Жанровая парадигма научного стиля
Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык. Совершающаяся на наших глазах научно-техническая революция вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Компьютер, дисплей, экология, стратосфера, солнечный ветер – эти и многие другие термины перешли со страниц специальных изданий в повседневный обиход. Если раньше толковые словари составлялись на основе языка художественной литературы и в меньшей степени - публицистики, то сейчас описание развитых языков мира невозможно без учета научного стиля и его роли в жизни общества. Достаточно сказать, что из 600 000 слов авторитетнейшего английского словаря Уэбстера (Вебстера) 500 000 составляет специальная лексика.
Широкое и интенсивное развитие научного стиля привело к формированию в его рамках следующих разновидностей (подстилей): 1) собственно научный (монографии, диссертации, научные статьи, доклады); 2) научно-популярный (лекции, статьи, очерки); 3) учебно-научный (учебники, методические пособия, программы, лекции, конспекты); 4) научно-деловой (техническая документация, контракты, сообщения об испытаниях, инструкции для предприятий); 5) научно-информативный (патентные описания, информативные рефераты, аннотации); 6) научно-справочный (словари, энциклопедии, справочники каталоги). Каждому подстилю и жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, которые, однако, не нарушают единства научного стиля, наследуя его общие признаки и особенности.
7. Вопросы для самоконтроля:
1. Какую сферу общественной деятельности обслуживает научный стиль речи?
2. Каковы формы существования научной речи? В чем преимущества письменной формы?
3. Расскажите о терминосистемах, языке символов и научной графике.
4. Назовите языковые признаки научного стиля (лексические, морфологические, синтаксические).
5. Расскажите о жанровом многообразии научного стиля речи.
Структурно-логическая схема «Научный стиль речи и его разновидности»
Задания для формирования практических умений и навыков
Задание 1. Найдите в предложениях канцеляризмы, речевые штампы. Устраните речевые ошибки.
1. Следует поднять вопрос на должную высоту об уровне преподавания некоторых дисциплин в означенном учебном заведении.
2. Постоянного внимания заслуживает вопрос о работе с кадрами.
3. К сожалению, на высоком уровне находится количество дорожно-транспортных происшествий.
4. В силу стечения непредвиденных обстоятельств я не смог выполнить вашу просьбу.
5. Привлечение математических методов с привлечением ЭВМ может оказать существенную помощь в деле решения этой сложной проблемы.
6. Ввиду отсутствия в прошлом году семян гибридных сортов кукурузы урожайность данной культуры была намного ниже, чем в текущем году.
7. Новой высокой награды он удостоен за выдающиеся заслуги в деле получения высоких урожаев хлопка.
8. Животноводам следует идти по линии создания прочной кормовой базы.
9. Независимо от масштабов организации, работа должна быть на должном уровне масштабов нашего времени.
10. При обмене имеющимся опытом было установлено, что следует сосредоточить внимание на решении насущных вопросов.
Задание 2. Сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений.
1. Вне конкуренции на мировом рынке мощно выступают пока только два крутых российских товара - водка и автомат Калашников.
1. На мировом рынке неизменно большим спросом пользуется только два российских товара - водка и автомат Калашников. Они вне конкуренции.
2. Начальник лаборатории согласился дать интервью, но за информацию запросил кругленькую сумму в долларах, что для корреспондента стало трагической неожиданностью.
2. Начальник лаборатории согласился дать интервью, но за информацию потребовал фантастическую сумму в долларах, чего корреспондент никак не ожидал.
3. Координатор Городской думы по вопросам жилищной политики заверил, что приватизация комнат в коммуналках скорее всего будет разрешена в Москве.
3. Координатор Городской думы по жилищной политике сообщил, что приватизация комнат в коммунальных квартирах, вероятно, будет разрешена в Москве.
Задание 3. Какие инвариантные (общие) признаки официально-делового стиля перечислены в данном тексте? В чем состоит главная идея текста?
