МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1

МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА.

Поскольку практическое занятие не всегда проходит после соответствующей темы лекции (это зависит от расписания), студентам необходимо при подготовке данной темы усвоить несколько основных понятий (более подробно они будут рассматриваться на лекции).

Социальная стратификация -структурированное неравенство между различными общностями или группами людей, которое приводит к их иерархическому расположению в обществе. Социальная стратификация - это вертикальный «срез» общества. Стратификация всегда предполагает, что есть группы/общности, расположенные на «социальной лестнице» более высоко, чем другие (см. картинку), например, высший класс, средний класс, низший класс.

МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1 - student2.ru

Социальные страты -группы или общности людей, структурированные на основе дохода, власти, престижа, образования, отличающиеся от других по своему стилю жизни и менталитету.

Социальная структура -совокупность различных по численности, характеру, социальному положению групп, общностей, их социальных позиций и взаимоотношений между ними. Социальная стратификация – это горизонтальный срез общества. Социальная структура не предполагает иерархического расположения, связи и взаимоотношения между различными группами не выстраиваются по принципу «выше-ниже» (см. картинку). Так, социальную структуру можно оценивать по религиозному критерию. Тогда, например, в белорусском обществе выделяются группы по конфессиональной принадлежности: православные, католики, протестанты, иудеи, мусульмане. Если рассматривать образовательную структуру, можно выделить группы лиц без образования, со средним образованием, средним специальным, высшим и т.д.

МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1 - student2.ru

Социальная мобильность -изменение индивидом или группой их места в социальном пространстве, перемещение их из одного социального положения в другое

Теории социальной стратификации

Современные эмпирические исследования в области социальной стратификации и социальной мобильности как в отечественной социологии, так и в западной опираются на теоретические разработки и концепции М. Вебера, П. Сорокина, П. Бурдье, М. Кона и других исследователей.

Средний класс.

Впервые понятие «средние слои» применительно к обществу начал употреблять еще Аристотель. Именно он высказал идею, которая с тех пор регулярно повторяется многими учеными: чем больше будет эта средняя часть общества, тем стабильнее будет и само общество. В 20 в. понятие «среднего класса» получило очень широкое распространение, поскольку именно в это время наблюдалось его резкое численное увеличение. Анализом среднего класса занимались Макс Вебер, Норман Элиас, Л.Уорнер, Д.Голдторп и др. Даже марксисты, несмотря на абсолютизацию биполярности классовой структуры (пролетариат – буржуазия), признавали существование среднем классе, относя его к промежуточным социальным группам. Наиболее глубоко и всесторонне проблемы среднего класса рассматриваются в рамках стратификационного (функционального) подхода в социологии.

В начале 20 в. к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наемного труда, которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса. Кроме представителей таких элитных высокооплачиваемых профессий как высшие менеджеры, адвокаты, бухгалтера, научные работники и т.д., на уровень среднего класса вышли и зарабатывающие немногим меньше торговые агенты, преподаватели школ и вузов, врачи, клерки, представители многих других массовых профессий.

Среди ученых постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения – то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины».

Существует два подхода к характеристике структуры среднего слоя.

Одни ученые рассматривают средний класс как некое довольно однородное образование. При этом подчеркивается, что представитель среднего класса имеет более высокий доход и более выгодные условия труда, чем люди из низшего класса, но у него менее выгодные позиции по этим же параметрам, чем у людей, относящихся к высшему классу.

Более распространен второй подход, сторонники которого подчеркивают неоднородность среднего класса. Например, согласно современному британскому социологу Энтони Гидденсу, внутри его можно выделить две основные категории. Первая – «старый средний» класс – включает в себя мелких предпринимателей. Данная категория характеризуется непостоянством численности, хотя ее удельный вес в составе населения остается довольно высоким. Это является результатом того, что постоянно происходит процесс выбывания разорившихся предпринимателей, который уравновешивается притоком новых людей, желающих попробовать свои силы в собственном бизнесе. Вторая категория – «новый средний» класс – состоит из высокооплачиваемых наемных работников, как правило, занятых интеллектуальным трудом. Высший слой «нового среднего» класса включает менеджеров и специалистов, работающих в сфере крупного бизнеса. Эти люди, как правило, имеют высшее образование и являются высококлассными специалистами. К низшему слою относятся учителя, врачи, конторские служащие и т.д. Это очень разнородная группа людей, по многим параметрам схожая с рабочим классом.

Средний класс или средний слой в настоящее время составляет основную часть развитого общества. Качественные критерии среднего класса сводятся к уровню доходов, стандартам потребления, уровню образования, владению материальной или интеллектуальной собственностью, способностью к высококвалифицированному труду. Удельный вес средних слоев в развитых странах составляет ныне 60—70% населения, а нижние и верхние слои (бедные и элитные группы) значительно уступают среднему классу по численности.

Средний класс — это не только большая часть современного развитого общества, но и весьма сложная, неоднородная по структуре сеть социальных образований. Составные части его структуры различаются по источникам формирования, социальному статусу и многим другим характеристикам. Границы структуры жестко не фиксированы: между ее различными группами происходит интенсивная диффузия («растекание»). Наиболее заметная тенденция последних десятилетий — сокращение традиционных слоев (собственников) и устойчивый рост новых средних слоев (работников по найму). Средний слой придает современному обществу устойчивость и одновременно выступает в качестве динамизирующего фактора, стимулируя социокультурные изменения и инновации.

В постсоветских странах формирование среднего класса имеет ряд особенностей. Можно рассмотреть эти особенности на примере Беларуси, для чего предлагается воспользоваться дополнительными материалами:

http://www.zautra.by/art.php?sn_nid=20662

http://moyuniver.net/osobennosti-srednego-klassa-v-belarusi/

http://4esnok.by/analitika/est-li-v-belarusi-srednij-klass-i-kto-tuda-vxodit/

Просьба обратить внимание на неоднозначность оценок принадлежности к среднему классу в Беларуси, отличие количественных показателей при различных подходах, влияние современных экономических процессов на динамику среднего класса!

МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1

Наши рекомендации