ЦАРСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛ. 4 – ПЕРВОЙ ПОД 3 ВВ. ДО Н.Э.
Большинство исследователей называет азиатскую часть Боспорского царства во второй пол 4 – первой пол. 3 вв. до н.э. в пределах географических границ Таманского полуострова и береговой полосы Черного моря в границах современного Анапского района. Пограничным форпостом государства обычно именуют Семибратнее городище – предполагаемую столицу Синдов. На территорию к востоку от этого городища власть Боспорских царей, как, считают, распространялась чисто номинально. Основными эпиграфическими источниками для реконструкции Боспорских границы на востоке считают титулатуру боспорских царей, свидетельства Диодора о гражданской войне на Боспоре между сыновьями царя Перисада 1 Сатиром, Евмелом и Пританом. Использование археологического материала затруднено из-за слабой изученности района низовий Кубани к востоку от ст.Варениковской. Вместе с тем упускается из виду такой важный источник, как нумизматический материал.
Известно, что находки монет почти всегда, за исключением случаев их вторичного использования, соответствуют территории их обращения. Известно также, что меотские племена денежного обращения не знали. Вместе с тем картирование нумизматического материала позволяет четко выделить районы распространения боспорских монет - как единичных находок, так и кладов. Последние четко очерчивают границу зоны денежного
-30-
обращения, которая должна примерно соответствовать границе государства, т.е. той территории, население которой не номинально, а фактически находилось в юрисдикции Государства. Эта граница расположена значительно восточнее предполагаемой ранее; ее в средней и южной части можно провести по линии Старонижестеблиевская-Крымск-Новроссийск.
Именно вокруг этой линии сосредоточены нумизматические находки, там обнаружены городища, содержащие в своих культурных слоях большой процент находок боспорского происхождения. Небезинтересно в этом плане и погребение с греческими чертами погребального обряда в грунтовом могильнике Старонижестеблиевского городища.
Т.А.Прохорова
БЕГЛИЦКИЙ НЕКРОПОЛЬ
(предварительные итоги)
Остатки поселения и некрополя на Беглицкой косе были открыты М.А.Миллером в 1927 году. Культурный слой поселения не фиксировался уже в 50-е годы. Могильник продолжает интенсивно разрушаться обвалами берегового обрыва. Спасательными раскопками 1956, 1958, 1974-1980 гг. установлено совместное существование на некрополе подкурганных и бескурганных захоронений, что объясняется изменением обычаев и представлений кочевников в условиях перехода к оседлости и, судя по инвентарю, социальными и имущественными различиями.
Подкурганные захоронения совершены в глубоких катакомбах; фиксируются ровики с остатками тризн. Бескурганные захоронения чаще в могилах катакомбного типа, есть захоронения в ямах с подбоем и простых грунтовых ямах. Подкурганные и бескугранные катакомбы однотипны.
Все исследованные погребения ограблены. Обряд реконструируется в общих чертах – труположение в вытянутом на спине положении, на камышовых циновках, с оружием, конской упряжью, в некоторых случаях с конем во входном колодце, с разнообразными украшениями, ориентировка широтная. Использовались в ритуале мясная заупокойная пища, реальгар.
Типы могильных конструкций, обряд, керамика местного
-31-
производства находят ближайшие аналогии в памятниках скифской культуры Причерноморья, что позволяет говорить о скифской этнической принадлежности наследия, оставившего некрополь.
Отмечается одновременно высокая степень эллинизированности материальной культуры, что вообще характерно для памятников, расположенных на морском побережье, что делает возможным непосредственные контакты с греческими купцами.
Греческий импорт на Беглице представлен более всего керамикой. По центрам производства керамическая тара составляет: Гераклея Понтийская – 63%, Херсонес – 21%, Синопа – 4%, 12% - амфоры круга Фасоса, типа Солоха I и Солоха II, др. центры. Чернолаковая посуда некрополя аттического и малоазийского производства, красноглиняная столовая посуда – боспорского. Украшения привозные – бусы, стеклянные литики. Импортный материал датирует некрополь нач. 4 – первой пол. 3 вв. до н.э.
Известно, что греко-скифская торговля строилась по типу натурального обмена. Представляется, что одной из причин возникновения поселения на Беглицкой косе было вовлечение варваров в активные экономические отношения с греками, в которых обе стороны были заинтересованы одинаково. Это повлекло оседание части кочевников-скифов и возникновение сети новых поселений в нач. 4 в. до н.э. в районе Нижнего Дона и Северо-Восточного Приазовья.
В.Б.Виноградов