II. Речь — функция головного мозга
Итак, малыш родился. Первые три недели — сплошная борьба за его выживание: забота о пупочке, о каких-то неблагополучных симптомах, которые постепенно в течение 2-3-х недель сходят на нет. Затем проблемы с купанием, присыпками, пеленанием. Мама и папа учатся: оказывается, что пеленки надо проглаживать с обеих сторон.
И при чем тут советы логопеда? А вот при чем. Физиологами раннего детства выяснено, что уже на третьей неделе жизни ребенок начинает реагировать не только на тактильное восприятие материнских рук, на яркий свет, но и на звуки. И неспроста из глубины веков из поколения в поколение передаются от бабушек мамам колыбельные песни, которые успокаивают, убаюкивают ребенка. Вначале это песни на каком-либо одном слоге, затем они оречевляются, обрастают значимыми для ребенка словами. Очень рано ребенок начинает реагировать на тембр голоса матери и других людей, но главное — на интонации. Известно, что точное содержание, значение слова может быть выражено только интонацией. Самые ласковые слова, произнесенные с угрожающей интонацией, даже взрослого повергают ветрах, не говоря уж о ребенке. И только ласковая интонация успокоит его.
Так вот, начнем с того, что ребенок прежде всего начинает различать интонации, выделять интонации любящих его мамы, бабушки, отца.
Мама должна начать говорить со своим малышом буквальной на третьей неделе его жизни, и даже с первого дня: голос матери всегда будет действовать на него положительно. Все действия, которые она с ним совершает: пеленание, купание, кормление и т. п. — она должна сопровождать подобием беседы с ним, например, «сейчас я посмотрю, что тебе не нравится, почему ты вертишься, плачешь» и т. д: Мать должна говорить не спеша, ласково, напевно. Так закладывается в еще не дифференцированной слухо-речевой памяти младенца та канва, на которой в будущем будет расцветать, вырисовываться речевой опыт ребенка, появится его первый лепет.
О движениях. В настоящее время общепринятым считается мнение, что детей с самого раннего возраста не следует пеленать, надевать им распашонки с зашитыми рукавами, чтобы дети не царапали себе лицо. Как взрослому, так и ребенку необходима свобода движений. Ограничение движений ребенка путем пеленания тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. И вот тут-то и появляется проблема правшества и левшества у малыша. Ограничение движений рук сказывается на скорости формирования двигательных структур мозга. А ограничение движений левой руки у новорожденного левши сказывается на ломке заложенной природой такой важной системы (моторной) коры головного мозга, которая называется сомато-топической проекцией (рис. 4). У правши сомато-топическая проекция всего тела человека, прежде всего его подвижных частей, и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого неба), генетически заложена в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Пеленание левой руки у ребенка-левши приводит к тому, что возникает пространственная ломка формирования движений: стимулируются движения правой — неосновной руки, а основная, ведущая рука остается без стимуляции. Именно поэтому нередко взрослые левши, над которым было в раннем детстве совершено насилие, не умеют ориентироваться на местности, не умеют танцевать, о некоторых говорят, что им медведь на ухо наступил, то есть не воспринимают мелодии, немузыкальны,
дети неловки в движениях, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки. И как всякий лишенный свободы человек, эти дети невротичны: либо заторможены в развитии, либо чрезмерно возбуждены, «ходят на голове», упрямы, невнимательны.
Не забывайте, что человек и, прежде всего, ребенок склонен к подражательству. Какой рукой едят переученные в детстве с левой руки на правую родители, такой рукой может непроизвольно научиться есть и ребенок. И ничего плохого в этом нет, т.к. и ребенок-правша учится многое делать левой рукой, но никто на это не обращает внимание.
Тактильные (кожные) и кинестетические (мышечные) ощущения орального (пищеварительного), а позже артикуляционного аппарата человек чувствует в полости рта преимущественно из-за какого-либо дискомфорта в процессе еды.
Рис.4. Схема сомато-топической проекции в коре головного мозга (по В.И.Пефильд). корковая проекция двигательной системы. Относительные размеры органов отражают ту площадь коры головного мозга, с которой могут быть вызваны соответствующие движения.
Ребенок учится говорить на родном языке в результате подражания речи окружающих его людей и, прежде всего, непроизвольно воспринимая на слух речь матери. При этом воспринимаемая на слух речь матери фиксирует мелодику родного языка, различные варианты интонаций, которые во всех языках мира различны.
Итак, слух! Ребенок, потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (педагог, обучающий глухих детей речи) не обучит его «чтению с губ», не научит его с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие произносить отдельные звуки, затем слова, — в лучшем случае, в 3-4-летнем возрасте.
Слышащий ребенок, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. Но до этого он проходит стадии гуления и лепета. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата, то есть губ, языка, мягкого неба, глотки и гортани. Гуление у детей всего мира одинаковое. В 6-8 месяцев ребенок начинает лепетать, и его звуковой состав — результат «настройки» артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Первыми звуками детей оказываются некоторые гласные и простейшие согласные: м, п, б, н, т, д. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога: «ма», «на», «ди» (иди), «ту», «да» (дай) и т. п.
