Русская культура от начала Нового времени до Просвещения (XVII-XVIII)

Характерные черты культуры XVII в.   (XVII в. завершает эпоху средневековья, формирования русской нации, складывания единого русского языка). Борьба двух тенденций: церковной и светской. Начало утверждения светских начал в культуре («обмирщение культуры»): - в литературе — формирование демократического светского направления; - в архитектуре — сближение облика культовых и гражданских построек на основе «дивного узорочья»; - в живописи — постепенное разрушение иконогра­фических канонов и появление реалистических тен­денций.
Просвещение и образование 1687: Славяно-греко-латинская академия (первое высшее общеобразовательное учреждение в Москве)
Литература Светские жанры (сатира, первые сборники русских пословиц и поговорок, сказания, бытовая повесть). Церковная оппозиция: протопоп Аввакум.
Архитектура Московское барокко (отход от суровости и простоты средневекового зодчества).
Живопись Зарождение жанра портрета – парсуна (от искаженного – персона) (Симон Ушаков, руководитель живописной мастерской при Оружейной палате). Вместо библейских персонажей - появление светских лиц, но еще написанных в старой иконописной манере и технике. В конце XVII в. парсуна пишется уже на европейский манер: на холсте и масляной краской.
Развитие научных знаний Измерение земельных участков, составление географических карт, развитие медицины, арифметики, определение плодородных почв, производство оружия
Характерные черты культуры XVIII в. - обмирщение культуры (падение влияния религии и церкви, усиление разрыва между религиозным и эстетическим сознанием), - развитие личностного начала; - европеизация, преодоление национальной замкнутости; - ускорение темпов и усложнение общественного развития.
Просвещение и образование 1724: Академия наук, - открытие светских учебных заведений: навигацкая школа, инженерная и др.; 1786: создание впервые в России государственной системы народного образования (малые народные училища в уездных городах, главные училища в губернских городах; основание двух закрытых учебных заведений: Смольный институт для дворянок, Екатерининский – для мещанок), - реформа алфавита (создание первого в России гражданского шрифта), - первая государственная библиотека, - учебники (азбука; Ф.Прокопович: Первое учение отрокам; Л.Ф.Магницкий: Арифметика; М.Смотрицкий: Грамматика, часослов, псалтырь; «Юности честное зерцало»)
Наука, новые технологии - Первые попытки написания отечественной истории. Углубление географических знаний: - изучение Аральского и Каспийского морей, - подготовка описания Камчатки (В.Атласов). - Открытие новых залежей угля, меди, серебра.
Литература:  
Классицизм - новые жанры: ода, элегия, басня, трагедия, комедия, роман. А.Д.Кантемир, М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков
Сентиментализм (в конце XVIII в.) Н.Карамзин
Архитектура Первая половина XVIII в.: - раннее (петровское) барокко (Доменико Трезини), - зрелое (елизаветинское) барокко (Ф.Б.Растрелли). Вторая половина (опора на античные традиции): - классицизм (Ж.Б.М.Валлен-Деламот, А.Ринальди, В.Ф.Бренна, В.Баженов, М.Казаков, Д.Кваренги и др.).
Живопись Ведущий жанр: портрет (Никитин, Матвеев, Вишняков, Антропов, Аргунов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский); новое явление - гравюра (А.Ф.Зубов); первые картины на исторические сюжеты (А.П.Лосенко)
Скульптура Классическая скульптура (в средние века круглая скульптура была запрещена): Ф.Гордеев, Ф.Прокофьев, И.Мартос, М.Козловский, Ф.Шубин, Э.Фальконе.
Театр 1756: в Петербурге первый в России государственный театр «для представления трагедий и комедий» (руководитель актер Ф.Волков).
Быт Летоисчис­ление от рождества Христова, новое начало нового года (1 января), бритье бород, одежда европейского покроя
Движение Просвещения Проникновение философских и общественно-политических идей западноевропейских мыслителей. Русские просветители: А.Д.Кантемир, М.М.Щербатов, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов.
Особенности русского Просвещения - Просвещение в России не было подготовлено ее внутренним развитием, - идеи равенства, естественной ценности человека не были имманентными (лат. immanens – свойственный чему-либо) для России этой эпохи, - идеи Просвещения заимствовала у французов небольшая прослойка дворянства, - идеи Просвещения столкнулись с самодержавием и крепостничеством, отсюда – «просвещенное самодержавие», - французское Просвещение носило светский характер, русское – не поднимало вопрос о существовании бога, - европейское Просвещение – космополитично, русское – патриотично, - гуманизм русского Просвещения сводился к тому, что общественные деятели настаивали на усилении просветительской роли государства, создании разветвленной системы государственного образования, открытии доступа к науке талантам из низших слоев общества.




Главное достижение XVII-XVIII вв. – высвобождение творческих сил личности, расцвет личностного творчества.

