Школа как функционирующая система.
Школа как функционирующая система — школа, работающая в режиме традиционных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и дающая, как правило, устойчивый стабильный результат, инновации осуществляются, но носят эпизодический характер.
Управление функционирующей школой предполагает поддержание потенциала и результатов деятельности. Целью управления в этом случае является создание условий для стабильной реализации цели и миссии образовательного учреждения.
В режиме функционирования объектом управления являются учебно-воспитательный (образовательный) процесс, а также процессы его обеспечения например, работа с педагогическими кадрами (планирование, организация, контроль, регулирование, аттестация, повышение квалификации), работа с обучающимися (для школ — организация и становление ученического самоуправления, поддержание на стабильном уровне всех достижений в трудовом, патриотическом, эстетическом, правовом и др. воспитании, работа с родителями и т.д.). Объект требует от администрации обеспечения порядка, стабильности, неизменности содержания и организации учебно-воспитательного процесса, преемственности в управляющей системе школы, методах управления.
Субъектом управления является администрация общеобразовательного учреждения (директор и его заместители). Реальные права сосредоточены только в руках директора и его заместителей; администрация может прислушаться к мнению органов самоуправления, учесть его, иметь с этими органами вполне цивилизованные взаимоотношения, но право принятия решения остается за администрацией. Функции учительского, ученического и родительского самоуправления слаборазвиты. Принцип единоначалия превалирует над принципом коллегиальности в управлении, но это ни в коем случае нельзя рассматривать как отрицательный момент, если описанный субъект обеспечивает цели школы, работающей в режиме функционирования.
Организационная структура управления образовательным учреждением имеет четкую уровневую конструкцию, которая включает:
- уровень администрации (субъекты — директор, заместители; -уровень педагогического коллектива;
- субъекты (руководители методических объединений/кафедр и т.д.).
Функциональные обязанности и права субъектов каждого уровня систематизированы. Организационная структура управления стабильна в течение всего учебного года; горизонтальная координация связей и отношений в ней достаточно жесткая, негибкая, новые связи не возникают, так как в этом не видится необходимости. Для образовательных учреждений, не выходящих за рамки стабильного функционирования, характерны линейно-функциональные структуры управления, которые хорошо приспособлены именно к работе в стабильной, привычной, предсказуемой ситуации.
В функционирующем общеобразовательном учреждении, как правило, постоянно применяются те управленческие технологии, которые опираются на планирование и жесткий контроль. Организационный механизм управления предполагает цикличность, четкую последовательность действий, их повторяемость, воспроизводимость, нацеленность на получение уже известного, ранее полученного эффекта; подходы в работе в основном эмпирические, интуитивные или на основе личного опыта. Чаще всего субъекты управления слабо владеют умениями педагогического анализа, не знакомы с отечественными или зарубежными управленческими концепциями, не используют достижений научной теории управления и управленческой практики.
Продуктами управления являются:
-управленческие решения, принимаемые в рамках циклограммы деятельности образовательного учреждения;
- организация — устоявшаяся структура образовательного учреждения как организации, режим, порядок, структура работ и заданий, организация времени и пространства;
- руководство — устоявшиеся отношения, мотивация, вовлеченность в работу;
- контроль и регулирование — сложившиеся знания о положении дел, способы корректировки, обратные связи и т.д.
Качество управленческой деятельности и эффективность управления определяются по коэффициенту полезного действия при использовании имеющихся возможностей функционирующего образовательного учреждения и рассматриваются в рамках полного исполнения плана и статистической отчетности по выполнению его основных разделов.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА.
Педагогическая инноватика - учение о создании, оценки, освоения и использования педагогических новаций.
Педагогическая инноватика заключается в постоянном поиске и внедрении новых максимально эффективных технологий обучения и воспитания, результатом которых должно быть формирование высокоадаптированной к меняющимся условиям, активной деятельной, творческой личности, которая умеет анализировать, преодолевать любые трудности, потому что она еще в юном возрасте с помощью учителя познала, создала себя, научилась владеть собой.
Одной из задач педагогической науки является задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами – педагогическая инноватика. Педагогическая инноватика — раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования. Задачи педагогической инноватики можно разделить на три типа: Первый - это задачи описательно-объяснительные. Задачи второго типа связаны с разработкой новых моделей инновационной деятельности, созданием новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации. Задачи третьего типа связаны с разработкой способов развития систем инновационной деятельности: их анализа и оценки, выбора направлений и способов
Педагогическая инноватика изучает процессы развития практики образования за счет введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих на более совершенные. Педагогическая инноватика стала частью общей теории инноватики. Удачное определение этой научной дисциплины дано Н.Р. Юсуфбековой. Она трактует ее как учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике.
В педагогической инноватике существуют два ключевых понятия: НОВШЕСТВО (Под педагогическим новшеством понимается некая идея, метод, средство, технология или система) и НОВОВВЕДЕНИЕ/ИННОВАЦИЯ (Под педагогическим нововведением понимается процесс внедрения и освоения этого новшества. Понятие «нововведение» считается синонимом понятия «инновация»).