Этапы профессионального пути
Согласно Роберту Хейвингхерсту (Havinghurst, 1964), профессиональный цикл начинается в среднем детстве. Он разделил его на несколько стадий, взяв за основу то, как люди включены в трудовую деятельность на различных этапах своей жизни, с акцентом на приобретении установок и профессиональных навыков. Хей-вингхерст выделял следующие стадии.
1. Идентификация с работником (от 5 до 10 лет).Дети идентифицируются со своими работающими отцами и матерями; мысль о том, что в будущем у них тоже будет своя работа, становится частью их Я-концепции.
2. Приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия (от 10 до 15 лет).Школьники научаются организовывать свое время и усилия для выполнения различных задач, например домашних заданий или работы по дому. Они также начинают в определенных обстоятельствах соблюдать приоритет работы перед игрой.
3. Приобретение некоей профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет).Человек выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать. Он приобретает определенный трудовой опыт, который помогает ему сделать выбор и начать карьеру.
4. Становление профессионала (от 25 до 40 лет).Взрослые совершенствуют свое профессиональное мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и начинают продвигаться вверх по служебной лестнице.
5. Работа на благо общества (от 40 до 70 лет).Работники достигают пика своей профессиональной карьеры. Они начинают задумываться о той гражданской и социальной ответственности, с которой сопряжен их труд и которую они несут за все другие виды своей деятельности, и находить время для выполнения своих обязательств перед обществом.
6. Размышления о продуктивной и ответственной жизни (после 70 лет).Выйдя в отставку или на пенсию, люди окидывают взглядом пройденный путь и (хочется надеяться, что) с удовлетворением вспоминают о своих профессиональных достижениях, (см. также главу 18, стадия целостности эго против отчаяния по Эриксону).
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 627
Хотя модель Хейвингхерста является полезной, она не всегда применима к условиям современного быстро изменяющегося высокотехнологичного общества. В настоящее время не все проходят через одну-единственную устремленную вперед последовательность стадий, через один возможный профессиональный цикл. Часто молодые люди неоднократно меняют работу, прежде чем свяжут себя окончательным профессиональным выбором; многие взрослые несколько раз совершают важнейшие перемены места работы или профессии. Подобные события могут быть вызваны внешними обстоятельствами, например когда происходит увольнение сотрудников в результате сокращения численности персонала или когда работа перестает устраивать человека. Кроме того, работник может решиться на эти перемены в результате переоценки своей карьеры, например когда достигает некоего «потолка» и не может дальше расти в рамках данной организации или, возможно, в результате «профессионального выгорания», когда он чувствует, что он просто вынужден найти себе другое занятие.
Выбор профессии и профессиональная подготовка
Почему один человек становится бухгалтером, другой — полицейским, третий врачом, а четвертый — слесарем или электриком? На выбор профессии влияет множество факторов, в числе которых социально-экономический статус, этническая принадлежность, интеллект, специальные способности, пол, а также профессия родителей. Здесь мы подробнее остановимся на влиянии пола и этнической принадлежности, родительских установок, Я-концепции, личностных особенностей человека и практических взглядов.
Пол и этническая принадлежность.Как видно из табл. 14.2, люди, считающие себя афроамериканцами, а также женщины всех этнических принадлежностей в большей мере представлены в непрестижных, низкооплачиваемых сферах деятельности и недостаточно в профессиях с более высокой оплатой труда (см. также Walsh, 1997). Исследователи объясняют сложившееся положение по-разному. Согласно одному объяснению, индивиды, будучи молодыми, сами принимают решения, которые в итоге определяют их род занятий. Например, афроамерикан-ские юноши чаще не могут закончить среднюю школу, чем их белые сверстники.
