Способы организации детей на занятии

I Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечи­вается с помощью различных способов организации детей. Эти

Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru способы при выполнении движений оказывают влияние на коли­чество повторений за отведенное время, обеспечивают управле­ние педагогом процессом усвоения материала, создают условия для осознанного овладения структурными компонентами движе­ния и позволяют детям учиться не только у педагога, но и у своих сверстников.

На физкультурных занятиях используется фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют одно­временно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выде­ленное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторя­емость, что способствует быстрому образованию временных свя­зей, достижению высокой активности каждого ребенка и доста­точной физической нагрузки при выполнении любого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, переключаясь на обучение одних, он не видит действия других. Поэтому при многократном повторении движения может закла­дываться его ошибочное выполнение ребенком и в последующем придется вносить в него коррекцию. Ребенок не имеет возможно­сти наблюдать за действиями других занимающихся. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального представле­ния о новом движении, для овладения первоначальными действи­ями с каким-нибудь новым пособием (мячом, обручем, мешоч­ком и т.д.), когда создается ориентировка в выполнении. Напри­мер, фронтальное первоначальное выполнение подлезания под шнур в младшей группе, овладение целенаправленными действи­ями с мячом, подпрыгивания на месте и т.д., подбрасывание и ловля мяча, прокатывание мяча на противоположную сторону; прыжки со скакалкой (в средней группе) и т.д. Целесообразно фронтально выполнять движения не только на этапе первоначаль­ного разучивания, но и на этапе закрепления и совершенствова­ния. Следует учитывать, что фронтальный способ применим толь­ко к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях физкультурного занятия.

Для выполнения физических движений обучающиеся могут быть разделены на группы, т.е. используется групповой способ организации детей. При этом каждая группа, как правило, упраж­няется в осуществлении определенных движений, поэтому коли­чество детей у одного снаряда значительно уменьшается. Спустя некоторое время подгруппы меняются местами, и это позволяет переходить к действиям на разных снарядах, что повышает инте­рес к занятию. При таком способе создается возможность для уг­лубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого




способа является создание благоприятных условий для детального усвоения: небольшое число детей позволяет обеспечить достаточ­ное количество повторений для успешного овладения упражнени­ем, ребенок имеет возможность слышать указания взрослого, от­носящиеся к нему и к другим детям; небольшой перерыв между повторениями, с одной стороны, достаточен для восстановления сил, а с другой стороны — успешно образуются временные связи и есть условия для наблюдения за выполнением упражнения дру­гими детьми.

Знакомые физические упражнения дети выполняют без прямо­го надзора педагога, что развивает у них самостоятельность в ис­пользовании разученных движений, самоконтроль и самооценку. Данное движение включается в двигательный опыт ребенка. Груп­повой способ создает благоприятные условия для разучивания со­ставных элементов движения. Однако если на занятии разучивает­ся новое движение или способ его выполнения, то для закрепле­ния не может быть взято движение, требующее подстраховки.

Разновидностью этого способа является посменный, когда дети выполняют одно движение сменами (одновременно 3—4 че­ловека), упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыги-вание со скамейки и т.д.

Поточный способ предусматривает выполнение физичес­ких упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и пе­реходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает спо­собность сочетания движений. Однако обучение новому физичес­кому упражнению при таком способе затруднено, поскольку мы­шечные ощущения, возникшие при первом выполнении этого движения, затем стираются при осуществлении знакомых двига­тельных действий, и, подходя вновь к воспроизведению разучива­емого движения, ребенок допускает ошибки. При этом он лишен возможности учиться от сверстников, так как занят выполнением своего движения.

Данный способ успешно решает задачи закрепления и совер­шенствования движений.

Существует индивидуальный способ организации, Когда дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движе­ния у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие Дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняюще­го упражнения и воспринимают замечания. Индивидуальный спо-

Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru соб обеспечивает подстраховку для предупреждения травматизма. Вместе с тем очередность снижает активность детей, однообразие приводит к монотонности, а отсюда — к отвлекаемости детей от процесса обучения. Такая организация не позволяет обеспечить до­статочное количество повторений для усвоения, снижает физио­логическую нагрузку, и к тому же образуется большой перерыв между повторениями.

