Диагностика сформированности универсальных учебных действий в начальной школе
Универсальные учебные действия, которые можно формировать на уроках физической культуры в начальной школе и формы контроля их сформированности, представлены в таблице 12.
Таблица 12
Универсальные учебные действия, формируемые на уроках физической культуры в начальной школе
УУД | Действия | Диагностика |
Личностные УУД | ||
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню. Учебная мотивация. | Соблюдение конвенциональных норм. | Количество случаев нарушения договорённостей. Тест «Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов» Отметки не выставляется. |
Регулятивные УУД | ||
Целеполагание | 1. Цели передвижений. 2. Цели упражнений для разминки. 3. Цель упражнений для отработки элементов. 4. Определение цели каждого элемента ДД. | 1. Устный опрос, тестирование. 2. Оценка практических действий. Результаты работы в рабочей тетради, оценка умения. Устный, письменный опрос. |
Планирование (определение промежуточных целей). | 1. Умение подобрать упражнения для качественной самостоятельной разминки. 2. Умение составить план эксперимента. | 1. Письменная работа, оценка практических действий. 2. Соответствие плана проблеме и выдвинутой гипотезе. |
Прогнозирование (увидеть то, что будет) | Прогноз личных рекордов | Подтверждение прогноза. |
Контроль | Выделение контрольных точек отдельных элементов ДД. | Правильность выполнения элементов. |
Коррекция | 1. Умение вносить изменения в выполняемые виды ДД. Управление движениями. 2. Исправлять ошибки в ДД, корректировать ход работы над УЗ. 3. Умение подобрать упражнения для исправления ошибок | 1. Правильное выполнение разных видов ДД. 2. Положительная динамика техники выполнения ДД. 3. Качество упражнений. Положительная динамика техники выполнения ДД |
Оценка | 1. Умение выбрать критерии для оценки. 2. Умение оценить правильность выполнения элемента ДД другого и себя. | 1. Степень обоснованности критериев оценки. 2. Объективность оценки и самооценки. |
Познавательные УУД | ||
Классификация | Умение классифицировать виды ДД | 1. Обоснованность выбора основания для классификации. 2. Полнота классификации. |
Постановка и формулирование проблемы. | Умение сформулировать проблему. | Тест «Формулировка проблем». |
Знаково-символические действия. | 1. Умение составить схему ДД. 2. Умение выявить сущностное отношение в ДД и изобразить его в знаково-символической форме. | 1. Правильность схемы ДД. 2. Соответствие выполненного задания сути результативности ДД. |
Выдвижение гипотезы. | Умение выдвинуть гипотезу. | Соответствие гипотезы сформулированной проблеме. |
Коммуникативные УУД | ||
Действие по инструкции | Умение правильно выполнить действие по инструкции. | Количество ошибок при выполнении действия по инструкции. |
Составление инструкций. | Умение составить устную и письменную инструкции ДД. | Степень совпадения инструкции с эталоном ДД. |
Контроль действий другого. | Умение контролировать действия другого. | Степень объективности контроля. |
Знания | ||
Эмпирические | Знание техники Д.Д. | Полнота описания техники ДД. |
Теоретические | Объяснение причинно-следственных связей. | Правильность объяснения причин выполнения эффективных элементов ДД. |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – система оценки).
На разных этапах обучения предметом оценивания становятся:
1) Классификация видов двигательного действия (прыжков, бега, метаний, и т.д.). Например, если берётся за основу классификации постановка стопы на опору, то бег может быть: с постановкой стопы с передней части; с пятки; одна нога с передней части, другая с пятки; с постановкой стопы на внешнюю поверхность, на внутреннюю поверхность.
2) Оценка правильности выполнения элемента. Начинается работа над умением оценивать действия другого. Полгруппы по очереди выполняют упражнение, полгруппы – оценивает их действия по принципу: правильно-неправильно, используя для этого предварительно выбранные жесты. Это даёт возможность продиагностировать, насколько правильно ученики могут оценивать действия других.
3) Самооценка правильности выполнения элементов.
4) Правильное выполнение элемента.
5) Описание какого-либо вида изучаемого действия. Описание производится в виде инструкции.
