать интересы государства и, как утверждает Н.А. Абрамова, рассматривал природу человека иерархически, называя чувственную, эгоистическую – «нижней», а духовную, патриотическую – «высшей».

Вопросами воспитания патриотических и гражданских чувств занимались многие общественные деятели XVIII–XIX вв.: А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский и другие.

А.Н. Радищев придавал большое значение в воспитании «истинного сына Отечества» процессу овладения знаниями, умственному развитию. Он считал, что у человека-патриота, должно быть, прежде всего, «почитание своей совести». Патриот «не страшится трудностей, преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, не страшится пожертвовать жизнью, если же она нужна для Отечества…» [???].

Н.М. Карамзин писал о гуманистической сущности патриотизма. Личное счастье человека, по мнению мыслителя, соединено с его обязанностями, собственное благо взаимосвязано с благом Отечества: «…мы должны любить пользу Отечества, ибо с нею связана наша собственная, его просвещение окружает нас самих многими удовольствиями в жизни, что его тишина и добродетели служат щитом семейственных наслаждений, что слава его есть наша слава…»[8]. Историк в статье «О любви к отечеству и народной гордости» выделил три вида любви к Отечеству: физическую, нравственную, политическую.

Физическая любовь означает, по Н.М. Карамзину, привязанность человека к месту его рождения и жизни. Нравственная любовь основана на симпатии к окружающим людям и обществу. Политическая любовь человека основана на патриотическом чувстве, требует рассуждения и осознания[9].

Анализ идей В.Г. Белинского показывает, что патриотизм – это, в первую очередь, активная, действенная любовь к своему Отечеству, проявляющаяся не в любовании Отечеством, а в его усовершенствовании, развитии. В письме к Н.В. Гоголю В.Г. Белинский писал, что для развития России нужно «пробуждение в народе чувства человеческого достоинства»[10]. Чувства достоинства, стремление к активным действиям надо воспитывать, возбуждать. Согласно В.Г. Белинскому, воспитание – это «великое дело», благодаря которому решается участь человека, «молодые поколения суть гости настоящего времени и хозяева будущего, орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность»[11].

Заслуживает внимания идея Н.А. Добролюбова о том, что становление чувства патриотизма у человека происходит постепенно, по мере его взросления и развития. Патриотизм в первом проявлении есть «пристрастие к родным полям, местам, где живет человек». Затем патриотизм включает исторические и гражданственные понятия: «Продолжая развиваться, человек различает хорошие и дурные стороны в предмете, в результате чего происходит отрешение от предрассудков местности и увлечение только тем, что составляет общие государственные и народные черты». Взгляды идей Н.А. Добролюбова совпадают со взглядами Н.М. Карамзина. У Н.М. Карамзина пристрастие к месту рождения, «любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях» присутствуют у человека одновременно, а не являются этапами развития патриотизма как у Н.А. Добролюбова. Мыслитель утверждал, что патриотизм в общем виде «есть одно из проявлений любви человека к человечеству»[12], что сближает его мысли с идеями В.Г. Белинского о связи патриотизма с человечностью. И Н.А. Добролюбов, и В.Г. Белинский рассматривали патриотизм как деятельность, направленная на благо Отечества. Отметим, что Н.А. Добролюбов предостерегал от «псевдопатриотизма», который подразумевается как «человеконенавидение» и выражается «бестолковой воинственностью, желанием резать и бить неприятелей во славу Отечества, между тем, как воинственный мальчишка и не понимает еще, что такое Отечество и кто его неприятели»[13].

Развивая идеи предшественников о воспитании патриотизма, Н.Г. Чернышевский обосновывал мысль о том, что деятельность на благо Отечества есть критерий социальной зрелости человека: «Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство силою его патриотизма»[14]. Н.Г. Чернышевский придавал большое значение воспитанию чувства национальной гордости гражданина.

К.Д. Ушинский разработал идеи нравственного воспитания человека-патриота. Воспитывать молодое поколение в духе народности – это значит воспитывать у молодежи чувство любви к Родине, готовность отдать свои силы на служение всему народу. Интересной является мысль К.Д. Ушинского о том, что патриотизм проявляется не только в борьбе с врагами отчизны, но и в способности самостоятельно высказывать свое мнение.

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках[15]. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и, как пишет Н.А. Абрамова, опираясь на мысль А.С. Макаренко, «длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». Главным мерилом патриотических убеждений советский педагог считал личный и совместный труд, вклад каждого в общий труд. Советская школа должна воспитывать коллективистов, квалифицированных работников. Он отмечал, что патриотическое поведение – это не просто добросовестное выполнение обязанностей, а непоколебимое стремление человека к выполнению важного дела для Родины, сознательно борющегося за укрепление могущества Родины.

А.В. Луначарский говорил о воспитании коллективизма, подчинении личных интересов общественным. В работе «Воспитательные задачи советской школы» он отмечал: «Мы хотим воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами» ?.

Осмысление идей советских педагогов эпохи социалистического строительства, индустриализации, коллективизации приводит к тому, что патриотизм, наряду с классовым (крестьянско-пролетарским) подходом, характеризовался системой патриотического воспитания юношества на основе идеологических ценностей марксизма-ленинизма: общие, коллективные интересы ставились выше личных, ценился труд во имя светлого будущего, строительства коммунизма. Над формированием патриотизма работала вся идеологическая машина государства. В условиях советской общественной системы, как подчеркивает С.Н. Филипченко, патриотизм выступал в качестве «важнейшей педагогической основы, главным направлением воспитания подрастающего поколения»[16].

