Основные виды деятельности детей в ДОУ
Структура занятия.
Что такое структура занятия — это «скелет», то из чего состоит определённое занятие.
1. Начало. Повторение ранее изученного материала.
2. Середина. Новый материал
3. Конец. Закрепление нового материала
Любое занятие в детском саду проходит именно по этому «скелету»,
Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.
Вводная часть. (Начало)
1. Введение в игровую ситуацию (или организационный момент).
2. Мотивация.
Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). Главной задачей на этом этапе является формирование интереса у воспитанников к содержанию НОД, направление внимания детей, раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниям взрослого.
3. Постановка проблемы.
Затруднение в игровой ситуации. Этот этап позволяет педагогу познакомить детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, либо созданию проблемной ситуации, требующей разрешения.
Поиск выхода из затруднительной ситуации.
Можно использовать:
•Разминка (физминутка: любая мини гимнастика с использованием игры и с речевым сопровождением обязательно)
•Наводящие вопросы о том, как дети усвоили прошлый материал
•Индивидуальная работа (опросить 1-2 ребят)
•Плавный переход от пройденного материала к новому
Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.
2. Основная часть. (Середина)
4. Актуализация знаний
Задачи этого этапа: актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подвести детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешению проблемной ситуации, либо усвоению нового.
5. «Открытие» детьми новых знаний, способа действий.
На этом этапе воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи.
5. Самостоятельное применение нового на практике. Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы).
Задача данного этапа: овладение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений. Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата.
Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.
Можно использовать:
• Новый материал (в игровой форме)
• Игра на изучение нового материала (донести до детей через игру)
• Индивидуальная работа (опросить 1-2 ребят)
• Физминутка (прыжки, приседания и др, в сопровождении речи)
• Вопросы на закрепление нового материала (в игровой форме)
Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.
Заключительная часть (конец занятия)
Заключительная часть
6. Итог занятия. Систематизация знаний.
Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?». Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились ..., узнали ...».
7. Рефлексия. Формирование элементарных навыков самоконтроля,.самооценки (для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).
Можно использовать:
• Вспомнить с детьми, что делали на протяжении всего занятия
• Вопросы на то, как дети усвоили материал
• Индивидуальная работа (опросить 1-2 ребят)
• Вопросы о том, что запомнилось и понравилось
• Подвижная игра ( на тему нового материала)
После занятия воспитатель обязательно делает самоанализ, что удалось, над чем следует поработать, запланировать индивидуальную работу на следующее занятие со слабыми детьми и с теми кто по болезни или по иной причине отсутствовал на занятии, определить уровень усвоения, закрепить тему в свободном виде деятельности детей и опять же в игровой форме.
Матрица написания конспекта непосредственно образовательной деятельности.
Тема:
Цель:
Задачи:
(образовательные, развивающие, воспитательные)
Оборудование и образовательные ресурсы:
Предварительная работа:
Интеграция образовательных областей:
Методы и приёмы:
Виды деятельности:
Форма организации детей:
Место проведения:
Дата проведения:
Кол-во человек:
Ход (Содержание непосредственно образовательной деятельности).
(таблица подходит для самоанализа)
Этап занятия | Виды детской деятельности (коммуникативная, игровая………….) | Формы работы | Задачи | Примечания |
1.Введение в тему | ||||
2.Организационный момент | ||||
3. Мотивация | ||||
4. Постановка цели | ||||
5. Совместная деятельность воспитателя и детей | ||||
6. Самостоятельная деятельность детей | ||||
7. Рефлексия |
Определить направление деятельности помогает анализ занятия в ДОО по ФГОС. В таблице поэтапно расписано занятие с воспитанниками дошкольного учреждения. Ее заполнение помогает учесть все эти моменты при подготовке к занятиям.
Виды деятельности (ФГОС ДО)
Ранний возраст:
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
2. Экспериментирование с материалами и веществами.
3. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами (ложка, лопатка и др.).
4. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов.
5. Рассматривание картинок.
6. Двигательная деятельность.
Дошкольный возраст:
1. Игровая.
2. Коммуникативная.
3. Познавательно-исследовательская.
4. Восприятие художественной литературы и фольклора.
5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
6. Конструирование из разного материала.
7. Изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
8. Музыкальная.
9. Двигательная.
Интеграция
Интеграция – означает восстановление, восполнение, объединение частей в целое. Интегрированное занятие - это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность. Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаются такие задачи как:
- Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире.
- Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на НОД педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
В процессе обучения на таких занятиях используются различные образовательные технологии.
· сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
· проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
· разнообразные речевые дидактические игры, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:
· чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
· продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы
· взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе НОД
· большая информативная емкость образовательного материала,
· систематичность и доступность изложения материала;
· необходимость соблюдения временных рамок
Основные принципы взаимодействия с детьми:
Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.
Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.
Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.
Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.
Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей
Интеграция образовательных областей на примере образовательной области «Физическое развитие»
Познавательную, социальную, речевую сферу дошкольников можно обогащать не только в рамках соответствующих образовательных областей, но и посредством игровой двигательной деятельности в образовательной области «Физическое развитие».
Вот задачи, которые органично интегрируются в образовательную деятельность по физическому развитию:
1. Формирование посредством движений пространственных, временных представлений: слева – справа, вверх – вниз, длинный – короткий, медленный – быстрый, сильный – слабый.
2. Изучение в процессе двигательной деятельности физических свойств и фактуры предметов: тяжелый – легкий, мягкий – твердый, гладкий – шершавый, тонкий – толстый.
3. Расширение и активизация словарного запаса детей, предметного, глагольного, слов-определений, наречий: ловить, бросать, пинать, катать, толкать, забрасывать, упругий, прыгучий и др.
4. Развитие посредством двигательных заданий, подвижных игр, эстафет математических представлений, а также психических процессов: памяти, внимания, воображения, наблюдательности.
5. Воспитание личностных качеств: смелости, справедливости, настойчивости, честности, целенаправленности.
6. Формирование необходимых этических норм, например, таких как: женственности, мягкости, аккуратности у девочек, мужественности, лидерства у мальчиков; дружеских взаимоотношений друг с другом, чувства товарищества и взаимопомощи.
7. Коррекция эмоционального состояния детей: формирование положительных эмоций в процессе игры, выработка адекватных эмоциональных реакций на те или иные двигательные игровые ситуации.
В процессе двигательной активности дети воспринимают любую информацию наиболее активно, эмоционально и с интересом. Это способствует лучшему формированию знаний, навыков и умений, а также развитию способностей.
Предпочтительной формой взаимодействия педагога с детьми будет сюжетная образовательная деятельность в виде путешествий, двигательных рассказов, игровых, проблемных, познавательно-оздоровительных и физкультурно-речевых ситуаций.
В процессе такой деятельности используются:
— приемы имитации и подражания;
— образные сравнения;
— проблемные вопросы;
— упражнения общеразвивающего воздействия;
— игровые упражнения на координацию движений;
— упражнения, направленные на развитие двигательных навыков, крупную и мелкую моторику;
— подвижные игры;
— подвижные игры с речевым сопровождением;
— карточки, схемы, символы и др.
Все это соответствует психологическим особенностям дошкольников, а значит, облегчает процесс запоминания программного материала, освоения физических упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию речи, мышления, воображения, творческих способностей и познавательной активности.
Образовательные области по ФГОС ДО
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлено пять направлений развития воспитанников (или образовательных областей): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Такая структуризация будет достаточно условной, так как многие личностные качества (самостоятельность, инициативность и др.), а также знания, умения и навыки воспитанников развиваются и формируются при обязательном учете принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
Например, эмоциональное или творческое развитие дошкольников нельзя «вставить» в какую-то одну образовательную область. Эмоциональность и творчество развиваются во всех сферах деятельности детей.
Основные задачи образовательных областей
Познавательное развитие
— ознакомление с окружающим социальным миром,
— ознакомление с окружающим природным миром,
— ознакомление с окружающим предметным миром,
— формирование элементарных математических представлений,
— экспериментирование и исследовательская деятельность,
— сенсорное развитие.
Задачи:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
— формирование звуковой культуры речи,
— формирование словаря,
— формирование грамматического строя речи,
— развитие связной речи,
— развитие речевого творчества,
— ознакомление с художественной литературой,
Задачи:
— владение речью как средством общения и культуры;
— обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
— развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Физическое развитие
— охрана и укрепление здоровья,
— развитие физических качеств,
— формирование представлений о здоровом образе жизни.
Задачи:
— приобретение опыта в двигательной деятельности детей;
— развитие координации и гибкости, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
— овладение подвижными играми с правилами;
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Региональное содержание образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования в содержании программы дошкольной организации и рабочей программы педагога должна быть отражена региональная специфика и особенности.
При реализации задач регионального содержания необходимо:
— обеспечить взаимодополнение (интеграцию) образовательных областей;
— применять деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. дети должны сами выбрать ту деятельность, в которой они хотели бы отобразить свои представления;
— создавать развивающую среду, способствующую развитию личности ребенка на основе народной культуры.
Примерные задачи регионального характера по образовательным областям:
«Познавательное развитие»
Задачи:
1. Развивать у детей познавательный интерес к родному городу (поселку).