6) умение выявить проблему;
7) умение выдвигать гипотезу;
8) постановка задач исследования;
Диагностика. Умение поставить цель упражнения. Умение описывать ощущения. Написание инструкций. Объективность оценки. Объективность самооценки. Уровень сформированности объяснительных (теоретических) знаний.
Результатом первых трёх этапов обучения является: знание, от чего зависит эффективность двигательного действия (элементы, обусловливающие эффективность); умение видеть ошибки других и собственные. Определив ошибки (неправильные элементы), нужно подобрать упражнения для их отработки.
Диагностика. Умения подобрать упражнения для исправления ошибок в двигательном действии и правильно их выполнять, правильное выполнение целостного двигательного действия. Умение поставить цель и найти средства (упражнения) для её достижения. Достижение результата и его оценка. Рефлексия.
Примерные задания для диагностики сформированности универсальных учебных действий.
При диагностике регулятивного универсального учебного действия целеполагания учитывается количество точно поставленных целей по 3-м предложенным опросным листам. За каждый правильный ответ начислялся 1 балл.
1. «Цели передвижений».
Укажите, что является основной целью предложенных видов передвижений человека:
1. ходьба | |
2. бег | |
3. прыжки | |
4. лазание | |
5. перелезание | |
6. ползание |
2. «Цели упражнений для разминки».
Укажите основную цель предложенных упражнений:
1. Наклоны головы вперед-назад | |
2. Круговые движения прямых рук вперед | |
3. Наклоны туловища вправо-влево | |
4. Выпады вперед | |
5. Вращение стопой вправо-влево | |
6. Бег в медленном темпе | |
7. Прыжки на двух ногах |
3. «Цели упражнений для отработки элементов».
Укажите основную цель предложенных упражнений:
1. Ведение мяча на месте | |
2. Передача мяча у стены | |
3. Ходьба по линии на передней части стопы | |
4. Бег с высоким подниманием бедра | |
5. Многократное отталкивание одной и скольжение на другой лыже | |
6. Попеременный бесшажный ход | |
7. Перекаты на спине взявшись руками за голени | |
8. Из положения руки на расстоянии голени от стоп, колени не касаются пола – активное разгибание ног |
При диагностике регулятивного универсального учебного действияпланированияучитывается количество правильно подобранных упражнений для общей части разминки из расчёта 3 упражнения на 5 основных групп мышц. Правильно подобранное упражнение оценивалось в один балл. Максимально возможный результат по этому заданию - 15 баллов.
Напишите упражнения для разминки указанных групп мышц:
Группа мышц | Упражнения для разминки |
1. Мышцы головы и шеи. | 1. 2. 3. |
2. Грудные мышцы. | 1. 2. 3. |
3. Мышцы брюшного пресса и спины. | 1. 2. 3. |
4. Мышцы рук. | 1. 2. 3. |
5. Мышцы ног. | 1. 2. 3. |
С этой же целью (выявление уровня сформированности умений планирования) применяется и следующее задание. Учащимся нужно составить план действий по проведению эксперимента «Влияние кувырков на гибкость позвоночника». Оценка выставляется по пятибалльной шкале.
Составьте план действий по проведению эксперимента: «Влияние кувырков на гибкость позвоночника»:
Этап эксперимента | Необходимые действия |
1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. 3. 4. 5. |
При диагностике регулятивных универсальных учебных действийпрогнозирования и контроля проводится урок по установлению личных рекордов учащихся. Предлагается предсказать свой результат в беге на 3 круга по залу, зная свой результат в беге на 1 круг. Учитывается разница заявленного и реального результата в секундах.
При диагностике сформированности самооценки двигательного действия учитывается соответствие оценки учителя самооценке ученика. Самооценка считается сформированной, если ученик при её осуществлении не допускает ошибок.
При диагностике умения классифицировать проводится опрос по разработанной таблице. Предлагается произвести классификацию трех видов передвижений по трем любым признакам. Оценка по пятибалльной шкале выставляется за правильность выделения основания для классификации и полноту содержания.
Проведите классификацию любых трех видов передвижений по трем любым признакам по следующей форме:
Вид передвижения | Признак 1 | Признак 2 | Признак 3 |
1. | |||
2. | |||
3. |
При диагностике умения сформулировать проблему применялся тест М.А. Холодной для выявления сформированности индивидуальных понятийных структур интеллекта «Формулировка проблем».