Это первый этап сочетания акустического (слухового подражания с непроизвольной, но уже контролируемой слухом ребенка, кинестетической настройкой артикуляционного аппарата. Поэтому-то от того, какое ухо (левое или правое) у ребенка является ведущим в процессе акустического восприятия, такое и кинестетическое (левое или правое) сомато-топическое «поле» будет брать на себя функцию первичного артикулирования. Акустическое восприятие осуществляется височной (левой или правой) долей головного мозга, кинестетическая основа артикуляции — левой или правой теменной долей. Первоначально эти поля воспринимают все сигналы чрезвычайно диффузно, это скорее этап общей, но очень краткой по объему слуховой и кинестетической памяти.
И лишь много позже, примерно к полутора-двум годам начинает формироваться первейший лексический состав речи ребенка, очень небольшой, одно-двусложный, состоящий из небольшого числа как слогов, так и слов.
НО! Но мозг человека организован так, что каждое из полушарий головного мозга выполняет (правда не сразу) свои определенные функции. Так, у взрослого человека-правши правое полушарие дифференцирует, опознает все неречевые, предметные признаки; затылочные доли ответственны за зрительное восприятие всего многообразия мира: от восприятия индивидуальных черт лица, особенностей всего растительного, живого и неживого мира, до огромной цветовой палитры, всех оттенков краски, радуги и т. п.
Височная доля правши воспринимает все неречевые звуки, издаваемые окружающим нас миром: различный шум воды, шорохи, шум ветра, пение птиц, «голоса» животных, и более того — восприятие интонаций речи, тембра голоса, всего многообразия музыкальных произведений.
Теменная же доля правого полушария у правши позволяет человеку осязать структуру своего тела, его частей и принимает активное участие в кинестетических навыках самообслуживания: ходьбы, бега, одевания и т. п.
Левое же полушарие у правши сугубо речевое: височная доля у взрослого человека «ответственна» за восприятие фонем родного (а позже и иностранного) языка, за слухо-речевую память, «ответственную» за акустическое удержание в речевой памяти серии слов, чтобы понять смысл развертывающейся во времени речи собеседника. Затылочная доля левого полушария у правши несет функцию распознавания пространственно организованных символов: алфавита, математических знаков, дорожных знаков, то есть эта доля позволяет читать и контролировать написанное слово (текст). Чрезвычайно важную функцию осуществляет у правши левая теменная доля: именно она хранит в своей памяти все артикуляционные навыки, все нюансы произношения мягких и твердых звуков в сочетании с гласными или другими согласными. Кроме того, эта левая теменная доля хранит в своей памяти весь лексикон человека, понимание и употребление сложных речевых оборотов (пословиц, поговорок, метафор, употребление предлогов, наречий и других частей речи).
И наконец, левая лобная доля правши организует синтаксис высказывания, которое развертывается во времени, эмоционально-волевую сферу, формирует навыки логического мышления, логического поведения, планирования и регулирования всей нашей деятельности. Все речевые навыки закрепляются только при помощи функций лобной доли,
У абсолютного правши ведущими являются левые ухо, глаз, рука, нога. У абсолютного левши ведущими оказываются правые затылочная, теменная, височная и лобная доли, реализующие все речевые и двигательные навыки этой группы населения.
И абсолютным правшам, и абсолютным левшам жить одинаково относительно комфортно в процессе овладения навыками речи, письма и чтения, если левшу насильно не переучивали писать правой рукой.
Как мы уже говорили, кроме абсолютных левшей и правшей, примерно у 50 % населения отмечается парциальное или мозаичное, а иногда и скрытое левшество. Мозаичное в том смысле, что у них доминантными в реализации различных «фрагментов» или «операций» речевой деятельности участвуют не все четыре доли (затылочная, височная, теменная и лобная) правого полушария у левши и левого полушария у правши, а как бы вперемешку. По ведущему глазу субъект может быть левшой, а по «рукости» правшой, и наоборот: по всем признакам человек левша, а ведущий глаз у него не правый, а левый.1
У парциального левши может не совпадать сочетание доминантности по речевым функциям обычно взаимосвязанных теменной и лобной долей. При тестировании на признаки рукости, а истинно «рукостными» являются теменная и лобная доли, могут не совпадать тесты на «пальцы рук в замке» и «поза Наполеона».
Переученный ребенок (левша) слышит речь «непереученным» ухом, и оно не может «найти» те области мозга, которые берут на себя функции устной речи. И пока суть да дело, из-за переучивания ребенка-левши (абсолютного или парциального) с левой руки на правую, в его субдоминантном полушарии без ведома старательных родителей должны образоваться кинестетические проекции руки, а уж рука «тянет» за собой и речь! А второе, субдоминантное у левши, левое полушарие всецело
1 Тесты на определение «рукости» у взрослых см. на стр. 59.
