II. Речь — функция головного мозга

Итак, малыш родился. Первые три недели — сплошная борьба за его выживание: забота о пупочке, о каких-то небла­гополучных симптомах, которые постепенно в течение 2-3-х не­дель сходят на нет. Затем проблемы с купанием, присыпками, пеленанием. Мама и папа учатся: оказывается, что пеленки на­до проглаживать с обеих сторон.

И при чем тут советы логопеда? А вот при чем. Физиолога­ми раннего детства выяснено, что уже на третьей неделе жизни ребенок начинает реагировать не только на тактильное воспри­ятие материнских рук, на яркий свет, но и на звуки. И неспро­ста из глубины веков из поколения в поколение передаются от бабушек мамам колыбельные песни, которые успокаивают, убаюкивают ребенка. Вначале это песни на каком-либо одном слоге, затем они оречевляются, обрастают значимыми для ре­бенка словами. Очень рано ребенок начинает реагировать на тембр голоса матери и других людей, но главное — на интона­ции. Известно, что точное содержание, значение слова может быть выражено только интонацией. Самые ласковые слова, про­изнесенные с угрожающей интонацией, даже взрослого повер­гают ветрах, не говоря уж о ребенке. И только ласковая интона­ция успокоит его.

Так вот, начнем с того, что ребенок прежде всего начинает различать интонации, выделять интонации любящих его ма­мы, бабушки, отца.

Мама должна начать говорить со своим малышом букваль­ной на третьей неделе его жизни, и даже с первого дня: голос матери всегда будет действовать на него положительно. Все дей­ствия, которые она с ним совершает: пеленание, купание, корм­ление и т. п. — она должна сопровождать подобием беседы с ним, например, «сейчас я посмотрю, что тебе не нравится, по­чему ты вертишься, плачешь» и т. д: Мать должна говорить не спеша, ласково, напевно. Так закладывается в еще не диффе­ренцированной слухо-речевой памяти младенца та канва, на ко­торой в будущем будет расцветать, вырисовываться речевой опыт ребенка, появится его первый лепет.

О движениях. В настоящее время общепринятым считает­ся мнение, что детей с самого раннего возраста не следует пе­ленать, надевать им распашонки с зашитыми рукавами, чтобы дети не царапали себе лицо. Как взрослому, так и ребенку не­обходима свобода движений. Ограничение движений ребенка путем пеленания тормозит не только формирование двигатель­ных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. И вот тут-то и появляется проблема правшества и левшества у малыша. Ограничение движений рук сказывается на скорости формирования двигательных структур мозга. А ограничение движений левой руки у новорожденного левши сказывается на ломке заложенной природой такой важной системы (моторной) коры головного мозга, которая называется сомато-топической проекцией (рис. 4). У правши сомато-топическая проекция все­го тела человека, прежде всего его подвижных частей, и осо­бенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гор­тани, глотки, языка, губ, мягкого неба), генетически заложена в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полу­шарии. Пеленание левой руки у ребенка-левши приводит к то­му, что возникает пространственная ломка формирования дви­жений: стимулируются движения правой — неосновной руки, а основная, ведущая рука остается без стимуляции. Именно по­этому нередко взрослые левши, над которым было в раннем дет­стве совершено насилие, не умеют ориентироваться на мест­ности, не умеют танцевать, о некоторых говорят, что им медведь на ухо наступил, то есть не воспринимают мелодии, немузыкальны,

дети неловки в движениях, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки. И как всякий лишенный сво­боды человек, эти дети невротичны: либо заторможены в раз­витии, либо чрезмерно возбуждены, «ходят на голове», упря­мы, невнимательны.

Не забывайте, что человек и, прежде всего, ребенок скло­нен к подражательству. Какой рукой едят переученные в детст­ве с левой руки на правую родители, такой рукой может непро­извольно научиться есть и ребенок. И ничего плохого в этом нет, т.к. и ребенок-правша учится многое делать левой рукой, но никто на это не обращает внимание.

Тактильные (кожные) и кинестетические (мышечные) ощущения орального (пищеварительного), а позже артикуля­ционного аппарата человек чувствует в полости рта преимуще­ственно из-за какого-либо дискомфорта в процессе еды.