При диагностике знаково-символических действий проводится графический тест. Предлагается изобразить 10 положений туловища, конечностей и инвентаря при выполнении различных двигательных действий. Учитывается число ошибок при сравнении с эталонным изображением. Творческие способности (умение рисовать) у учащихся не учитываются.
При диагностике умения действовать по инструкции предлагается выполнить общеразвивающее упражнение по словесной инструкции. При оценивании учитывается количество совершенных ошибок. Кроме того, предлагается оценить правильность выполнения упражнения по инструкции другим учеником. Учитывается объективность оценки (разница между оценкой учащегося и оценкой учителя).
При диагностике умения составлять инструкции предлагается составить словесную инструкцию к общеразвивающему упражнению. Учитывается количество совершенных ошибок по сравнению с эталоном.
При диагностике эмпирических знаний проводится письменное тестирование. Уровень эмпирических знаний выявляется по разработанному тест-билету из 20 вопросов.
ПРИМЕР ТЕСТ-БИЛЕТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1. Назовите основное отличие бега от ходьбы.
А) это более быстрый способ передвижения.
Б) присутствует период полета.
В) можно сильнее устать.
Г) разная работа рук.
2. Какое исходное положение в прыжке в длину с места правильное?
А) ноги вместе.
Б) ноги врозь и широко.
В) ноги врозь на ширине длины стопы.
Г) носки стоп разведены в стороны.
3. Как правильно держать малый мяч для метания?
А) на ладони.
Б) фалангами пальцев.
В) зажатым в кулак.
Г) двумя руками.
4. При выполнении спуска с горы на лыжах правильное положение палок:
А) подняты вверх.
Б) прижаты к туловищу, кольцами назад.
В) разведены в стороны.
Г) вынесены вперед кольцами перед туловищем.
5. При выполнении передачи мяча двумя руками от груди в баскетболе участвуют:
А) только руки.
Б) только ноги.
В) выполняется шаг ногой и движение руками .
Г) только кисти рук.
6. Быстрота выполнения кувырка вперед зависит от:
А) группировки.
Б) силы отталкивания.
В) постановки ног в исходном положении.
Г) постановки рук в исходном положении.
7. Правильная постановка стопы на опору в беге на короткие дистанции:
А) с передней части стопы.
Б) с пятки.
В) на всю стопу.
Г) с пятки с перекатом на носок.
8. Ноги в полёте в прыжке в длину с места:
А) прямые в стороны.
Б) согнутые.
В) согнуты и подтянуты к груди.
Г) прямые и отведены назад.
9. От чего зависит результат в метании малого мяча на дальность?
А) от длины разбега.
Б) от силы рук.
В) от скорости вылета и угла вылета мяча;
Г) от положения стоп перед выпуском снаряда.
10. Основной принцип классификации лыжных ходов на попеременные и одновременные:
А) по варианту работы рук.
Б) по варианту работы ног.
В) по длине проката.
Г) по скорости передвижения.
11. От чего зависит скорость ведения мяча по прямой в баскетболе:
А) от скорости бега и высоты отскока мяча.
Б) от силы удара мяча об пол.
В) от наклона туловища.
Г) от положения головы.
12. После отталкивания при выполнении кувырка вперед первыми касаются мата:
А) лоб.
Б) затылок.
В) лопатки.
Г) ноги.
13. Для увеличения скорости бега по дистанции стопа ставится:
А) как удобно.
Б) широко в стороны.
В) носками во внутрь.
Г) по одной линии.
14. Приземление в прыжке в длину с места должно быть:
А) на носки.
Б) на пятки.
В) на всю стопу.
Г) на внутреннюю часть стопы.
15. Метание малого мяча осуществляется:
А) согнутой рукой через сторону.
Б) прямой рукой из-за головы.
В) согнутой рукой из-за головы.
Г) прямой рукой снизу.
16. Основными способами поворотов на лыжах на месте являются:
А) переступанием, махом, прыжком.
Б) «ёлочкой», «лесенкой», ступающим шагом.
В) «упором», «плугом», боковым соскальзыванием.
Г) одновременные и попеременные.
