III. Развитие речи и мышления у ребенка до пяти лет
В вашей семье живет или только собирается появиться на свет самый прелестный ребенок, лучший на всем земном шаре. О каком великом будущем ребенка мечтают его мать, отец, бабушка и дедушка?
И оно в самом деле велико и прекрасно, это великое будущее: вашему ребенку предстоит овладеть речью и изумительным конкретно-образным мышлением уже к пяти годам.
Как же это произойдет? Сошлюсь на два авторитета. На А. С. Макаренко, который на вопрос молодой мамы: с какого возраста надо ей начинать воспитание ребенка, которому пока только три недели, — ответил, что она уже опаздывает с воспитанием на три недели, так как начинать следует с самого дня рождения.
А также сошлюсь на великого английского педагога и психолога XVII века — Джона Локка, который в своей монографии о воспитании детей1 очень точно отметил, что сознание ребенка, его характер, культура, воспитанность и мышление зависят от того, что родители заложили в него до пятилетнего возраста. Душу ребенка он сравнивал с чистой классной доской: что на ней будет написано до исполнения ребенку пяти лет, то проявится в юноше или девушке в зрелом возрасте.
1 Джон Локк воспитывал детей английских королей, принцев, считая, что их надо воспитывать так же, как детей крестьян: не хочет есть, оставьте ему на столе кусок черного хлеба и т. п.
Итак, воспитание надо начинать с первого дня жизни ребенка и внимательно следить за ним до пятилетнего возраста, а уж там... что посеешь, то и пожнешь.
Да какое же это воспитание с первого дня жизни? Он же еще ничего не видит и ничего не слышит! —- скажете вы. Заглянем в то, что есть мозг новорожденного и мозг пятилетнего ребенка.
Действительно, это два очень отличных мозга, но у них есть и много общего: оба полушария головного мозга состоят из четырех долей, имеющих непосредственное отношение к познанию окружающего мира, к речи и мышлению. Это левополушарные и правополушарные височные (слуховые) доли, соответственно две затылочные (зрительные) доли, две теменные доли, ответственные за тактильные и пространственные координаты всех наших движений, начиная от ходьбы и других навыков ног и рук, а также пространственно организованные движения артикуляционного аппарата, то есть различные «позы» губ, языка, мягкого неба, глотки, гортани и даже мышцы, регулирующие речевое дыхание.
И наконец, две — правая и левая — лобные доли. У лобных долей организационные функции. У малыша они выполняют роль закрепления всех элементарных тактильных, слуховых и зрительных сигналов, стимулируют общую активность ребенка для решения его ежечасных потребностей: быть сытым и чистым, то есть для преодоления дискомфорта, в процессе которого устанавливается «речевой» контакт с мамой, папой, бабушкой.
К концу первого года жизни ребенка заканчивается период дословесной коммуникации. Ребенок проходит стадии случайно возникающих звуков во время гуления. Стадия гуления носит врожденный характер и свойственна для детей всех национальностей. Гуление наблюдается и у глухих детей, у которых не было звукового контакта с матерью, но картина значительно меняется, когда ребенку исполняется 8-9 месяцев1. В 8-9 месяцев слышащий ребенок начинает на слух глобально воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом «отвечать» на вопрос «где папа?», «где птичка?» и т. д., причем малыш радуется, что его понимают, подражает
1 Ребенок в 8-9 месяцев перестает гулить и не начинает лепетать. Поэтому признаку — прекращению гуления и отсутствию лепета — в большинстве случаев и определяется то, что ребенок не слышит.
взрослым в играх с игрушками, куклами, ложкой, чашечкой и т. п. Слов еще нет, но интонации-восклицания уже варьируются: вокализируются чувства радости и недовольства в сопровождении уже характерных звуков: а-а-а; у-у-у и т. д. На смену гулению пришел лепет. Ребенок уже пытается ходить, играет в «ладушки», машет рукой на слово «до свидания», качает головой на слово «не», но все эти движения ребенка результат того, что им его научили родители.
К 12 месяцам у малышки уже богатая мимика, жесты. И чем больше все члены семьи общаются с ребенком, тем быстрее налаживается их контакт с ним, тем богаче звукосочетания, наблюдаемые в этом важнейшем периоде лепета, из которого в ближайшие месяцы будут рождаться первые слова ребенка.
Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи, оно закладывает пассивный словарь ребенка. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и тем моментом, когда он произнесет слово, обозначающее предмет, насчитывает 5-8 месяцев.
А пока что малыш еще лопочет «тя-тя-тя», «па-па-па» и т. д., с трудом повторяя эти слоги. И если взрослый может научить ребенка в 9-10 месяцев по заданию делать те или иные движения, то артикулировать по заданию он еще не может.
Примерно к началу второго года жизни у ребенка в процессе общения со взрослым появляется понимание того, что предметы имеют названия, и в год и два месяца у малыша появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый интонацией требования: «назови». Указательный жест малыша настойчиво перемещается с одного предмета на другой, иногда возвращается к уже «пройденным» предметам, а он все переводит свой указательный пальчик и переводит его, пока не «насытится» познанием того, что разные предметы имеют разное название. Этот момент активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова.
Итак, ваш малыш подвижен, бегает по квартире, за ним нужен глаз да глаз, он может залезть на стол, буфет, пианино, схватить нож, перевернуть стоящие на столе предметы. Он всеми силами старается быть «полезным»: диванные подушки могут
плавать в ванной, книги могут быть сброшены с полок, а нечаянно возникшая на полу ЕГО лужица может быть растерта ручками, затем вытертыми о рубашку, штанишки или платьице.
Все интересно. Он познает мир и узнает, что чайник горячий, ножницы колкие, стакан стеклянный и потому разбился; он (она) начинает фантазировать, например, не просто берет пустышку-соску в рот, а кладет ее на ложку и с ложки пытается ее отправить по назначению, и т. д. и т. п. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал «мамино пение» колыбельных или русских народных песен. Современная тенденция заменять «мамино пение» магнитофонными записями не только классической, а нередко и популярной музыки, не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка, оглушает его. Пение должно быть тихим, но разборчивым. И тогда ваш младенец именно в самом начале второго года жизни начнет, слушая пластинку, петь мелодии «Полюшко-поле» или «Во поле береза» или «Вечерний звон» и т. д. Это, возможно, предупредит у ребенка-левши появление заикания как следствия задержки речевого развития. Он (она) приобретает жизненный опыт, слышит и понимает уже речь родителей, у него (у нее) накапливается пассивный словарь в понимании многих сложных глаголов, наречий (тут, там, сюда, потом и др.), бурно накапливается понимание многих сложных глаголов с приставками (на, в, к). В активном словаре такого человечка уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи 6-8 звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает только мама, но это уже общение с помощью речи.
Развитие, речи у детей может протекать различно. У одних — довольно медленно формируется «высказывание» из 2-3-х слов, но эти малыши быстро, к году и восьми месяцам, а то и раньше, овладевают произношением почти всех звуков родного языка, и лишь затем их «фраза» возрастает до 2-3-х слов и больше. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные «фразы», но понимает их только мать, так как у них еще нет большинства звуков, и они «оперируют» появившимися у них несколькими слогами. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков, что обусловлено, вероятно, более пластичной нервной системой девочек.
К двум годам здоровый, нормально развивающийся ребенок, живущий не в «Доме ребенка» и не в яслях, а дома, с которым много говорили не только отец и мать, но и все члены семьи, который уже «танцует» (очень важна ритмичная под музыку двигательная активность ребенка), с которым много пели песен для детей и взрослых композиторов В. Я. Шаинского и А. И. Пахмутовой1, и обязательно протяжные, умные русские народные песни; который слышал много сказок, потешек, добрых стишков для детей, который, подражая взрослым, начинает рано тянуться к карандашу и который любит рассматривать картинки в книгах, соответствующих его возрасту, — начинает свободно говорить, не освоив, допустим, к двум годам лишь самый сложный звук «р».
Ребенок уже самостоятельно играет с любимыми игрушками, не переставая разговаривать с ними. Девочки поют своим куклам колыбельные песни, а мальчуганы какие-то «военные». Но все уже знают «В лесу родилась елочка...».
