Диапазон правого экстремизма
Партии и организации, которых обычно объединяют термином «правые экстремисты», в реальности очень сильно отличаются друг от друга и идеологией, и методами агитации.
Мы крайне упрощенно и приблизительно разделили их на четыре группы. К этому делению следует относиться исключительно как к примерной схеме, которая не учитывает нюансов. Одни группировки находятся на границе между категориями, другие со временем изменились и из одной категории могли перейти в другую.
Группа 1
На крайне правом фланге находятся партии, объединения наци-скинхедов, неоязыческие и боевые группы, которые открыто провозглашают White Power. Эти партии пока еще нигде не получили мандатов в органы власти на национальном уровне. Их идеи воспринимаются как экстремистские, а избирателеи не воспринимают их представителей как серьезную силу.
Группа 2
Близка к национал-социалистам группа партий, которые либо более или менее открыто выступают за итальянский вариант фашизма, либо примыкают к другим организациям. К этой группе относится, например, немецкая NPD, которая, в соответствии с законами Германии, пытается удержаться от чисто нацистской риторики, но ее представители выступают с докладами на собраниях нацистов.
Группа 3
Еще ближе к партиям европейского политического центра находится группа крайних националистов, которые открыто не называют себя фашистами, но на самом деле в их программах много заимствований из нацистской идеологии. Что касается антисемитизма, то между партиями в Западной Европе и в бывшем соцлагере наблюдается большая разница. Если в восточноевропейских странах представители этих партий открыто обсуждают антисемитские теории, то в Западной Европы, их единомышленники избегают антисемитских высказываний, чтобы их партии не связывали с другими – открыто фашистскими или нацистскими организациями.
Группа 4
Ближе всего к центристским партиям расположены партии популистского типа. Они заимствуют свои взгляды скорее у консервативных мыслителей и политиков, чем у фашистов или нацистов. Чтобы завоевать симпатии избирателей и набрать голоса, такие партии играют на предрассудках людей об иммигрантах и представителях других культур. Эти партии часто подвергаются дискриминации и стараются избегать упоминаний в связи с организациями фашистского толка. Например, все популисты Европы остро отреагировали на успех Жана-Мари Ле Пена, лидера французского Национального фронта, когда тот прошел во второй тур выборов на пост президента Франции в 2002 году. Многие из них немедленно отмежевались от Национального фронта, который считается слишком экстремальной организацией.
Есть, однако, немало идей, общих для популистских партий и правых экстремистов. И те, и другие против иммигрантов и за более жесткую политику по отношению к потенциальным беженцам. Они называют себя националистами, чаще всего критически относятся к Европейскому Союзу, в их программе большую роль играет требование «порядка и законности», они часто выступают за более жесткие и длительные тюремные наказания. И те, и другие открыто выступают против ислама и поэтому голосуют против вступления Турции в ЕС. В целом, они представляют консервативный взгляд на семью: например, выступают против однополых браков и против права гомосексуалистов на усыновление.
Организации и их символы
Как правило, организация выбирает себе символ. Очевидно, что чем более экстремальной является идеология партии, тем больше шансов, что партийная символика ближе к нацистам или White Power. Символы Третьего рейха либо запрещено и демонстрировать в общественных местах, как в Германии, либо, как в Швеции, использование этих знаков в определенных ситуациях считается дискриминацией меньшинств и подпадает под законы о разжигании розни.
Факел и пламя
Один из символов, получивших распространение среди ориентированных на фашизм партий во время и после Второй мировой войны, это стилизованной пламя или, как вариант, факел. В христианской символике пламя было символом Святого Духа. Господь обращался к Моисею в форме пламени Неопалимой Купины, а двенадцать учеников Христа во время Троицы были охвачены Духом Святым в виде огненных языков пламени. Так что пламя в христианстве стало символов крепкой веры.
Это значение было перенесено и в светские отношения, чему немало примеров в идиоматических выражениях, типа «пламенная душа» или «поддерживать огонь». Какой же «огонь» поддерживают партии, враждебно относящиеся ко всякого рода «чужакам»?
Первой партией, которая после окончания Второй мировой войны воспользовалась пламенем в качестве символа, стала итальянская партия Movimento Sociale Italiano (MSI). В течение последовавших десятилетий это пламя стало символом партий, которые тем или иным образом перенимали идеологию фашистов. Вариантом изображения я вляется горящий факел, который некоторые организации позаимствовали у британской фашистской организации «Национальный Фронт».
Пламя и факел представляют в ощем и целом не открыто национал-социалистические партии, но и не партии правых популистов . Когда в 2004 г. была запрещена греческая организация нацистов Hrisi Avgi, то активная ее часть создала новую партию Patrioriki Symmachia с несколько приукрашенным фасадом. Точно так же, как итальянские фашисты заменили после Второй мировой войны свои «фашины» - «связки хвороста» - на зелено-бело-красное пламя, так и греческие нацисты сменили греческую версию свастики на стилизованное сине-белое пламя. Так и шведские «Sverigedemokraterna» летом 2006 г. заменили свой вариант факела невинной фиалкой.