Народные танцы республики Коми
Народные танцы Коми довольно оригинальны и неопределенны в своей направленности. Они состоят из необычайной красоты движений, чарующей музыки и слов. Особый шарм этому действию придают национальные костюмы, имеющие непосредственно отношение к происходящему ведь, как правило, в танцах отражается жизнь народа, его обычаи, строй.
С участием танцев проводятся разные ритуалы, обряды и гуляния. Место проведения зависит от времени года. Сольные исполнения обычно проходят в избах, т. к. там мало места, и количество участвующих в танце мало. Массовые же выступления проводятся на открытой местности. Часто рисунок танца зависит от местности, где проходит выступление.
Как было сказано раньше, эти танцы имеют и обрядовый характер, в основном он проявляется в летнее время при сенокосе. Другие трудовые проявления, например как земледелие, скотоводство или рыбалка обряды с танцами не затронули. Многочисленные танцевальные коллективы происходят из Коми, здесь часто устраиваются фестивали и концерты народной музыки и танцев. И если вы побываете на одном из них, пригодится информация, какие цены гостиниц в Печоре, чтобы заранее забронировать себе хороший номер в центре.
В настоящее время в народных танцах ярко проявляются главные черты национального характера коми-зырян, их обычаи, нравы, традиции. Отношения между танцующими в разных танцах строго регламентированы и часто зависят от нравственных понятий, принятых в народе, от жизненных обстоятельств: общественного положения, возраста танцующих и многого другого.
Танцы у коми четко делятся на исполняемые старшим поколением и — молодежью. Открытое проявление чувств, симпатий друг к другу в молодежных коми танцах не принято, здесь молодые люди старательно скрывают свои истинные привязанности, отчего в танце появляется подтекст, второй план, что придает ему особую увлекательность и смысл. Очень часто при внешней строгости, сдержанности танец является единственной удобной формой общения молодых людей друг с другом. В танцах молодежи почти никогда не принимают участие замужние женщины и женатые мужчины.
Часто женщина не имеет права войти в танец без приглашения партнера, поэтому в коми танцах существует множество вариантов приглашений в танец, поклонов, наборных фигур. Преобладают парные танцы или танцы в тройках, когда один юноша танцует с двумя девушками. Множество женских хороводных танцев, в которых мужчина может участвовать лишь в качестве солиста. Чисто мужские пляски крайне редки и встречаются только на Удоре. Особенно ценятся у коми народа талантливые заводилы — хороводники, плясуны-импровизаторы, умеющие завести, начать пляску, увлечь за собой всех присутствующих. Манеры в танцах многообразны, но, как правило, четкие, резкие, широкие движения, открытое проявление чувств присущи мужскому танцу; мягкие, плавные, грациозные — женскому.
В настоящее время женщины являются главными хранительницами традиций коми народной хореографии. Они повсеместно берут на себя обязанности хороводников во время игрищ и массовых гуляний, пожилые женщины как более опытные знатоки всех тонкостей коми танцев нередко берутся исполнять в танцах мужские партии.
В женских танцах коми-зырян не существует открытого проявления чувств через резкие широкие движения рук, присущие мужчинам. Главная особенность женского танцевального фольклора коми - ограничение пластики движений. У женщин обязательный атрибут - белый платочек в руке. В женском танце отсутствуют дробные и топающие шаги, что само по себе крайне редко встречается в мужской коми-народной хореографии. При внешней строгости, сдержанности в них присутствуют тонкий подтекст, множество вариантов наборных фигур, поклоны-приглашения, где движения рук - мягкие, плавные, даже грациозные. Камерность звучания национального смычкового инструмента «Сигудок» породила оригинальную манеру коми танца на месте, без обуви, в шерстяных чулках и на полупальцах («носочках»). Танцы коми состоят из поворотов, припаданий, подпрыгиваний и «трясушек».
Особо следует остановиться на роли инструментальной музыки в качестве аккомпанемента к танцам. Связь коми танца с народной инструментальной музыкой свидетельствует о подлинной музыкальности национальной танцевальной пластики, где каждое движение, каждый танцевальный шаг, жест буквально пронизаны, а зачастую и рождены музыкой. Танцевальная музыка, как и сами танцы, складывалась в разные исторические периоды. Наиболее древняя связана с игрой на старинных национальных инструментах — чипсанах и полянах (дудках) — многоствольных флейтах. Ограниченный звукоряд их сказался и на стиле музыки, которая представляет собой многократно повторяющиеся короткие формульные попевки с определенным для данного наигрыша размером и ритмом. Под эту музыку исполняются особого рода пляски, древнейшие во всем коми танцевальном фольклоре, главной особенностью которых является полное органичное единство музыки и танца.
На продольных флейтах (гум полянах) исполняются мелодически более развитые наигрыши, но это незначительно отразилось на танцевальной пластике — она не отличается большей технической сложностью по сравнению с танцами под чипсаны. Мелодии на сигудках (трехструнных смычковых и щипковых инструментах) также были узкодиапазонными, малораспевными. Камерность звучания сигудка породила совершенно оригинальную манеру коми танца — без обуви. Чтобы не заглушать мелодии, бережно относясь к ней, танцоры снимают обувь, остаются в шерстяных, очень красивых, чулках и танцуют на полупальцах.
Появившиеся в прошлом столетии гармони (тальянки, затем двухрядки) внесли новый стиль в народную танцевальную музыку — более размашистый, удалой, музыка стала более разнообразной, гармонически насыщенной, с характерными гармошечными вариациями. Все это, естественно, отразилось на пластике танцев. Вместе с гармонью в быт коми вошли новые танцы, особое место среди которых занимает коми кадриль. Заметно изменилась старинная коми пляска "Шондібанӧй", увеличилось количество темпераментных плясок — импровизаций, особой популярностью стал пользоваться перепляс.