Механизмы развития группы, проблема группового давления и нормативного влияния.
Механизмы развития групп
1. процесс знакомства членов группы. Ознакомление с целями и задачами совместной деятельности, перспективами совместного сотрудничества;
2. период первичного взаимного сближения членов группы. Формальная внешняя целостность, что влечет за собой обострение межличностных отношении и дискомфорт. В процессе развития появляются взаимные пристрастия и антипатии;
3. общение более открытое, конструктивное, появляется солидарность, сплоченность, формируется групповое мнение.
4. консолидация группы, появляются единые групповые цели и интересы. Социально-психологический климат способствует совместной деятельности, наблюдается единство воли установок и интересов
Межгрупповое давление. Функции:
• обеспечение достижения групповых целей;
• сохранение группы как целого;
• разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться;
• определение членами группы своего отношения к социальному окружению.
Давление — важный механизм поддержания внутренней однородности и целостности малой группы. Значение его в том, что оно служит поддержанию общего постоянства и сплоченности в изменяющихся условиях совместной деятельности. Осуществляется групповое давление в форме санкций, применяемых к тем членам группы, которые не соблюдают общепринятых норм или ведут себя вызывающе, конфликтно по отношению ко всем другим. Санкции обычно бывают двух видов — поощрительные и запретительные.
Возможны 4 варианта поведения человека в группе:
• сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;
• вынужденное подчинение группе под угрозой санкций;
• демонстрация антагонизма по отношению к группе;
• свободное, осознанное отвержение групповых норм.
Конформизм - слепое следование человека за чужим мнением, чтобы не создавать в общении с другими лишних трудностей, добиваться поставленных задач, иногда греша при этом против истины.
39. Изучение фонетического строя русского языка в начальной школе.
Фонетика - учение о звуках и звуковой системе русского языка. Значение и место фонетики в школьном курсе русского языка обусловлено в языке звуковой его стороной. Без изучения и понимания звуковой стороны языка невозможны процессы формирования навыков устной и письменной речи. Более того, без осознания физической, физиологической и социальной природы звуков нельзя понять философское положение о языке как основном средстве общения. В результате изучения фонетики дети должны осознать неразрывную связь, которая существует между звуковой и смысловой стороной, понимать, как звуковая оболочка связана с лексическими и грамматическими явлениями.
Задачи преподавания фонетики в школе:
1) дать школьникам правильное представление о звуковой системе русского языка; предупредить при этом возможность закрепления у них ошибочных представлений о тождестве звука буквы; добиться того, чтобы учащиеся осознали основные случаи несоответствия между произношением и написанием; познакомить с важнейшими нормами литературного произношения (ослабленное произношение гласных в безударном положении, переход некоторых из них в слабой позиции в другие звуки; оглушение звонких согласных в конце слова; ассимиляция (уподобление) звонких и глухих и т.д.);
2) использовать полученные по фонетике знания при обучении правописанию, выразительному чтению и орфоэпическим нормам русского литературного языка;
3) формировать умения школьников различать звук в сильной и слабой позициях, выделять ударные и безударные слоги; замечать позиционные чередования гласных и согласных звуков; различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные.
Методика фонетики располагает следующими частнометодическими принципами:
¶ опора на речевой слух самих учащихся;
¶ рассмотрение звука в морфеме;
¶ сопоставление звуков и букв.
Реализация первого принципа приводит школьников к сознательному восприятию звуков и правильному определению их свойств. Рассмотрение звука в морфеме способствует пониманию их изменений в зависимости от позиции и чередований сильных и слабых звуков. Такие наблюдения дают теоретическую основу работе над буквенными орфограммами.
Последний принцип предупреждает смешение детьми звуков и букв (единиц фонетики и графики), существенно влияет на овладение орфографией.