II. Речь — функция головного мозга - student2.ru

Рис.4. Схема сомато-топической проекции в коре головного мозга (по В.И.Пефильд). корковая проекция двигательной системы. Относительные размеры органов отражают ту площадь коры головного мозга, с которой могут быть вызваны соответствующие движения.

Ребенок учится говорить на родном языке в результате подражания речи окружающих его людей и, прежде всего, не­произвольно воспринимая на слух речь матери. При этом вос­принимаемая на слух речь матери фиксирует мелодику родно­го языка, различные варианты интонаций, которые во всех языках мира различны.

Итак, слух! Ребенок, потерявший слух в результате болез­ни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, по­ка сурдопедагог (педагог, обучающий глухих детей речи) не обу­чит его «чтению с губ», не научит его с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие произносить отдельные звуки, затем слова, — в лучшем случае, в 3-4-летнем возрасте.

Слышащий ребенок, воспринимая правильную, не сюсю­кающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. Но до этого он проходит стадии гуления и лепета. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будуще­го артикуляционного аппарата, то есть губ, языка, мягкого не­ба, глотки и гортани. Гуление у детей всего мира одинаковое. В 6-8 месяцев ребенок начинает лепетать, и его звуковой со­став — результат «настройки» артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Первыми звуками детей оказываются некоторые гласные и простейшие согласные: м, п, б, н, т, д. Одновременно ребе­нок осваивает элементарную слоговую структуру слова, со­стоящую, как правило, из одного слога: «ма», «на», «ди» (иди), «ту», «да» (дай) и т. п.

Это первый этап сочетания акустического (слухового подражания с непроизвольной, но уже контролируемой слу­хом ребенка, кинестетической настройкой артикуляционно­го аппарата. Поэтому-то от того, какое ухо (левое или пра­вое) у ребенка является ведущим в процессе акустического восприятия, такое и кинестетическое (левое или правое) сомато-топическое «поле» будет брать на себя функцию пер­вичного артикулирования. Акустическое восприятие осуще­ствляется височной (левой или правой) долей головного мозга, кинестетическая основа артикуляции — левой или правой теменной долей. Первоначально эти поля восприни­мают все сигналы чрезвычайно диффузно, это скорее этап общей, но очень краткой по объему слуховой и кинестетической памяти.

И лишь много позже, примерно к полутора-двум годам начинает формироваться первейший лексический состав речи ребенка, очень небольшой, одно-двусложный, состоящий из небольшого числа как слогов, так и слов.

НО! Но мозг человека организован так, что каждое из по­лушарий головного мозга выполняет (правда не сразу) свои оп­ределенные функции. Так, у взрослого человека-правши пра­вое полушарие дифференцирует, опознает все неречевые, предметные признаки; затылочные доли ответственны за зри­тельное восприятие всего многообразия мира: от восприятия индивидуальных черт лица, особенностей всего растительно­го, живого и неживого мира, до огромной цветовой палитры, всех оттенков краски, радуги и т. п.

Височная доля правши воспринимает все неречевые зву­ки, издаваемые окружающим нас миром: различный шум во­ды, шорохи, шум ветра, пение птиц, «голоса» животных, и бо­лее того — восприятие интонаций речи, тембра голоса, всего многообразия музыкальных произведений.

Теменная же доля правого полушария у правши позволя­ет человеку осязать структуру своего тела, его частей и прини­мает активное участие в кинестетических навыках самообслу­живания: ходьбы, бега, одевания и т. п.

Левое же полушарие у правши сугубо речевое: височная доля у взрослого человека «ответственна» за восприятие фонем родного (а позже и иностранного) языка, за слухо-речевую па­мять, «ответственную» за акустическое удержание в речевой па­мяти серии слов, чтобы понять смысл развертывающейся во времени речи собеседника. Затылочная доля левого полушария у правши несет функцию распознавания пространственно ор­ганизованных символов: алфавита, математических знаков, до­рожных знаков, то есть эта доля позволяет читать и контроли­ровать написанное слово (текст). Чрезвычайно важную функцию осуществляет у правши левая теменная доля: именно она хранит в своей памяти все артикуляционные навыки, все нюансы произношения мягких и твердых звуков в сочетании с гласными или другими согласными. Кроме того, эта левая те­менная доля хранит в своей памяти весь лексикон человека, по­нимание и употребление сложных речевых оборотов (пословиц, поговорок, метафор, употребление предлогов, наречий и дру­гих частей речи).

