Определение уровня зрелости нервных процессов
Существует несколько способов определения функциональной зрелости нервных процессов. Рассмотрим один наиболее доступный — теппинг-тест.
Лист бумаги разделяется на 6 одинаковых квадратов, которые нумеруются следующим образом:
1 2 3
6 5 4
Перемещение осуществляется в соответствии с указанной нумерацией. Суть задания заключается в том, что дети должны в максимальном темпе нанести точки в каждом из квадратов («насыпать зернышки птичкам»). Начало и переход из квадрата в квадрат осуществляются по команде воспитателя. Продолжительность обозначения точек в квадрате — 10 с. Результаты данного задания позволяют судить о зрелости нервной системы (силе, выносливости, работоспособности). Чем больше количество точек обозначено в первом квадрате, тем выше уровни зрелости нервного про-
цесса; чем дольше удерживается первоначально заданный темп (1 квадрат), тем сильнее нервные процессы, тем выносливее нервная система. Если ребенок не только сохраняет заданный темп, но и увеличивает его, это говорит о силе зрелости нервной системы. Для выявления подвижности нервных процессов можно использовать и другой вариант этого задания («птичка клюет зернышки»). При этом в 1, 3 и 5-м квадратах задается максимальный темп, а во 2, 4 и 6-м квадратах — удобный, оптимальный темп. Чем больше разница, тем выше способность к переключению нервных процессов.
Таким образом, результаты теппинг-теста говорят не только об уровне развития нервной системы, но и указывают на типологическую характеристику ребенка. Слабый тип нервной системы характеризуется значительным снижением количества точек в последних квадратах и наличием некоторых пиков. К сильному типу нервной системы относятся дети, у которых сохраняется стабильность темпа или наблюдается его увеличение.
Уровень созревания нервных структур мозга, зрелость нервных процессов обуславливает возможность в управлении произвольными действиями. Поэтому неслучайно уже в 30-е годы XX столетия были предприняты попытки с помощью произвольных движений определить уровень психомоторного развития детей. Наиболее информативными, с нашей точки зрения, были методики, предложенные Н.Озерецким и М.Гуревичем.
Задания для детей 4 лет
Оценка функции равновесия
И.п.: — пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги; стопы расположены по прямой линии, руки вдоль туловища, сохранить данную позицию необходимо в течение 15 с с закрытыми глазами. Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование расцениваются как минус.
Оценка координации движения («Пальчик с носиком здороваются») После предварительного показа предложить ребенку закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа, б) левой мочки уха. Задание повторяется в той же последовательности для другой руки. Если ребенок допускает неточность, погрешности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости координационных механизмов и несоответствии возрастной норме развития.
Оценка тонкой моторики рук («Уложи монетки в коробку») На столе ставится картонная коробка размером 10х 10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (диаметром 2 см). По сигналу воспитателя ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой. Время выполнения для ведущей руки 15 с, для второй руки — 20 с.
Оценка моторики пальцев рук («Нарисуй пальчиками кружочки») В течение 10 с указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук описывать в воздухе круги любого размера, но одинаковые для
обеих рук. Задание не выполнено, если ребенок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или делает круги разной величины.
Оценка механизмов автоматизации движений ведущей руки («Давай поздороваемся»)
Предложить ребенку поочередно поздороваться за руку — правой, левой, а затем обеими руками. При этом следует отметить наличие лишних движений (сжатие противоположной руки, приподнимание плеч, сокращение размера мышц лица, открытый рот и др., которые указывают на низкий уровень управления произвольным действием).
Задания для детей 5 лет
Оценка функции равновесия
Предложить ребенку сохранить заданную позу (устоять на носках) с закрытыми глазами. Для детей этого возраста норма 10 с.
Оценка тонкой моторики пальцев («Скатай шарики»)
Предложить ребенку скатать шарики из папиросной бумаги размером 5x5 см. Рука вытянута вперед, помощь другой руки отсутствует. Для ведущей руки норма соответствует 15 с, для второй — 20 с.
