Школа как функционирующая система.

Школа как функционирующая система — школа, работающая в режиме традиционных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и дающая, как правило, устойчивый стабильный результат, инновации осуществляются, но носят эпизодический характер.
Управление функцио­нирующей школой предполагает поддержание потенциала и ре­зультатов деятельности. Целью управления в этом случае является создание условий для стабильной реализации цели и миссии об­разовательного учреждения.

В режиме функционирования объектом управления яв­ляются учебно-воспитательный (образовательный) процесс, а так­же процессы его обеспечения например, работа с педагогически­ми кадрами (планирование, организация, контроль, регулирова­ние, аттестация, повышение квалификации), работа с обучающимися (для школ — организация и становление ученического самоуправления, поддержание на стабильном уровне всех дости­жений в трудовом, патриотическом, эстетическом, правовом и др. воспитании, работа с родителями и т.д.). Объект требует от администрации обеспечения порядка, стабильности, неизменно­сти содержания и организации учебно-воспитательного процес­са, преемственности в управляющей системе школы, методах уп­равления.

Субъектом управления является администрация обще­образовательного учреждения (директор и его заместители). Ре­альные права сосредоточены только в руках директора и его заме­стителей; администрация может прислушаться к мнению органов самоуправления, учесть его, иметь с этими органами вполне ци­вилизованные взаимоотношения, но право принятия решения ос­тается за администрацией. Функции учительского, ученического и родительского самоуправления слаборазвиты. Принцип едино­началия превалирует над принципом коллегиальности в управле­нии, но это ни в коем случае нельзя рассматривать как отрица­тельный момент, если описанный субъект обеспечивает цели школы, работающей в режиме функционирования.

Организационная структура управления образовательным уч­реждением имеет четкую уровневую конструкцию, которая вклю­чает:

- уровень администрации (субъекты — директор, заместители; -уровень педагогического коллектива;

- субъекты (руководители методических объединений/кафедр и т.д.).

Функциональные обязанности и права субъектов каждого уров­ня систематизированы. Организационная структура управления стабильна в течение всего учебного года; горизонтальная коорди­нация связей и отношений в ней достаточно жесткая, негибкая, новые связи не возникают, так как в этом не видится необходи­мости. Для образовательных учреждений, не выходящих за рамки стабильного функционирования, характерны линейно-функци­ональные структуры управления, которые хорошо приспособле­ны именно к работе в стабильной, привычной, предсказуемой ситуации.

В функционирующем общеобразовательном учреждении, как правило, постоянно применяются те управленческие тех­нологии, которые опираются на планирование и жесткий кон­троль. Организационный механизм управления пред­полагает цикличность, четкую последовательность действий, их повторяемость, воспроизводимость, нацеленность на получение уже известного, ранее полученного эффекта; подходы в работе в основном эмпирические, интуитивные или на основе личного опы­та. Чаще всего субъекты управления слабо владеют умениями педагогического анализа, не знакомы с отечественными или зару­бежными управленческими концепциями, не используют дости­жений научной теории управления и управленческой практики.

Продуктами управления являются:

-управленческие решения, принимаемые в рамках циклограм­мы деятельности образовательного учреждения;

- организация — устоявшаяся структура образовательного уч­реждения как организации, режим, порядок, структура работ и заданий, организация времени и пространства;

- руководство — устоявшиеся отношения, мотивация, вовле­ченность в работу;

- контроль и регулирование — сложившиеся знания о положе­нии дел, способы корректировки, обратные связи и т.д.

Качество управленческой деятельности и эф­фективность управления определяются по коэффициен­ту полезного действия при использовании имеющихся возможно­стей функционирующего образовательного учреждения и рассмат­риваются в рамках полного исполнения плана и статистической отчетности по выполнению его основных разделов.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА.

Педагогическая инноватика - учение о создании, оценки, освоения и использования педагогических новаций.

Педагогическая инноватика заключается в постоянном поиске и внедрении новых максимально эффективных технологий обучения и воспитания, результатом которых должно быть формирование высокоадаптированной к меняющимся условиям, активной деятельной, творческой личности, которая умеет анализировать, преодолевать любые трудности, потому что она еще в юном возрасте с помощью учителя познала, создала себя, научилась владеть собой.

Одной из задач педагогической науки является задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами – педагогическая инноватика. Педагогическая инноватика — раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования. Задачи педагогической инноватики можно разделить на три типа: Первый - это задачи описательно-объяснительные. Задачи второго типа связаны с разработкой новых моделей инновационной деятельности, созданием новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации. Задачи третьего типа связаны с разработкой способов развития систем инновационной деятельности: их анализа и оценки, выбора направлений и способов

Педагогическая инноватика изучает процессы развития практики образования за счет введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих на более совершенные. Педагогическая инноватика стала частью общей теории инноватики. Удачное определение этой научной дисциплины дано Н.Р. Юсуфбековой. Она трактует ее как учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике.

В педагогической инноватике существуют два ключевых понятия: НОВШЕСТВО (Под педагогическим новшеством понимается некая идея, метод, средство, технология или система) и НОВОВВЕДЕНИЕ/ИННОВАЦИЯ (Под педагогическим нововведением понимается процесс внедрения и освоения этого новшества. Понятие «нововведение» считается синонимом понятия «инновация»).

Наши рекомендации