Психологическая характеристика учебной мотивации.
Учебная мотивация является частным видом мотивации включенной в учебную деятельность. Побудитель учебной деятельности - система мотивов, которые включают в себя: познавательные потребности, цели, интересы, стремления, и др. Названная система мотивов образует учебную мотивацию.
Учебная мотивация характеризуется устойчивостью и динамичностью. Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур. Социальные мотивы обуславливают постоянную динамику, вступающих в новые отношения друг с другом побуждений.
Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов: - построение образовательной системы (образование имеет уровни, которые позволяют в перспективе переходить из одного в другой; получение образования по конкретным специальностям); - функционирование конкретного образоват. учреждения (школа, лицей, гимназия; псих. атмосфера для учащихся и учителей в учеб. учрежд.); - организация образовательного процесса (построение расписания, деление учебного процесса на отрезки, промежуточный и итоговый контроль и др.); - субъективные особенности учащихся (возраст, пол, интел. развит. и др.); - специфика учебного предмета (отражаемые области знаний, субъективная трудность для ученика, особенности методов преподавания).
Учебная деятельность является полимотивированной, т.к. активность обучаемого имеет различные источники.
Виды источников активности:
1.Внутренние: познавательные потребности и социальные потребности; 2. Внешние – требования, связанные с соблюдением социальных норм; ожидания – хар-ют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности; возможности - объективные условия, которые необходимы для развертывания учебной деятельности (школа, учебники, библиотеки); 3. Личные – интересы, потребности, установки, которые обуславливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению, самореализации.
Взаимодействие внутренних, внешних, личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к переструктурированию системы учебных мотивов или их деформации.
Виды учебных мотивов.
Мотив учения – это внутренняя установка (направленность) ученика на различные стороны учебной деятельности. В дидактике различают познавательные и социальные мотивы учения.
Познавательные мотивы - это направленность активности ученика на работу с самим изучаемым объектом (материалом): а) широкие познават. мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями (фактами, явлениями, закономер-ми, теоретич. принципами, ключ. идеями); б) учебно-познават. мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, интерес к приёмам самост. приобретения знаний, к методам научного познания, к способам рациональной организации учебного труда;
в) мотивы самообразования направлены на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные мотивы – это направленность школьника (в ходе учения) на отношения с другими людьми:
а) широкие социальные мотивы – стремление получать знания и хорошо учиться, чтобы быть полезным обществу, Родине; желание выполнить свой долг, понимание чувства ответственности; желание хорошо подготовиться к будущей профессии, чтобы быть полезным людям;
б) узкие соц. (позиционные) мотивы – стремление занять определённую позицию, своё место в отношениях с окружающими, получить одобрение, заслужить авторитет: мотивация благополучия (только на положительном подкреплении, одобрении); престижная мотивация (занять первое место, быть лучшим); мотив самоутверждения (занять место лидера, оказывать влияние на товарищей, доминировать в группе);
в) мотивы социального сотрудничества (ребёнок учится потому, что хочет общаться и взаимодействовать с людьми, осознавать и анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителями, товарищами, совершенствовать их. Это основа самовоспитания личности);
г) собственно творческие мотивы (особенно, в старших классах, когда школьники ищут не только новые способы учебных действий, но и новые формы сотрудничества в кружках, факультативах, секциях, на уроке).
Вся учебная деятельность должна быть выстроена таким образом, чтобы познавательные и социальные мотивы сочетались, улучшалось их качество.