Искусство второй половины нового царства

(14—11 века до н. э.) После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и ритуалы. Само имя царя-отступника стало запретным, а столица его была опустошена и заброшена. Юный преемник Эхнатона Тутанхамон под влиянием жречества вернулся в Фивы. Роскошь его погребения, изобилие всех видов декоративного искусства, связанных с заупокойным культом, были вызваны стремлением показать истинность старых религиозных устоев. Инкрустированные саркофаги Тутанхамона из литого золота с перегородчатой эмалью, воспроизводящие прекрасный лик юного царя, поражают мастерством обработки материала, совершенством пластики. Благородны сочетания черного дерева с золотом в статуэтке, изображающей Тутанхамона на леопарде.

В 14—11 вв. до н. э. дальнейшие завоевательные войны и захват нубийских территорий способствовали новому притоку богатств в Египет. Вторая половина Нового царства ознаменовалась широким строительством, которое велось не только в Египте, но и в покоренной Нубии. Помимо Гипостильного зала в Карнаке были созданы заупокойные вырубленные в скалах храмы. Таков храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия) (илл. 14), целиком вырубленный в скалах. Фасад его представлял собой гигантский пилон, перед которым возвышались двадцатиметровые статуи сидящих фараонов, наделенные портретными чертами Рамсеса II, также высеченные из каменного массива и видные с далекого расстояния. Они утверждали не только величие власти фараона, но и величие открывающихся взору огромных просторов египетской природы.

Стены храмов по-прежнему покрывались рельефами и росписями, изображающими победоносные походы, охоты и пейзажи. Росписи, особенно не связанные с царскими погребениями, полны бытовых эпизодов, наблюдений над природой. Рельеф из Мемфиса «Плакальщики» (14 в. до н. э) пронизан беспокойным ритмом, выраженным в гибких движениях рук, то простертых вперед, то вскинутых кверху.

2. Сложение ордерной системы в архитектуре Древней Греции. Древнегреческая скульптура и вазопись эпохи архаики.

Периодизация истории Древней Греции:
1. Крито-микенский период: 3 - 2 тысячелетия до н. э.
2. Гомеровский и раннеархаический период: XI - VIII века до н. э.
3. Архаический период: VII - VI века до н. э.
4. Классический период: V век до н. э. - до последней трети IV века до н. э.
5. Эллинизм: последняя треть IV века до н. э. - I век н. э.

Древняя Греция является частью античного мира, культура которого развивалась в бассейне Средиземного моря, Причерноморья и в сопредельных странах в период с 3-го тысячелетия до н.э. до середины V века н. э.

Своеобразие общественного и исторического развития Древней Греции определило особо важное место древнегреческого искусства в развитии культуры и искусства человечества. В Греции, несмотря на наличие рабства, долгое время большую роль играл свободный труд ремесленников и земледельцев.

Греческие племена населяли южную часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и узкую прибрежную полосу малоазийского побережья. Перейдя от первобытнообщинного строя к классовому обществу, они образовали ряд небольших городов-государств, так называемых полисов. По сравнению с огромными рабовладельческими деспотиями Древнего Востока, греческие города-государства были очень малы. Полис, то есть город и прилегающая сельская округа, часто насчитывал лишь несколько тысяч семей.

Греки придавали большое значение доблести человека, проявляющейся в его облике и поступках. В связи возникло понятие о совершенной человеческой личности, об идеале. Вместе с тем спорт, постоянная тренировка воспринимались как непременное условие воспитания гармонически развитого прекрасного человека. Общегреческие спортивные состязания в Олимпии (на Пелопонесском полуострове), которые проводились раз в четыре года, приобрели огромное значение. По олимпиадам велся счет времени, победителям сограждане воздвигали статуи. Созерцание на состязаниях прекрасных обнаженных форм и вместе с тем представление о неразрывной связи физической силы и красоты с морально-эстетическим идеалом способствовали расцвету искусства, в частности скульптуры

Они воплощали в наивно-фантастических и художественно-наглядных образах всю сумму представлений греков о действительности. В чрезвычайно разнообразных мифах древних греков содержались зачатки науки, философии, а не только религии.

Наши рекомендации