Решение учебной задачи раздел «Легкая атлетика»

Приведённая выше последовательность: выделение объекта изучения – наблюдение – классификация – состояния – процессы – условия процессов – эксперимент - не обязательно подразумевает работу с одним учебным материалом. Умение наблюдать, например, может формироваться на материале лёгкой атлетики, классификации – на гимнастике. Состояния могут изучаться с самых первых уроков и т.д.

Результатом первых уроков должно стать определение цели разных видов передвижений или локомоций (переместительные движения всего тела как целого в пространстве) и выделение ситуаций, в которых они применяются. Отличительные их признаки представлены в таблице (Приложении 3).

Проследим последовательность учебных действий (на протяжении ряда уроков, и не обязательно следующих друг за другом) на примере прыжка в длину с места.

На этапе наблюдения выявляются отличия одних локомоций от других. Далее, определив отличительные особенности прыжков, выясняется, что прыгать можно по-разному: в высоту, в длину, в сторону, назад, толкаясь одной, двумя ногами, с махом и без маха руками и т.д. Нужно предоставить возможность самим ученикам придумывать виды прыжков. Как правило их это увлекает и видов прыжков они придумывают даже больше, чем взрослые.

На этом этапе начинается работа над формированием действий самоконтроля и самооценки. Сначала формируется умение оценивать элементы действия другого. Полгруппы по очереди выполняют упражнение, другая половина группы – оценивает элементы по принципу: правильно-неправильно, используя для этого предварительно выбранные жесты (например, большой палец вверх – правильно, вниз – неправильно, горизонтально - сомневаюсь). Это даёт возможность продиагностировать, насколько правильно ученики могут оценивать действия других. После тренировки в умении оценивать других, переходим к самооценке этих же видов прыжков. Виды прыжков отличаются элементами, например, в исходном положении (толкаясь одной или двумя ногами), работой рук (с махом и без маха). На этом этапе, повторяем, оцениваются только отдельные элементы прыжка.

Диагностика качества усвоения учебного материала на этом этапе производится по следующим критериям (далее – диагностика):

1) Оценка правильности выполнения элементов.

2) Самооценка правильности выполнения элементов.

3) Правильное выполнение элемента.

Классификация прыжков может быть вынесена на самостоятельную работу (домашняя работа) и выполняться по мере прохождения материала. После первого же урока по теме возможна классификация прыжков, в основе которой лежит исходное положение (толкаясь двумя ногами, одной; толкаясь двумя ногами с разным расстоянием стоп друг от друга: ноги вместе, на ширине плеч, широко и т.д.).

Диагностика качества усвоения учебного материала на этом этапе производится по умению составить классификацию по заданному критерию. Например, можно составить классификацию прыжков по способу отталкивания. Здесь возможны разные виды прыжков в зависимости от угла сгибания в коленных суставах, работе рук во время отталкивания и т.д.

После каждого урока ученики отмечают своё состояние: пульс в начале и в конце урока (при условии, что они уже научились считать), самочувствие, усталость общая или отдельных частей тела. Диагностировать здесь возможно только наличие или отсутствие фиксации состояний в тетради (мы не можем оценить объективно субъективное самочувствие учеников).

Мы уже отмечали, что совокупность последовательных действий, направленных на достижение определённого результата и есть процесс. Под это определение подходит любое двигательное действие, в том числе и прыжки. Результатом выполнения разных видов прыжков должно стать нахождение схемы любого прыжка: исходное положение, подготовка к отталкиванию, отталкивание, полёт и приземление.

Диагностика: знание содержания процесса (действия и их последовательность: исходное положение, подготовка к отталкиванию, отталкивание, полёт, приземление).

Выявить влияние условий на прыжки на данном этапе обучения довольно сложно. Это тот случай, когда лучше это сделать на другом виде локомоций: беге, передвижении на лыжах, там возможностей для этого гораздо больше (бег по ровной местности, в гору, с горы). Можно, конечно, попробовать попрыгать на одном уроке в начале, а на другом – в конце урока, и выявить с помощью ощущений, какие условия (свежесть или состояние усталости) в большей степени располагают к работе в скоростно-силовом режиме.