Нередко воспитатель на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей при выполнении физических упраж­нений. Так, внутри группового способа одни движения осуществ­ляются индивидуальным способом (прыжки в высоту с разбега, кувырки и т.д.), а другие — посменно (подтягивание на скамейке, упражнения в равновесии, подлезание и т.д.). Подобное сочетание используется и в поточном способе.

Подготовка дошкольников к выполнению обязанностей дежурных на физкультурных занятиях

К созданию условий для выполнения физических упражнений на физкультурных занятиях привлекаются и дети. Предусмотрена организация дежурств. В обязанности дежурных входят следующие навыки:

1) дежурный должен отбирать необходимое оборудование;

2) отсчитывать нужное количество пособий и инвентаря;

3) владеть способами переноса и размещения спортивного ин­вентаря и располагать его на определенных местах;

4) договариваться, распределять обязанности между дежур­ными.

Подготовка к дежурствам осуществляется через поручения, ко­торые могут быть даны уже в младшей группе. Так, утром педагог предлагает двум детям отобрать в корзину (ящик) кубики (мячи) определенной величины для перешагивания через них. Не­посредственно перед занятиями он поручает поставить кубики в обозначенные (кружком, крестиком, линией и т.д.) места, т.е. применить прием наложения, который они усваивают на занятиях по развитию элементарных математических представлений. При этом воспитатель знакомит с рациональным способом переноса посо­бий. Обычно, поставив корзину у входа в зал, дошкольники бега­ют за каждым кубиком или, в лучшем случае, берут в каждую руку и идут раскладывать. Взрослый подсказывает, что корзину с куби­ками будет удобнее принести вдвоем и поставить ее ближе к тому месту, где их предстоит разложить, и только потом уже расстав­лять. Чтобы не мешать друг другу, дети начинают действовать с противоположных концов, а встречаются в середине. В следующий

раз для выполнения поручения целесообразно объединить детей, из которых один уже умеет правильно раскладывать пособия.

Можно также поручать малышам размещать инвентарь для пе­решагивания, ходьбе между предметами, а в последующем и для перепрыгивания через положенные палки, косички. Количество предметов воспитатель определяет сам. В основном дети младшей группы приучаются размещать пособия для выполнения физичес­ких упражнений в вводной части задания. Так как это происходит до начала занятия, педагог жестко не регламентирован временем

; и может больше внимания уделить детям. В основной части занятия можно научить детей правилам переноса скамейки (вчетвером за углы, носки ног разворачиваются в направлении перемещения).

В средней группе для размещения пособий можно ис­пользовать условные мерки. Так, мячи, кубики для обегания, пе­репрыгиваний дети размещают на расстоянии одного шага друг от друга. При этом требуется уже распределение обязанностей: один

>. измеряет расстояние, а другой ставит пособие у носка ноги. Мож­но предположить, что расстояние между предметами будет неоди­наковым, но дети среднего дошкольного возраста должны при-

: учаться приспосабливать свои движения к условиям, регулировать ширину шага, силу толчка и т.д. Доступно им и раскладывание обручей для прыжков. Например, педагог дает задание: «Нужно положить обручи от начала ковра вплотную друг к другу, чтобы прыгать из одного в другой». Причем количество предметов могут

. отсчитывать сами дети. Так, если нужно разложить 8 обручей, вос­питатель предлагает взять четыре обруча одному ребенку и четыре другому и разложить их.

Для указания места расположения крупного инвентаря можно

Ейспользовать карточку с нарисованным пособием, которая кла­дется на полу, обозначая тем самым место нахождение самого

■ пособия. При размещении оборудования дети могут научиться

-. пользоваться приемом приложения: поставить скамейку напротив стульев, немного отступя от них; положить доску рядом с дорож-

! кой и т.д. Дошкольники должны понять, что пособия нельзя ста-

* вить близко к стене и к другим предметам, так как они будут ме­
шать при выполнении движений.

Детям среднего дошкольного возраста нетрудно создать условия

• для выполнения прыжков в длину с места, используя нестандарт­
ное оборудование. Например, взять две палки длиной по 80 см,

; Между которыми натянуть два шнура,' причем один шнур прикре-■Штьнеподвижно к концам палок, а от него на палки нанести

нарезки через каждые 5 см, по которым будет передвигаться дру-;• гой шнур, и определять ширину «ручейка». Воспитатель сдвигает

второй шнур на нужное расстояние и сматывает шнуры на палки.

Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru Способы организации детей на занятии - student2.ru На занятии детям остается только размотать шнуры и установить «ручеек».