Избранная карьера часто становится определяющей
чертой Я-концепции
628 Часть IV. Взрослость
Таблица 14.2 Количество женщин всех этнических принадлежностей и людей, относящих себя к афроамериканцам или испаноязычным жителям Соединенных Штатов, в различных профессиях. США, 1996 год
Профессия | / \ ---------1 Процентное отношение | ||
Женщины | Афроаме-риканцы | Испано-язычные | |
Суммарный процент работающих1 | 46,2 | 10,7 | 9,2 |
Архитекторы | 16,7 | 2,7 | 4,3 |
Инженеры | 8,5 | 4,2 | 3,8 |
Дипломированные медсестры | 93,3 | 8,6 | 2,6 |
Преподаватели колледжей и университетов | 43,5 | 6,5 | 4,1 |
Воспитатели в яслях и детских садах | 98,1 | 13,6 | 5,8 |
Учителя начальной школы | 83,3 | 9,9 | 4,8 |
Социальные работники | 68,5 | 22,6 | 7,7 |
Секретари | 98,6 | 9,3 | 6,2 |
Операторы множительной, почтовой и иной офисной техники | 63,6 | 13,2 | 13,1 |
Почтовые служащие | 49,3 | 29,8 | 11,1 |
Операторы входящей информации | 84,5 | 17,0 | 10,8 |
Помощники преподавателей | 92,1 | 15,9 | 14,4 |
Домашние уборщики и слуги | 93,6 | 18,5 | 32,4 |
Работники исправительных учреждений | 21,7 | 22,1 | 8,4 |
Ассистенты зубных врачей | 99,1 | 6,2 | 11,2 |
Сиделки и санитары | 88,4 | 33,2 | 8,1 |
Горничные и прислуга | 81,8 | 29,6 | 21,1 |
Вахтеры и уборщики | 34,9 | 21,1 | 19,7 |
Автомеханики | 1,2 | 7,6 | 13,9 |
Операторы прессовальных машин | 76,3 | 22,7 | 38,4 |
Сельскохозяйственные рабочие | 18,8 | 3,4 | 37,3 |
Источник: U. S. Census Bureau,1997. |
Работающие граждане США в возрасте 16 лет и старше, независимо от профессии, пола, расы и страны рождения.
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 629
Это означает, что они не смогут составить конкуренцию в профессиях, требующих высшего образования. Женщины также ограничивают свой выбор, когда ставят под сомнение свои способности в овладении науками, и поэтому избегают деятельности в высокотехнологичных областях, например в инженерии. Иногда они могут выбирать те профессии, которые позволят им уделять больше времени семье. Некоторые женщины могут предпочитать работу с неполным рабочим днем, временно прекращать трудовую деятельность в период, когда им приходится заботиться о маленьких детях. Нередко они останавливают свой выбор на занятии, которому не нужно отдавать много сил и времени, но ограничивающее продвижение по службе и дающее более низкий заработок (Council of economic advisers, 1987; Kalleberg, Rosenfeld, 1990). На выбор карьеры может, кроме того, влиять родительское ролевое моделирование. Установившись однажды, ограниченные и суженные модели профессиональной карьеры могут самосохраняться, передаваясь из поколения в поколение.
Второе объяснение этих структур занятости сводится к факту дискриминации. Афроамериканцев и женщин могут незаметно (или не столь уж незаметно) направлять по одним профессиональным путям и препятствовать их продвижению по другим. Лучшие должности могут доставаться мужчинам, а не женщинам, даже в том случае, если они имеют одинаковую квалификацию (Heilman, 1995). Возможности продвинуться по службе у тех и других могут быть далеко не одинаковыми. Такая дискриминация незаконна, но так как Позитивные действия1 и «квоты» найма попадают под сильное давление, работодателям стало проще дискриминировать людей при найме на работу, при продвижении по службе, прикрываясь при этом «законными» причинами, такими как преувеличение объемов проделанной работы. Таким образом, уровень образования и развития навыков, позволяющий белому мужчине надеяться на высокий оклад, не обязательно принесет столь большой доход афроамериканцам и женщинам (Ferber, Green & Spaith, 1986; Klein, Rones, 1989).