Во втором классе начинаем знакомиться с экспериментом. В первом классе мы выяснили, что прыгать можно по-разному: вверх, в длину, в сторону и т.д., насколько хватает фантазии. В длину тоже можно прыгать по-разному: толкаясь одной ногой и двумя, с махом руками и без него, в полёте подтягивать ноги к груди и не подтягивать и т.д., вариантов много и они опробованы. Но нам нужно выходить на результативность прыжков. Значит, на данном этапе необходимо выяснить: от чего зависит дальность прыжка в длину с места? Первый элемент – исходное положение. Оно может быть разным. Какой более эффективный? Учениками высказываются разные гипотезы, как правило, ничем не обоснованные. Нужно найти способ, с помощью которого можно было бы это выявить. Учениками предлагается (если не предложат они – предлагает учитель: он тоже участник действа) выполнение упражнения разными способами, измеряя полученные результаты. Каким способом упражнение получится результативнее – тот вариант элемента правильный. Элементы, эффективность которых была доказана в исследовании, становились критериями оценки, а потом и самооценки. Для отработки правильности выполнения элементов придумываются специальные упражнения. Для контроля правильности вырабатываются критерии, с помощью которых возможно контролировать свои действия. Например, для отработки положения «подготовка к отталкиванию» мы применяли следующее упражнение: руки поставлены локтями на колени, кисти поддерживают голову за подбородок. Тяжесть тела перенесена на переднюю часть стопы, локти находятся над носками. Цель данного упражнения: прочувствовать положение сгибания ног и туловища. Это положение можно проконтролировать визуально (с помощью зрения), аудиально (с помощью слуха) и на основе ощущений, идущих от мышц и связок (кинестетический контроль). Визуальный контроль в данном упражнении: локти на коленях на уровне передней части стопы, прямой угол между бедром и голенью обеих ног. Кинестетический контроль: тяжесть тела на пальцах ног, напряжены мышцы передней поверхности бедра. А аудиально проверить данное положение невозможно.

На последующих уроках, после отработки правильных элементов, выполняя упражнение на результат, школьники оценивают свою технику выполнения двигательного действия.

На этом этапе обучения у учеников оценваются умения выявить и формулировать проблему (например: влияние расположения ног в исходном положении на длину прыжка), выдвигать гипотезу (если стопы в исходном положении будут находиться на расстоянии длины стопы, то результат будет выше) и уровень усвоения теоретического материала по специально разработанному тест-билету.

ТЕСТ-БИЛЕТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

1. От чего в большей степени зависит длина прыжка?

А) от быстроты отталкивания.

Б) от угла вылета.

В) от постановки ног в исходном положении.

Г) от маха руками.

Д) от высоты полёта.

2. Какое исходное положение в прыжке в длину с места правильное?

А) ноги вместе.

Б) ноги врозь и широко.

В) ноги врозь на ширине длины стопы.

3. При подготовке к отталкиванию ноги занимают положение:

А) полного приседа.

Б) полуприседа.

В) незначительного приседа.

Г) все правильные.

4. При подготовке к отталкиванию руки:

А) подняты вверх.

Б) прижаты к туловищу.

В) отведены назад.

Г) разведены в стороны.

Д) на поясе.

5. Отталкивание должно быть:

А) быстрым.

Б) медленным.

В) плавным .

Г) все неправильны.

6. Ноги в полёте:

А) прямые.

Б) согнутые.

В) согнуты и подтянуты к груди.

Г) все неправильны.

7. Приземление должно быть:

А) на носки.

Б) на пятки.

В) на всю стопу.

Г) не имеет значения.

Учебная задача

Поэтапно в общем виде мы привели пример решения учебной задачи. Конкретно она будет выглядеть следующим образом. Итак, учебная задача: «Как научиться далеко прыгать с места?».

