Подонско-предкавказская «сарматия»
(некоторые задачи комплексного изучения)
1. Выход в свет монографии В.Е.Максименко (1983 г.) и последующие исследовании я подводят существенный (хотя и далеко не окончательный) итог накоплению и изучению савромато-сарматских древностей в ранее «неизвестном» (А.А.Спицин) Нижнем Подонье. Подобная перспектива вряд ли реальна в обозримом будущем для территории степного Предкавказья. Рост фонда кочевнических погребальных памятников 7-3 вв. до н.э. был обеспечен здесь в последние 10-15 лет (как и в Подонье) си-
-32-
лами большой группы специалистов, но обобщающее его исследование в ближайшее время, к сожалению, не ожидается.
Между тем, обе названные территории являются, по-существу, взаимопротяженной частью южнорусских степей к западу от Волги, исторические судьбы населения которой, имея локальные отличия, складывались в общем русле развития в течение нескольких тысяч лет. Подразделение этой обширной зоны на более или менее «суженные» области конкретных исследований должно трезво осознаваться всего лишь как условное (инструментальное) облегчение подхода к уяснению единых в принципе закономерностей исторического прогресса в большой ареале генетически тесно связанных кочевнических культур. Особая специфика и сложность изучения определяются еще и контактностью зоны, которыми обладают Подонско-Предкавказские степи.
2. Сейчас остро назрела задача исчерпывающего картирования и поэтапного сопоставления основных признаков кочевнических древностей савромато-сарматской эпохи в границах всего региона с целью уяснения общей археологической панорамы и уточнения имеющихся ныне представлений об улавливаемых «локальных границах», которые воспринимаются чаще всего как межплеменные внутрирегиональные рубежи. В качестве примера эффективности работы такого рода следует привести коллективное издание «Скифские погребальные памятники степей Северного Причерноморья».
3. Традиционный для археологов «этно-культурный» интерпретационный уровень использования накопленного фонда источников далеко еще не исчерпал своих возможностей (особенно в плане применения формализованных методов). однако в конкретном случае на повестку дня становится проблема поисков и реализации новых путей комплексного исследования всей суммы фактов для выявления сути исторических закономерностей и реалий, определявших ход развития кочевых племен ( в их взаимосвязи с «варварской» и античной оседло-земледельческой и ремесленной «хорой») с границах степного региона.
Достаточно отметить, что перспективные направления ис-
-33-
следования, разработанные, например, С.А.Плетневой применительно к кочевникам средневековья остаются, практически, «не востребованными» для осмысления предшествующей эпохи. Между тем, археологическая и письменная фактура источников Подонско-Предкавказской «Савроматии» представляют богатые возможности для сопоставления корректировок. В качестве лишь одной из частных, но перспективных посылок можно привести конвергентно апробированную на материалах Северного Кавказа (В.Б.Виноградов, В.Л.Ростунов и др.) и Украины (В.Ф.Генинг) методику оценки сезонной информативности ориентировок захоронений для реконструкции динамики и темпа освоения региона новыми группами кочевников. Еще более существенна настоятельная необходимость поисков и изучения краткосрочных (ситуацинно-периодических, сезонных, традиционно-контактных и др.) стоянок номадов.
Первые опыты в Терско-Кумском междуречье (Е.В.Крупнов, В.Б.Виноградов, В.А.Петренко и др.) показывают перспективность таких попыток.
4. В границах очерченного региона недостаточно учитывать результаты межплеменных и межкультурных контактов, взаимовлияний, процессов аккультурации и ассимиляции. В последние годы на материалах Северного Кавказа выработана концепция принципиально существенной, а в чем-то и исключительной роди межэтнического синтеза как фактора и развития исторических феноменов в лице новых этно-культурных образований (В.Б.Виноградов, Я.Б.Берзин, В.Л.Ростунов, А.О.Наглер и др.), выступающих в качестве мощного стимулятора общерегионального исторического процесса. В этой связи остро дискуссионные проблемы соотношения «скифского» и «савроматского» компонентов в кочевнической среде региона, исторической сущности «сирматов», «язаматов», «сираков» и иных групп нуждаются в более глубокой оценке в общем контексте зоны складывания и накопления тех сил и тенденций, которые заявят о себе в последующие века на широком фронте Северного Причерноморья, Кавказа и Северного Прикаспия.
-34-
А.С.Скрипкин