Шкала ценностей Милтона Рокича.
Терминальные ценности (желаемые конечные состояния):
§ активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
§ жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
§ здоровье (физическое и психическое);
§ интересная работа;
§ красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
§ любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
§ материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
§ наличие хороших и верных друзей;
§ общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
§ познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
§ продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
§ развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
§ развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
§ свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
§ счастливая семейная жизнь;
§ счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
§ творчество (возможность творческой деятельности);
§ уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Инструментальные компоненты (модели поведения):
§ аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
§ воспитанность (хорошие манеры);
§ высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
§ жизнерадостность (чувство юмора);
§ исполнительность (дисциплинированность);
§ независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
§ непримиримость к недостаткам в себе и других;
§ образованность (широта знаний, высокая общая культура);
§ ответственность (чувство долга, умение держать слово);
§ рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
§ самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
§ смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
§ твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
§ терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
§ широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
§ честность (правдивость, искренность);
§ эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
§ чуткость (заботливость).
Приложение 2.
Анкета для респондентов.
Класс.
Возраст.
Пол.
1) Есть ли у вас главная цель в жизни (или мечта)?
· Да
· Нет
· Не задумывался
2) В чем заключается главная цель жизни (или мечта)?
· Иметь хорошую семью
· Получить хорошее образование
· Устроится на хорошую работу
· Иметь свою квартиру
· Заработать много денег
· Обеспечить будущее детям
· Открыть свой бизнес
· Жить в достатке
· Приобрести дорогие вещи
· Свой вариант________________________________
3) Расставьте в порядке значимости для вас:
Шкала ценностей Милтона Рокича
Терминальные ценности (желаемые конечные состояния) | Инструментальные компоненты (модели поведение) | ||
активная деятельная жизнь | аккуратность (чистоплотность) | ||
жизненная мудрость | эффективность в делах | ||
здоровье | чуткость (заботливость) | ||
интересная работа | воспитанность (хорошие манеры) | ||
красота природы и искусства | твердая воля (умение настоять на своем) | ||
любовь | высокие запросы | ||
материально обеспеченная жизнь | независимость | ||
наличие хороших и верных друзей | смелость в отстаивании своего мнения, взглядов | ||
общественное признание | честность | ||
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) | широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) | ||
продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) | рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) | ||
развитие | ответственность | ||
развлечения | образованность | ||
свобода | непримиримость к недостаткам в себе и других | ||
счастливая семейная жизнь | исполнительность (дисциплинированность) | ||
счастье других | терпимость | ||
творчество | жизнерадостность (чувство юмора) | ||
уверенность в себе | самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) |
Приложение 3.
Есть ли у вас главная цель (или мечта) в жизни?
Ответ | Кол-во ответивших | % ответивших |
Да | 65,5 | |
Нет | 15,5 | |
Не задумывался |
Приложение 4.
В чем заключается главная цель жизни (или мечта)?
(Было позволено выбрать 2 варианта ответа).
Цель жизни (или мечта) | Кол-во ответивших | % ответивших |
Иметь хорошую семью | ||
Получить хорошее образование | ||
Устроиться на хорошую работу | ||
Иметь свою квартиру | ||
Заработать много денег | ||
Обеспечить будущее детям | ||
Открыть свой бизнес | ||
Жить в достатке | ||
Приобрести дорогие вещи |
Приложение 5.