2. Развивать способности чувствовать красоту природы своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
3. Развивать представления детей об особенностях и культурных традициях жителей родного края.
Методы:
— Рассказывание сюжетных историй о жизни города (поселка), об архитектурных сооружениях.
— Стимулирование любознательности, самостоятельного поиска информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию).
— Вовлечение в игры-путешествия по родному городу, проведение экскурсий.
— Побуждение к творчеству на содержании освоенного краеведческого материала.
«Речевое развитие»
Задачи:
1. Овладение речью как средством культуры.
2. Обогащение активного словаря с учетом региональной тематики.
3. Ознакомление с региональным фольклорным творчеством.
Методы:
— Знакомство с произведениями национальных (местных) писателей, поэтов, с образцами национального (местного) фольклора.
— Формирование у детей опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе (селе), о достопримечательностях родного города (села).
— Творческое придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины.
— Использование народных игр со словами, инсценировок, игр-драматизаций регионального характера.
— Обследование игрушек и предметов народного быта.
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
1. Развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм).
2. Формировать умение отражать полученные знания, умения в разных видах художественно-творческой деятельности.
3. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Методы:
— Беседы в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине.
— Организация различных видов музыкальной деятельности на региональную тематику.
— Создание мини-музеев, организация выставок изделий народных промыслов и ремесел родного края.
Примерная памятка для самоанализа занятия.
1. Какие особенности и возможности детей были вами учтены при планировании занятий?
2. Была ли произведена с детьми предварительная работа? Какова связь тематики этого занятия с предыдущими?
3. Какие решались задачи: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплектность, взаимосвязь?
4. Рационально ли выбрана структура, время, место, форма организации занятия?
5. Оценить содержание, использованные методы и приемы. Дайте обоснования выбранным методам обучения.
6. В чем проявился дифференцированный подход к детям? Какие средства обучения вы использовали?
7. Перечислите формы организации детской деятельности, за счет которых обеспечивались работоспособность, заинтересованность детей в течение всего занятия?
8. Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему?
Структура занятия.
Что такое структура занятия — это «скелет», то из чего состоит определённое занятие.
1. Начало. Повторение ранее изученного материала.
2. Середина. Новый материал
3. Конец. Закрепление нового материала
Любое занятие в детском саду проходит именно по этому «скелету»,
Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.
Вводная часть. (Начало)
1. Введение в игровую ситуацию (или организационный момент).
2. Мотивация.
Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). Главной задачей на этом этапе является формирование интереса у воспитанников к содержанию НОД, направление внимания детей, раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниям взрослого.
3. Постановка проблемы.
Затруднение в игровой ситуации. Этот этап позволяет педагогу познакомить детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, либо созданию проблемной ситуации, требующей разрешения.
Поиск выхода из затруднительной ситуации.
Можно использовать:
•Разминка (физминутка: любая мини гимнастика с использованием игры и с речевым сопровождением обязательно)
•Наводящие вопросы о том, как дети усвоили прошлый материал
•Индивидуальная работа (опросить 1-2 ребят)
•Плавный переход от пройденного материала к новому
Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.
2. Основная часть. (Середина)
4. Актуализация знаний
Задачи этого этапа: актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подвести детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешению проблемной ситуации, либо усвоению нового.
5. «Открытие» детьми новых знаний, способа действий.
На этом этапе воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи.
5. Самостоятельное применение нового на практике. Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы).
Задача данного этапа: овладение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений. Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата.
Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.
Можно использовать:
• Новый материал (в игровой форме)
• Игра на изучение нового материала (донести до детей через игру)
• Индивидуальная работа (опросить 1-2 ребят)
• Физминутка (прыжки, приседания и др, в сопровождении речи)
• Вопросы на закрепление нового материала (в игровой форме)
Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.
Заключительная часть (конец занятия)
Заключительная часть
6. Итог занятия. Систематизация знаний.
Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?». Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились ..., узнали ...».
7. Рефлексия. Формирование элементарных навыков самоконтроля,.самооценки (для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).
Можно использовать:
• Вспомнить с детьми, что делали на протяжении всего занятия
• Вопросы на то, как дети усвоили материал
• Индивидуальная работа (опросить 1-2 ребят)
• Вопросы о том, что запомнилось и понравилось
• Подвижная игра ( на тему нового материала)
После занятия воспитатель обязательно делает самоанализ, что удалось, над чем следует поработать, запланировать индивидуальную работу на следующее занятие со слабыми детьми и с теми кто по болезни или по иной причине отсутствовал на занятии, определить уровень усвоения, закрепить тему в свободном виде деятельности детей и опять же в игровой форме.
Матрица написания конспекта непосредственно образовательной деятельности.