Оценка пространственных двигательных автоматизмов и функции равновесия
Предложить ребенку преодолеть расстояние в 5 м прыжками на одной ноге (другая нога согнута в колене), сохраняя прямолинейность движения. Отклонения от прямой не должно превышать 50 см.
Оценка моторики рук («Смотай клубок»)
Предложить ребенку намотать нитку (2 м) на катушку. Для ведущей руки норма 15 с, для второй — 20 с.
Оценка тонкой моторики пальцев рук
На столе расположены 2 спичечные коробки и по 10 спичек около них. По сигналу воспитателя необходимо быстро уложить одновременно двумя руками спички в каждую коробку. Время выполнения задания ограничивается 20 с.
Задания для детей 6 лет
Оценка статического равновесия
В течение 10 с предложить ребенку устоять на одной ноге, другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90°. После 30 с отдыха то же повторить с опорой на противоположную ногу.
Оценка точности и координации движения
Предложить ребенку поразить мячом диаметром 8 см цель размером 25x25 см с расстояния 1,5 м.
Оценка тонкой моторики рук
Предложить ребенку 36 карт, которые надо разложить на 4 кучки. Норма для ведущей руки 35 с, для второй — 45 с.
Задания для детей 7 лет
Оценка статического равновесия
Сохранить равновесие в течение 10 с с закрытыми глазами, сидя на корточках на носках с горизонтально вытянутыми вперед руками.
Оценка динамического равновесия
Предложить ребенку прыжками на одной ноге преодолеть расстояние 5 м, продвигая перед собой коробок спичек. Отклонение от прямой не должно превышать 50 см.
Оценка общего уровня психомоторного развития
Предложить ребенку пробежать 5 м, взять из спичечной коробки 4 спички, выложить из них на столе квадрат, сложить лист бумаги пополам и вернуться назад к исходному положению.
Время выполнения задания 15 с.
Таким образом, отобранные тестовые задания позволяют собрать достаточно точную и разностороннюю информацию о состоянии и уровне зрелости центральных механизмов организации психомоторики детей на разных возрастных этапах.
Метод постукивания
I. Ребенок садится за стол; перед ним лежит лист белой нелинован
ной бумаги; в правую руку, совершенно свободно лежащую на столе
(опирается на локоть), он берет карандаш с затупленным, маловыдаю
щимся графитом. По звуковому сигналу испытуемый начинает с наи
большей быстротой постукивать карандашом по бумаге, не ставя при
этом следующей точки на предыдущее место постукивания. В отношении
способа расставления точек испытуемому предоставляется полная сво
бода действия, следят лишь за тем, чтобы одна точка не попадала на
место другой и чтобы при ударе не действовала вся рука, а лишь кисть.
По истечении 15 с раздается звуковой сигнал о прекращении работы.
После 30 с перерыва то же самое проделывается левой рукой. Для под
счета результатов исследования лучше всего провести ряд линий, чтобы
разделить поверхность листа на отдельные сегменты, в которых удобнее
сосчитывать точки.
Тест считается выполненным, если ребенок в течение 15 с произвел меньше 90 постукиваний (точек) правой рукой и меньше 75 — левой. Для левшей — цифры обратные. Если задание выполнено лишь для одной руки, тест в целом считается невыполненным и расценивается минусом. В протоколе должно быть указано, для какой руки выполнено задание.
II. Предлагают ребенку наморщить лоб. Следят за тем, чтобы не было
излишних сопровождающих движений (колебаний крыльев носа, оскали-
вания зубов, раскрывания рта, скашивания глаз и т.п.), при наличии
которых тест считается невыполненным.