И наконец, левая лобная доля правши организует синтак­сис высказывания, которое развертывается во времени, эмо­ционально-волевую сферу, формирует навыки логического мышления, логического поведения, планирования и регулиро­вания всей нашей деятельности. Все речевые навыки закреп­ляются только при помощи функций лобной доли,

У абсолютного правши ведущими являются левые ухо, глаз, рука, нога. У абсолютного левши ведущими оказыва­ются правые затылочная, теменная, височная и лобная до­ли, реализующие все речевые и двигательные навыки этой группы населения.

И абсолютным правшам, и абсолютным левшам жить оди­наково относительно комфортно в процессе овладения навы­ками речи, письма и чтения, если левшу насильно не переучи­вали писать правой рукой.

Как мы уже говорили, кроме абсолютных левшей и прав­шей, примерно у 50 % населения отмечается парциальное или мозаичное, а иногда и скрытое левшество. Мозаичное в том смысле, что у них доминантными в реализации различных «фрагментов» или «операций» речевой деятельности участву­ют не все четыре доли (затылочная, височная, теменная и лоб­ная) правого полушария у левши и левого полушария у прав­ши, а как бы вперемешку. По ведущему глазу субъект может быть левшой, а по «рукости» правшой, и наоборот: по всем призна­кам человек левша, а ведущий глаз у него не правый, а левый.1

У парциального левши может не совпадать сочетание до­минантности по речевым функциям обычно взаимосвязанных теменной и лобной долей. При тестировании на признаки ру­кости, а истинно «рукостными» являются теменная и лобная доли, могут не совпадать тесты на «пальцы рук в замке» и «поза Наполеона».

Переученный ребенок (левша) слышит речь «непереученным» ухом, и оно не может «найти» те области мозга, которые берут на себя функции устной речи. И пока суть да дело, из-за переучивания ребенка-левши (абсолютного или парциально­го) с левой руки на правую, в его субдоминантном полушарии без ведома старательных родителей должны образоваться ки­нестетические проекции руки, а уж рука «тянет» за собой и речь! А второе, субдоминантное у левши, левое полушарие всецело

II. Речь — функция головного мозга - student2.ru

1 Тесты на определение «рукости» у взрослых см. на стр. 59.

занятое своими неречевыми функциями, видите ли, должно «поступиться» своей драгоценной для него территорией. Вот и возникает у одних детей — «медведь на ухо наступил», у дру­гих — абсолютное неумение и нежелание заниматься ручным трудом, шитьем, третьи не могут нарисовать даже цветок и т. д. Вот к чему ведет переучивание. Но и этого мало. Нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие: ребенок становится либо упрямым, «поперечным», либо «сломленным», слабовольным, мнительным, неуверенным в себе, с целой серией комплексов неполноценности, с фиксацией внимания на своих речевых трудностях, с глубокими переживаниями «пустяков», в резуль­тате которых возникает заикание... А оно трудно преодолимо.

Не переучивайте детей с левой руки на правую! Не ломай­те им психику!

Дайте свободу действия его рукам, и он сам научится мно­гое делать обеими руками.

Хорошо или плохо, когда ребенок парциальный или «аб­солютный» левша? Как показал наш сорокалетний опыт рабо­ты со взрослыми, перенесшими инсульт или травму головного мозга, речь у парциальных и абсолютных левшей восстанавли­вается значительно лучше, чем у абсолютных правшей, посколь­ку у левшей речь реализуется обоими полушариями, а у прав­шей только одним левым! Вот так, парциальные левши неожиданно оказались в лучшем положении.1

Очень важно воспитывать у ребенка 5-6 лет зрительное и слуховое внимание. Невнимательность у одних детей объясня­ется их излишней активностью, неусидчивостью, несдержанно­стью, неумением слушать и наблюдать, у других детей невнима­тельность возникает в связи с их некоторой замедленностью, вялостью, несобранностью, неорганизованностью и рассеянно­стью. И первые, и вторые особенности некоторых детей объяс­няются трудностями у них организации и мобилизации внимания.