«Золотой век» русской культуры (XIX в.) А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, М.И.Глинка, И.С.Тургенев, К.П.Брюллов, Н.Н.Некрасов, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, И.Н.Крамской, И.Е.Репин, М.П.Мусоргский, Н.С.Лесков, П.И.Чайковский, Н.В.Гоголь.
Причины культурного прогресса (подготовлен предшествующим развитием русской культуры, особенно петровскими реформами)   - культурный прогресс был связан с процессом формирования русской нации при переходе от феодализма к капитализму, - рост национального самосознания (особенно после 1812 г.), - аккультурация (взаимодействие с другими культурами, особенно европейской), - взаимовлияние различных областей культуры: философии, литературы, музыки, живописи, - усиление процесса взаимодействия между «высокой» (профессиональной) и культурой народных масс (древнерусской), - участие в культуротворчестве интеллигенции не только из привилегированных классов, но и из среды разночинцев.
Романтизм Интерес к национальной самобытности, Отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности. В.А.Жуковский (1783-1852), Н.И.Гнедич
Живопись О.А.Кипренский (1782-1836)
Реализм (30-40-е гг.) отличался точным отображением типического, остротой постановки нравственных проблем, глубоким проникновением в действительность, в социальный мир людей. А.С.Пушкин (1799-1837), М.Ю.Лермонтов (1814-1841), Н.В.Гоголь (1809-1852)
Театр Драматургия А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского
Живопись (Жанры: портрет, пейзаж, бытовая живопись, исторический) 1870: товарищество передвижных художественных выставок (передвижники). Задача: ознакомить общество с русским искусством, сделать его доступным жителям столичных городов и русской провинции. Идейный вдохновитель: И.Крамской. Художники-передвижники: И.Крамской, В.Перов, И.Репин, В.Суриков, П.Саврасов, И.Левитан, братья Васнецовы и др.
Классицизм(живопись) К.П.Брюллов (1799-1852), А.А.Иванов (1806-1858)
Ампир (архитектура) А.Н.Воронихин (1759-1814), К.И.Росси (1775-1849), О.И.Бове (1784-1834), Д.И.Жилярди (1785-1845)
Наука - химия (открытия Н.И.Менделеева), - географические исследования (открытие Антарктиды, Азия, Сибирь, Аляска и др.), - изобретения в области электротехники (В.В.Петров: вольтова дуга, П.Л.Шиллинг: электромагнитный телеграф и мн.др.), - изобретение радио (А.С.Попов. 1859-1905/1906), - паровая железная дорога (отец и сын Черепановы, 1833), - изучение быта и культуры полинезийских островов (Миклухо-Маклай), - научные произведения (В.О.Ключевский. Курс русской истории; Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).
Аккультурация - первый ученый, прославившийся за рубежом, Н.И.Лобачевский (положил начало современным представлениям о строении Вселенной), - в Париже поставлен «Ревизор» Гоголя, - произведения И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского получают мировую известность, - культурный обмен между Россией и Европой приобретает двусторонний характер.
Значение «золотого века» Русская культура приобретает мировое значение, выходит за пределы своего собственного мира
«Серебряный век». Последняя четверть XIX-начало XX вв. - Отказ от «социального» человека, освобождение мышления от политики и социальности. - Создание нового менталитета: культ творчества как единственная возможность осмысления времени и «Я» в нем, тотальный индивидуализм. - Рождение религиозно-философского Ренессанса, интереса к тайнам подсознательного, господство мистического в культуре. - Возвращение к хри­стианской идее справедливого, прекрасного общества. -Время выдающихся художественных открытий, новых направлений в культуре: модернизм – направление в искусстве, поиск новых форм, отказ от требований к содержанию (символизм, ставший предтечей авангарда, акмеизм, футуризм, авангардизм, неоантичность)
Литература: Символизм   (противопоставление реализму: сложная, ассоциативная метафора) «Старшие» символисты: Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ф.К.Сологуб; «младшие» – А.Блок, А.Белый, В.И.Иванов.
Акмеизм(греч. – высшая степень чего-либо, цветущая сила)   (культ реального земного бытия, стремление вернуть образу живую конкретность, предметность, освободить его от мистической зашифрованности). Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Кузмин.
Футуризм (нигилистическое направление). Д.Д.Бурлюк, В.В.Хлебников, А.Крученых, В.В.Каменский, В.В.Маяковский, И.Северянин, Б.Л.Пастернак
Архитектура Новые стили: модерн, новорусский стиль, неоклассицизм. Особенность: органическая связь между строительным материалом, конструкцией и формой, тенденция к синтезу искусств: в архитектуру вводятся элементы живописи, скульптуры.
Выставки - Появление в России творений европейского искусства: импрессионизма, символизма, фовизма, кубизма. - Выставки русских художников в Париже и Мюнхене. - «Русские сезоны» С.П.Дягилева в Париже. - Открытие в Москве галерей и частных коллекций современной живописи.
Театр Новаторы театрального искусства: К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко, основатели Московского художественного театра.
Философия формирование двух оригинальных течений
1.Самобытная русская философия В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев, В.В.Розанов и др. (В.С.Соловьев: призыв к не­обходимости активного сотрудничества человека и Бога. Устремленность к такому богочеловеку, который ищет внутренней целостности, единства, добра, красоты, истины). Соловьевство породило сложное нео­днозначное явление — религиозно-философский ренессанс (возрождение), неохристианские поиски, своеобразное бо­гоискательство. Мир должен, согласно философии «серебряного века», быть преобразован не кошмаром насилия, а подлинностью христианского учения.
2.Философия русского космизма Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский. (В.И.Вернадский: учение о ноосфере. Человечество - основная сила, которая определяет своей деятельностью эволюцию Земли. На определенной стадии оно должно будет принять на себя ответственность за будущее биосферы для сохранения возможности своего существования и дальнейшего развития. Биосфера должна превращаться в ноосферу, т.е. в сферу разума).
Причина философских исканий Понимание того, что к 70-м г. XIX в. церковь активно встроена в собственничес­кие отношения, политизирована, а идеи христианства вуль­гаризированы, т.е. заменены культом внешней обрядности. Русское общество активно нуждалось в моральной револю­ции, в новом развитии нравственного сознания народа.
Завершение «серебряного века» 1922: выдворение русских философов из России («философский пароход»)
Значение «серебряного века» - Дал творческий импульс развитию отечественной и мировой культуры. Она обогатилась уроками словесного мастерства, новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т.д. - Философско-религиозный ренессанс дал целое направление культуре, философии, этике России и Запада. Он предвосхитил экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие (Д.С.Лихачев: «Мы подарили Западу начало нашего века…»).

Наши рекомендации