Предлагают ребенку закрыть правый глаз, не закрывая при этом левого; после 5 с перерыва предлагают проделать то же самое для другого глаза. Следят за тем, чтобы при закрывании одного глаза не закрывался другой, а также не было излишних сопровождающих движений (скашивания глаз, перекашивания лица, опускания углов рта, открывания рта и т.п.), при наличии которых тест считается невыполненным. Если испытуемый умеет закрыть один глаз, но при закрывании другого отмечаются излишние сопровождающие движения, тест в целом расценивается как невыполненный.
III. Предлагают вытянуть максимально вперед обе руки, обратив их
ладонями вниз, после этого правая рука сжимается в кулак. По звуковому
сигналу ребенок должен разжать правую руку и одновременно сжать в
кулак левую руку и в дальнейшем, не дожидаясь других слов команды,
должен в течение 10 с с наибольшей быстротой проделывать одновремен
ное поочередное сжимание в кулак и разжимание правой и левой рук.
Следят за тем, чтобы не было излишних сопровождающих движений мышц
лица, при наличии которых тест считается невыполненным.
Тест также считается невыполненным, если испытуемый одновременно сжимает в кулак или разжимает обе руки или если он при этой манипуляции сгибает одну или обе руки в локтевых суставах — «гребет руками». При неудаче допускается повторение теста, но не более трех раз.
IV. Предлагают ребенку максимально вытянуть обе руки, обратив их
ладонями вверх, кисть левой руки сжимается в кулак, кисть правой руки,
оставаясь открытой, сгибается в лучезапястном суставе и обращается кон
чиками пальцев к мизинцу левой руки. По звуковому сигналу ребенок
одновременно должен перевести левую руку в позицию правой (разжать
' кулак и согнуть кисть в лучезапястном суставе, обратив ее кончиками \ пальцев к мизинцу правой руки).
V. Определение моторной зрелости:
Проба на динамический праксис «кулак—ребро—ладонь»(А.Р.Лурия). Ребенку предлагается воспроизвести по образцу серию из девяти движений, состоящую из трижды повторяющегося ряда трех вышеназванных движений. Если ребенок не справился с заданием, образец демонстрируется повторно до пяти раз. Оценивается по количеству предъявлений, необходимых для правильного воспроизведения. Задание доступно большинству здоровых детей 6 лет и старше. По данным наблюдений и литературы, избирательные трудности в этом задании (делают большие паузы между движениями, путают последовательность движений или пропускают некоторые из них) характерны для детей со специфическими трудностями ; в овладении школьными навыками (дислексией, дисграфией, дискальку-лией). Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.
Праксис идеаторный и идеомоторный. Действия с реальными предметами. Испытуемому предлагается причесаться; расстегнуть и застегнуть пуговицы, снять и надеть куртку и др. Действия с воображаемыми предметами: показать, как чистят зубы, пилят дрова, размешивают сахар в чашке и т.п. Выполнение символических действий: попрощаться, молча позвать кого-либо, отдать воинское приветствие и т.д.
Оральный праксис. Простые движения губ и языка, например, высунуть язык; надуть щеки; поместить язык между зубами и нижней губой и т.д.
Действия без предметов и объектов, например, показать, как задувают горящую спичку, изобразить поцелуй, сплевывание.
Использованная литература
1. Введение в физическую культуру. — М., 1983.
2. Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть. — М, 1990.
3. Сеченов И.М. Избранные произведения. — М., 1953.
4. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. — М., 1960.
5. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительского действия. — М„ 1995.
6. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. — Т. 1. — М., 1968.
7. Утопический роман XVI—XVII веков. — М., 1971.
8. Коменсшй Я.А. // Антология гуманной педагогики. — М., 1971.
9. Дезами Т. Кодекс общности. — М., 1956.
10. Кабе Э. Путешествие в Икарию. — М.; Л., 1948.
11. Фурье Ш. Сочинения. — М., 1954.
12. Оуэн Р. Сочинения. — М.; Л., 1950.
13. Мюллер И. Моя система для детей. — М., 1991.
