Описание подросткового и юношеского возраста
В течение веков в художественной литературе, в том числе в греческих, римских, испанских и китайских источниках, упоминался промежуточный и сравнительно короткий период между детством и взрослостью. В театре, поэзии и прозе отразились горячность и безудержность «юности». Затянувшийся подростковый период как отчетливый и наиболее важный период развития, недавно проявившийся феномен, характерен главным образом для людей из индустриальных обществ. В XVIII, XIX и в начале XX века, когда был огромный спрос на неквалифицированную рабочую силу, большая часть молодежи быстро превращалась во взрослых, вливаясь во взрослую жизнь, как только были способны выполнять такую работу. Затем, после Первой мировой войны, технологическое развитие стран всего мира в совокупности с быстрыми социальными изменениями повлекло за собой необходимость дольше учиться в школе или проходить другую подготовку, таким образом заставляя молодых людей оставаться в значительной степени в финансовой и психологической зависимости от родителей. Индустриализация
Глава 1. Перспективы и методы исследования 29
и предъявляемые ею требования к образованию создали подростковый период таким, каким мы видим его сегодня. Описание подросткового возраста как отдельного периода зависимости, а не самодостаточности давалось Дж. Стэнли Холлом еще в 1904 году. К середине XX столетия теоретики уделяли этому периоду особое внимание (например, см. Clark, 1957; Ericson, 1950, 1963).
Обычно подростки отличаются высокой чувствительностью к окружающему их обществу — к его неписаным правилам, его ценностям, политическим и экономическим конфликтам. Они строят планы относительно своего будущего, и эти ожидания частично зависят от культурного и исторического контекста, в котором они живут. Например, западные подростки, детство которых прошло в период экономической экспансии, когда существует изобилие предложений рабочих мест, семейные доходы высоки, предполагают, что и далее будут жить в подобных условиях. В ожидании того, что их уровень жизни будет по меньшей мере таким же, как у родителей, они могут оказаться неготовыми к принятию более низких стандартов жизни, если произойдет экономический спад (Greene, 1990).
Экономические и культурные условия могут сделать подростковый период жестоко короткой прелюдией к независимости или вызвать затянувшуюся привязанность к семье родителей. Например, картофельный голод в XIX веке в Ирлан-
Рис.1.1. Процентный состав детей младше 15 лет в некоторых нациях
30 Часть I. Начало
Шестой этап жизненного пути человека подростковый и юношеский возраст
дии привел к всеобщему обнищанию и страданию. Молодые люди оставались дома, так как их труд был необходим, чтобы помочь семье выжить, и их движение к обретению взрослой независимости было замедлено. По контрасту Великая депрессия 30-х годов в США возложила на молодых людей неожиданные для них обязанности, — им пришлось взрослеть максимально быстро. Многие молодые люди приняли на себя взрослые проблемы и вышли на рынок труда раньше, чем могло произойти в ином случае.
Итак, социальный и исторический контекст развития является настолько же определяющим для подросткового и юношеского возраста, как и индивидуальные различия (Jessor, 1993). Так же как и дети, подростки достигают совершеннолетия в конкретной «нише развития» (глава 3), которая влияет на каждый аспект их жизни, начиная от увлечений и стиля и до экономических и образовательных возможностей, досуга, здоровья и питания. Ниша развития определяет, каким быть подростковому возрасту.
Описание взрослости
В индустриальных странах период взрослости человека занимает приблизительно три четверти жизненного пути. И опять же, достаточно произвольно и с обычными оговорками о различиях между культурами, а также в рамках одной культуры мы можем выделить три возрастных периода: ранняя взрослость (20-40 лет), средняя взрослость (40-60 лет) и поздняя взрослость (60-65 лет и старше). Однако подобная периодизация не всегда отражает то, как индивиды воспринимают свой возраст и свой уровень взрослости. Социоэкономический статус, городские или сельские условия жизни, этническая принадлежность, исторический период, войны, финансовые кризисы и другие жизненные события воздействуют на определения, ожидания и представления взрослости так же, как они воздействуют на детство и подростковый возраст.
Например, взрослые, вынужденные добывать средства к существованию физическим трудом, могут достигать своей лучшей поры к 30 годам и вступать в «пожилой возраст» к 50 годам. В противоположность им в некоторых профессиях людям необходимо для достижения расцвета выработать зрелые аналитические
Глава 1. Перспективы и методы исследования yi
ВРЕЗКА 1.1
Детство, прерванное войной
Обычно война оказывает разрушительное воздействие на все, что она затрагивает, но особенно трагично ее влияние на детей. Многие дети погибают, становятся сиротами, жестоко страдают от голода и болезней в одиночестве или, зачастую, в плохо оборудованных лагерях беженцев. Кроме того, многие дети подвергаются сексуальному насилию. Как отмечал Майкл Уэсселз (Wessels, 1997), цитируя результаты обширных исследований ООН, проводимых под руководством Грасы Машель, в середине 90-х годов XX века в мире жило около 27,4 миллиона беженцев и 30 миллионов перемещенных лиц; половина из них - дети.
