Греческая мифология и философия
Греческая мифология своими корнями уходит в глубокую древность. В греческой политеистической религии боги представлялись антропоморфными и олицетворяли силы природы и стороны человеческой деятельности. Наиболее ярко греческая мифология представлена в двух эпосах Гомера «Илиада» и «Одиссея. По ним учились древнегреческие юноши.
Греческая мифология существенно отличается от мифологии традиционных обществ.
Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.
· Сфера сакрального, мифологического переосмысливается. В отличие от традиционных обществ, мифология перестает быть основой рациональной мысли, ею становится философия (период архаики), в которой происходит опора на интеллект.
· Знание не было монополизировано жрецами, элитой как в традиционном обществе, поэтому знание было доступно всем, на основе чего возникает светская ученость – философия.
· В Греции жреческо-бюрократическая каста отсутствовала, поскольку должность жрецов была выборная, а не пожизненная. В этом случае нельзя говорить о сакральности жреца, так как он подчиняется тем же правилам, что и все граждане.
В Греции состоялась первая попытка освободить знания от мифологии. Философия стала началом развития системы рационального знания, т.е. объяснение общ-ва и природы шло через законы естественного и общественного развития, а не с помощью мифов и образов. Греческая философия стала родоначальницей европейской науки, поскольку представляла собой понятийно-логическое мышление.
Материальные условия жизни в Афинах улучшались, а нравы падали. Молодежь, к удивлению старших, совсем не ценила счастливой судьбы, росла циничной, самоуверенной, стремилась только к наслаждениям. Многие полагали, что в падении нравов виновата не молодежь, а государственный строй, поощряющий распущенность. В этих спорах принимал участие Сократ (470-399 гг. до н.э.) – греческий философ 2 пол. 5 в. как и Перикл он был славой Афин. Его место в истории философии столь значительно, что всех более ранних философов Греции называют «досократики».
Сократ был уроженцем Афин, сыном каменотеса и повитухи. По легенде, дельфийский оракул на вопрос о том, кто явл-ся самым мудрым чел-ком в Элладе, ответил, что это Сократ. Узнав об этом, С. Был очень удивлен, поскольку никогда не думал о себе, как о мудреце. Сократ отстаивал тезис о неразрывной связи общественного и государственного порядков с нравственными ценностями.
На улицах и площадях Афин Сократ призывал граждан задумываться над своей жизнью, прислушиваться к голосу своего гения, или «демоном», как называл он то, что мы сегодня называем совестью. Высшее призвание чел-ка, по С., - быть самим собой при любых условиях. Никто не может это сделать за чел-ка.
Продолжая разговор о «золотом веке» Афин (вт. пол. 5 в. до н.э.), следует отметить, что Периклом был преображен облик Афин. Знаменитые сооружения Акрополя были созданы именно в этот период в честь победы, одержанной греками в греко-персидских войнах.
Акрополь (с древнегреч. «верхний город») – древняя крепость Афин, расположенная на вершине скалы, поднимающейся на 80 м над равниной.
По инициативе Перикла народное собрание Афин приняло решение о создании ансамбля храмов и статуй в Акрополе. Архитектурно-скульптурный ансамбль афинского акрополя был создан под руководством третьего великого скульптора Фидия. Следует отметить, что с Периклом Фидия связывали духовное единство и личная дружба. Главными храмами акрополя являются Парфенон и Эрехтейон. Они посвящены богине Афине – покровительнице города (Афина-Дева и Афина-Победительница). В скульптурах Парфенона в полной мере сказался многогранный талант Фидия, в лице которого великая эпоха в истории Афин нашла достойного художника-мыслителя.
В скульптурах Парфенона Фидий создал образы богов, исполненных возвышенной красоты и глубокой человечности. Одновременно с работой над мраморными скульптурами Парфенона Фидий выполнил драгоценную (из золота и слоновой кости на деревянной основе) фигуру Афины, находившуюся в главном помещении храма. Она была 12 м высотой и на ее изготовление ушло 1200 кг золота. Описание этой скульптуры оставил римский писатель 1 в. до н.э. Плиний Старший.
У греков сложилось убеждение: быть гражданином значит быть прекрасным. Воспитание понималось как неразрывное единство «гимнастического» и «мучисеского», как развитие физического и умственного одновременно. К «м» относились все искусства: поэзия, театр, музыка, скульптура, искусство счета, речи и философия. Как только дети овладевали искусством чтения, они приступали к изучению писателей, среди кт на первом месте стояли Гомер, Эзоп, Гесиод. Следует отметить, что в Афинах к 5 в. до н.э. не было ни одного неграмотного. Школой воспитания в Афинах считались и театральные представления, кт гос-во уделяло большое внимание.