14. Ломоносов М. В. Сочинения: В 6 т. — М., 1952. — Т. 6.
15. Бецкой И. И. Привилегия и устав имперской академии трех знатнейших художеств: живописи, скульптуры и архитектуры. — СПб., 1767.
16. Максимович-Амбодик Н.М. Искусство повивания, или наука о бабичьем деле: В 5 ч. - СПб., 1786. - Ч. V.
17. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: В 2 т. - Т. 1 - М., 1951; Т. 2 - М, 1952.
18. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. — М, 1947.
19. Аршавский И.А. Ваш ребенок может не болеть. — М., 1990.
20. Бадалян Л. О. Нервная система // Дошкольное воспитание. — 1975. — № 5.
21. «Истоки»: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. — М, 1997.
22. Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М, 1985.
23. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М., 1991.
24. Павлов И. П. Полное собрание сочинений: В 4 т. — М., 1951. — Т. 3. — Кн. 1, 2.
25. Анохин П. К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. — М., 1978.
26. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М., 1991.
27. Бернштейн И.А. Физиология движений и активность. — М, 1990.
28. Красногорский И. И. Труды по изучению высшей нервной деятельности. — М, 1964.
29. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. — М., 1970.
30. Мотылянская Р. Е. Пути исследования проблемы развития выносливости у юных спортсменов. Выносливость у юных спортсменов / Под ред. Р. Е. Мотылян-ской. - М., 1969.
', 31. Терехова И. Т. Работоспособность и утомляемость детей дошкольного возраста на занятиях в детском саду // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста. — М, 1977.
32. Корниенко И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции. — М., 1979.
33. Данько Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности // Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева. — М., 1980.
34. Юрко Г. П. Функциональные возможности и физическая работоспособность дошкольников // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста. — М., 1977.
35. Матвеев Л. П., Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания. — М., 1982.
36. Фарфель В. С. Методика определения тонуса симметрии мышц туловища. — М., 1960.
37. Ханна Т. Искусство не стареть: Как вернуть гибкость и здоровье. — СПб., 1997.
38. Доман Г., ДоманД., Хаги Б. Как сделать ребенка физически совершенным. — М., 1998.
39. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1973.
40. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. — М., 1947.
\ 41. Голубева Л. П. Гимнастика и массаж для самых маленьких. — М., 1996.
42. Дубровский В. И. Все виды массажа. — М., 1992.
43. Тернер Р., Нанаяккара. Массаж для детей: Практическое руководство по массажу в домашних условиях. — М., 1998.
44. Гальперин П. Я. К вопросу об инстинктах у человека // Вопросы психологии. - 1976. - № 1.
45. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. — М., 1927.
46. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1951. — Т. 1.
47. Быкова А. И. Основные средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста в свете принципа всесторонности: Дис... канд. пед. наук — М., 1949.
48. Физическая культура в школе: Методика урока в I—III классах. — М., 1971.
49. Иваницкий М. Ф. Движения человеческого тела // Анатомические очерки. — М., 1938.
50. Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. — Минск, 1999.
51. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1990.
52. Тюрджиев Г. Стоп-упражнения // Наука и религия. — 1989. — № 9.
53. Крупская И. К. О дошкольном воспитании. — М., 1967.
Рекомендуемая литература
Адашкявичене Э.И Баскетбол для дошкольников. — М., 1983.
Аркин Е.А. Дошкольный возраст. — М., 1948.
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М., 1981.
Вавилова Е.Н Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. — М., 1983.
Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. — М., 1983.
Голощекина М.П. Лыжи в детском саду. — М., 1977.
Грядкина Т.С. Тренажеры для дошкольников. — СПб., 1992.
Детские народные подвижные игры / Сост. А. В. Кенеман, Т. И.Осокина. — М., 1995.
Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. — М., 1989.
«Истоки» — базисная программа развития ребенка-дошкольника. — М., 1977.
