Русская культура (ix-xx вв.)

Исторические особенности русской культуры - «Восток – Запад». - Мессианское сознание – представление об особом великом предназначении России в мировой истории. - Христианско-православное начало культуры: духовно-религиозная независимость от католической Европы; духовная объединяющая сила; консерватизм по отношению к новому в сочетании с противопоставлением Западу. - Особая роль государственности в объединении и сохранении русского народа. Единство народа держалось на централизованной власти, а не на единстве культуры. - Культурная изоляция и последующая за ней интеграция с европейской культурой. - Разрыв между этнической и национальной культурой. - Культурная революция в Советской России. - Унификация и изоляция советской культуры. - Крах советской культуры и ломка прежних исторически сложившихся стереотипов.
Традиционные установки русской культуры - Коллективизм как культурная норма, сложившаяся в условиях крестьянской общины. - Бескорыстие, возвышение духовности, осуждение склонности к накопительству. - Культ государства, вера в «царя-батюшку», власть в ответе за все. - Русский патриотизм (соединение любви к Родине, родной земле с любовью к отечеству, государству).

Периодизация русской культурной истории

Культура Древней Руси IX-XIII вв.
Московская Русь: содержание культурного феномена XIV-XVI вв.
Русская культура от начала Нового времени до Просвещения XVII-XVIII вв.
«Золотой» век русской культуры XIX в.
«Серебряный век» русской культуры последняя четверть XIX в. - начало XX вв.
Культурный поворот и культура советского периода 1917- 1991
Языческая культура славян мифология, пантеон божеств, жречество
Архаичный культ Культы земли, воды, Рода и Рожаниц как божества природы и плодородия, огненного бога Сварога, женского божества Мокоши, богини любви и брака Лады, бога Велеса, бога плодородия Ярилы и др.

Христианство (988)

Значение принятия христианства - русская культура через контакт с Византией преодолела локальную замкнутость, - православие стало духовной основой Руси: формируется самосознание народа (в язычестве человек не выделял себя из природы, теперь начинается осознание себя и своего места в мире), складывается единство языка, вера стала объединяющим началом славянского народа, - появляются новые ценности, новые формы жизни; православие укрепило строгий, но справедливый отеческий идеал власти, - появляется: каменное строительство, основной тип храма – крестово-купольный, иконография, книжная миниатюра, переписка книг, литературный житийный жанр, переводы древнегреческих и византийских авторов, - происходит становление системы образования при монастырях, - высокого уровня достигло ремесленное искусство (гончарное, ювелирное, металлообработки).
Особенности христианства на Руси   - двоеверие. Христианство меняло систему ценностей, в силу этого вступило в конфликт с прежним религиозным миропониманием. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народе. Полной победы над язычеством не произошло. Постепенно сложилось двоеверие – компромиссное равновесие языческих и христианских элементов, - оно формировало человека нового типа. Этот человек стремился к одухотворенности, а не к преобразованию внешнего мира, - Русь не восприняла четко разработанную систему римского права. Православие не вмешивалось в правовые представления общества. Правовое сознание не выделялось из морального сознания. Большое значение придавалось совести, христианской морали. - в отличие от религии и основных философских знаний, принятых из Византии и не менявшихся до XVII в., в области художественной культуры Русь выработала собственные формы. Византийское заимствование не являлось слепым: - появилась оригинальная русская литература, прежде всего летописание, - каменное зодчество обрело русские особенности: многонефность, галереи, угловые башни, многоглавие, общая пирамидальная композиция, - в живописи наметились две линии: «грекофильствующая» и собственно русская. Монументальный стиль живописи XI в. (крупные размеры фигур, целостная цветовая моделировка, крупные ясные черты ликов) был редким даже для византийского искусства; строгий византийский стиль наполняется более земными чертами.


Русская культура в условиях татаро-монгольской зависимости - Исчезновение ряда ремесел, прекращение почти на сто лет каменного строительства, - заимствование ряда слов, вошедших в русский язык, - большее проявление монгольского влияния в сфере уголовного права: усиление наказания в Судебниках 1497 и 1550 гг. Документы вводят смертную казнь, наказания кнутом, пытки, чего не было в Русской правде
НО: русская культура осталась европейской по своей направленности.

Московская Русь: содержание культурного феномена



Особенности культурного процесса Рубеж XIV-XV вв. Рост национального самосознания и становление национальной культуры: - синтез достижений местных школ в летописании, агиографии, книжной миниатюре, иконописи, архитектуре. - «Золотой век» живописи: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. - Возрождение больших монументальных форм (ансамбль Московского Кремля, в создании которого участвовали итальянские архитекторы: Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый, Марко Фрязин, Пьетро Солари).
XVI в.:  
Архитектура Шатровый стиль (впитал народную природу, романо-готические реминисценции (лат. - воспоминания), общекультурную символику шатровой формы, идущую от христианской древности: храм Покрова на Рву (Василия Блаженного), церковь Вознесения в селе Коломенском
Живопись утрата достижений XV в., усиление символизма, разработка аллегорических сюжетов. Регламентация искусства государством. Обсуждение вопросов живописи на церковных соборах (постановления Стоглава).
Крупнейшие достижения начало книгопечатания (1553), открытие типографии в Москве (1563) во главе с И. Федоровым и П. Мстиславцем; продвижение русских землепроходцев на Восток, к берегам Тихого океана.

Наши рекомендации