Если от 1 года до 1 года 10 месяцев у ребенка наблюдаются только односложные, редко двусложные предложения, затем происходит «скачок»: появляется предложение из нескольких слов со множеством существительных с уменьшительными суффиксами, появляются наречия с глаголами, после 2-х лет (до 2 лет и 6 месяцев) наблюдается бурное нарастание употребления предлогов, местоимений, прилагательных, наречий, сложных предложений с союзами, вопросительными словами. После 2 лет 6 месяцев у ребенка, кроме обилия прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги «через», «для» и др.
К трем годам грамматический строй родного языка в основном оказывается усвоенным. Вопросительными словами являются: «как», «почему», «какой», фразы со множеством однородных членов предложения («щенок нашел себе ямку и залег в нее»). Так, уже к двум с половиной годам у ребенка бурно развивается конкретно-образное мышление с элементами фантазии, которое надо поощрять в процессе игр: «угадай загадку», «чьи это ноги», «давай вместе сочинять сказку», ребенок занят творчеством: то он в карман вашего фартука опустит какую-то бумажку. — «Что ты туда положила?» — «Это я опустила пись-мо к бабушке», то она подбегает к вам с вопросом: «Отгадай,
1 Желательно, чтобы ребенок любил «танцевать» под чудные пьесы для детей П. И: Чайковского и М. П. Мусоргского.
что это?» и показывает соединенные в ряд две ладошки с растопыренными пальчиками. — «Не знаешь? Да это же солнышко!». И так без конца.
С трех лет хорошо говорящего ребенка можно в игровой форме начать обучать чтению слов, составленных из азбуки на кубиках. У ребенка появляется представление о числе (один, два, много), он может не только знать наизусть множество стихотворений, но и сам сочинять «стихи», работать с конструктором, «исследовать», что у мишки в животе, разломать машинку, нянчить куклу, ходить с коляской, подражая маме.
Итак, вашему малышу три года. Это уже самостоятельный человек, который во всем подражает папе и маме, вертится перед зеркалом, прихорашивается или не хочет сменить старую курточку или рубашку на новые вещи. Он к старым привык. И на все у него есть ответ. Он превращается в «почемучку»: «Почему у меня пять пальцев?», «Пожалуйста, приспособь свою книжку к моим мозгам, а то мне скучно». А через некоторое время, лет в пять, он потребует от вас утвердительного ответа: «Ты уверен, что на других звездах тоже живут люди?».
Конкретно-образное мышление — великолепное средство для познания окружающего мира, и ваша задача состоит в том, чтобы удовлетворить интересы, любопытство ребенка. Это тот возраст, в котором ребенок осознает смену поколений и то, что что-то было давно-давно, вчера, и даже не вчера, а еще раньше, и очень многое еще должно случиться в будущем.
Ребенка в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но избегайте сказок о Иванушке-дурачке («По щучьему велению...» и т. п.), так как они воспевают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с детьми фрагменты мудрых сказок А. С. Пушкина, читайте ему сказки братьев Гримм, Андерсена. При этом объясняйте малышу непонятные речевые обороты, например, «и лес и дол видений полны»... Настольными книгами малыша должны стать стихи и сказки Чуковского, Маршака, Барто, Михалкова, современных сказочников. Ваш ребенок уже может запомнить множество стихов, и хорошо, если он будет знать стихи Тютчева, Никитина и других поэтов. А затем, еще до школы ему станут интересны рассказы о богатырях — былины об Илье-Муромце, расскажите ему о героях Великой Отечественной войны и войны 1812 года, можно выучить «Бородино» М. Ю. Лермонтова, читайте ему (ей) мифы
Древней Греции, ведь героями были не только три мушкетера. В ребенке надо утверждать любовь к дедушкам и прадедушкам, к бабушкам и прабабушкам, подчеркивая их лучшие качества. С этого начинается любовь к Родине.
Около пяти лет ребенку уже можно рассказывать об особенностях жизни и обычаях народов разных стран, обитателях моря, рек и лесов. Но очень внимательно отбирайте для него передачи телевидения. Ни в коем случае не нужны ребенку мультфильмы ужасов. Они нарушат его сон, могут вызвать заикание, которое преодолевается затем с большим трудом.