История физической культуры и спорта / Под ред. В. В. Столбова. — М., 1985.
Карманова Л. В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада. — Минск, 1980.
Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1978.
Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. — М., 1973.
Кистяковская М. Ю. и др. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. — М., 1978.
Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. — М, 1970.
Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. — М., 1978.
Лескова Г. П., Буцинская И. И., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. — М., 1981.
Литвинова М. Ф. Народные игры. — М., 1986.
Лысова В.Я., Яковлева Т. С, Зацепина М.Б. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников: Сценарии: Старший дошкольный возраст. — М., 1999.
Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. — М., 2005.
Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. — СПб., 1993.
Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М., 1978.
Осокина Т. И. Как научить детей плавать. — М., 1985.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. - М., 1984.
Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» / Под ред. А. В.Кенеман, Т. И.Осоки-ной. - М., 1984.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В. В. Гербовой. — М., 2005.
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 5—7 лет. — М., 2000.
Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и ме-* тодика физического воспитания детей дошкольного возраста» / Сост. А.В.Кенеман. - М., 1985.
Сестра-воспитательница яслей и младших групп детских садов / Под ред. М.Д.Ковригиной. — М., 1974.
Справочник по детской лечебной физкультуре / Под ред. М. И. Фонарева. — Л., 1983.
Теория и методика физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. — М., 1991.
Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. — М., 1979.
Фельденкрайз М. Осознавание через движение. — М., 2000.
Физическая подготовка детей 5—6 лет к занятиям в школе / Под ред. А. В. Ке-неман, Т.И.Осокиной. — М., 1980.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. М. Ю. Кистя-ковской. — М., 1978.
Фонарев М.И., Фонарева Т. А. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях. — Л., 1977.
Фролов В.Г., Юрко Т.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. — М., 1983.
Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М., 1978.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие............................................................................................................... 3
Часть первая. Общие вопросы теории физического воспитания ребенка... 5
Глава 1. Теория и методика физического воспитания ребенка............. 5
1.1.1. Предмет теории физического воспитания и его основные понятия 5
1.1.2. Связь теории и методики физического воспитания
с другими науками................................................................. 8
1.1.3. О единстве организма и окружающей среды................ 11
1.1.4. Методы исследования в теории физического воспитания 14
Глава 2. Развитие теории физического воспитания ребенка................. 17
1.2.1. Зарубежные системы физического воспитания ребенка 17
1.2.2. Развитие теории физического воспитания
ребенка в царской России................................................... 30
1.2.3. Система физического воспитания ребенка
в советский период................................................................ 36
Глава 3. Задачи и средства физического воспитания............................. 39
1.3.1. Цель и задачи физического воспитания......................... 39
1.3.2. Средства физического воспитания.................................. 42
1.3.3. Физические упражнения — основное средство физического воспитания 43
Часть вторая. Методика физического воспитания и развития ребенка.... 52
Глава 1. Возрастные особенности развития ребенка
от рождения до 7 лет....................................................................... 52
2.1.1. Особенности развития ребенка раннего возраста....... 52
2.1.2. Особенности развития ребенка-дошкольника.............. 59
2.1.3. Характеристика программ по физическому воспитанию 62
Глава 2. Основы обучения и развития ребенка в процессе
физического воспитания................................................................. 64
2.2.1. Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания 64
2.2.2. Принципы физического воспитания................................. 66
2.2.3. Методы и приемы обучения ребенка.............................. 72
2.2.4. Формирование двигательных навыков
и воспитание психофизических качеств......................... 87
2.2.5. Закономерности формирования двигательных навыков у ребенка в процессе обучения 96
2.2.6. Этапы обучения двигательным навыкам....................... 98
2.2.7. Методика воспитания психофизических качеств .... 102
Глава 3. Физическое воспитание ребенка раннего возраста............. 128
2.3.1. Физическое воспитание ребенка первого