1. Постановка и принятие учебной задачи.

«Научиться далеко прыгать с места».

2. Анализ ситуации.

На этом этапе выявляются причины того, что не позволяет прыгать далеко. Не позволяет далеко прыгать то, что неизвестно, какие элементы наиболее эффективны для максимально возможного результата. С помощью эксперимента эти элементы выявляются (как это делается – описано выше).

3. Конструирование способа (КС). Способ - тренировка (в принятии исходного положения, подготовке к отталкиванию, отталкивании, полёте и приземлении). Идеальный образ: 1) исходное положение – ноги расставлены на ширине длины стопы, стопы параллельны и направлены в сторону приземления, носки у самой линии, но не касаются её; 2) подготовка к отталкиванию – ноги в коленных суставах полусогнуты (прямой угол), руки отведены назад и согнуты в локтях так, что кисти находятся на уровне верхней точки таза, вес тела перенесён на кончики пальцев ног; 3) отталкивание – из точки неустойчивого равновесия быстрое выпрямление ног с одновременным быстрым махом руками; 4) полёт – ноги подтягиваются к груди и во второй части полёта голени выхлёстываются, руки вытягиваются вперед-вверх; 5) приземление – первыми касаются опоры пятки, руки касаются пола впереди стоп.

4. Решение частных учебных задач (ЧУЗ): подготовки к отталкиванию, отталкивания, полёта, приземления. На этом этапе подбираются специальные упражнения, в которых отрабатываются отдельные элементы прыжка.

ЧУЗ-1 (первая частная учебная задача): отработка приземления. (В целях безопасного приземления считаем, что начинать освоение прыжка в длину с места нужно именно с этого элемента). Упражнения для отработки элемента: подпрыгивание на месте, спрыгивание с возвышения (гимнастическая скамейка), прыжки с возвышения (стоя на возвышении в полуприседе; выпрямляясь, сделать шаг вперед, приземлиться, встречая опору пятками).

5. СК-1 (самоконтроль первого элемента). Здесь определяются критерии контроля правильности элемента. Визуальный контроль: ноги полностью сгибаются в коленях. Слуховой контроль: при приземлении не слышны удары об пол (нет шлепающего звука как при приземлении на всю стопу). Чувственный контроль: нет болевых ощущений в коленях и пояснице, пальцы рук касаются пола, растягиваются мышцы передней поверхности бедра.

Акцент на руки (пальцы касаются пола) делается для того, чтобы смягчить нагрузку на колени и поясничный отдел позвоночника (F=PH/S, где F – нагрузка, P – вес спортсмена, S – путь торможения, Н – высота спрыгивания). То есть цель данного элемента - получить чувственный опыт мягкости приземления за счет большого пути торможения. Когда руки касаются пола – ноги полностью сгибаются в коленных суставах, что и увеличивает путь торможения.

6. СО-1 (самооценка). Определяется количество баллов, начисляемых за правильное выполнение элемента. Оценка в один балл ставится, если: пятки первыми встречают опору при приземлении, пальцы рук касаются пола, нет болевых ощущений в коленях и пояснице.

И так далее. Решается ЧУЗ-2 (отработка исходного положения для прыжка в длину с места), ЧУЗ-3 (подготовка к отталкиванию), ЧУЗ-4 (отталкивание), ЧУЗ-5 (полёт). При решении каждой ЧУЗ определяются критерии самоконтроля, количество баллов за правильное выполнение. Элементы, правильность их выполнения, специальные упражнения с описанием цели, инструкциями по выполнению и критериями контроля приведены в таблице 11.

