Социально-политическое устройство
Греция не была единым государством, а представляла собой совокупность городов-полисов с разными формами правления: монархия, аристократия, олигархия, тирания, демократия. Формы политического устройства сменялись чрезвычайно быстро. До сих пор политики обращаются к работам Платона и Аристотеля («Государство», «Политика»), поскольку у греков богатый политический опыт. В Греции находятся истоки демократии (власть народа принадлежала народному собранию полиса, кт являлся высшим органом власти).
Демократия (demos – народ, kratos – власть) – форма общественной власти государства основанной на признании народа источником власти.
Наибольшей степени демократия достигла в Афинах в «золотой век» правления Перикла. Демократия в Греции была прямая, т.е. решение вопросов принятия тех или иных законов проходило на общем собрании на Агоре, в котором принимали участие свободные, коренные жители Афин и только мужчины. Исполнительным органом был Совет, состоящий из 50 членов. Все должности были выборные, их смена проходила через 2 года, когда каждое должностное лицо отчитывалось за свою деятельность. В политической жизни главную роль играло ораторское искусство. В связи с этой необходимостью процветали платные учителя мудрости – софисты (софистическая практика послужила основой для философии Сократа). Осуществление демократии имело длительный подготовительный период; впрочем, и ее отмирание шло достаточно продолжительно и мучительно, но все же она смогла реализоваться.
Если попытаться определить доминанту сознания грека – гражданина полиса, то это вероятнее всего будет ощущение свободы, нарастающее в архаический период, достигающее апогея в классический и утрачиваемое в эллинистический. Свобода являлась несущей конструкцией в здании греческой культуры, условием ее победоносного шествия. У греков была особая государственная система – не единое государство как на Востоке, постоянно расширяющееся в стремлении к мировому господству, а ряд очень небольших государств в тех границах, что определила природа и родовая организация. В каждом из них особая, отличная от других структур почв, рельеф, хозяйственная деятельность. Каждый полис издавал свои законы, чеканил монету, говорил на своем диалекте, имел собственных богов и героев, а также свой календарь. Несмотря на все различия, у эллинов долгое время сохранялось сознание общности интересов, чувство совместной принадлежности к некому единству, свидетельством чему были греко-персидские войны.
Греко-персидские войны (499 до н. э. — 449 до н. э., с перерывами) — военные конфликты между Ахеменидской Персией и греческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость. В Великобритании греко-персидские войны иногда называют Персидскими войнами и выражение это обычно относится к походам персов на Балканский полуостров в 490 до н. э. и в 480—479 до н. э.
В результате греко-персидских войн была остановлена территориальная экспансия Империи Ахеменидов, древнегреческая цивилизация вступила в полосу расцвета и своих высших культурных достижений.
Характерная особенность греческого бытия – это следование принципу состязательности, благородного соревнования отдельных личностей, групп и полисов в целом с целью достижения наилучшего результата, наградой за который становилось общественное признание и почет. Дух соревнования вносился греками буквально во все, но особенно ярко в спортивные игры.
Существенную интегральную часть древнегреческой религии составляли мифы, сыгравшие исключительную роль в античной культуре. Характерной особенностью античной культуры было наличие аполлоновского и дионисийского начала. Аполлон олицетворял светлое, гармоничное, рациональное в мировоззрении греков, бог Дионис напротив, олицетворял начало темное, безмерное, хаотичное, иррациональное. Дионис был умирающим и воскрешающим богом, подобно Осирису в Древнем Египте, а его культ был распространен в сельских местностях.
Т.о., главная доминанта мировоззрения эллинов – это представление о единстве светлого и темного начал, единстве возвышенного и низменного в человеке как существе двойственном. Они объединяли в себе дионисийское, аполлоновское и фаталическое начала. Эллинам были свойственны внутренняя свобода, отсутствие сдерживающего начала. Именно в Элладе родилось понятие личности. Грек не ждал, как это часто делаем мы, лучших времен или обстоятельств для того, чтобы проявить себя, не оправдывал своего бездействия тем, что нет подходящих условий или людей, способных оценить и поддержать. Его натура искала реализации «здесь и теперь», а не «завтра». Творческий дух эллинов находил выход, поскольку не приспосабливался, а преодолевал.