17. После выполнения передачи мяча двумя руками от груди в баскетболе большие пальцы смотрят:
А) друг на друга.
Б) вниз.
В) вверх.
Г) в разные стороны.
18. Во время группировки при выполнении кувырка вперед руки находятся:
А) на бёдрах.
Б) под надколенником.
В) на голеностопе.
Г) на середине голени.
19. От чего зависит величина пульса при занятии физическими упражнениями:
А) от быстроты.
Б) от времени.
В) от величины задействованных мышц.
Г) от самочувствия.
20. Какие главные критерии для оздоровительного бега?
А) длина дистанции.
Б) продолжительность бега.
В) пульс и продолжительность.
Г) длина дистанции и скорость бега.
При диагностике теоретических знаний предлагается заполнить таблицу по разработанной форме. Оценка по пятибалльной шкале выставляется за качество объяснительных знаний и полноту содержания.
Заполните таблицу
Правильное выполнение элемента техники | Почему так правильно? |
1. Нога на опору в беге по дистанции ставится сверху под себя на переднюю часть стопы. | |
2. После отталкивания при выполнении кувырка вперед первым опоры касаются лопатки. | |
3. При передвижении одновременным бесшажным ходом палка вперед выносится прямой рукой до уровня глаз лапкой к себе. | |
4. В баскетболе мяч удерживается пальцами, и ладони не касаются мяча, кисти максимально свободно двигаются в лучезапястном суставе. Большой палец полностью лежит на мяче. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н.А. Алексеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 332 с.
2. Апанасенко Г.Л. Валеология: первые итоги и ближайшие перспективы /Г.Л. Хуторской. - http://lib.sportedu.ru/press/TPFK/2001N6/p2-8.htm.
3. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. – М.: Физкультура и спорт. - 1985. – 192 с.
4. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я.С.Вайнбаум. – М.: Просвещение, 1991. – 64 с.
5. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся в рамках системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова / А.Б.Воронцов // Вестник международной ассоциации «Развивающее обучение». -1966- № 1. –. С. 43-45.
6. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В.В. Давыдов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480 с.
7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 554 с.
8. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности (доклад на IV Международном конгрессе по теории деятельности) / В.В. Давыдов // Развивающее образование. Том I. Диалог с В.В. Давыдовым – М.: АПК и ПРО, 2002. – С.24-35.
9. Дисциплина в классе: как корректировать поведение и повышать самоуважение учеников, которые «плохо» себя ведут (Практическое руководство для учителей и школьных психологов) / Сост. и перевод Кривцова С.В. – М.: «Инсайт-Центр», 1994. – 128 с.
10. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264 с.
11. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 29 с.
12. Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. – М., 1991.
13. Кадыков Б.Ф. Влияние занятий спортом на агрессивность подростков/ Б.Ф. Кадыков, А.М. Тихонов // Физкультурное образование: новые идеи, технологии и перспективы: Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции (г. Чайковский, 21-23 мая 2003 г.). Ч. 2. – Чайковский: ЧГИФК, 2003. – С. 33-37.
14. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Образование и общество. – 2002. - № 1 (12). - С. 32-42.
15. Крупенин А.Л., Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. / А.Л. Крупенин, И.М. Крохина. – Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1995. - 480 с.
16. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: ВАЛГУС, 1980. - 333 с.
17. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Абрахам Маслоу. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с.
18. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования // www.ed.gov.ru/d/ob.edu/noc/rub/standart/mp/22doc.
19. Николаев Ю.М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования / Ю.М. Николаев. - http://lib.sportedu.ru/press/TPFK/2004N7/p2-10.htm.
20. Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов / В.И. Крутов, И.М. Грушко, В.В. Попов и др.; Под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. – М.: Высшая школа, 1989. – 400 с.
21. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с.
22. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. г.. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996. - 512 с.
23. Советский энциклопедический словарь, 1983. - 1600 с.
24. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001. - 101 с.
25. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 480 с. С. 413 – 414.
26. Тихонов А.М. Модернизация процесса профессионального образования по физической культуре: монография / А.М. Тихонов; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 364 с.
27. Тихонов А.М. Формирование умений активного слушания на уроках физической культуры / А.М. Тихонов, Т.С. Бойко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. - № 6. – С. 19-20.