В вашем доме может появиться глобус или географическая карта, и в «путешествиях» с родителями вокруг дачи ребенок постепенно получит знания о реках, горах, полях, озерах и т. п. В этом же возрасте закрепляется знание о временах года и суток, о наличии звезд, и малыш начинает сталкиваться с таким явлением, как многозначность слова, узнавая, что словами клетка, звезда, ручка, ключ обозначаются не только клетка для тигра в зоопарке, но и рисунок материала на платье и т. п.
Так закладываются в сознание ребенка элементы абстрактного мышления.
Если к пяти годам ребенок не освоил произнесение звуков «л», «р», свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые — мягко, обязательно надо обратиться к логопеду, так как в школе он может путать эти звуко-буквы, что, естественно, скажется на успеваемости. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную «проблему» желательно разрешить в том же пятилетнем возрасте, за год до поступления в школу, когда ребенок еще не загружен уроками.
В целях предупреждения ошибок в письме, для улучшения восприятия ритма речи сами «дирижируйте» при чтении стихотворений, при пении (или танце под пение), отбивайте хлопками в ладоши число слогов в слове, подводите его к умению слышать в слове слоги с одинаковыми, утрированно произнесенными звуками, например: Звонок-3ано3а~ко3а-3уб, напишите эти слова и попытайтесь вместе с ребенком определить в них порядок отдельных звуков, но делайте все в виде игры. Когда ребенок ошибается, «не замечайте» этого, похваливайте за находчивость и т. д.
Деликатно помогите своему ребенку адаптироваться к техническим приспособлениям, сделанным для правой руки
Воспитывайте в ребенке самоуважение и никогда не ругайте его за разбитую чашку, сломанную ручку или линейку: вспоминайте, сколько всего вы сами разбили, сломали. И он будет вашим другом, будет радовать вас своей учебой, любознательностью, наблюдательностью. И никаких проблем с второгодничеством, а помощниками вашими будут логопед, воспитатель детского сада, учитель первого класса.
IV. Поговорим о заикании
Заикание — своеобразное нарушение плавности речи. Начинается оно у детей с запинок, повторения или растягивания звуков и слогов в слове. Позже оно начинает сопровождаться заметным напряжением органов артикуляционного аппарата, дыхания, голоса. Попытки произвольно, по замечанию родителей, по заданию, преодолеть эти запинки обычно усиливают заикание.
У детей раннего возраста (в два, два с половиной, три года) ОНО МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ «внезапно» в результате психотравмы — испуга, конфликта, при изменении условий жизни: неохотного хождения в детский сад, ревности к младшему брату или сестре (при бестактном поведении родителей). При этом заикание может то стихать, то появляться вновь, волнообразно, как бы рецидивируя.
Основным условием снятия заикания является мир в семье. Все вопросы по воспитанию ребенка должны решаться тогда, когда ребенок спит, в тех случаях, когда брак родителей распался, нельзя восстанавливать ребенка против отца, матери и других членов семьи. Ребенок не должен быть свидетелем семейных конфликтов, так как это закрепит у него заикание. Неспроста заикание называется логоневрозом.
Нив коем случае не обсуждайте заикание ребенка в его присутствии с врачами и знакомыми. Желательно, чтобы ребенок вообще не слышал этого слова. Если в семье заикается кто-то из взрослых, то тот наверняка уже занимался с логопедом и знает, что говорить надо медленно, следя за своим речевым дыханием.
Для преодоления заикания надо прежде всего понять причину его возникновения. Оно чаще всего возникает в момент бурного развития у ребенка ситуативной речи, при непосильных речевых заданиях ему. Например, при поступлении в детский сад резко
меняется не только среда привычной жизни малыша, но и необходимость в большем количестве общаться со значительной группой детей и новыми взрослыми (воспитательницами и другим персоналом). Ребенок оказывается в стрессовой ситуации. Чтобы ее преодолеть, надо на некоторое время взять его совсем из детского сада.