Формальная и неформальная профессиональная подготовка.Перед тем как пополнить собой ряды профессиональных работников, люди приобретают множество новых навыков, ценностей и установок как формальным, так и неформальным образом. Формальная профессиональная подготовка включает в себя структурированное обучение в средней школе, получение специального профессионального образования, учебу в колледже или аспирантуре, а также обучение на рабочем месте. Неформальная профессиональная подготовка принимает более неуловимые формы: это процесс усвоения установок, норм и ролевых ожиданий, необходимых для конкретной работы. Задолго до начала получения нами формальной подготовки мы усваиваем неформальные нормы и ценности, носителями которых являются наши родители, учителя, представители тех или иных профессий и даже теле- и киноактеры. Мы учимся, наблюдая за другими людьми и благодаря нашему повседневному опыту. Неформальная социализация оказывает столь глубокое влияние, что часто обусловливает наш сознательный выбор формальной подготовки к профессиональной карьере.
1 Позитивные действия — политическая программа, направленная на ликвидацию расовой дискриминации. — Примеч. перев.
630 Часть IV. Взрослость
Для многих людей колледж становится важнейшей ступенью профессиональной подготовки, хотя система приобретения образования (особенно высшего) и прохождения другого, необходимого для дальнейшей работы обучения сильно варьирует в различных государствах (табл. 14.3). В ряде отраслей знания, преподаваемых в высших учебных заведениях, особенно в гуманитарных науках, не уделяется должного внимания приобретению навыков, повышающих конкурентоспособность человека на рынке труда. Скорее учебные планы гуманитарных факультетов университетов способствуют развитию основных коммуникативных навыков, позволяют студентам обогатиться различными идеями и развить аналитические способности. Несомненно, что это необходимо для интеллектуальной зрелости. Однако гуманитарная подготовка не связана напрямую с работой на конкретных должностях, за исключением, вероятно, должности учителя, обучающего этим навыкам будущих студентов. Программы обучения в области точных наук, таких как инженерия, медицина, бизнес и образование, нацелены на обеспечение студентов конкретными знаниями и практическими навыками. Эти программы обычно привлекают высокомотивированных, уверенных в себе студентов, уже определивших свои будущие цели.
Таблица 14.3 Приобретение образования и другое необходимое для осуществления профессиональной деятельности обучение в некоторых индустриальных государствах (процентное распределение, лица в возрасте от 25 до 84 лет)
Страна | Уровень образования | ||||
Общее | Только раннее детское, начальное образование | Только среднее образование | Высшее образование, полученное не в университете | Только высшее университетское образование | |
Австралия | |||||
Австрия | 6' | ||||
Бельгия | |||||
Великобритания | |||||
Германия | |||||
Греция | |||||
Дания | |||||
Ирландия | |||||
Испания | |||||
Италия | - | ||||
Канада | |||||
Нидерланды | - | ||||
Новая Зеландия |
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 631
Страна | Уровень образования | ||||||
Общее | Только раннее детское, начальное образование | Только среднее образование | Высшее образование, полученное не в университете | Только высшее университетское образование | |||
Норвегия | |||||||
Португалия | |||||||
США | |||||||
Турция | - | ||||||
Финляндия | |||||||
Франция | |||||||
Швейцария | |||||||
Швеция | |||||||
Образование и специальная профессиональная подготовка, получаемые без отрыва от работы | |||||||
Страна | Годы | Общее количество | Мужчины | Женщины | |||
США | |||||||
Австралия | |||||||
Бельгия | |||||||
Великобритания | |||||||
Германия | |||||||
Греция | |||||||
Дания | |||||||
Ирландия | |||||||
Испания | |||||||
Италия | |||||||
Канада | |||||||
Финляндия | |||||||
Франция | |||||||
Швейцария | |||||||
Швеция | |||||||
Источник: U. S. Census Bureau, 1997. | |||||||
632 Часть IV. Взрослость
Некоторые практические вопросы.В предыдущих разделах частично объясняется, как совершается процесс выбора профессии. Но практические вопросы зачастую оказываются столь же, если не более, важными, как и все влияющие на этот процесс условия. В периоды экономического спада и маозово^ безработицы у людей может не быть выбора и им, возможно, придется выбрать такую профессию, которая, по их мнению, позволит им найти работу и даст средства к существованию. В таких условиях нередки случаи, когда кто-то, мечтавший быть архитектором или музыкантом, становится государственным служащим или медицинским работником, в зависимости от того, какая работа оказалась в наличии. В самых крайних случаях вы можете встретить людей с университетским образованием, перебивающихся поднесением сумок с бакалеей или подстригающих газоны. Необходимость помогать супруге (супругу) или содержать детей может заставлять людей искать работу в иной сфере деятельности, чем та, в которой они хотели бы работать. Художник, например, может работать в каком-нибудь рекламном агентстве или в компании, специализирующейся на связях с общественностью (иногда просто красить стены домов), не имея достаточно времени для своего собственного творчества.
