Воспитатель читает стихотворение К. Чуковского.

До болота идти далеко,

До болота идти нелегко.

Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги.

И на камень лягушки кладут узелок.

Хорошо бы на камне прилечь на часок!

Вдруг на ноги камень вскочил

И за ноги их ухватил.

И они закричали от страха:

«Это - ЧЕ!

Это — РЕ!

Это - ПАХА!

Это - ЧЕЧЕРЕ!

ПАПА

ПАПАХА»

У меня предложение: разыграем встречу лягушек с черепахой. Кто исполнит роль черепахи? Ложись, изобрази собой камень. (Если желание изъявляют несколько детей, они образуют один большой ка­мень.) А кто будет изображать лягушек? (Двум-трем исполните­лям воспитатель дает мешочек.)

Текст стихотворения в исполнении воспитателя дети «озвучивают» выразительными движениями. Игра повторяется в зависимости от же­лания детей.

Кто как купается?

Задачи:

— побуждать детей вступать в диалог со взрослыми — отве­чать на его вопросы, высказываться на темы из личного опыта (внеситуативное общение);

— помогать соотносить глаголы и выразительные движения;

— развивать речевое внимание и речевое дыхание. Материалы: тазик, наполненный водой; «плавающие» игрушки

(рыбки, лягушки, уточки).

* * *

Часть первая

На столе стоит тазик, наполненный водой. Воспитатель (опускает в воду игрушки и побуждает детей самостоятельно называть их). Это у нас как пруд, где плавают...

Дети. Рыбки, лягушки, уточки.

Воспитатель. Что делают рыбки, лягушки, уточки в пруду? Дети. Плавают, ныряют, ловят червяков, ищут съедобные водо­росли.

Воспитатель. Обычно на водопой приходят разные животные. Кто знает, какие?

Дети. Коровы, лошади, козы, гуси, собаки.

Воспитатель. А когда жарко, они заходят в пруд поглубже и купаются. Зачем они купаются?

Дети. Чтобы не было так жарко, чтобы не кусали мухи, слепни.

Часть вторая

Воспитатель. Сейчас мы разыграем сценку, как будто к пруду подошли коровы и их детки — телята. На шее у них колокольчики. У телят маленькие колокольчики, и звенят они тихо: дини-динь-динь. Как они звенят? Девочки, пожалуйста, покажите.

Дети изображают.

А коровы большие, и колокольчики у них побольше, и звенят они погрубее: дынь-дынь-дынь. Как звенят? Пожалуйста, мальчики, по­кажите.

Дети изображают.

А теперь покажите, как идут коровы с телятами, звеня своими коло­кольчиками. Девочки, как звенят маленькие колокольчики?

Дети изображают.

Мальчики, как звенят большие колокольчики?

Дети изображают.

Как фыркают от радости коровы? Дети.Фу-уу, фу-уу.

Часть третья

Воспитатель. А вы, ребята, любите купаться, плескаться, пла­вать? Есть у вас такая возможность?

Дети отвечают.

Зимой в ванной, в бассейне, летом — в речке, на море, озере. А с какой целью мы купаемся? Умываемся?

Дети отвечают.

Правильно, чтобы было приятно, чтобы быть чистым. Послушайте, как забавно об этом рассказывает поэт Эмма Мошковская.Воспитатель сопровождает чтение выразительными движениями. Дети подражают. Стихотворение читается 2 раза.

Кран,откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу

Оба глаза!

Мойтесь уши,

Мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь смывайся!

Грязь сдавайся!!!

А животные тоже любят быть опрятными, чистыми. Вот, напри­мер, собачки. Они сами себя «моют» — языком слизывают грязь с лап, живота. Зубами вытаскивают из шерсти колючки; любят плес­каться в воде, плавать, а потом смешно отряхиваться.

Кошек и собак надо купать, мыть с мылом. У кого из вас есть домашние животные?

Дети отвечают.

Помогаете ли маме их купать? Дети отвечают.

Часть четвертая

Воспитатель. А сейчас я подарю вам смешное стихотворение.