Не «прозевайте» момент возникновения заикания. Возьмите бюллетень, окружите ребенка усиленным вниманием: почаще берите его на руки, удобно устраивайтесь на диване так, чтобы его головка или ручки прижимались к вам. Помогайте ему играть с куклами, машинками. На прогулках (в парке, а не во дворе) избегайте встреч с говорливыми знакомыми. При приготовлении пиши для малыша исключите все продукты, которые могут вызвать аллергию. Аллергия, простуда ослабляют организм и являются «хорошей» подкормкой заиканию. Но не забывайте о витаминах. Насильно не кормите ребенка. Например, если он ест только картошку и огурцы — пусть ест. Не хочет есть икру — не надо. В это время не водите ребенка в поликлинику. Дети, как правило, боятся людей в белых халатах. Но проконсультироваться у логопеда и врача надо. Не приглашайте гостей. Смягчите ревность к младшему ребенку. Объясните заикающемуся малышу, что он самый, самый любимый, умный и добрый. Будьте вежливы с ребенком.
Позже, когда заикание стихнет, приведите его в детский сад, в новый коллектив на несколько часов. Хорошо, если какое-то время он побудет там с мамой, общающейся с воспитательницей или другими сотрудниками. Спокойное поведение матери положительно скажется на состоянии ребенка, который постепенно освоится с помещением детского сада, присмотрится к игрушкам, к детям и как бы «плавно» войдет в новую среду.
Желательно понаблюдать, в каких ситуациях ребенок заикается больше. Как правило, оставаясь «наедине» со своими игрушками и разговаривая с ними, малыш перестает заикаться. Поэтому можно рекомендовать так называемый «режим молчания», когда ребенок в присутствии занятых каким-либо спокойным трудом родителей, так же спокойно, молча занимается игрой в любимые игрушки. Не задавайте ребенку излишние, зачастую совсем ненужные вопросы, побуждающие его к ответам, без которых можно обойтись. Не просите ребенка выступать перед «публикой», читать стихи, петь песни и танцевать.
Дети очень любят слушать уже знакомые, «тысячу» раз прочитанные сказки или маленькие рассказы. Поэтому, если в доме появилась новая, и, как кажется родителям, невероятно интересная книга, то сначала оставьте ребенка «наедине» с этой книгой, чтобы он рассмотрел ее картинки. Книги со страшными для малыша картинками приносить в дом не надо, а если это уж сказка про бабу Ягу, то сначала расскажите ребенку, как герой книги ее перехитрит и баба Яга или Кощей будут побеждены отважным героем. И все же эти сказки лучше рекомендовать лишь после достижения ребенком пятилетнего возраста, до. этого должно использовать более добрые сказки. Ребенок должен получать радость от общения с книгой. Речь взрослого при рассказе по картинкам должна быть плавной, ненапряженной, общение с ребенком должно носить дружеский характер. Дети любят «свои», домашние, сказки о приключениях их игрушек. Эти сказки, сочиняемые мамой на сон грядущий, требуют многократного повторения, изо дня в день, постепенного дополнения и развертывания сюжета. Так можно придумывать сказки о самостоятельном мячике или кукле и ее друзьях, о тракторишке-хвастунишке, о палочке-выручалочке, о солнышке, которое утром встает, днем на все посмотрит, улыбнется, на кого-то посердится или заплачет, поэтому пойдет дождик, а вечером пойдет спать и т. п. Фантазии мам можно позавидовать. Если собрать все сказки мам, то можно составить множество книг. Мамины сказки всегда добрые, спокойные, убаюкивающие.
Желательно, чтобы заикающийся ребенок, особенно до пяти лет, не смотрел телевизор, так как нет-нет, а на экране внезапно появляются различные рекламы, пугающие ребенка не только своим резким и громким появлением, но и содержанием. Если же ваш ребенок уже привык к каким-то добрым детским передачам (лучше по радио), то хорошо, если кто-то из взрослых будет сидеть рядом с ним и объяснять ему что-то непонятное, а прежде всего из чего сделаны куклы на телевидении, почему они такие веселые, необычные, кто эти куклы делает. Ребенок должен знать, что в кино не настоящие живые куклы — что они придуманные, и он может сделать их с мамой из перчатки или другого материала.
Ребенок учится говорить, подражая речи окружающих, поэтому постарайтесь говорить с заикающимся ребенком нараспев, медленно, короткими предложениями без излишней эмоциональности, плавно. Но не требуйте от ребенка говорить
медленно, не фиксируйте его внимание на речевом «спотыкании». Надо организовать речевой режим трех-четырехлетнего заикающегося ребенка так, чтобы у него реже возникала необходимость говорить, отвечать на ваши вопросы.