Таблица 11

Содержание работы над постановкой техники прыжка в длину с места

Элементы прыжка в длину с места в последовательности их отработки. Критерии контроля правильности выполнения элемента. Специальные упражнения. Критерии контроля правильности исполнения специального упражнения. Шкала оценки правильности исполнения действия
1.Мягкость приземления     2.Полет     3.Подготовка к отталкиванию   4.Отталкивание При соприкосновении с опорой ноги сгибаются в коленных суставах   В первой половине фазы полета сохранить выпрямленное положение или пригнуться в пояснице, во второй - туловище наклонить вперед, ноги подтягиваются к груди (группировка)   Ноги расположены на расстоянии длины стопы, туловище наклонено вперед, ноги согнуты до положения полуприседа. Линия старта     Резкое разгибание ног и туловища в момент неустойчивого равновесия, сопровождаемое взмахом рук вперед-вверх. 1.1.Подскоки на месте. Цель: Получить ощущение мягкости приземления. Инструкция по выполнению: Стоя на месте, расстояние между столами – от ширины до длины стопы. Незначительно согнув ноги в коленях, вытолкнуться вверх, приземлиться на носки, слегка сгибая ноги в коленях. Далее цикл повторяется. Подскоки выполняются легко и ритмично. Число подскоков – 15-30. Упражнение усложняется за счёт поворотов, акцентирования (из серии подскоков, один выполняется энергичнее и выше), с небольшим продвижением вперёд 1.2.Спрыгивание с высоты30-40 см (гимнастическая скамейка). К концу 1 класса высота, с которого производится прыжок, увеличивается до 50-60 см. Цель. Смягчить нагрузку на колени и поясничный отдел позвоночника (F=PH/S) F – нагрузка P – вес спортсмена S – путь торможения Цель: Получить чувственный опыт мягкости приземления за счет большого пути торможения. Инструкция по выполнению: Стоя во весь рост на возвышении; спрыгнуть не сгибая ноги в коленях. После касания стопой опоры, начинается сгибание ног в коленных суставах до положения полного приседа с касанием пола пальцами рук. (Разновидности: спрыгивание из положения полуприседа, не разгибая ноги в коленях, разгибая ноги в коленях; с поворотом.) 1.3.Прыжки с возвышения 30-40 см. Цель: получить чувственный опыт приземления с пяток. Инструкция по выполнению: Стоя на возвышении в полуприседе. Выпрямляясь, сделать шаг вперед, приземлиться, встречая опору пятками.   2.1.Прыжки с возвышения Цель: прочувствовать прогибание в пояснице и группировку в полете. Инструкция к выполнению: Стоя на возвышении в полуприседе, оттолкнуться вперед-вверх. В первой части полета прогнуться в поясничной и грудной области, во второй-туловище наклоняется вперед, ноги подтягиваются к груди.   2.2.Имитация движений в полете на месте. Цель: та же. Инструкция. Стоя на месте, ноги на ширине плеч, руки вперед-вверх. Отводя руки за голову, прогнуться в пояснице, затем, сгибая колени и наклоняя туловище, прийти в положение седа. 2.3.Имитация движений в полете на шведской стенке. Цель: та же. Инструкция. И.п. - вис на шведской стенке, спиной к ней. Прогнуться в пояснице, вынести ноги, согнутые в коленных суставах до параллели с полом. (то же на кольцах, перекладине).   3.1.Руки поставлены локтями на колени, кисти поддерживают голову за подбородок. Тяжесть тела перенесена на переднюю часть стопы, локти находятся над носками. Цель: прочувствовать положение сгибания ног и туловища. Инструкция. 3.2.И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. Отвести прямые руки назад. Цель: Почувствовать положение рук. 3.3.И.п. – как в 3.1. Отвести прямые руки назад. Цель: почувствовать положение прыгуна, готового к отталкиванию.   4.1. Определение точки неустойчивости равновесия. Цель: получение ощущения момента неустойчивого равновесия, когда нужно отталкиваться. Инструкция к выполнению. И.