Он всегда любил этот язык - точный, безличный, литургический, застегнутый на все пуговицы. Он отлично чувствовал его торжественную плавную медь, державно плывущую над градами и весями, его жесткий абрис, сходный с выкройкой военного мундира. Одним словом, он любил его высокую государственность... На таком языке не разговаривали, а вступали в отношения. И не люди, а мундиры и посты их. На таком языке невозможно было мельтешить, крутить, отвечать неясно и двусмысленно. Как жаль, что сейчас в делопроизводство не введено ничего подобного. А надо бы, надо бы! Подчиненный должен просто глохнуть, получив от начальства что-то подобное.
Нет, стиль - это великое дело. Раньше люди это отлично понимали...
Хорошо. Но вот под этой тетрадкой лежит список: "Посылаю на утверждение четыре списка, подлежащие суду военного трибунала. Список номер один. Общий. Список номер два. (Бывшие военные работники). Список номер три. (Бывшие работники НКВД). Список номер четыре. (Жены врагов народа). Прошу санкции осудить всех по первой категории. Ежов".
Таких списков он получил уже несколько сотен. В каждом тысячи человек. Первая категория - пуля в затылок. Мужчинам и женщинам, старым и молодым, ужасное дело! А вот берешь в руки -и не страшно, ни капельки не страшно. И не потому, что привык, а потому что "посылаю на утверждение", "прошу санкции", и не смерть, а "первая категория". Слова, слова, канцелярщина!
Задание 4. Составьте личное резюме, используя следующий шаблон:
РЕЗЮМЕ
Фамилия Имя Отчество
Личные данные:
Дата рождения: ______________________________________
Возраст: ____________________________________________
Семейное положение: _________________________________
(статус, дети, их возраст)
Адрес: _____________________________________________
Телефон: ___________________________________________
E-mail: ______________________________________________
Цель: укажите название должности, на которую претендуете
Образование: укажите в обратном хронологическом порядке:
Годы обучения Название образовательного учреждения Факультет Специальность Квалификация
Дополнительное образование: укажите в обратном хронологическом порядке:
Название организации, где проходили курсы Год обучения Продолжительность обучения Название курса, семинара, тренинга, стажировки
Опыт работы: укажите в обратном хронологическом порядке:
Период работы Название организации Должность Основные обязанности
В данном блоке очень важно подчеркнуть свои основные достижения, уделить особое внимание позитивным результатам работы, не указывать несущественный опыт работ, который не имеет никакого отношения к предполагаемой вакансии или сфере деятельности
Профессиональные навыки: укажите перечень знаний и умений, приобретённых в процессе трудовой деятельности
Знание иностранных языков: перечислите языки, которыми владеете и укажите соответствующий уровень владения ими: базовый, разговорный, свободно, в совершенстве
Навыки работы с компьютером и оргтехникой: укажите степень владения оргтехникой, компьютером, программами, операционными системами, языками программирования, базами данных
Дополнительная информация: в данном блоке необходимо указать любую информацию, которая, как Вы думаете, поможет Вам в трудоустройстве. Например: наличие автомобиля, водительского удостоверения, другие навыки, важные для работы в вашей сфере деятельности, Ваши личные качества, увлечения, интересы, желаемый уровень заработной платы и так далее.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ЗАНЯТИЕ № 13
Тема: Функциональные стили современного русского языка. Научный стиль. Официально-деловой стиль
1. Продолжительность изучения темы - 3 акад. часа.
1. Цели практического занятия:
1)Учебная:
-закрепить новые теоретические знания по теме;
- сформировать практические умения по составлению текстов научной направленности и официально-деловой документации;
- способствовать формированию общей речевой культуры студентов.
Конкретные задачи:
Студент должен знать:
- аналитическую характеристику научного стиля и сферу его употребления,
- языковые признаки научного стиля (лексические, морфологические, синтаксические),
- жанровую парадигму научного стиля;
- аналитическую характеристику официально-делового стиля и сферу его употребления,
- языковые признаки (лексические, морфологические, синтаксические) официально-делового стиля,
- жанровую парадигму официально-делового стиля.