Выбор многих людей бывает определен иными обязательствами, которые имеются у них перед семьей. Некоторых детей готовят к тому, что они должны посвятить себя семейному бизнесу или пойти по стопам отца, хотя, возможно, они предпочли бы заняться другим делом. Наконец, многие люди, не строящие определенных планов или отличающиеся разносторонними интересами и способностями, могут просто браться за любую устраивающую их работу и часто менять ее.
Поступление на работу
Сделав, возможно, лишь первые пробные шаги в выборе профессии и приобретя соответствующую подготовку или получив необходимое образование, молодые люди готовы приступить к работе. Переход к работе предполагает период адаптации, трудности которого могут быть не столь велики при наличии помощи хорошего наставника. Профессиональная адаптация предполагает также приверженность интересам своей организации и верность профессии. Однако сначала мы проанализируем, как за последние десятилетия изменились установки по отношению к работе.
Изменение установок по отношению к работе.До начала 70-х годов XX века установки большинства работающих американцев определялись стройной системой ценностей (Yankelovich, 1981). В старой системе ценностей можно выделить несколько компонентов. Считалось, что женщине лучше находиться у семейного очага, если это позволяет материальное положение их мужей, и многие мужчины имели серьезные возражения против того, чтобы их жены работали где-то за пределами дома. В свою очередь, мужчины часто оставались на не удовлетворяющей их работе из экономических соображений. Главными мотивирующими факторами работников являлись деньги, статус и достижение «американской мечты»: много работы, собственный дом и почетный выход на пенсию. Если ты хорошо выполнял свою работу, то общество, в том числе и твоя компания, будет ухаживать за тобой.
Эта система ценностей подверглась за последние десятилетия значительным изменениям. Движение за гражданские права, война во Вьетнаме, развитие не-
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 633
официальных направлений молодежной культуры, движение женщин, Уотергейт и другие социальные феномены поставили старый порядок под удар. Многие молодые взрослые, вступающие в ряды рабочей силы, имеют совершенно иные, нежели раньше, взгляды на работу, считая ее, главным образом, средством достижения некоторых целей. Другим фактором является сокращение штатов организаций и учреждений, начавшееся в конце 80-х годов, ввергнувшее миллионы людей в состояние неопределенности в отношении своего будущего. Люди, работающие в столь разных отраслях, например банкиры и сталевары, поняли, что компании теперь неверны своим наемным служащим. Они осознали, что внезапно могут стать безработными, даже при отсутствии какой бы то ни было оплошности с их стороны. Люди поняли, что они сами несут ответственность за свой карьерный рост и не могут хоть в чем-то зависеть от корпорации, будь то трудовая деятельность в течение многих лет или благополучный выход на пенсию и даже медицинская страховка.