Во время проведения подвижных игр дети могут ограничить пространство для ловли с помощью натягивания шнура; они сами могут также натянуть шнур для подлезания.

Старших дошкольников учат расставлять пособия на определенном расстоянии несколько иначе. Так, для перешагива­ния нужно поставить кубики на расстояние в две ступни. Посколь­ку ходить приставным шагом (ставя пятку одной ноги к носку дру­гой) умеют уже дети второй младшей группы, то измерить рассто­яние ступнями, поставив их на одну линию, не составит труда. Дети сами могут отсчитать предметы в количестве до десяти, при­чем педагог может использовать для отсчета прием группировки предметов по каким-то определенным признакам (флажки, сул­танчики и др.).

Для измерения расстояния дети могут пользоваться, например, такими мерками: «Разложите набивные мячи так, чтобы расстоя­ние между ними равнялось этой палочке». Дети должны догово­риться о распределении обязанностей: один отмеряет расстояние от условного места, а другой раскладывает мячи. Или: «Начертите ручеек шириной вот с эту палочку». Дети, ориентируясь на какую-то полоску или пользуясь палкой, сначала прочерчивают линию, затем с двух концов отмеряют нужное расстояние и эти метки соединяют чертой, используя снова палку или рейку. В дальней­шем для измерения большого расстояния (для метания, пробега-ния и т.д.) можно применять шнур, который натягивают одно­временно оба ребенка.

Наконец, можно давать задания, в ходе которых сначала следу­ет измерить расстояние, а потом уже расставлять пособия. Напри­мер, предложить установить вторую корзину для метания на про­тивоположной стороне на таком же расстоянии от черты, что и первая корзина.

Овладение этими приемами позволит дошкольникам более осо­знанно воспринимать те линии и метки, которые надо учитывать во время прыжков, метания и т.д., кроме того, оно даст возмож­ность самостоятельно создавать условия для выполнения физичес­ких упражнений в сюжетно-ролевых, подвижных играх и в играх с элементами соревнования.

Научившись выполнять отдельные поручения, связанные с рас­становкой оборудования и пособий, дети будут готовы к дежур­ствам и смогут самостоятельно размещать необходимый физкуль­турный инвентарь. В дальнейшем дошкольники на основе приоб­ретенного опыта могут во время дежурств расставлять пособия са­мостоятельно.

Дежурные должны иметь следующую информацию: какое обо­рудование потребуется, в каком количестве, когда и где его следу­ет разместить. Все это может быть раскрыто на панно (доске, фла-нелеграфе) с использованием карточек. Все панно делится на три полоски. На первой и второй полоске устанавливаются карточки, обозначающие пособия для выполнения основных движений («Это нужно будет расставить после выполнения упражнений»; терми­ном упражнения дети, как правило, обозначают только общеразви-ваюшие упражнения), а на третьей полосе — для подвижной игры.

Для обозначения количества пособий используется цифровая . (если дети знают цифры) или числовая карточка. Эта карточка прикрепляется над соответствующим пособием. Для определения расстояния между пособиями ставится карточка с условной мер­кой. Читать такое панно для старших дошкольников не составляет труда, поэтому когда дежурные смотрят на заполненное панно, то они получают всю информацию.

Чтобы познакомить детей с размещением оборудования в про­странстве, следует использовать макет спортивного зала, на кото­ром хорошо видно местонахождение каждого пособия для выпол­нения основных движений относительно окон, двери и т.д.

Получив информацию, дежурные расставляют инвентарь для вводной части занятия. После этого они заранее отбирают необхо­димые пособия для основной части, ставят их ближе к тому месту, где будут раскладывать, чтобы потом можно было быстрее взять, |и договариваются о распределении поручений. При этом можно назначить капитана дежурных, который будет управлять всей под­готовкой инвентаря и его расстановкой. Первоначально детям не­обходимо оказывать помощь в распределении обязанностей. Сле­дует учитывать объем работы дежурных. Если упражнения выпол­няются двумя потоками или несколькими подгруппами, то коли­чество дежурных можно увеличить до четырех.

В результате последовательно проводимой работы по обучению размещению оборудования дети научаются быстро расставлять спортивный инвентарь на заданном расстоянии, используя зна­ния об условных мерках, усвоенные на занятии по математике, тем самым одновременно создается база для формирования уме­ния организовывать игры со сверстниками.

Наши рекомендации