Студент должен уметь:
- целесообразно применять языковые средства и жанры научного и официально-делового стиля, таким образом избегая стилистических ошибок;
- грамотно составлять тексты научной направленности;
- грамотно составлять документацию (общую и медицинскую).
2) Развивающая:
- совершенствовать навыки мыслительной деятельности: способностей сопоставлять, анализировать и синтезировать информацию (на данном учебном материале);
- развивать познавательный интерес к родному языку.
3) Воспитательная:
- формировать навыки грамотного, коммуникативно и эстетически развитого специалиста;
- развивать интерес к научной деятельности в профессиональной области.
Мотивация: Данная тема актуальна в силу того, что представленный материал максимально способствует выработке практических навыков написания текстов научной направленности, что является одним из ключевых принципов обучения в высшем учебном заведении. Кроме того, грамотное составление официально-деловой документации, в том числе медицинской, – один из важных параметров профессионализма будущего врача или провизора.
2.
|
Межпредметные связи
|
Внутрипредметные связи
3. Этапы занятия и контроль их усвоения:
№ п\п | Этапы занятия | Формы и методы проведения каждого этапа (описание деятельности студента) | Формы кон-троля усвое-ния, уровни усвоения | Примерное время |
1. | Вводная часть · Организационный момент · Мотивация · Цели занятия | Готовность преподавателя и студентов к занятию. Создание эмоционального и делового настроя. | 5 мин. | |
2. | Основная часть занятия · Контроль исходного уровня знаний · Формирование новых знаний, умений и навы-ков, применение их на практике | 1.Самостоятельная работа 2.Коллективная, групповая и индивидуальная работа (репродуктивные и частич-но-поисковые методы работы) | Устный опрос Текущий контроль | 25 мин. 70-80 мин. |
3. | Заключительная часть · Заключительный контроль · Подведение итогов · Домашнее задание | 1.Рефлексия: обсуждение полученных в процессе занятия знаний и умений. 2.Оценка работы каждого студента. 3.Информация преподавателя о следующем занятии. | Тестовый контроль | 15 мин. 5 мин. 5 мин. |
- Представление содержания учебного материала
1. Объяснение теоретического материала занятия, включающее следующие аспекты:
- аналитическая характеристика научного стиля: история развития, инвариантные черты, сфера применения, форма выражения;
- языковые признаки научного стиля (лексические, морфологические, синтаксические);
- жанровая парадигма научного стиля;
- аналитическая характеристика официально-делового стиля: история развития, инвариантные черты, сфера применения, форма выражения;
- языковые признаки официально-делового стиля (лексические, морфологические, синтаксические);
- жанровая парадигма официально-делового стиля;
- эталоны официально-деловой документации.
2. Формирование практических навыков и умений: выполнение упражнений для самоконтроля § 20, с. 64; § 26, с. 71 (занятие 6); и дополнительных обучающих заданий на выбор преподавателя.
3. Текущий контроль: доклады студентов по теме «Эталон жанра научного стиля» (обязательные реквизиты, образец оформления, сфера применения), самопроверка и анализ результатов.
- Рекомендуемая литература:
а) Основная литература
Орлова Е.В. Русский язык и культура речи для медицинских вузов: Феникс. – Москва, 2011.
б) Дополнительная литература
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учебн. пос. – М.: Просвещение, 1983. - 223 с. (раздел об оф.-дел. стиле).
2. Солганик Г.Я. Стилистика текста. — М., 1997.
3. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. - М., 2000.
4. Культура русской речи: Учебн. пос./Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. - М.: Норма, 2001. - с. 435-496.
[Раздел «Официально-деловая речь»: Доверенность (личная), Заявление (личное), Исковое заявление, Справка, Деловые письма: Деловое письмо -запрос или просьба, Деловое письмо гарантийное. Деловое письмо сопроводительное, Деловое письмо - рекламация (претензия), Докладная записка, Объяснительная записка, Служебное заявление].
5. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. – Мн.: Тетрасистемс, 2001. — 544 с. (Раздел «Официально-деловой стиль»).
Приложение 1
Дидактические материалы и дополнительные обучающие задания
к занятию № 15