Сравнение двух видов разминки – без применения силовых упражнений и с применением силовых упражнений.
Разминку без применения силовых упражнений будем называть «традиционная разминка» (или ТР), а с применением силовых упражнений – «силовая разминка» (СР).
Итак, преподаватель хочет выяснить, какой вид разминки более эффективен для быстрой работы в основной части урока. Для этого нужно составить план.
Планирование эксперимента.
1. Время проведения. Понедельник, 12.00- 13.30.
2. Место проведения: манеж «Спартак».
3. Участники эксперимента: студенты 1 курса факультета физической культуры ПГПИ.
4. Время разминки 25 минут.
5. Форма организации подготовительной части урока (фронтальная).
6. Метод применения упражнений в подготовительной части урока (повторный).
7. Последовательность применения упражнений в подготовительной части урока. Упражнения в обеих разминках выполняются одни и те же, в одной и той же последовательности. В силовой разминке вместо некоторых специальных упражнений («роллинг», бег с захлёстыванием голени, семенящий бег – вводятся силовые упражнения).
8. Дозировка упражнений в подготовительной части урока. Каждое общеразвивающее упражнение выполняется 15 раз.
9. Силовые упражнения в «силовой разминке». В отличие от традиционной разминки в силовую вводятся упражнения: скачки на одной ноге («блоха») – 2х30м (на левой и правой ногах), выпрыгивания из глубокого приседа в движении (во время семенящего бега по команде преподавателя занимающиеся выпрыгивают вверх из глубокого приседа) – 60 м., выпрыгивания из полуприседа с партнёром на плечах – 2х10 раз.
10. Время отдыха после разминки – 7 минут.
11. Порядок забегов и участники забегов. В обоих экспериментах порядок забегов одинаковый (например, студент в обоих экспериментах бежит в третьем забеге, с тем же соперником).
12. Судейство. В обоих случаях преподаватель (проводящий эксперимент) работает стартером, а второй преподаватель - судьёй на финише (секундометристом).
Комментарии к плану. Необходимо было учесть все факторы, которые могут повлиять на результат эксперимента. Например, на него могло повлиять разное время проведения занятий: если первый эксперимент проводился в понедельник третьей парой, а второй – в среду первой парой. Или один урок проводился в манеже, а другой на улице.
На результат эксперимента мог повлиять сам экспериментатор (очень уж ему хотелось доказать свою правоту и он мог даже на уровне подсознания выключать секундомер на финише чуть раньше положенного), поэтому судьёй-секундометристом он попросил поработать второго преподавателя. Чтобы исключить и его влияние, ему не говорилось, что он участвует в эксперименте (ему тоже было сообщено, что повторный зачёт проводится в связи с утерей результатов). То есть всё было сделано в занятиях один к одному, за исключением силовых упражнений. Всё это называется «чистота эксперимента».
Проведение эксперимента.
Занятия проводились курсом, поэтому участниками эксперимента стали две группы студентов. Несколько студентов одно из занятий пропустили, следовательно, они в анализе результатов не учитывались. Всего в исследовании приняло участие 35 человек.
После проведения первого занятия (традиционная разминка) преподаватель записал в свой рабочей тетради следующее.
17 ноября 1982 г. Понедельник. Начало занятия в 12.03. Количество занимающихся – 38. Построение, сообщение задач урока, ходьба, медл. бег 7 мин., ОРУ в разомкнутом строю. Специальные упражнения легкоатлета – 6х60 м. Упражнения выполнялись в запланированном порядке и дозировке. Промежуток времени от окончания разминки до первого забега – 7,5 минут. Количество участников в забеге – 2. Всего забегов – 19. Время на один забег – 2 минуты. Сообщение результатов, подведение итогов. Окончание занятия – 13.25.
Протокол бега на 60 метров. В протоколах указываются фамилии испытуемых. Если данные публикуются, то указываются или порядковые номера участников, или инициалы. Фамилии можно публиковать только с разрешения участников эксперимента. Для нас сейчас главная задача показать (для меня) и понять (для читающего сей труд) как проводится эксперимент, поэтому для простоты ограничимся десятью участниками эксперимента.
Таблица 8
Протокол бега на 60 метров студентов 1 курса факультета физической культуры (17.11.82)
Студенты № п/п | Номер забега | Результат |
8,3 | ||
8,5 | ||
7,9 | ||
8,1 | ||
8,2 | ||
8,2 | ||
8,0 | ||
8,3 | ||
8,4 | ||
8,3 |
После проведения второго занятия (силовая разминка) преподавателем в рабочей тетради было записано следующее.
24 ноября 1982 г. Понедельник. Начало занятия в 12.00. Количество занимающихся – 35. Построение, сообщение задач урока, ходьба, медл. бег 7 мин., ОРУ в разомкнутом строю. Специальные упражнения легкоатлета – 6х60 м. Упражнения выполнялись в запланированном порядке и дозировке. Вместо бега с захлёстыванием голени, «роллинга» и прыжков с ноги на ногу использовались скачки на одной ноге («блоха») – 2х30м (на левой и правой ногах), выпрыгивания из глубокого приседа в движении (во время семенящего бега по команде преподавателя занимающиеся выпрыгивают вверх из глубокого приседа) – 60 м. Дополнительно использовались выпрыгивания из полуприседа с партнёром на плечах – 2х10 раз через 3 мин. отдыха.
Промежуток времени от окончания разминки до первого забега – 7 мин. 40 сек. Количество участников в забеге – 2. Всего забегов – 17. в одном забеге принимало участие 3 человека. Время на один забег – 2 минуты. Сообщение результатов, подведение итогов. Окончание занятия – 13.30.