п. Стоя, ноги находятся на расстоянии длины стопы друг от друга. Положить ладони на колени и согнуть ноги так, чтобы колени и руки находились на уровне пальцев ног. Вес тела на всей стопе. Не меняя взаимного расположения частей тела, начинать медленно наклоняться до момента, когда начитаешь падать, и в этот момент попытаться, не меняя положения тела, удержаться как можно дольше. 4.2.Прыжок вверх. Цель: Получить чувственный опыт быстрого, резкого отталкивания. Инструкция к выполнению И.п. 4.3.Подскоки за счет взмаха руками. Цель: Прочувствовать значимость взмаха руками. Инструкция к выполнению. Стоя, ноги врозь (уже определенное расстояние), руки прямые, отведены назад до крайнего положения. Сделать резкий мах руками вперед-вверх. 4.4. Всевозможные подскоки и прыжки на двух ногах. 4.5. Прыжки под хлопки (собств.) Отталкивание после спрыгивания. 1.1. Визуальный контроль. При соприкосновении передней части стопы с полом, ноги в коленях слегка сгибаются. Слуховой контроль. При приземлении не слышно громких ударов. Контроль ощущения. Чувство пружинистого сжатия во время приземления   1.2.Визуальный контроль. Ноги полностью сгибаются в коленях. Слуховой контроль. При приземлении не слышны удары об пол.   Чувственный контроль Нет болевых ощущений в коленях и пояснице. Пальцы рук касаются пола. Растягиваются мышцы передней поверхности бедра.   1.3.Визуальный контроль. Пятки первыми встречают опору при приземлении. Слуховой контроль: Нет шлепающего звука как при приземлении на всю стопу. Чувственный контроль: Ощущение устойчивости после приземления.   2.1.Визуальный контроль. Руки движутся вверх и уходят за голову, исчезая из поля зрения. Во второй половине фазы полета бедра занимают положение параллельное полу. Чувственный контроль. Прочувствовать сокращения мышц спины в поясничной области и растяжение мышц передней части туловища, затем сокращение мышц живота.     2.3.Визуальный контроль Бедра занимают параллельное положение с полом. Чувственный контроль. Напряжены мышцы живота.     3.Визуальный контроль. Локти на коленях на уровне передней части стопы. Прямой угол между бедром и голенью обеих ног. Чувственный контроль. Тяжесть тела на пальцах ног, напряжены мышцы передней поверхности бедра.     Визуальный контроль. Руки назад на уровне плеч. Чувственный контроль. Чувствуется натяжение мышц плеча. Визуальный и чувственный контроль – как 3.1 и 3.2. вместе.   4.1.Визуальный контроль. При наклоне руки (кисти) и колени за линию старта (за линию, соединяющую большие пальцы ног). Чувственный контроль. Вес тела на кончиках пальцев ног.   Визуальный контроль. Руки движутся вперед-вверх. Чувственный контроль. Стопы отрываются от пола.   Слуховой контроль. Отталкивание быстрое, как хлопок (хлопать по бёдрам). Отталкиваться как от горячей плиты. 1 балл: значительное сгибание ног в коленях при приземлении

Количество баллов, которыми оценивается каждый элемент, может быть разным. Например, исходное положение может быть оценено в один балл (ноги расставлены на ширине длины стопы, стопы параллельны и направлены в сторону приземления, носки у самой линии, но не касаются её), а может в три балла: 1 балл - ноги расставлены на ширине длины стопы; 1 балл - стопы параллельны и направлены в сторону приземления; 1 балл - носки у самой линии, но не касаются её. У нас обычно прыжок в длину с места оценивался в шесть баллов: все элементы по 1 баллу, кроме отталкивания – оно оценивалось в два балла (по одному баллу оценивалось быстрое отталкивание из точки неустойчивого равновесия и быстрый мах руками).

Отметка (перевод в пятибалльную шкалу для учёта успеваемости) выставляется за объективность самооценки (сравнивается самооценка и оценка учителя). Если самооценка объективна (такая же, как у учителя) – отметка «пять», одна или две ошибки в самооценке (на усмотрение учителя и зависит от сложности двигательного действия) – «хорошо» и т.д.

При таком оценивании не гарантировано, что отметку «отлично» получит ученик, который от природы быстр и прыгает дальше всех.

Наши рекомендации