История русских народных игр.
В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр!
Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре.
До наших времён сохранились следы древних игр в виде восклицания «чур, не я!», когда первобытные люди искали защиту у пращура – родоначальника. Такие народные игры, как «Просо», «Лён», «Гуси-лебеди» и многие другие, своими корнями уходят в первобытное общество.
А вот игра Казаки-разбойники.В неё играли всегда и до сих пор кое-где пытаются играть.
Наверное, эта игра, пришедшая к нам из глубины веков, была связана с действительными, происходившими когда-то на Руси событиями. Я помню из уроков истории в школе, что в разбойники часто шли разоренные помещиками крестьяне. А вспомните «разбойников» Дубровского? У Пушкина и поэма есть «Братья разбойники». А в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» кто, вы думаете, были эти богатыри?
Братья в ту пору домой
Возвращалися толпой,
С молодецкого разбоя...
Были даже народные героические драмы о разбойниках, которые ставили сами крестьяне. Почему же в прежние времена народ так любил разбойников? Советский исследователь П. Берков объясняет: «В глазах народа в XVII—XVIII веках разбойники — это мстители за его угнетенное положение, это личности, отстаивающие его, народа, человеческие права, это люди, овеянные своеобразным героизмом...»
Поэтому неудивительно, что и ребята любили играть в казаков-разбойников.
Третий лишний. Еще одна игра, название которой давно вошло в поговорку. Например, когда двое разговаривают по секрету, а кто-то подходит и мешает, ему частенько говорят: «Третий лишний!» При этом никто и не вспоминает, что эти слова — название старинной русской игры.
Это одна из самых простых, но самых веселых и оживленных игр.
Русские народные игры очень многообразны Детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброта, благородство, взаимовыручка.
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество.
Игровая деятельность как часть подготовки к сдаче норм ГТО.
Одной из форм подготовки к сдаче норм ГТО стало изучение и применение в практике физического воспитания русских народных игр.
В основе подготовке к сдаче норм ГТО – игровой метод, как наиболее привлекательный и естественный для детей и подростков, который в непринужденной форме повышает физическую подготовленность школьников и который оказывает значительное влияние на их личностное развитие.
Через игру и посредством игры делается попытка:
1) использовать ГТО как элемент физического (телесного) воспитания, которое ориентировано на формирование культуры здоровья, двигательной культуры и культуры телосложения.
2) учесть разнообразные интересы и потребности, национальные и региональные особенности, социальные запросы и требования школьников разного возраста к физическому воспитанию и т.д.
Использование игровых методов для усвоения входящих в комплекс упражнений, мотивирует детей к занятиям физической культурой. Опора на игру позволяет эффективнее решать задачу обучения детей определенному набору упражнений и соответствует положениям психологии о потребностях детей, способствует формированию жизненно важных двигательных умений и навыков.
Также подготовка к сдаче норм ГТО, сопровождающаяся позитивным эмоциональным настроем в ходе применения подвижных игр, стимулирует двигательную активность детей, меньше их утомляет и готовит организм к значительным функциональным нагрузкам во время спортивных соревнований. Важно, что игры, включаемые в занятия, часто выполняют роль модели формирования определенного психологического стереотипа, т. к. упражнения в них закрепляются в условиях игровой соревновательной деятельности. Это важно для будущего участника соревнований по отдельным видам и многоборью ГТО.
В подготовке к сдаче норм ГТО по бегу на короткие дистанции и кроссу можно использовать игры конкретных видов: «Охотники и утки», «Мышеловка», «Гуси-гуси», «Невод» и др
Игры с элементами силовой борьбы («Бой петухов», «Перетягивание через черту» и др.) полезно для обучающихся к выполнению силовых норм ГТО - перетягивание каната, «Цепи кованные» и др.