Тема:
Цель:
Задачи:
(образовательные, развивающие, воспитательные)
Оборудование и образовательные ресурсы:
Предварительная работа:
Интеграция образовательных областей:
Методы и приёмы:
Виды деятельности:
Форма организации детей:
Место проведения:
Дата проведения:
Кол-во человек:
Ход (Содержание непосредственно образовательной деятельности).
(таблица подходит для самоанализа)
Этап занятия | Виды детской деятельности (коммуникативная, игровая………….) | Формы работы | Задачи | Примечания |
1.Введение в тему | ||||
2.Организационный момент | ||||
3. Мотивация | ||||
4. Постановка цели | ||||
5. Совместная деятельность воспитателя и детей | ||||
6. Самостоятельная деятельность детей | ||||
7. Рефлексия |
Определить направление деятельности помогает анализ занятия в ДОО по ФГОС. В таблице поэтапно расписано занятие с воспитанниками дошкольного учреждения. Ее заполнение помогает учесть все эти моменты при подготовке к занятиям.
Виды деятельности (ФГОС ДО)
Ранний возраст:
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
2. Экспериментирование с материалами и веществами.
3. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами (ложка, лопатка и др.).
4. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов.
5. Рассматривание картинок.
6. Двигательная деятельность.
Дошкольный возраст:
1. Игровая.
2. Коммуникативная.
3. Познавательно-исследовательская.
4. Восприятие художественной литературы и фольклора.
5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
6. Конструирование из разного материала.
7. Изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
8. Музыкальная.
9. Двигательная.
Основные виды деятельности детей в ДОУ
Детская деятельность | Специфические задачи психолого-педагогической работы | Формы работы |
Двигательная | - накопление и обогащение двигательного опыта детей; - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; - развитие физических качеств | Физические упражнения. Физминутки и динамические паузы. Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная). Ритмика, ритмопластика. Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования. Игры-имитации, хороводные игры. Народные подвижные игры. Пальчиковые игры. Спортивные упражнения Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке. |
Игровая | - развитие игровой деятельности детей; - формирование положительного отношения к себе, к окружающим; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | Сюжетно-отобразительные игры. Сюжетно-ролевые игры: бытовые, производственные, общественные. Театрализованные игры: игры-имитации (в том числе игры-этюды), ролевые диалоги на основе текста, драматизации, инсценировки, игры-импровизации. Режиссерские игры: с игрушками-персонажами, прдметами-заместителями. Игры-фантазирования (ТРИЗ, «Грамматика фантазии» Дж.Родари и др.) Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом. Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др. Дидактические игры: с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные). Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки; игры Никитина, Воскобовича и др. Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием предметов (мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др.) Игры с элементами спорта: городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол. Досуговые игры:игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные. Проектная деятельность, н-р, «Школа волшебников» (сочинение сценария и игра- инсценировка придуманной сказки. |
Продуктивная | - развитие продуктивной деятельности; - развитие детского творчества; - приобщение к изобразительному искусству. | Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь); лепка (глина, пластилин, пластика); аппликация(бумага, ткань, природные материалы) *по замыслу, *на заданную тему. Художественный труд(поделки из бумаги, картона, поролона, ткани;природного, бросового материала и др.): *украшения к праздникам, *поделки для выставок детского творчества, *подарки, сувениры, *декорации к театрализованным спектаклям, *украшение предметов личного пользования и др. Конструирование из строительного материала и деталей конструктора: *по образцу (схеме, чертежу, модели), *по условиям, *по замыслу. Конструирование из бумаги: *по выкройке, *схеме (оригами). Свободное конструирование из природного материала (постройки из песка и снега). Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности(монотипия, кляксография, оттиск, тиснение, набрызг и др.). Творческая продуктивная деятельность на развитие воображения и фантазии («Жители неизвестной планеты», «Сказочное животное», «Необыкновенный вид транспорта», «Волшебное дерево» и др.) Разнообразная интегративная деятельность: *рисование иллюстраций к литературным и музыкальным произведениям; *создание коллажей, панно, композиций с использованием разных видов продуктивной деятельности и др. Детский дизайн: *архитектурно–художественное моделирование («Цветочный город», «Наша улица», «Дворец Снежной королевы», «Страна чудес» и др.); *дизайн интерьера, одежды, украшений, посуды и др. Организация и оформление выставок. Проектная деятельность, н-р, «Подарок маме», «Новогодняя мастерская», «Детский сад будущего» и др. |
Коммуникативная | - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; - развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами речи. | Свободное общение на разные темы. Художественно-речевая деятельность: сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев для театрализованных игр-инсценировок. Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», «У меня зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др. К Наши рекомендации
|