года жизни............................................................................. 128
2.3.2. Физическое воспитание ребенка второго
и третьего года жизни........................................................ 138
Глава 4. Гимнастика для детей дошкольного возраста........................ 142
2.4.1. Гимнастика как средство и метод физического воспитания ребенка 142
2.4.2. Виды гимнастики и их характеристика........................ 143
2.4.3. Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста 145
Глава 5. Подвижные игры как средство гармоничного развития
ребенка. Спортивные игры.......................................................... 188
2.5.1. Подвижная игра, ее определение и специфика........... 188
2.5.2. Подвижная игра как средство и метод физического воспитания 192
2.5.3. Теория подвижных игр...................................................... 194
2.5.4. Классификация игр............................................................. 201
2.5.5. Методика проведения подвижных игр.......................... 201
2.5.6. Русские народные подвижные игры.............................. 210
2.5.7. Развитие творчества в подвижных играх..................... 219
2.5.8. Воспитание выразительности движений
в подвижных играх............................................................. 227
2.5.9. Спортивные игры для дошкольников............................ 231
Глава 6. Спортивные упражнения для дошкольников.......................... 247
2.6.1. Характеристика спортивных упражнений.................. 247'*
2.6.2. Обучение ходьбе на лыжах.............................................. 248
2.6.3. Обучение катанию на коньках........................................ 249
2.6.4. Катание на роликовых коньках...................................... 253
2.6.5. Катание на санках.............................................................. 254
2.6.6. Катание на качалках, качелях, каруселях.................. 254
2.6.7. Катание на велосипеде...................................................... 255
2.6.8. Обучение плаванию........................................................... 257
Глава 7. Формы организации физического воспитания
в дошкольных образовательных учреждениях..................... 262
2.7.1. Физкультурные занятия дошкольников........................ 262
2.7.2. Утренняя гимнастика в детском саду............................ 280
2.7.3. Физкультминутка................................................................ 285
2.7.4. Закаливающие мероприятия в сочетании
с физическими упражнениями......................................... 286
2.7.5. Подвижные игры и физические упражнения
на прогулке........................................................................... 290
2.7.6. Организация экскурсий и туристских прогулок......... 291
2.7.7. Индивидуальная работа с ребенком.............................. 295
2.7.8. Организация самостоятельной двигательной деятельности ребенка 296
2.7.9. Активный отдых дошкольников...................................... 297
Глава 8. Планирование и организация работы по физическому
воспитанию в дошкольных учреждениях................................ 302
2.8.1. Планирование работы по физическому
воспитанию дошкольников.............................................. 302
2.8.2. Организация работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях 311
2.8.3. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольников 315
2.8.4. Врачебный контроль.......................................................... 316
2.8.5. Медико-педагогические наблюдения в процессе физического воспитания дошкольников 320
2.8.6. Контроль за санитарно-гигиеническими условиями и одеждой детей 324
2.8.7. Санитарно-просветительская работа........................... 325
2.8.8. Физическое воспитание ребенка в семье...................... 326
2.8.9. Оборудование и инвентарь для занятий физическими упражнениями 328
Часть третья. Работа методиста в дошкольном учреждении............................... 335
Глава 1. Должностные обязанности методиста по физической
культуре ребенка............................................................................ 335
3.1.1. Основные качества специалиста по физической культуре 335
3.1.2. Оформление методического кабинета.......................... 336
3.1.3. Формы работы методиста по физической культуре ребенка с педагогическими кадрами 337
Глава 2. Преподавание курса «Методика физического воспитания
и развития ребенка» в педагогическом колледже................. 339
3.2.1. Основные задачи профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию 339
3.2.2. Методика проведения учебной работы....................... 342
Приложения....................................................................................................... 346
Использованная литература........................................................................ 360
Рекомендуемая литература.......................................................................... 361
Учебное издание
Степаненкова Эмма Яковлевна