Желательно, чтобы малыш привыкал играть с настольными играми, в лото, учился через раз, по очереди, выигрывать и проигрывать, учился справедливости, преодолевая избалованность и капризы. Игра в мозаику не только успокоит его и внушит ему уверенность в умении складывать из частей целое (предварительно покажите ему, как это делается), но и разовьет у него мелкую моторику пальцев обеих рук. Не тормозите активность левой руки, заикание в большинстве случаев наблюдается у парциальных, скрытых, частичных левшей. Для рисования давайте ребенку большие листы бумаги (обычный печатный лист или альбом). Ребенку нужен простор. Если ребенок начинает рисовать в правой половине листа, постепенно дорисовывайте вместе с ним левую сторону листа и неназойливо приучайте его видеть левую сторону листа и начинать рисовать паровоз или дом на левой половине листа, а вагоны, машины, едущие к дому, на правом поле листа. Для рисования лучше давать фломастеры, краски или большие, «толстые» карандаши, так как обычные цветные карандаши быстро ломаются, начинается поиск заменителя, ребенок начинает нервничать.
Всегда хвалите ребенка за рисунки, лепку из пластилина, конструирование. Собирайте их в папку или коробку, создавая коллекцию. Уважайте труд ребенка.
Не доводите ребенка до слез. Это всегда приводит к усилению заикания. Научитесь отвлекать его от переживаний, и ни в коем случае не требуйте чего-либо от ребенка в повелительном тоне. Приучайте его к аккуратности, убирая игрушки, складывая одежду или шнуруя ботинки вместе. Щадите ребенка, и если нервничаете сами, спешите, опаздываете, то в этом виноват не ребенок, а вы и только вы, так как вы сами оказались недостаточно организованными. Ваша нервозность, невротичность приводят к повышенному темпу вашей речи, резким интонациям — обратитесь к своему невропатологу, он даст вам успокаивающие лекарства, снимет стрессовое состояние во благо ребенку.
Умейте признавать перед ребенком свою вину и покажите своим примером, что нет ничего страшного в признании своих ошибок, это приведет к доверию ребенка к вам, к тому, что он
не будет бояться вас, не будет бояться признаться в своем «грехе». Не бойтесь, разбив чашку или уронив ложку, сказать при ребенке: «Ах, я растяпа!», «Ну, опять уронила!». Слыша это, ребенок не будет испытывать чувство неуверенности, боязни и сможет без запинок рассказать о своей «беде» — рассыпал мозаику, отломал колесо у машины и т. п.
Помните, что вы ближайший и самый верный друг ребенка на всю его жизнь. Ребенка надо воспитывать на похвале, а не на окрике. Тогда и он будет в будущем вашими опорой и подмогой.
Если заикание закрепилось, зафиксировалось, обязательно обратитесь к логопеду. Учительница начальных классов школы должна быть предупреждена, что ребенок — левша, и от него нельзя требовать чтения на скорость, так как это нередко приводит к заиканию даже детей, до школы, в дошкольном возрасте, не заикавшихся. Ребенок школьного возраста должен знать то, что все люди запинаются, что даже отличные ораторы не всегда удачно строят свое высказывание, подбирают более удачные слова, как бы редактируя свою мысль. Поэтому заикающийся школьник не должен бояться «запутаться», а быть смелым в изложении мысли, не бояться учителей. А также понимать, что насмешливые ученики, как правило, не очень умны, и знают предмет (урок) хуже, чем он, поскольку у заикающихся нередко наблюдается отличная память и неплохая способность письменно, кратко и логично излагать свою мысль. Известно, что заикающийся более тщательно готовится к урокам. Желательно родителям договориться с учителями, чтобы по ряду дисциплин их ребенок отвечал письменно.
Обострение заикания может наблюдаться в кризисные периоды, в 7-9-11-13 лет при поступлении ребенка в школу, смене учителей, нарастании учебной нагрузки, вступлении в отрочество и юность. При обострении заикания у ребенка в этом возрасте проконсультируйтесь у психоневролога и логопеда.