Многие молодые люди, которых обстоятельства заставили оценить по-новому проблему занятости, пытаются найти работу на дому. Эта новая модель трудовых отношений возникла по большей части в результате развития современных технологий. Архитекторы, писатели, программисты и представители многих других специальностей сегодня часто работают в домашних условиях благодаря компьютерам, электронной почте, факсимильным аппаратам, сотовым телефонам и устройствам обеспечения электронных совещаний. Тем не менее кому-то приходится ходить на работу в офис или на фабрику. То, с чем им приходится сталкиваться там, особенно если «они» — молодые взрослые, лишь поступившие на работу, может значимо отличаться от их ожиданий.
Столкновение ожиданий с реальностью.Когда молодые взрослые поступают на работу, они могут испытывать состояние, которое можно описать как «потрясение, вызванное реальностью». В течение подросткового периода и этапа подготовки к будущей работе люди часто имеют высокие ожидания относительно того, каким будет их профессиональный путь, как они будут справляться со своими обязанностями. После окончания обучения и начала работы новички очень быстро узнают о том, что некоторые их ожидания нереалистичны. Их обучение может не вполне соответствовать реальной работе, которую им требуется выполнять. Многие работодатели считают, что новички — это люди, которых еще многому нужно научить. Работа может оказаться не творческой, а механической, окружающие люди бывают нечестными; кроме того, может оказаться, что сойтись с коллегами по работе — большая проблема. Истинные цели работы могут затеряться в лабиринте бюрократических процедур или трансформироваться под воздействием приказов начальников. Реальность может вызвать потрясение, результатом которого становятся фрустрация, напряжение и гнев, переживаемые молодым работником на этапе приспособления к новой ситуации.
Роль наставников.Фаза вхождения постепенно уступает место растущей компетентности и самостоятельности. Напомним, что Левинсон подчеркивал важность роли наставников, помогающих молодым работникам усваивать необходимые ценности и нормы. Новички, опекаемые наставниками, приобретают навыки и уверенность в себе в контексте трудовой деятельности. Вскоре они полностью осваиваются на рабочем месте и могут иногда в чем-то превосходить своих наставников, переставая нуждаться в их помощи. В дальнейшем эти работники при-
634 Часть IV. Взрослость
обретают авторитет у сослуживцев и уже сами могут выполнять функции наставников.
Некоторые авторы отмечают, что наставники играют позитивную роль в становлении молодых работников (например, Corzine, Buntzman, Busch, 1994), особенно в эпоху глобального сокращения численности кадров в организациях. Наставники исполняют роль воспитателя и учителя. Они способствуют продвижению молодых работников вверх по служебной лестнице. Они служат моделями для подражания в социальной сфере и в области профессиональной деятельности. В целом наставники облегчают новичкам переход к статусу самостоятельного зрелого специалиста. Мужчины, занятые административной и научно-преподавательской работой, часто сообщают о том, что у них были наставники. Однако количество высокопрофессиональных наставников достаточно ограниченно. Особенно трудным может быть поиск наставника для управленцев-женщин. Некоторые женщины находят себе наставников-мужчин, других наставляют их мужья, но отношения такого типа могут повлечь за собой определенные сложности, как мы видели ранее (глава 13). Когда профессиональная карьера женщины не позволяет ей уделять необходимое время семье, мужья-наставники часто начинают оказывать меньшую поддержку в работе своим женам (Roberts, Newton, 1987). Пытаясь помочь большему числу женщин добиться высоких руководящих должностей, некоторые исследователи полагают, что одной из наиболее успешных стратегий может стать поддержка формальной внутриорганизационной системы наставничества (Corzine, Buntzman & Busch, 1994).
Упрочение, сохранение и изменение карьеры.Серединой карьеры, развивающейся в соответствии с типичным профессиональным циклом, является время упрочения своего положения в организации. Человек осваивается на работе и сознает реальные возможности своей профессиональной карьеры. Так, Левинсон (Levinson, 1978) исследовал мужчин в возрасте около 40 лет, для которых наступало время упрочения своего положения в обществе, необходимости отказа от привлекательных альтернативных вариантов карьеры и вместе с тем активизации стремления к успеху в работе. В этот период человек старается показать все, на что он способен в избранной им профессии. Он также пытается добиться определенной стабильности не только в работе, но и в остальных сферах своей жизни.