28. Тихонов А.М. Основные подходы к преподаванию физкультуры в начальных классах в системе РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова // А.М. Тихонов, В.И. Чащухин, Ю.В. Чудинов // Совершенствование и развитие вариативных систем развивающего обучения в образовании г. Перми / Материалы 4 городской научно-практической конференции. Секция: Содержательно-технологические проблемы в начальной школе РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. – Пермь, 2000. – С 33-48.
29. Тихонов А.М. Проблемы контроля и оценки в преподавании физкультуры в системе РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова / А.М. Тихонов, В.И. Чащухин, Ю.В. Чудинов // Развивающее обучение – путь к научно-гуманистической системе образования г. Перми / Материалы 5 городской научно-практической конференции. Секция-семинар: «Проблемы и трудности освоения, становления и развития РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова в начальной школе. – Пермь: ГКОН-ЗУУНЦ. – 2001. – С 58-72.
30. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб: Питер. 2001. – 544 с.
31. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected]
Приложения
Приложение 1.
Значение коэффициента К
n | ||||||||||
- | - | 1,13 | 1,69 | 2,06 | 2,33 | 2,53 | 2,70 | 2,85 | 2,97 | |
3,08 | 3,17 | 3,26 | 3,34 | 3,41 | 3,47 | 3,53 | 3,59 | 3,64 | 3,69 | |
3,74 | 3,78 | 3,82 | 3,86 | 3,90 | 3,93 | 3,96 | 4,00 | 4,03 | 4,06 | |
4,09 | 4,11 | 4,14 | 4,16 | 4,19 | 4,21 | 4,24 | 4,26 | 4,28 | 4,30 | |
4,32 | 4,34 | 4,36 | 4,38 | 4,40 | 4,42 | 4,43 | 4,45 | 4,47 | 4,48 | |
4,50 | 4,51 | 4,53 | 4,54 | 4,56 | 4,57 | 4,59 | 4,60 | 4,61 | 4,63 | |
4,64 | 4,65 | 4,66 | 4,68 | 4,69 | 4,70 | 4,71 | 4,72 | 4,73 | 4,74 | |
4,76 | 4,76 | 4,78 | 4,79 | 4,80 | 4,81 | 4,82 | 4,82 | 4,84 | 4,84 | |
4,85 | 4,86 | 4,87 | 4,88 | 4,89 | 4,90 | 4,91 | 4,92 | 4,92 | 4,93 | |
4,94 | 4,95 | 4,96 | 4,96 | 4,978 | 4,98 | 4,99 | 4,99 | 5,00 | 5,01 | |
5,02 | 5,02 | 5,03 | 5,04 | 5,04 | 5,05 | 5,06 | 5,06 | 5,07 | 5,08 |
Приложение 2
Граничные значения t–критерия Стьюдента для 5 % и 1 % уровня значимости в зависимости от числа степеней свободы
Степень свободы | Границы значения | Степень свободы | Границы значения | ||
p=0,05 | p=0,01 | p=0,05 | p=0,01 | ||
12,7 | 63,60 | 2,08 | 2,82 | ||
4,30 | 9,93 | 2,07 | 2,82 | ||
3,18 | 5,84 | 2,07 | 2,81 | ||
2,78 | 4,60 | 2,06 | 2,80 | ||
2,57 | 4,03 | 2,06 | 2,79 | ||
2,45 | 3,71 | 2,06 | 2,75 | ||
2,37 | 3,50 | 2,05 | 2,77 | ||
2,31 | 3,36 | 2,05 | 2,76 | ||
2,26 | 3,25 | 2,04 | 2,76 | ||
2,23 | 3,17 | 2,04 | 2,75 | ||
2,20 | 3,11 | 2,02 | 2,70 | ||
2,18 | 3,06 | 2,01 | 2,68 | ||
2,16 | 3,01 | 2,00 | 2,66 | ||
2,15 | 2,98 | 1,99 | 2,64 | ||
2,13 | 2,95 | 1,98 | 2,63 | ||
2,12 | 2,92 | 1,98 | 2,62 | ||
2,11 | 2,90 | 1,97 | 2,60 | ||
2,10 | 2,88 | 1,96 | 2,59 |
Приложение 3