занятое своими неречевыми функциями, видите ли, должно «поступиться» своей драгоценной для него территорией. Вот и возникает у одних детей — «медведь на ухо наступил», у других — абсолютное неумение и нежелание заниматься ручным трудом, шитьем, третьи не могут нарисовать даже цветок и т. д. Вот к чему ведет переучивание. Но и этого мало. Нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие: ребенок становится либо упрямым, «поперечным», либо «сломленным», слабовольным, мнительным, неуверенным в себе, с целой серией комплексов неполноценности, с фиксацией внимания на своих речевых трудностях, с глубокими переживаниями «пустяков», в результате которых возникает заикание... А оно трудно преодолимо.
Не переучивайте детей с левой руки на правую! Не ломайте им психику!
Дайте свободу действия его рукам, и он сам научится многое делать обеими руками.
Хорошо или плохо, когда ребенок парциальный или «абсолютный» левша? Как показал наш сорокалетний опыт работы со взрослыми, перенесшими инсульт или травму головного мозга, речь у парциальных и абсолютных левшей восстанавливается значительно лучше, чем у абсолютных правшей, поскольку у левшей речь реализуется обоими полушариями, а у правшей только одним левым! Вот так, парциальные левши неожиданно оказались в лучшем положении.1
Очень важно воспитывать у ребенка 5-6 лет зрительное и слуховое внимание. Невнимательность у одних детей объясняется их излишней активностью, неусидчивостью, несдержанностью, неумением слушать и наблюдать, у других детей невнимательность возникает в связи с их некоторой замедленностью, вялостью, несобранностью, неорганизованностью и рассеянностью. И первые, и вторые особенности некоторых детей объясняются трудностями у них организации и мобилизации внимания.
1 Парадокс! Не будь в природе феномена левшества, не имела бы история цивилизации таких гениев, как Леонардо да Винчи с его «Джокондой» и инженерными изобретениями, великого Рафаэля с его «Сикстинской мадонной», не было бы в истории России великих гениев М. В. Ломоносова. А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, не было бы великих Паганини и Шопена и тысяч других, известных всему миру гениев.
В школе эти трудности приводят к тому, что дети невнимательны на уроке, не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют, из-за чего им приходится получать замечания от учителя, у ребенка пропадает желание учиться. В итоге, — как считает профессор Т. В. Ахутина, — ребенок становится стойко неуспевающим.
Слуховое и зрительное внимание ребенка желательно воспитывать в самом раннем возрасте, предлагая ему найти направление звучащей игрушки (погремушки, пищащих резиновых игрушек), когда ребенок становится старше, ему предлагают найти перемещаемые по комнате громко тикающие часы и т. п. Зрительное внимание формируется у дошкольника в процессе занятий с картинным лото, когда надо заполнить маленькими карточками большую карту с рисунками на ту или иную тему, затем две-три такие карты, и другими вариантами настольных игр.
Умение контролировать, вовремя тормозить свое слуховое и двигательное внимание отлично воспитывается в играх на поднимание и опускание рук: Кто летает? Кто бегает? Кто только стоит? Например, птица летает? Диван летает? Бабочка летает? А стол летает? И т. д.
Развитию различных вариантов зрительного и слухового внимания посвящены многие занятия воспитателей детских садов. Четырех-пятилетнего ребенка надо учить быстро переключать свое внимание при показе предметов обихода, частей лица и тела, находить спрятанный предмет или картинку по какому-либо признаку, например, вилку, ложку, ножницы по одной из их частей. На даче можно учить ребенка искать грибы и ягоды по тем или иным приметам и т. д.
Внимание ребенка-левши и его ориентацию в пространстве можно развивать1, предлагая сначала показать предметы, лежащие или нарисованные в лото или в книге слева от центра, а уже затем в центре и справа. Левую сторону листа желательно отмечать цветным карандашом, привлекая тем самым его внимание к этой части лица, и написав около нее букву «Л», а справа букву «П». Предлагаем серию упражнений для улучшения внимания у ребенка (рис. 5,6,7,8,9, 10, 11, 12).
1 Для облегчения дифференциации левой и правой руки или стороны удобен «прием» А. В. Суворова: «сено-солома». Ребенку можно пришить на рукавах разные пуговки или аппликации.
Рис.5. Где левая рука? Где правая рука? И т.д.
Рис. 6.
Рис.7.
Рис. 8. Что стоим слева? Что стоит справа? Что стоит в центре?
Рис. 9. На каких внизу нарисованных часах время совпадает с часами, нарисованными наверху?
Рис.10. Что нарисовано над? Что нарисовано под?
Рис. 11. Что нужно исключить, чтобы остались однородные предметы? Какой предмет «четвертый лишний»? Объясните, почему мы его исключили?
Рис.12. Где цифра 5? 1? 8? 16?