Патриотизм в советской педагогической науке понимался как чувство любви советского человека к социалистической Родине и Коммунистической партии, как преданность социализму и коммунизму, пролетарскому интернационализму. Проблема воспитания патриотизма подрастающего поколения в СССР была тесно связана с военно-патриотическим воспитанием, а также воспитанием чувства пролетарского интернационализма.

Во время Великой Отечественной войны советский народ проявил патриотизм в истинном смысле этого слова. Народ сплотила совместная борьба за свободу, жизнь, защиту семьи и Родины от фашистских захватчиков. Патриотизм, мужество и героизм соотечественников стали источниками Великой Победы.

И.Л. Нестерович считает, что «кризис патриотизма, составной части мировоззрения и идеологии», наметился с шестидесятых годов ХХ века и главной причиной, по мнению автора, было то, что «из понятия патриотизма была выхолощена главная основа, стрежень патриотизма – духовность»[17].

Следует отметить, что в теорию патриотического воспитания в советский период большой вклад внёс В.А. Сухомлинский. В его произведениях «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива», рассмотрена система работы учителей по патриотическому воспитанию школьников, которая представляет значимость и сегодня. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству», педагог подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, к патриотической деятельности, причем сама деятельность включает готовность защищать свою социалистическую Родину, трудовой энтузиазм, любовь к свободе, борьбу за мир»[18]. В книге «Родительская педагогика» автор рассуждал о том, что воспитание человека, «хорошего гражданина, труженика» требует «благородной, универсальной» работы, умственного труда, что «творение человека – это высшее напряжение всех духовных сил».

В девяностые годы, в первом десятилетии XXI века, начался «процесс поисков истины», который подвел общество к пониманию, что к сегодняшнему дню не найдена идея – ценность, сплотившая общество, и «вокруг которой началось бы формирование соответствующей идеологии. В душах молодежи идеологическая пустота и метания… Юность мечется по стране в поисках духовной определенности, и каждый находит своего кумира» [???].

Интерес для данного исследования представляет идея С.Н. Филипченко о необходимости «корреляции государственной идеи в контексте общечеловеческих и национальных ценностей, предполагающих создание такой системы образования, которая обращена в будущее»[19].

В девяностые годы были осуществлены исследования А.Н. Вырщикова[20], В.И. Лутовинова[21] и других ученых, которые рассматривали патриотизм не только как конкретно-историческое, но и общественное явление.

Для нашего исследования важны и актуальны идеи В.А. Караковского, способствующие выходу из «идеологической пустоты и метаний», показывающие современному педагогическому сообществу конкретные пути и способы патриотического воспитания молодого поколения. На вопрос «что же делать?», автор приводит рассуждения, которые заслуживают нашего внимания: «Прежде всего, надо отказаться от прокурорского разбирательства прошлого. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте предков обретать мудрость и не повторять их грубых ошибок. Другого Отечества и другой истории у нас не будет… Надо хотя бы в школе прекратить нытье и истерию – это еще никому не помогало, а дешевый эффект обличителя уже перестает поражать воображение. Сегодня нужен спокойный, глубокий совместный поиск истины, который ведут вместе взрослые и дети…»[22]. Учитывая положение В.А. Караковского о том, что общая культура – это база для развития культуры политической, считаем, что она является и основой для формирования патриотической культуры. Ученый придавал большое значение воспитанию культуры у школьников с помощью игровых технологий, т.к. воспитание игрой наиболее точно соответствует природе ребенка. «Только не надо играть в мафию, в рэкет и т.д., – предупреждает В.А. Караковский, – речь идет именно о народных играх… Богатейший воспитательный материал дает изучение сказок, легенд, песен детей разных народов, знакомство с детскими праздниками. Самый любимый из них, конечно, Рождество или Новый год. Пусть дети узнают, как его встречают в разных странах, и они окунутся в море добра и света, волшебной сказки и идеальных отношений. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями»[23].

Актуальным для нашего исследования является утверждение Б.Т. Лихачева, сказанное на рубеже XX–XXI веков о том, что «будущее России, ее положение внутри страны и в мире» будет зависеть не от политиков, дипломатов, а от того, насколько успешно удастся разработать «шкалу воспитательных ценностей, программу воспитания и реализовать их в формировании личности российского ребенка, потенциального сознательного гражданина и созидателя новой России». Ученый рассуждает о патриотизме как о творческом начале, которое может вдохновить всю жизнь человека: «Патриотизм – это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества»[24].

Однако, анализируя научные труды разных авторов, следует отметить о существовании противоречий в воспитании патриотизма школьников. Так, О.В. Лебедева говорит о противоречиях между государственным заказом и реальным положением личности, между инстинктивным и сознательным характером патриотизма (сущность инстинктивного характера патриотизма выражена в словах: «люблю я Родину – за что, не знаю сам»), между интимным характером патриотических чувств и императивными и назидательными средствами воспитания, между пассивным и активным характером патриотизма, о наличии полярности эмоций (гуманное чувство любви к Родине и ненависть к ее недостаткам). Автор подчеркивает, что, если государство не является «заботливой матерью своих детей», не создает условия для их творческой самореализации, то «нерешенные проблемы (сокращение рабочих мест, низкий прожиточный минимум) порождают у подрастающего поколения разочарование и неуверенность в своем будущем, вынуждают искать нишу для самореализации в других странах»[25].

Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма как основы формирования патриотической культуры школьников показывает, что данное направление деятельности государства, общества, школьного образования своими корнями уходит в историю российского государства.

Наши рекомендации