Критерии воспитанности учащихся в начальной школе

Психологами, дидактами и методистами рекомендуется использовать следующие показатели воспитанности:

· - отношение школьников к обществу, трудовой деятельности, отдельным людям (В.А.Яковлев, А.С.Белкин и др.);

· - активная жизненная позиция (Т.Н.Мальковская, Н.Ф.Родионова);

· - направленность личности (Л.И.Божович, Т.Е.Конникова, З.И.Васильева, А.В.Зосимовский и др.);

· - сознательная саморегуляция поведения и самоорганизации деятельности в отношении к учебному труду, физическому труду, к людям, общественно-политическим событиям (Н.П.Капустин, М..Шилова и др.);

· - согласованность между нравственными знаниями, убеждениями и поведением (А.К.Маркова, Н.Е.Щуркова).

М.В. Гамезо, например, выделяет 2 критерия воспитанности:

· Уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек (в данном случае имеется в виду содержание нравственной сферы: то чем руководствуется человек).

· Уровень преднамеренности, произвольности поведения: моральная устойчивость человека, умение преодолевать трудности невозможны без умения управлять своими желаниями, своим поведением. Способность человека действовать под влиянием намерения, преодолевать все другие непосредственные побуждения, желания, которые мешают выполнять намерение, говорит о том, что человек сознательно управляет своей мотивационной сферой.

А.К. Маркова указывает, что чрезвычайно важным для оценки эффективности труда учителя являются те психические изменения в развитии учащихся, которые происходят в результате труда учителя: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость. Воспитанность ученика включает:

· запас нравственных представлений (то, что оно знает о нормах поведения и отношения к обществу);

· нравственные убеждения (как ученик воспринимает нравственные нормы для себя лично, т.е. личное, пристрастное отношение к нравственным нормам – личностные смыслы, мотивы, ценности);

· реальное нравственное поведение (как знания и убеждения реализуются в поведении).

Воспитанность есть согласованность знаний, убеждений и поведения. Воспитуемость – это возможности ученика к дальнейшему личностному росту вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности.

С учетом рассмотренных проблем и факторов, специалисты разработали диагностический комплекс, который позволяет выяв­лять мотивы поведения учащихся через их отношение к активным ви­дам деятельности, товарищам, семье, учителям и самим себе.

В качестве исходных были выделены следующие показатели сформированности уровня воспитанности:

· мотивационно-ценностное отношение к своей личности и окру­жающим;

· система ценностей, выраженная в различных сферах интересов;

· уровень интеллектуального развития, круг познавательных инте­ресов;

· уровень сформированности нравственной культуры;

· уровень развития коммуникативных умений и навыков;

· направленность личности (на себя, на общение, на дело);

· уровень сформированности операциональных умений (организаторские качества личности).

В зависимости от состава и полноты формируемых качеств лично­сти, ее направленности и нравственной позиции можно выделить три уровня воспитанности -достаточный, средний и низкий. Кроме того мы выделяем еще и такую характеристику личности, как невоспи­танность (неудовлетворительный уровень). Невоспитанность про­является, в частности, в отрицательном опыте повеления, неразвито­сти самоорганизации и саморегуляции, несформированности компонентов личности, нарушающих ее целостность или деформи­рующих ее структуру.

· Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявле­нием положительного, еще неустойчивого опыта поведения, наблю­даются срывы, поведение регулируется не внутренней потребностью личности, а внешними требованиями, в основном требованиями стар­ших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуля­ция и самоорганизация ситуативны, нечетко выраженная психоло­гическая готовность к общению и взаимодействию.

· Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное по­ведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная обще­ственная позиция еще не проявляется, некоторое нарушение целост­ности личностной характеристики, некоторая потребность в практической деятельности, осознание необходимости в общении и взаимодействии, наличие отдельных коммуникативных навыков.

· Признаками высокого уровня воспитанности являются наличие устойчивого и положительного опыта нравственного поведения, саморегуляция наряду со стремлением к организации деятельности и поведения других лиц, проявление активной общественной позиции. Этот уровень характеризуется сформированностью всех компонен­тов в их единстве, целостностью личностной характеристики, посто­янным стремлением к участию в практической деятельности, устой­чивой психологической установкой на общение и взаимодействие, наличием определенных навыков.

Наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики

· Наблюдение

· Анкетирование и другие опросные методы дают сведения и личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов).

· Беседа

Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например, «Как обычно проходит твой вечер?» вместо закрытого «Любишь ли ты смотреть телевизор?». Беседа, как и наблюдение, наиболее естественный метод изучения школьника.

· Тест – стандартизированное задание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий определенные свойства личности.

Наши рекомендации