Официальная форма системы наставничества может помочь многим молодым женщинам занять управленческие, руководящие, административные должности
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 635
Для некоторых этот период связан с повышением личной ответственности и своего престижа, отказом от помощи наставника и приобретением полной самостоятельности.
Продвижение вверх по лестнице обычно оказывается не столь легким, как может показаться сначала. Чем выше вы забираетесь, тем меньше остается возможностей роста. Поэтому в возрасте около 40 лет многие работники испытывают разочарование, к которому примешивается определенная доля цинизма. Их первоначальные мечты оказались несбыточными; они не достигли высот, к которым стремились. В исследовании развития событий середины профессиональной карьеры управленцев компании ЛГйгТбыли получены аналогичные данные. Несмотря на то что некоторым из них удалось стать руководителями высшего звена, многие работники по-прежнему оставались на должностях низшего и среднего уровней; они были вынуждены пересмотреть свои цели и притязания. Многие говорили о том, что дальнейшее повышение по службе перестало играть для них существенную роль, а другие стороны жизни — семейные радости и личные интересы — теперь более важны (Bray, Howard, 1983). Однако руководители высшего звена AT&T заявляли, что их удовлетворенность собой и жизнью в решающей степени определяется профессиональной деятельностью.
В целом классическое понятие о профессиональном цикле больше не является преобладающей моделью даже для «белых воротничков» и руководящих работников. Лишь малая часть работников трудится в одной и той же компании на протяжении всей своей профессиональной карьеры. Многие люди меняют места работы в стремлении получать более высокую зарплату, занимать более высокую и ответственную должность или трудиться в более комфортных условиях, оставаясь при этом верными своей профессии. Так называемые «охотники за мозгами» (хэд-хантеры) зарабатывают деньги, изыскивая талантливых и умелых работников, особенно менеджеров и высококвалифицированных профессионалов, пользующихся повышенным спросом, например программистов, для переманивания их в другую компанию. Кроме того, все больше людей меняют свою профессию,
Контрольные вопросы к теме
«Профессиональный цикл»
• Модель профессионального цикла Хейвингхерста очень точно описывает положение в современном мире высоких технологий.
• Малопрестижные рабочие места до сих пор занимаются преимущественно женщинами и афроамериканцами.
• Из всех факторов, влияющих на выбор профессии, наибольшее значение имеют практические аспекты трудовой деятельности. Большинство молодых взрослых испытывают потрясение от столкновения с реальностью, впервые начиная свою трудовую деятельность.
• Поиск наставника одинаково сложен как для работающих молодых мужчин, так и для работающих молодых женщин.
Вопрос для размышления
Какие факторы, по вашему мнению, оказывают наибольшее влияние на выбор профессии? Почему?
636 Часть IV. Взрослость
начиная заниматься новым для себя делом. Некоторые работники оказываются жертвой нестабильной ситуации на рынке труда; они часто или подолгу не могут найти работу, что нередко становится причиной их финансовых, социальных и психологических трудностей.
Работа и пол
Профессиональный цикл женщин часто дискретен. В действительности, наиболее распространенной моделью профессиональной жизни и для мужчин, и для женщин среднего возраста в XXI веке будет, вероятно, система участия в разнообразных проектах, а не сохранение и упрочение одной должности. Хотя некоторые женщины и проходят в своей трудовой жизни через те же этапы, что и мужчины, большинство из них стараются совмещать работу с семейными обязанностями, подходя к своей профессиональной карьере более гибко. Некоторые женщины оставляют работу в тот период, когда им приходится растить маленьких детей, другие трудятся неполный рабочий день, третьи находят способ пополнять семейный бюджет, работая на дому.