Другие дети оказываются вовлеченными в гущу военных сражений. Все больше и больше детей несут солдатскую службу - до такой степени, что их количество уже не имеет прецедентов за прошедшее тысячелетие, отмечают Нил Бузби и Кристин Надсен (Boothby, Knudsen, 2000) в своей статье для доклада Scientific American о меняющемся лике войны. Некоторые из этих детей призываются насильно; другие сами присоединяются к действующим войскам для того, чтобы выжить. Младшие мальчики и девочки используются как «шпионы, носильщики, повара и наложницы» (р. 60) до тех пор, пока они не становятся достаточно взрослыми, чтобы взять в руки оружие и вступить в битву.
Использование детей в роли солдат широко распространено. Согласно Джерри Баут-веллу и Майклу Клеру (Boutwell, Klare, 2000), авторов другой статьи того же доклада, «с 1990 года возникло более ста вооруженных конфликтов, что приблизительно в два раза больше, чем за предыдущие десятилетия. В этих войнах погибло более 5 миллионов человек... и остались десятки миллионов беженцев и сирот» (р. 48). Основываясь на статистических данных Amnesty international, Баугвелл и Клер перечисляют 50 регионов по всему миру, в которых сейчас разворачиваются некие конфликты и более чем в двух третях которых воюют несовершеннолетние солдаты. В некоторых случаях это дети 5 или 6 лет и во многих случаях - дети, еще не вступившие в пубертатный период. В уже упоминавшемся исследовании Машель (Wessels, 1997) сообщалось, что в середине 90-х годов по всему миру насчитывалось около 250 тысяч солдат-детей. Если Бузби и Надсен были точны в своих аналитических подсчетах, сейчас это число еще больше.
Какие психологические изменения происходят с этими детьми? Помимо очевидных эффектов, таких как необходимость жить в условиях деморализации, подавленности и хронического чувства страха и неопределенности во время войны, многочисленные исследователи обнаружили у тех, кто выжил, высокие степени посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) (posttraumatic stress disorder, PTSD). Например, в исследовании палестинских детей, переживших войну, было обнаружено, что почти три четверти из них демонстрируют по меньшей мере умеренные симптомы ПТСР и около одной трети демонстрируют серьезные симптомы.
В классификации болезней американской Ассоциации психиатров DSM-IV (Diagnostic and statistical manual of mental disorders, 4th edition, american psychiatric Association) говорится, что ПТСР характеризуется постоянным переживанием заново ужасов перенесенного события (войны), происходящим сознательно или во сне, а также амнезией или преднамеренными усилиями по избежанию мыслей о травмирующем событии. Кроме того, для ПТСР характерны такие расстройства, как бессонница, раздражительность, трудности с концентрацией внимания и гипертрофированная бдительность (т. е. постоянная настороженность). В ходе изучения влияний войны на детей также обнаружились различные соматические жалобы, социальное отвержение, проблемы со вниманием и тревогой (например,
32 Часть I. Начало
Mollica et al., 1997; Mollica, 2000). Эти симптомы могут появляться сразу после травмирующего события или же месяцы или даже годы спустя (Sack, Him & Dickason, 1999). Кроме того, ПТСР может оставаться устойчивым в течение многих лет (Almqvist, Brandell-Forsberg, 1997) с негативными воздействиями на функционирование, которые могут распространиться и на период взрослости (Ajdukovic, Ajdukovic, 1998). Тем не менее, к счастью, у большинства детей ПТСР затихает с годами (например, см. Thabet, Vostanis, 2000).
ПТСР и другие нарушения - не единственные последствия войны. Возможно, еще более трагично то, что дети могут выходить из нее с ожесточением и ненавистью по отношению к «врагам». Взгляните на следующие наблюдения за албанскими детьми в послевоенном Косово, которое даже сейчас, по сути, является «мультиэтнической» территорией, населенной и албанцами и сербами, хотя многие сербы и покинули ее (Newsweek, 1999):
В отношении уходящих сербов одна семилетняя девочка хвастливо заявила: «Некоторые сматываются сами, а некоторых мы заставили».
Взрослый человек спросил вытащившего из-под футболки игрушечный пистолет девятилетнего мальчика, что он хочет с ним сделать. Мальчик тут же ответил: «Убивать сербов». Пятнадцатилетний подросток торжественно обещает: «Все, что сербы сделали с нами, мы сделаем с ними».
В этой статье также описывается, как даже маленькие албанские дети сбивались в ватаги, чтобы забрасывать камнями и обстреливать из игрушечных ружей пожилых сербов, сопровождая эти действия сербскими ругательствами, которые они выучили у сербских солдат, оккупировавших Косово. Для многих детей из Косово и других регионов земного шара ненависть, порожденная войной, может не утихнуть в течение всей их жизни. По всей вероятности, эта ненависть рано или поздно приведет к новым войнам.
способности и уверенность в себе. Признание и финансовое благополучие могут не приходить к ним, пока им не исполнится 40 или даже 50 лет, и их продуктивность может продолжаться до 70 лет и позже. В других профессиях, связанных с компьютерными и информационными технологиями (dot-corn), успех может прийти быстро, но и быстро пропасть, как только к этой деятельности приступит молодое поколение, обладающее большей гибкостью и скоростью выполнения физических и мыслительных операций (Cole, 1999). Кроме того, периоды или стадии взрослости частично детерминируются социоэкономическим статусом; чем выше социальный класс, к которому принадлежит индивид, с тем большей вероятностью переход от ранних стадий развития к последующим будет замедленным.