Из обрядовых песен в честь бога Диониса, кт пели облачаясь в козлиные шкуры, родилась трагедия (от греч. «трагос» - козел, «ода» песня); из озорных и веселых песен родилась комедия. «Отцом» трагедии называют Эсхила.
· Эсхил: «Прометей прикованный», «Персы»
· Софокл: «Царь Эдип», «Электра», «Антигона»
· Еврипид: «Медея», «Ипполит», «Ифигения в Авлиде»
У древнего грека чувство патриотизма являлось одним из доминирующих, в частности идею служения отечеству и самопожертвования ради родины проводит Еврипид в своем произведении «Ифигения в Авлиде» (отсутствие попутного ветра не позволяет войску ахейцев во главе с Агамемноном отплыть на кораблях из Авлиды к Трое для борьбы с троянцами. Чтобы подул попутный ветер, греки должны принести в жертву богине Артемиде дочь Агамемнона Ифигению. Узнав о необходимости своей смерти ради интересов Эллады, Ифигения соглашается умереть).
Классиком в греческой комедии явл-ся Аристофан. Наиболее его известные произведения: «Всадники», «Лягушки», «Облака», «Женщины в народном собрании».
Подводя итог этому культурному периоду, следует отметить такую черту классической греческой культуры, как антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор провозглашает знаменитое изречение «чел-к есть мера всех вещей», а в «Антигоне» Софокла лучше всего выражено удивление свершениями чел-ка. Для греков чел-к был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Назначение культуры у древних греков было двойственное: с одной стороны – содействовало гармоничному развитию чел-ка, его духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство) совершенствованию, с другой стороны (как гражданина) – политическому и нравственно-духовному развитию.
Феномен «греческого чуда»
Древнегреческую культуру иногда называли «греческим чудом». Этот феномен заключается в необычном расцвете греческой культуры: эпоса, философии, театра, скульптуры, ярко проявившегося в «золотом веке» Перикла. Многие исследователи культуры высказывали различные соображения о причинах «греческого чуда», среди которых можно выделить следующие:
· Особое географическое положение Греции, которое позволяло поддерживать обширные связи с другими странами;
· Благоприятный синтез культурных достижений многих народов в разное время живших на ее территории;
· Умелое использование греками ценностей чужих культур.
Все эти факторы играли, конечно, свою роль, и все же их недостаточно для того, чтобы объяснить этот феномен. Вспомним – финикийцы тоже жили в благоприятных для общения с другими народами условиях,
Финикийцы (самоназвание хананеи) — древний народ, жители Финикии (Ханаана). В антропологическом и лингвистическом плане относятся к северо-западной группе семитских племён. Финикийцы называли себя хананеями. Греки называли их финикийцами или сидонянами, римляне — пунийцами.
Финикийцы отличались высокими деловыми качествами, известны были в истории как умелые купцы, великие мореплаватели, изобретатели алфавита. Например, Геродот писал: «Финикияне, прибывшие в Элладу, поселились в этой земле и принесли элллинам много наук и искусств и, между прочим, письменность, ранее, как я думаю, неизвестную эллинам» (Гер. V, 58).
Финикийцы основали многочисленные колонии в Средиземном море, и даже на побережье Атлантического океана. Наиболее известные их колонии — Карфаген, Утика, Кадис и т. д.
Финикийцы в последний раз упоминаются в ранний византийский период. По-видимому, финикийцы смешались с народами Средиземного моря: евреями, греками, арабами и т. д.
они были достаточно искусны и предприимчивы, их достижениями пользовались во многих странах Древнего Мира, в том числе и в Греции. Его духовность была подчинена целям выживания, а это как раз типично для человечества в целом. Греческая культура представляется выше этих целей, она как бы избыточна. В ней преобладало духовное начало. Это и побуждало другие народы подражать грекам, строить свою культуру по созданным им образцам. Ведь именно высокая и свободная духовность располагает к подражанию.
Богатство духа проявляется в его многообразии, а его независимости проявляется свобода. Именно такими чертами обладает древнегреческая культура: духовным многообразием, подвижностью и свободой.
В основе уникальности греческого культурного «чуда» лежали и такие факторы, как:
· Полисная демократия (город-государство);
· Отсутствие чиновничье-бюрократического аппарата и жреческой касты;
· Частная собственность, рабовладение;
· Десакрализация политической и культурной жизни;
· возникновение греческого буквенного письма;
· идеал бескорыстного духовного производства, который исповедовался людьми, создающими высокоразвитую греческую культуру;
· богатство генофонда;
· соревновательность.