II. Речь — функция головного мозга - student2.ru

1 Парадокс! Не будь в природе феномена левшества, не имела бы история цивилизации таких гениев, как Леонардо да Винчи с его «Джокондой» и инженерными изобретениями, великого Рафаэля с его «Сикстинской мадонной», не было бы в истории России великих гениев М. В. Ломоносова. А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толсто­го, не было бы великих Паганини и Шопена и тысяч других, известных всему миру гениев.

В школе эти трудности приводят к тому, что дети невнима­тельны на уроке, не могут следить за указаниями учителя, начи­нают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют, из-за чего им приходится получать замечания от учителя, у ребенка пропада­ет желание учиться. В итоге, — как считает профессор Т. В. Ахутина, — ребенок становится стойко неуспевающим.

Слуховое и зрительное внимание ребенка желательно вос­питывать в самом раннем возрасте, предлагая ему найти направ­ление звучащей игрушки (погремушки, пищащих резиновых иг­рушек), когда ребенок становится старше, ему предлагают найти перемещаемые по комнате громко тикающие часы и т. п. Зрительное внимание формируется у дошкольника в процессе за­нятий с картинным лото, когда надо заполнить маленькими кар­точками большую карту с рисунками на ту или иную тему, затем две-три такие карты, и другими вариантами настольных игр.

Умение контролировать, вовремя тормозить свое слухо­вое и двигательное внимание отлично воспитывается в играх на поднимание и опускание рук: Кто летает? Кто бегает? Кто только стоит? Например, птица летает? Диван летает? Бабочка летает? А стол летает? И т. д.

Развитию различных вариантов зрительного и слухового внимания посвящены многие занятия воспитателей детских са­дов. Четырех-пятилетнего ребенка надо учить быстро переклю­чать свое внимание при показе предметов обихода, частей ли­ца и тела, находить спрятанный предмет или картинку по какому-либо признаку, например, вилку, ложку, ножницы по одной из их частей. На даче можно учить ребенка искать грибы и ягоды по тем или иным приметам и т. д.

Внимание ребенка-левши и его ориентацию в простран­стве можно развивать1, предлагая сначала показать предметы, лежащие или нарисованные в лото или в книге слева от центра, а уже затем в центре и справа. Левую сторону листа желательно отмечать цветным карандашом, привлекая тем самым его вни­мание к этой части лица, и написав около нее букву «Л», а справа букву «П». Предлагаем серию упражнений для улучшения вни­мания у ребенка (рис. 5,6,7,8,9, 10, 11, 12).

 
  II. Речь — функция головного мозга - student2.ru

1 Для облегчения дифференциации левой и правой руки или стороны удобен «прием» А. В. Суворова: «сено-солома». Ребенку можно пришить на рукавах разные пуговки или аппликации.

II. Речь — функция головного мозга - student2.ru

Рис.5. Где левая рука? Где правая рука? И т.д.

II. Речь — функция головного мозга - student2.ru

Рис. 6.

II. Речь — функция головного мозга - student2.ru

Рис.7.

II. Речь — функция головного мозга - student2.ru

Рис. 8. Что стоим слева? Что стоит справа? Что стоит в центре?

II. Речь — функция головного мозга - student2.ru

Рис. 9. На каких внизу нарисованных часах время совпадает с часами, нарисованными наверху?

II. Речь — функция головного мозга - student2.ru

Рис.10. Что нарисовано над? Что нарисовано под?

II. Речь — функция головного мозга - student2.ru

Рис. 11. Что нужно исключить, чтобы остались однородные предметы? Какой предмет «четвертый лишний»? Объясните, почему мы его исключили?

II. Речь — функция головного мозга - student2.ru

Рис.12. Где цифра 5? 1? 8? 16?

Наши рекомендации