Его автор — английский поэт К. Маккаллерс. Послушайте:

Будь вежливым, как носорог,

И чистеньким, как хрюшка,

Тогда куплю тебе свисток

И поцелую в ушко!

Смешно? Как вы будете смеяться, слушая это стихотворение? Вот так? Ха-ха-ха, хи-хи-хи? Пожалуйста, посмеемся вместе. (По­вторно читает стихотворение 2раза.) Однако мы забыли, что у нас в «пруду» игрушки. Подуйте так, чтобы они начали передви­гаться. Вот так: фу-уу.

Дети выполняют.

Поздороваемся с зайчиком

Задачи:

—учить детей сохранять направление движения, ходить по прямой;

— воспитывать культуру речевого общения (вводить в актив­ный словарь вежливые слова);

— развивать мышцы пальцев, кисти. За спинки стульев прикрепляются две ленты так, чтобы они об­разовали небольшой проход (дорожку). Дорожка может быть выло­жена с помощью клеенки. В конце дорожки ставится детский стуль­чик, на котором располагают игрушечного зайца (мишку).

Детям предлагается пойти по этой дорожке в гости к зайке. Под­ходя к игрушке, каждый ребенок здоровается с ней (можно поздо­роваться за лапку), уходя — прощается, машет рукой.

Катины друзья

Задачи:

—учить детей отгадывать загадки, узнавая домашних живот­ных по описанию характерных признаков внешнего вида и по голосам;

— закреплять правильное звукопроизношение по подражанию.

Материалы: игрушки, изображающие домашних животных.

* * *

Стоит игрушечный домик. Выходит кукла Катя. У нее много друзей. Дети знакомятся с ними.

Воспитатель (показывает белого петушка). Кто это?

Дети. Петушок.

Воспитатель. Как он поет?

Дети подражают пению. Петушок с пением взлетает на забор. Появляется кошка Мурка. Она ласкается к Кате.Что она просит?

Дети. Молоко.

Воспитатель. Как Мурка просит молочко? Дети изображают.

Выходит курочка с цыплятами. Дети называют их.

Как Хохлатка зовет своих цыплят?

Дети изображают. Появляется бородатый козлик. Его рассматрива­ют, отмечают, что у него есть рожки, бородка.

А как козлик просит есть?

Дети изображают. Затем дети по голосу узнают, что идет корова Буренушка, подражают ее голосу, вспоминают, что корова дает молоко. Животные уходят.

Однажды Катины друзья пришли к ней в гости. Отгадайте, кто пришел первым? Для этого нужно отгадать загадки: Беленькие перышки, Красный гребешок, Кто это на колышке?..

Дети. Петя-петушок.

Дети объясняют, как они догадались, что' в загадке говорится о пе­тушке. После того как дети объяснят отгадку, петушок взлетает на за­борчик.

Воспитатель. Кто же это еще идет к Кате в гости?

Идет, бредет, бородой трясет, Травки просит: «Ме-е, Дайте вкусной мне-е!»

Дети. Козлик.

Дети объясняют, как они догадались, кто попросил травки. Так же предлагаются загадки и о других животных.

Воспитатель. Когда все друзья Кати собрались вместе, она их угостила. Что она дала кошке?

Дети отвечают.

А козлику и Буренушке?

Дети отвечают. А петушка и курочку чем покормила? Дети отвечают.

В лесу

Задачи:

—развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки);

— развивать умение действовать в соответствии с текстом.

* * *

Дети рано утром встали, Ходят «стайкой» вместе со взрослым.

За грибами в лес пошли.

Приседали, приседали, Приседают, собирают игрушечные

Гриб большой в траве нашли, грибы.

Хочешь шишку ты достать — Тянутся вверх, руки подняты

— Надо руки вверх поднять. «срывают шишку».

Утомил всех долгий путь, Садятся на пол, вытягивают ноги.

Надо детям отдохнуть.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Приложение5

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз;

сначала одной, затем другой рукой, а в завершение — двумя рукам! Все вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими. Каждое упражнение имеет свое название, проводится в течении нескольких минут, 2—3 раза в день.

Наши рекомендации