Таблица 9
Протокол бега на 60 метров студентов 1 курса факультета физической культуры (24.11.82)
Студенты № п/п | Номер забега | Результат |
8,1 | ||
8,3 | ||
7,7 | ||
7,9 | ||
8,0 | ||
8,0 | ||
7,8 | ||
8,1 | ||
8,2 | ||
8,2 |
Анализ результатов
Теперь для сравнения эффективности упражнений, применяемых в разминке, преподавателю нужно было обработать полученную информацию. С этой целью составляется «Таблица результатов».
Таблица 10
Результаты студентов в беге на 60 м, показанные после проведения разминки традиционным способом (ТР) и с применением силовых упражнений (СР)
Студенты № п/п | Результаты (сек.) | |
ТР | СР | |
8,3 | 8,1 | |
8,5 | 8,3 | |
7,9 | 7,7 | |
8,1 | 7,9 | |
8,2 | 8,0 | |
8,2 | 8,0 | |
8,0 | 7,8 | |
8,3 | 8,1 | |
8,4 | 8,2 | |
8,3 | 8,2 | |
Х | 8,22 | 8,03 |
Х – это просто обычное среднее арифметическое для десяти участников эксперимента. Лучшие результаты студенты показали после разминки, в которой были использованы силовые упражнения.
Теперь посмотрим, что получилось бы, если преподаватель был не столь пунктуален. Во-первых, он мог бы составить свой план в уме и выполнять его, полагаясь на свою память. Во-вторых, он мог бы не заводить для протоколов специальной тетради, а просто набрасывать данные на любых, попавшихся под руку листах. Если бы план не содержал точного описания традиционной и силовой разминок, то в процессе эксперимента преподаватель мог просто забыть, в чём конкретно они состоят. Набор ОРУ мог стать другим и в этом случае уже неизвестно, что могло бы повлиять на результативность бега: силовые упражнения, или другие упражнения, применяемые в разминке. Мог бы поменяться состав и порядок забегов. В этом случае, если, например, студент в первом занятии бежал в первом забеге, а во втором – в последнем, то это тоже могло сыграть свою роль в его результате.
Далее можно выяснить, а всегда ли будет проявляться данный эффект силовой разминки (на других студентах первого курса). А для проведения научного исследования эта процедура просто необходима. Для этого определяется достоверность различий по t-критерию Стьюдента (насколько достоверно различие между результатами после ТР и СР).
Он рассчитывается по формуле:
t = X1 – X2
√¯m1²+m2² ,
где Х1 – средняя арифметическая величина результатов после традиционной разминки;
Х2 - средняя арифметическая величина после силовой разминки;
Средние величины у нас вычислены: Х1= 8,22; Х2=8,03.
m1 – стандартная ошибка среднего арифметического значения результатов после ТР;
m2 - стандартная ошибка среднего арифметического значения результатов после СР;
Для того, чтобы высчитать m1 и m2, нужно вычислить δ1 δ2, (δ – сигма, - стандартное отклонение):
δ = Хmax – Хmin ,
К
где Хmax – наибольший показатель в выборке; Хmin – наименьший показатель в выборке; К – табличный коэффициент (таблица дана в приложении 1).
Наибольший результат после ТР составляет 8,5, наименьший – 7,9 (табл.8). По специальной таблице (приложение 1) находим значение коэффициента К, который соответствует числу измерений в группе (10). Для этого в левом крайнем столбце под индексом (n) находим цифру 10, а в верхней строке – цифру 0; на пересечении этих строк – 3,08, что соответствует значению коэффициента К при 10 испытуемых.
8,5 – 7,9
δ1 = ¯¯¯¯¯3,08¯¯¯¯¯ = 0,19
Наибольший результат после СР составляет 8,3; наименьший – 7,7 (см. табл. 9).
8,3 – 7,7
δ2 = ¯¯¯¯¯3,08¯¯¯¯¯ = 0,19
Для вычисления стандартной ошибки используют:
δ
m = ——
√n-1
где n – количество испытуемых;
Подставляем наши данные в эту формулу:
0,19
m1 = —— = 0,063
√10-1
0,19
m2 = —— = 0,063
√10-1
Подставляем данные в приведённую уже выше формулу:
t = X1 – X2
√¯m1²+m2²,
t = 8,22 – 8,03 = 2,13
√¯0,063²+0,063²,
По специальной таблице (приложение 2) определяется достоверность различий. Для этого полученное значение (t) сравнивается с граничным при 5%-ном уровне значимости (t0,05) при числе степеней свободы f = n1 + n2 – 2. Если окажется, что полученное в эксперименте t больше граничного значения (t0,05), то различия между средними арифметическими результатами, показанными после различных разминок, считаются достоверными. Иными словами, в 95 случаях (95%) из 100 после разминки, в которую включаются силовые упражнения, результаты в беге на короткие дистанции будут улучшаться. А если бы значение t-критерия получилось выше 2,88 (см. приложение 2), то уровень достоверности повышался бы до 99%.
Полученные данные записываются следующим образом. Например, мы делаем вывод по результатам исследования: «Применение силовых упражнений в разминке приводит к улучшению результатов в беге на 60 метров (t=2,13; p < 0,05)». То есть, указывается значение t-критерия, а «p < 0,05» указывает на то, что ошибка в данном выводе составляет меньше 5 %. Если t оказывается меньше граничного значения, то это фиксируется как «p > 0,05», то есть ошибка в данном выводе составляет больше 5 %. Это говорит о том, что различия носят случайный характер и, следовательно - недостоверны. Вывод в этом случае будет следующий: «Применение силовых упражнений в разминке не приводят к изменению (ни улучшают, и не ухудшают) результатов в беге на 60 метров».