Педагогическая технология как объект и предмет изучения.

Эволюция понятия «педагогическая технология». Многоаспектность современных педагогических технологий. Концептуальность, алгоритмичность, воспроизводимость, эффективность как составляющие педагогической технологии. Педагогическая техника. Педагогическое проектирование: сущность, объекты, этапы. Технология конструирования педагогического процесса. Планирование как результат конструктивной деятельности учителя начальных классов.

Педагогические технологии развивались по следующим этапам.
1- й этап (40-е - середина 50-х гг.) - появление в образовательных учреждениях технических средств представления содержательной учебной информации - записи и воспроизведение звука и проекции изображения, объединенных понятием «аудиовизуальные средства».
2- й этап (середина 50-х - 60-х гг.) - возникновение технологического подхода и теоретической базы, идеями, которой стало программированное обучение.

3- й этап (70-е гг.) характеризуется тремя особенностями: происходит расширение базы педагогических технологий; изменяются методические основы педагогических технологий, осуществляется переход от вербального к аудиовизуальному обучению; ведется активная подготовка профессиональных педагогов-технологов.
4- й этап (80-е - 90 гг.) - эволюция понятия «педагогическая технология». Характерные особенности данного периода - создание компьютерных лабораторий и дисплейных классов, рост количества и качества учебных компьютерных технологий различного вида, использование систем интерактивного видео, разработка теоретических основ использования средств информатизации образования в образовательных учреждениях.
5- й этап (90-е - 2000 гг.) - педагогические технологии рассматриваются как один из видов человеческих технологий и базируются на теориях психодиагностики, специальной психологии, кибернетики, управления, эргономики и др. наук.
6- й этап (2000 гг - по настоящее время) - разработана и продолжает развиваться теоретико-методологическая база применения информационных технологий и телекоммуникационных средств в системе образования.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Педагогическая техника — это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. Владение педагогической техникой является составной частью педагогического мастерства, требует глубоких специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки.

Составной элемент педагогической техники — умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием учащихся. Очень важным для педагога является, и умение по внешним признакам поведения обучаемого определять его душевное состояние.

Педагогическое проектирование представляет собой предварительную разработку основных деталей предстоящей работы учащихся и педагогов, иногда и родителей. Педагогическое проектирование представляется функцией каждого учителя не менее значимой, чем организационная функция, коммуникационная или гностическая. Педагогическое проектирование заключается в том, что образуется предположительный вариант предстоящей деятельности.

Наши рекомендации