В этом разделе мы рассмотрим трудовую деятельность с точки зрения половых различий, уделив особое внимание тому, как женщины совмещают профессиональные и семейные роли. Далее будет представлен анализ различия женского и мужского труда. Мы остановимся на реальном значении работы для женщин, стараясь отойти от существующих на этот счет стереотипов. Наконец, мы обсудим, что значит быть членом семьи, в которой работают оба супруга. Давайте начнем с впечатляющей статистики, отражающей растущий процент женщин среди рабочей силы.
Статистика и ее динамика
Одним из наиболее заметных изменений в картине занятости в США стало значительное увеличение числа работающих женщин в последние десятилетия. В 1950 году почти каждая третья (33%) женщина в возрасте 16 лет и старше работала; к 1998 году эта цифра выросла до 60% — к этому времени работали три женщины из пяти. (U. S. Department of Labor, 2000a). Наибольшее увеличение числа работающих наблюдалось среди белых женщин. Количество темнокожих работающих женщин выросло не столь значительно, поскольку очень многие из них работали всегда в силу экономической необходимости. В настоящий момент постоянно не работают менее 11% замужних американок.
Женщины продолжают укреплять свое положение в разных профессиональных областях. Так, по данным статистики, в 2000 году около 28% врачей, 50% научных медицинских работников, 30% юристов и судей, 53% экономистов и 65% психологов в США — женщины (U. S. Department of Labor). Эти цифры по всем профессиям в 2 или в 3 раза выше, чем это было 25 лет назад. Почти 54% «специалистов-профессионалов», по данным Американского департамента труда (сюда относятся вышеперечисленные профессии и более 30 других), являются женщинами. Однако эти данные охватывают и «традиционно» женские профессии, такие как сиделки, медсестры и школьные учителя, представителями которых являются почти исключительно женщины, как показано в табл. 14.2.
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 637
Тем не менее до сих пор большинство женщин трудятся на низкооплачиваемых «женских» должностях, работая медсестрами, воспитателями, учителями, секретарями и конторскими служащими (Matthews, Rodin, 1989) (см. табл. 14.2). Каждая вторая женщина занимает низкооплачиваемую и неперспективную должность. Кроме того, женщины по-прежнему зарабатывают меньше мужчин, получая около 75 центов на каждый доллар, зарабатываемый мужчиной. Среди людей, имеющих постоянную работу и занятых полный рабочий день, средний заработок белых женщин составляет лишь 74% заработка белых мужчин, а заработок афро-американок составляет лишь 67% от этой суммы (U. S. Census Bureau, 1997).
Изменения трудовых моделей
Во все времена многие женщины работали вне дома, особенно в периоды экономических сложностей. Значительное число женщин работали на фабриках и в конторах во время двух мировых войн, когда мужчины сражались на европейских фронтах. До периода подъема промышленности в начале XIX века мужчины и женщины часто работали вместе, поддерживая семейный бизнес и собственные фермы (а многие поступают так и до сих пор). Лишь к концу XIX века мужчин стали считать «естественными» кормильцами своих семей (Bernard, 1981). Они работали вне дома, а их жены оставались ухаживать за детьми. Однако в 70-х годах XX века эта картина снова изменилась по мере того, как все больше женщин хотели начать свою профессиональную карьеру.
Начиная трудовую жизнь, женщины не обязательно следуют обычной модели мужской карьеры. В настоящее время не создано теорий развития профессиональной карьеры женщин, однако очевидно, что ей присуще большее разнообразие форм. Значительное число женщин выбирают традиционную мужскую модель непрерывной занятости. Другие планируют завести детей, когда добиваются в профессиональной деятельности определенных успехов. Те из них, кто предпочитает в период ранней взрослости посвятить себя одним семейным заботам, иногда начинают работать вне дома только после того, как их младший ребенок поступает в первый класс, или даже позже, когда он становится студентом колледжа. Так, женщина может посвятить 10 лет исключительно воспитанию детей, пока они маленькие, и у нее еще останется 35 лет на то, чтобы начать трудовую деятельность,
Видимо, для женщин, в жизни которых карьера стоит не на первом месте, самооценка и самоуважение сильнее связаны с семьей, чем с полной рабочей
занятостью
638 Часть IV. Взрослость
добиться в ней успеха или реализовать какие-либо иные интересы (Daniels, Weingarten, 1982). Большинство женщин по-прежнему прерывают свою трудовую деятельность, по крайней мере на какое-то время, чтобы заняться воспитанием детей, тогда как мужчины идут на это очень редко (KaMeberg) Rosenfeld, 1990). Возможно, именно эти перерывы в работе способствуют сохранению различий в оплате мужского и женского труда.
Труд. Его значение и смысл
Женщины, как и мужчины, участвуют в трудовой деятельности по многим причинам. Основной причиной является экономическая необходимость. Матери-одиночки часто являются единственными кормильцами в семье. Даже многие супружеские пары не смогли бы прожить без дохода, приносимого в дом женой. Женщины, работающие, например, на заводах и фабриках, вносят в семейный бюджет почти столько же, сколько их мужья (Thompson, Walker, 1989). Подобно мужчинам, многие женщины находят в профессиональной деятельности удовлетворение, видят в ней возможность своей реализации. Они считают свою работу интересным и творческим делом и находят, что могут благодаря этому проявить себя и раскрыть свои способности. Работа приносит им материальную обеспеченность и уверенность в завтрашнем дне, дает им шанс сделать карьеру (Whitbourne, 1986a).
Однако, несмотря на некоторые сходства, между работающими мужчинами и женщинами имеется ряд отличий. Согласно данным нескольких исследований, женщины чаще сообщали о возможности работать с людьми — клиентами, сослуживцами или начальниками как об особо важном аспекте своей работы. Для части женщин межличностные отношения на работе потому особо значимы, что помогают им в определении своей профессиональной Я-концепции (Forrest, Mikolai-tis, 1986).
Не останавливаясь подробно на анализе причин этого, просто отметим, что работающие женщины отличаются от неработающих более крепким психическим и физическим здоровьем (Baruch, Barnett, 1986; A. McBride, 1990; Repetti et al, 1989; Rodin, Ickovics, 1990). Они реже страдают сердечными, язвенными заболеваниями и больше уважают себя. Это особенно характерно для незамужних женщин. Однако работа оказывает благотворное влияние и на замужних женщин, особенно если мужья оказывают им поддержку. Женщины, для которых работа сопряжена в основном с положительными эмоциями, выигрывают от этого еще больше. В этом, возможно, и заключается одна из причин того, почему женщины-специалисты, несмотря на повышенную ответственность и стрессогенность своей работы, испытывают большее удовлетворение, чем те, кто занят неквалифицированным трудом. При наличии потенциального ролевого напряжения, стрессов и семейных проблем просто удивительно, что практически полностью отсутствуют данные, свидетельствующие о вредных последствиях каких-либо видов работ для женщин.
Среди женщин можно выделить две ярко контрастирующие между собой группы: те, кто ориентирован на карьеру, и те, для кого работа — не главное в жизни. Для одних ведение домашнего хозяйства — значимое, приносящее удовлетворение занятие. Для других — обременительная необходимость. В ходе широкого опроса женщин было обнаружено: самоуважение, удовлетворенность жизнью и самовосприятие у ориентированных и не ориентированных на карьеру женщин
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 639
резко отличаются (Pietromonaco, Manis & Markus, 1987). Среди тех, кто охарактеризовал себя как ориентированных на карьеру, работавшие полный рабочий день были вполне довольны собой. Женщины, имеющие неполную занятость, трудящиеся на временной работе или занимающие должности ниже своей квалификации, были не слишком довольны собой, меньше уважали себя и скромнее оценивали свои достоинства. У женщин, не считавших себя ориентированными на карьеру, результаты были противоположными. Их самоуважение и удовлетворенность жизнью не были связаны со временем занятости на работе. Эти женщины согласились с такими утверждениями, как: «Я не могу представить себе полноценной жизни без детей» и «Я бы отказа